Радость жизни

Грозный, Чеченская Республика. Год 1995.    

 Поступил в девятый класс 41 й Грозненской гимназии. Одно из немногих учебных заведений, где еще оставались русскоязычные учителя и можно было получить достойное образование. Война расколола общество на два лагеря, плохо совместимых друг с другом. Вот и я дружил с теми ребятами, с которыми разговаривал на одном языке. 

 В школе долгое время не появлялся одноклассник - Лешка Востриков. Тот самый, чудной, рыжий весельчак с нашей компании.

 Когда от него несколько дней не было вестей, учительница поинтересовалась - "может кто то знает, что с ним случилось?".

 Я вызвался помочь. Узнал адрес  где он живет и решил проверить. После школы, побрел на его поиски. По адресу, его места жительства остались лишь одни развалины. Разрушенные до основания,  многоэтажные дома. Впрочем удивительного в этом ничего не было. Район находился в центре города и именно здесь шли самые кровопролитные бои при осаде президентского дворца Джохара Дудаева.

 Убедившись, что здесь я никого не найду пошел назад. Вечерело и смеркалось. Возвращаться пришлось дорогой, ведущей через мост на реке Сунжа. На мосту располагался блок пост Российских войск. Там меня задержали двое солдат - контрактников. Обыскивали и допрашивали. Интересовались целью моего нахождения здесь.
Пытался объяснить - " я просто иду домой, искал одноклассника".
- "в такое время суток, такие как ты и обстреливают нас и совершают нападения".
- "я всего лишь школьник, учусь в девятом классе, да и оружия у меня нет".

 Диалог растянулся на долгое время. Вспомнился Умар, мой чеченский друг. Ему пятнадцать. Живет неподалеку. У него была необычайная тяга к оружию. Родители этого не знали. Он делал ночные вылазки на блок посты. Обстреливал их. Для него это было как игра. Игра с опасностью, жизнью и смертью. На окраине нашего района было заминированное поле, преодолев которое можно было попасть в Ханкалу. Место квартирования бригады российских войск. Именно на этом поле он собственноручно разминировал несколько мин, приносил их домой. Хранил на чердаке. Об этом узнают позже, когда будут осматривать его вещи. Он подорвался на этом поле, при разминировании одной из мин. Ему оторвало конечности, а тело разорвало на несколько кусков,  так его и похоронят.

 Один из контрактников передернув затвор автомата,  приставил мне к голове.
 Сказал - "царство тебе, небесное"!
 Я почувствовал необычайно холодное  и твердое, стальное дуло автомата. В такие моменты нужно смириться с этим, и встретить смерть достойно.
 Ответил, сухим, дрожащим голосом - "Стреляй"!

 И... Меня отпустили. Сказали идти домой, быть осторожнее и больше тут не появляться. Я ни слова не сказал маме. Лишние переживания ей ник чему, но сам испытал необычайную радость жизни. А одноклассник вскоре появился в школе. Он просто уезжал из города.


Рецензии