Белое платье. Большая дорога. 2

Пьеса в 5-и действиях

 Белое платье помещицы Ивановны

(1740-ой год.  Последний год правления и жизни императрицы Анны Иоанновны)


               
Действие II               
               
 Картина I
               
Большая дорога
               
Большая дорога у опушки леса. Все в снегу.               
Из леса выходят два бандита. Ванька Каин и  Камчатка.
               
Явление I
               
Ванька Каин, Камчатка.
 
Ванька Каин
Ну и холод! Аж кости трещат. А деды сказывали, что в январе потеплеет.
Камчатка
Ты совсем одурел. Где ты видел, чтоб в январе за нос дед мороз не хватал? Сам вон в тулупе  и валенках, а все тебе холодно. Вспотел видать, пока дерево подрубал, теперь и знобит. Сейчас согреешься. Слышишь колокольчик звенит? Кто-то едет по нашу душу.
Ванька Каин
Эх, почиркаем ножичком, да понапустим кровушки, денежка нужна, так нужна! Слышу звон приближается, и мне как –то теплее становится. Эх, лишь бы не поп какой попался. Попы они хоть и жирные, но денег с собой не возят и бриллиантов на себя не одевают.
Камчатка
Не жалуешь ты попов! Нехристь что ли?
Ванька Каин
Сам ты нехристь, мурло бандитское. Я православный человек, человек совестливый. А попы всякие бывают. Кто их разберет. Половину бы их перерезать, глядишь другая половина народ истинной вере бы и обучала. А то одни старой веры, другие – новой. Их много… а Бог – один.  И Богородица, Пресвятая Дева Мария – одна. (Крестится) Дева Владычица, Дева Милостивица, Дева Благоверная…
Камчатка
А мне в церкви сказывали, что Бог в трех лицах бывает: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой…
Ванька Каин
Аминь. Не наше это дело обсуждать кто в чем бывает. Слышишь? Уже совсем рядом. О, да вон уже и вдалеке их видно…
Камчатка
Тройка запряжена. И карета богатая! Слышь, Ванька, может хоть сегодня повезет. Богатые на нашей дороге стали. Богатых в России нельзя упускать, а очень богатых и подавно. Ишь как колокольчик заливается! А барин на ножичек нарывается!
Ванька Каин

(Валит на дорогу заранее подрубленное дерево, напевая песню)

Мне мамка пела песенку,
В лесок ты не ходи,
А то тебя повесят там
Бродяги – упыри.

Эй! Стой! Тпру! Приехали! Распрягайте лошади, господа хорошие!

                Явление II
                Ванька Каин, Камчатка, Квасник, Буженинова
Камчатка
Люди добрые, князья аль дворяне, поможите ограбить сани. Тук тук тук, открывай сундук! У нас денежек нету, дайте стибрить карету!

(Вытаскивают из кареты мужчину и женщину в толстых и огромных шубах. Квасника и Буженинову)

Слышь, Ванька, а ты боялся что замерзнешь! Вон какая у этого дохляка доха, в пору тебе будет.
Ванька Каин
А ты на девку, гляжу, глаз положил. Да ты у нее в шубе как в шатре татарском будешь. Ну, че молчите, приехали! Показывайте, что у вас в карете, да все показывайте, без утайки.
Квасник
Не сметь к нам прикасаться! Холопы! Вы знаете с кем имеете дело?
Ванька Каин
Гляди – ка, заговорил. Оторопь – то прошла. Вот и слава богу. Никак важная персона? Может еще и царских кровей? Тогда совсем веселей! Ну, давай, колись! Откуда родом, кто чином и где прячешь рубли, да смотри не наври!
Квасник
Дураки вы с большой дороги. Знаете на кого нарвались? На главного дурака  его величества императрицы Анны Ивановны князя Голицына Квасника и его невесту Авдотью  Буженинову.
Камчатка
Вот уж напужал, так напужал! Князь – дурак! И невеста отпетая – жирная котлета. Вы там наверху  жируете и деньгами сорите, делиться надо с бедным народом. Мерзнет он у вас и денежек у народа нет.
Буженинова
Отпустите нас, пожалуйста! Мы шуты, у нас ничего нет. Мы едем на свою свадьбу, которая намечена через месяц. Для нас царица Анна Ивановна ледяной дворец будет строить.
Ванька Каин

(Обшаривает карету, карманы, сундуки)

