Горкха - обитель служителей Кали

Зажатый между Китаем и Индией на южном склоне великого Гималайского хребта Непал уже около шести лет как лишен своего некогда излюбленного в среде путешественников, писателей и журналистов прозвища "гималайское королевство". Страна, претерпев политические катаклизмы, переживает нелегкий период перехода от монархии к республике. Однако, память народная весьма тяготеет к королевской теме, пусть даже и относятся к ней в непальском обществе несколько щепетильно. Об этом нельзя высказываться слишком хорошо, дабы не стать в глазах окружающих монархистом, что в сегодняшней политической ситуации не совсем политкорректно и, может быть, даже небезопасно. О королевской династии нельзя высказываться и совсем плохо, дабы не быть обвиненным в неуважении обычаев,  ведь король Непала являлся и, полагаю, по-прежнему является духовным лидером, будучи воплощением бога Вишну (и это, как мне кажется, таким мирским делом, как революция, просто так не отменишь). Странным образом, страна и по сей день пестрит названиями "королевских" туристических компаний, парикмахерских, ресторанов и гостиниц, обычно никоим образом к королевской семье не относящихся.

Одним словом, совершенно не удивительным является тот факт, что небольшой провинциальный городок Горкха, затерянный в холмах центрального Непала, не теряет своей популярности среди жителей страны. Ведь именно это место в Непале долгое время считали (и продолжают считать) колыбелью нации, ведь именно здесь родился, можно сказать, первый по-настоящему непальский король, Притви Нараян Шах, и именно отсюда воинственные и честолюбивые Шахи некогда начали свой "крестовый поход" на долину Катманду, приведший, в конце концов, к объединению разрозненных княжеств и городов предгорий Гималаев в единое государственное образование, известное нам по сей день под названием Непал. Этот же поход предрешил и судьбу самой Горкхи, которой, после перемещения столицы в Катманду, суждено было довольствоваться ролью родового гнезда и  хранилища славных традиций.

Некогда я сам поддался очарованию рассказов о крепости Горкха и отправился туда для того, чтобы увидеть всё собственными глазами, тем более, что при моей любви к фортификациям эта поездка просто была обречена на успех. Около сотни километров на запад по Притви Хайвэй от Катманду до городка Абу Хайрени, поворот на север и еще 24 долгих и мучительных километра по узкой и виляющей в холмах дороге до Горкхи. На всё про всё - около шести часов. Небольшой городок из нескольких улиц, протянувшихся вдоль подножия холма. Бесконечный базар, несколько гостиниц, еще больше ресторанчиков, и множество храмов. Словом, всё как и везде в Непале. И только крепостные стены, тянущиеся вдоль хребта к северу от города, вносят в эту картинку что-то непривычное и волнующее. 

Прогулка по самому городку также может быть весьма интересна. Уже хотя бы потому, что здесь, неподалеку от автостанции располагается Нижний дворец, превращенный в наши дни в музей, а также несколько храмов, включая и построенный дедом Притви Нараян Шаха храм Рамешвар Махадев. Однако, все самое важное и интересное в Горкхе находится чуть выше. Именно туда от подножия холма ведет дорога, название которой говорит само за себя – Дарбар Марг, то есть, Дворцовый проспект. "Проспект", в реальности представлющий собой выложенную камнями лестницу-тропинку, которая, начинаясь чуть восточнее  Нижнего дворца и виляя то вправо, то влево, поднимается почти на три сотни метров и заканчивается прямо у стен Горкха Дарбар.

Историки считают, что королевство Горкха возникло во второй половине XVI века, и его основателем стал некий Драбья Шах (именно он решил прибавить к своему имени титул "Шах"), чьи корни ведут к северо-индийской династии Раджпутов – аристократов из касты кшатриев, некогда мигрировавших из Индии под напором мусульманских завоевателей. Однако, по-настоящему жизнь здесь закипела при одном из его последователей, Рам Шахе, который провозгласил завоевательную политику и начал претворять ее в жизнь в начале XVII века. Знаменитый Притви Нараян Шах, родившийся, согласно историческим данным, в уже построенной к тому моменту крепости и считающийся основателем современного Непала, эту политику в середине XVIII века не только продолжил, но и развил настолько, что постепенно все небольшие и разрозненные королевства Гималайских предгорий подчинились власти Шахов. Кстати, одним из официальных названий Непала до недавних времен было именно "Королевство Горкха".

