Армия. Глава 6. Земеля

   
     Весной к нам в роту поступил новый призыв.  Я, как исполняющий обязанности замполита, стал знакомиться с личными делами новобранцев. Ничего особенного, как всегда, большинство жителей Средней Азии, но вдруг, в одном из личных дел мой глаз зацепил название моего родного города. Естественно, я изучил этот документ подробнее.
 
   Надо сказать, что к землякам в армии отношение  особое, не каждый день попадаются. Есть в армии  негласное правило: старослужащие помогают своим молодым землякам в всем, не дают в обиду.  И слово «земеля» иногда открывает большие возможности для солдата.

   Еще не видя бойца в глаза, я стал знакомиться с ним заочно. Парень как парень , двадцать лет, женат, но профессия необычная – актер.  Немного смущала пометочка в верхнем правом углу дела  «Д1». Это значило, что у парня , что-то не так с головой. Тогда призывали в стройбат и таких, но это никак  не сказывалось на службе солдат, так как отклонения от нормы были минимальны, и никто из военнослужащих и не догадывался о таких мелких секретах сослуживцев. Да что греха таить, таких в роте было несколько.

  Вызвал бойца в канцелярию поговорить по душам. Оказалось, что Андрей, так звали  солдата,  после школы   окончил театральное училище в нашем областном центре и был направлен по распределению на Западную Украину, в  Тернопольский драмтеатр.  Живя там, недавно женился. Высокий, довольно худой, он стоял в числе первых в строю. Поговорили, вспомнили родной город и разошлись. Его служба потекла в общем потоке солдатских будней. Он был одним из немногих славян в роте.

  Но я земелю не забыл, и как только представилась возможность, попросил ротного  пристроить парня куда-нибудь в штаб.  Вскоре подвернулась должность   штабного телефониста, и Андрей был пристроен сначала временно, а потом и вовсе стал обитать в штабе.  Справлялся он со своими обязанностями отлично.  А моя душа была спокойна за земляка.

   Шло время, я нет-нет, да интересовался службой солдата.  В роте он появлялся редко, но однажды , по прошествии трех или четырех месяцев его службы,  Андрей подошел ко мне с просьбой.

- Товарищ лейтенант, помогите  мне получить увольнительную в город. Служу в столице, а  ни разу в  Москве не был.

     Ну что ж, поговорил с начальником штаба. Решили, что парень хороший, службу тащит. Отчего же не отпустить город посмотреть.  Подписали ему увольнительную и в ближайшее воскресенье, боец, в числе десятка счастливчиков нашего полка, отправился обозревать  столицу нашей Родины. Увольнительные обычно выписывались до 23-00, поэтому солдатам можно было разгуляться в городе.

   В тот день я был в наряде, заместителем дежурного по части.  После десяти вечера в полк потянулись  солдаты из увольнения, но моего подопечного среди них не было. Не появился он и в одиннадцать.  Его товарищ-телефонист подошел ко мне с вопросом «Что делать?». Я попросил пока шума не поднимать. Всякое бывает. Решили подождать немного.

   Ближе к двенадцати летит ко мне этот боец, и с квадратными глазами докладывает, что  только-что звонил ему Андрей на штабной телефон  и сказал, что в часть он возвращаться не собирается. Что он уезжает в Ленинград, потому что его пригласили играть в один из Ленинградских театров.
  Тут уж медлить было нельзя. Доложили дежурному по штабу.  Он снарядил три группы патруля во главе с офицерами, и отправил их на Ленинградский вокзал вылавливать нашего «беженца». Почти всю ночь патрули утюжили «Площадь трех вокзалов» и сам вокзал, но все тщетно.

    Не раз за ту ночь всплывало у меня в мозгу: «вот она - пометочка «Д1», да было поздно. Всю ночь в штабе кипела работа. Отправлялись запросы в военкоматы Ленинграда, моего родного города и  Тернополя с ориентировками бойца. Была еще одна маленькая надежда , что беглец позвонит из Ленинграда утром, как обещал своему товарищу-телефонисту.  Но и утром и днем следующего дня сигналов не поступило.

   К исходу второго дня пришли ответы на запросы из разных городов. Работники  местных военкоматов посетили его мать в моем родном городе, жену в Тернополе, но все бесполезно – парень как в воду канул. Земеля не  появился  ни через неделю, ни через две. Через некоторое время я перевелся в другую часть . К этому времени мой земляк «набегал» на  трибунал. Но его следы не нашлись и тогда.

   Позже я очень часто задавался вопросом, каково живется такому, вот, беглецу. И никогда не находил ответа на этот вопрос.


Рецензии