Ну и ну, слышь, Мишка, кажись нам не повезло. Одни барские тряпки и не копейки нету. Глянь – ка. Колпак с бубенцом и скоморошное платье. Вы, что ? В самом деле дураки?
Квасник
Еще какие дураки! Дурней дураков не бывает. Самые главные!
Ванька Каин
Я слышал, что в России правители без совета дураков дела делать не могут. Даже табели о рангах ввели. И при каждом табеле свой дурак обязательно есть. Ну, а всякие там  генералы – фельдмаршалы, тайные советники, канцлеры радуются на дураков и командуют Россией. А главное – воруют все сволочи, да так, что денежек на сугрев и пропитание совсем не стало для простого люду. Балы в Москве одни за другими идут и один роскошнее другого. Неужели вы, дурак и дура ничего не имеете? Может где че припрятали? Так поделитись с бедными коллежскими регистраторами.
Буженинова
Нет у нас ничего! Христом богом клянемся. Мы в Петербург спешим на свою свадьбу в ледовом дворце.
Камчатка
Ну, что Ванька, делать будем? Обломилось нам! Что с шута возьмешь, кроме бубенца и палочки. Может прирезать их, чтоб о нас чего кому не сказали?
Буженинова
Пощадите нас добры молодцы!
Ванька Каин
Тебя – то может и пощадим, и даже утешим…
Камчатка
Ну, чем я не добрый молодец?
Квасник
Отстаньте от моей невесты!
Ванька Каин
Еще чего, размечтался!
Камчатка
Все будет в лучшем виде.
(Тащит Буженинову в карету)
               
  Явление III
               
  Большая дорога
               
 Женщина в черном. Квасник,
               
Буженинова,  Ванька, Камчатка
Женщина в черном

Вот те на, приехали! На миг, в этой России отлучишься, тут же и насилие или убийство. Полный мрак! Эй , Мишка, оставь Буженинову, шуты еще последнее слово не сказали. Им надо ехать к ледяному дворцу.
Камчатка
Ванек, разберись с тетенькой, что-то раскомандовалась и лезет в нашу личную жизнь.
Ванька Каин
Эй, ваше благородие, мадам… слушай, отвали бабка, пока по уху не дали. Слышь, Мишка, а  старуха – то с приветом. Лицо мелом раскрашено и коса в руке… Ну, чистая смерть… А может ты и впрямь смерть?
Женщина в черном
Тебе, Ванька, на роду написано в высоких обществах гулять, да там и карачун  принять. Ты как ко мне обращаешься, сукин сын?  Я тебе не бабка, а ваше высокопревосходительство.
Буженинова
Боже, никак и вправду сама ледящая?!
Квасник
Она самая , смертушка!
(Квасник и Буженинова падают на колени перед женщиной в черном и неистово крестятся. Ванька Каин, глядя на шутов,  тоже становится на колени).
Буженинова
Неужели, ваше превосходительство по нашу душу пришли? А мы свадьбу сыграть решили, может еще дашь пожить двум шутам убогим, на службе его величества императрицы нашей Анны Ивановны?
Женщина в черном
Да не за вами я, не за вами… И свадьбу сыграете , и детей нарожаете. Дурацкое дело не хитрое. Будете жить, пока не надоест. Какое уж удовольствие говорить правду среди неправды. Черное называть черным… цари любят, когда черное называют белым. Ласкать слух приятными словами и и врать  всем кому не попадя, - вот счастье! Черное всегда надо называть белым!
(Происходит странное превращение с платьем женщины в черном. Платье постепенно светлеет, пока не становится совершенно белым)
Буженинова
Это правда! Какое красивое у тебя белое платье!
Ванька Каин
Какое белое? Протри зенки.
Женщина в белом
Ванька, сам протри глаза! Тебе не нравится мой наряд?

(Ванька в изумлении что платье стало белым, делает шаг назад, спотыкается, падает и ударяется головой о сваленное дерево. Потом встает ополоумевший и немного невменяемый)

Ванька Каин
Вот те на! Платье белей не придумаешь!
Камчатка(стоит на ногах)
А мне плевать, белое, черное, хоть серо-буро-малиновое. Я еще здесь, на большой дороге , буду наряды старух разглядывать! Ты, бабушка, лучше кошелек покажи и я тебя живой и здоровой, с полной твоей невинностью отпущу на все четыре стороны.
Женщина в белом (достает кошелек, усыпанный жемчугом, изумрудами и бриллиантами,
  одевает на лезвие косы и  протягивает Камчатке)
Возьми, сынок, раз так денежки любишь. Видишь как блестит? Бери … бери…не бойся…здесь все без вранья, настоящий жемчуг. Подержи напоследок камушки  в руках… перед смертью удовольствие получить, так сладко бывает, а счастье такое, что словами не выразить…
Камчатка
Сама отдаешь? Значит, боишься, старая карга! Не бойся не убью!
Женщина в белом
Ох, боюсь! Боюсь  я вас дураков! Вон и Ваньки Каина слюнки на сумочку с камушками текут. Но умный, собака! Предан и продажен пес. И предаст не сразу… а тогда , когда фас скажет хозяин, когда предать можно не глядя. Но, как хочет предать, как хочет деньги схватить и убежать! Но все стерпит. Дураки они все стерпят!
Камчатка
Я не дурак! Дураки  вон они, на коленях стоят и богу молятся.
Женщина в белом
Зато у них голова есть!
Камчатка
Голова есть, а мозгов в ней нет, что бы перед каждой старухой вот так карячиться. А если и есть мозги, то их как дерьма у комара.
Женщина в белом
А у тебя мил дружок, ни головы ни мозгов не осталось…
Камчатка
Это как?
Женщина в белом
А вот так.

