За пропуском

ЗА ПРОПУСКОМ

В ту пору лев был сыт,
хоть сроду он свиреп.
– Зачем пожаловать изволил
в мой вертеп? – спросил он ласково.
Сумароков

С захватом большевиками власти в Бежице, да и везде в России, водворился контроль всего. Чтобы поехать куда-либо, нужен был пропуск от ЧК. Особенно в Харьков, когда вся Украина была в руках немцев. Поехать туда без пропуска было бы бессмысленной затеей.

Мне же хотелось быть там к началу занятий в университете. Поехали мы в Брянск рано утром, не зная точно, где помещается ЧК. В то время все делалось наспех. Так, ЧК находилась в небольшом деревянном домике, только что отобранном у частного владельца. Расспрашивая, нашли эту ЧК. Вошли туда, как, наверно, заходят глупые животные в капкан. Сказали дежурному, сидевшему в полутемной прихожей, за чем мы пришли. Нам велено было ждать.

Сидим в пустой комнате и ждем. Кругом тихо и как-то настороженно. Вдруг из соседней комнаты донеслись крики и окрики, а мы еще в Бежице слыхали про свирепость "зверя" – Медведева. Вскоре вызывают меня к нему. Вхожу, а он кончает "разговор" с каким-то мужчиной, вернее, крик, а не разговор. Сам Медведев сидит за столом. Сразу бросилось в глаза, что это – какой-то ненормальный человек: худой, с впалыми щеками, болезненно бледный, в очках и свирепо кричавший на мужчину:

– Буржуазное отродье!

Схватив револьвер, лежавший тут же на столе, он поднялся с кресла и направился, прихрамывая (он был хромой), к этому человеку, целясь в несчастного, с рёвом:

– Застрелю, гад!

Лицо его налилось кровью и исказилось от злости. Казалось, что он не владеет собою. Голос его хрипел, срывался и переходил в какое-то шипение. Я чуть не вскрикнула, а может быть, и вскрикнула от ужаса, что на моих глазах он может застрелить человека. Вдруг Медведев велел увести допрашиваемого в другую комнату и мягко обратился ко мне:

– Что вам нужно?

Вся дрожа, я сказала:

– Мне нужен пропуск в Харьков, так как я там должна быть к началу занятий в университете.

Я ждала, что он сейчас же закричит на меня так же грубо, как только что кричал на мужчину, и мне теперь хотелось только одного – скорее вырваться на волю. Как вдруг меня поразил довольно приветливый голос:

– Пропуск?.. Пожалуйста! – и он протянул мне маленькую бумажечку – пропуск, только что подписанный им.

Не помню, как выскочила я от него. У Любы тоже все прошло гладко, и она держала в руках такой же пропуск. Получив пропуск от ЧК, мы радостно вернулись домой и начали спешно готовиться к отъезду.


Рецензии