Объединение Непала, понятное дело, проводилось зачастую кровавыми и жестокими методами. На войне, как на войне, принято говорить в таких случаях. Но культ крови, надо думать, был привычен Шахам с детства. Ибо храм, располагающийся за крепостной стеной по соседству с покоями монархов (он занимает западное крыло дворца), был посвящен отнюдь не мирному божеству, а весьма кровожадной богине Кали, культ которой в Непале по своей жестокости смог превзойти оригинальную версию, зародившуюся в Индии. Стоит лишь начать подыматься вверх по уходящей из городка к крепости каменной лестнице, и вы почувствуете запах крови. А к середине дня ступени, по которым люди поднимаются к замку и спускаются от него в город, окрашиваются в багровый цвет и становятся липкими от крови жертвенных козлов и петухов, туши которых, после жертвоприношений, спускают вниз.

Восточная часть дворца некогда представляла собой покои Шахов, к слову, весьма скромные, как и следовало людям, основанное которыми государство некоторые склонны называть "гималайской Спартой". Сегодня можно увидеть частичку этого небольшого дворца, в том числе, и совершенно простой и незамысловатый трон Притви Нараян Шаха, но большая часть его по-прежнему закрыта для посетителей, что еще более усиливает ощущение святости и притягательности этого места.

По соседству с дворцом располагается еще один храм, воздвигнутый на том самом месте, где некогда находилась пещера гуру Горакнатха – легендарного святого и, в некотором смысле, ангела-хранителя династии Шахов, от чьего имени, по одной из версий, и произошло название королевства. По преданию, именно встреча юного Притви Нараян Шаха с Горакнатхом оказала решающее влияние на судьбу будущего короля.

Вся крепость производит впечатление предельной компактности и минимализма. Она строилась для простой жизни и обороны от врагов. Поэтому здесь не было парадных залов: дворец не был предназначен для балов и пышных приемов. И даже короли должны были подниматься в крепость пешком, истинно по-спартански, как и положено настоящим воинам. В то же время, узкие крутые лестницы и узкие входы в крепость делали ее просто неуязвимой. Наличие же храмов, как мне кажется, говорит лишь о том, что и религию Шахи воспринимали весьма прагматично – они поклоняются богам, боги им помогают. А всё остальное не имеет значения… Хотя, все-таки, в некоторой любви к прекрасному этим бесхитростным феодалам отказать было нельзя: со стен крепости открывается поистине восхитительная панорама покрытых снегом гималайских вершин.   

Непалу, в целом, несвойственно варварское отношение к памятникам истории, каковое мы последние двадцать с лишним лет могли наблюдать, к примеру, на постсоветском пространстве. Здесь обычно не крушат памятники и не переименовывают улиц. Однако, Горкха в этом смысле стала исключением: памятник Рам Шаху, некогда стоявший на полпути от крепости к западному форту, был демонтирован. От него остался лишь постамент, и следы стоп, показывающие, где ранее возвышалась фигура одного из непальских монархов. Ходили разговоры и о необходимости переименования города, однако, они, к счастью, так и остаются разговорами. 

Горкха, надо сказать, все-таки стала известна на весь мир, пусть название города и было искажено, а о корнях термина вообще мало кто догадывается. Речь идет о знаменитых непальских гвардейцах – гуркхах (англичане немного исказили оригинальное название), прославивших свою страну в ходе множества военных кампаний в разных уголках земного шара, в составе множества армий, включая, кстати, и миротворческие силы ООН. Много лет назад исключительный боевой дух непальских солдат явился причиной того, что Непал так никогда и не стал колонией. Знаменитые истории битв при Налапани и Малаоне рассказывают о том, что британские военачальники, пораженные мужеством непальцев, быстро поняли, что Непал выгоднее иметь в качестве союзника, а не противника, и предложили храбрецам службу в рядах армии Британской империи, не став продолжать попытки завоевания маленькой, но весьма упрямой и отважной страны. А символом гуркхов по сей день является кривой непальский нож, называемый "кукри". Скрещенные кукри, кстати, являются символом непальской армии. Излишне, думаю, говорить, что именно гуркхи несут в наше время службу по охране крепости Горкха.

* * *

После того первого раза я бывал в Горкхе еще не единожды, причем, в разную погоду. И тогда, когда светило Солнце, и со стен крепости открывался чудесный вид на снежные вершины Гималайского хребта. И тогда, когда на фоне затянутого грозовыми тучами мрачного неба, серые стены крепости в свете сверкающих молний либо в пелене песчаной бури, смотрелись еще более зловеще. Наверное, именно так, как и положено выглядеть обители суровых воинов, поклонявшихся кровавому божеству. Именно об этом думал я, смотря на Горкха Дарбар со скалы Ситы, наверное, самой идеальной обзорной точки, с которой ощетинившаяся "зубастыми" стенами крепость предстает во всем своем суровом великолепии.


© Виталий Шуптар, Катманду, 2014


Рецензии