(Косой сносит Камчатке голову. Та катится по снегу, разбрызгивая кровь и превращается в снежный ком. Ком растет, становится больше и больше, затем распадается на несколько кусков и превращается в ледовый дворец с колоннами, залитый кровью)

Буженинова, Квасник, Ванька Каин (одновременно с ужасом)
Господи, спаси и сохрани!
Женщина в белом
Во дворцах всегда светло и холодно. Думаю, мое  белое платье подходит ко дворцу.

(Платье все покрывается крупным жемчугом, коса с лезвием в крови исчезает, вместо косы в руке у женщины появляется  снова сумочка, украшенная драгоценными камнями. Внешность женщины то же меняется. Вытягивается нос, плечи раздаются вширь, рост увеличивается на глазах. Женщина становится  чуть похожей на императрицу Анну Ивановну)

Ну, как вам мой наряд?
Ванька Каин
Изумительно!
Буженинова
Чудесно!
Квасник
Изумруды просто великолепны!
Ванька (повторяет заплетающимся языком)
Ваше… ваше… высо…ко…прево…сходительство…
Женщина в белом
Вот так – то лучше. Только ты спутал, вор непутевый, я – ваше величество!
Квасник
Боже! Как похожа на саму императрицу, Анну Ивановну!

               
Явление IV
               
Большая дорога
               
Ванька Каин, Квасник, Буженинова,
               
Женщина в белом платье.
               
Входит Сен – Жермен.

Сен – Жермен
Ого –го! Опять встреча на дороге. Женщина в белом как судьба…Здесь уже и дворец для свадьбы готов! Бандита наказали, а царицу переодели… Красивое белое платье точь- в- точь как у ее высочества, Анны Иоанновны…
Женщина в белом
Снова встретились здесь, Сен-Жермен! Известный сектант и розенкрейцер! Впрочем, ты всегда появляешься там, где властвует судьба! Брось прикидываться, свою работу не узнаешь?  Ловкая работа!
Сен – Жермен (указывая на труп Камчатки)
Я к трупу никакого отношения не имею, и ледовый дворец не по моему замыслу создан, так уж и извините!
Женщина в белом
Какая скромность! У вас, у розенкрейцеров, в уставе скромность заложена или это от природы? Я о жемчужинах говорю, которые ты мне подарил для белого платья.
Сен – Жермен
Ах, камушки! Да, годы трудов и изнурительных опытов не пропали даром. Трудно было создать философский камень… очень трудно… но… удалось. Пришлось не только загадки  химии раскрывать, но и магическую силу, ушедшую в глубины сознания после первородного греха…
Ванька
Так это ты сам жемчуг сделал и эти бриллианты? Какие они большие и прозрачные как слеза! Иностранец, ты наверное самый богатый человек в мире!?
Сен – Жермен
Нет. Самая богатая вот эта женщина в белом платье. Только она все имеет и все у всех забирает. Все…все…все забирает. Ни у кого ничего навечно не остается, а все уходит к ней, рано или поздно. И все в ее воле!
Женщина в белом
Брось, розенкрейцер, не пугай людей. Поживут еще в свое удовольствие, на свадьбе попляшут. Правда недолог век человека, но ведь не лить по этому поводу слезы каждую минуту. Помнится один ваш проповедник, которого Екклесиастом звали так и сказал «…род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки…»
Сен – Жермен
Умный был человек! Правда печальный.
Женщина в белом
Смотри, как у Ваньки слюнки текут! Это у него на бриллианты инстинкт настроен, как у голодного пса на кость и мясо. Все бы заглотнул, но… хозяев боится. Ах, как бы он хотел вас всех продать и убить за одну самую маленькую жемчужинку. И ведь продаст, истинно говорю, продаст, когда время придет. Чего, Ванька, молчишь? Хочется продать всех? Ну, скажи! Легче будет!
Ванька Каин
Матушка, я раб твой. Я слабый человек, но красоту люблю. И золото люблю и бриллианты. Прости мне мою слабость, матушка – заступница, служить тебе готов верой и правдой.
Женщина в белом
Хитрит! Никогда правды не скажет. Дурачком прикидывается!
Ванька Каин
Не обижай, матушка. Вот дураки, рядом стоят. Дурак и дура. Настоящие дураки!
Сен – Жермен
Слышал я о них. Да и с князем в Италии встречались. Князь Михаил Алексеевич Голицын, родной внук Василия Голицына, возлюбленного царевны Софьи, как же такого князя забыть? Да и амуров у него с итальянками было столько…
Квасник
Я тебя тоже,  граф,  запомнил. Но ты совсем не переменился, хоть уже и десять лет прошло, ты совсем не постарел.
Сен – Жермен
Значит попал ты в шуты Анны Иоанновны, квас ей подаешь! Потому и Квасником тебя прозвали. Важное занятие, царице любимый напиток подавать. Ну, а ты,  Авдотья,  попрежнему буженину любишь и гримасы строишь?
Буженинова
Да , в ужимках у меня нет соперниц! И матушка, царица так считает! А что мне остается делать, бедной калмычке, рожи корчить и в дурах ходить.
Квасник
Истинная правда! Анна Иоанновна, государыня наша драгоценная, больше всего нас любит и свадьбу нашу приказала справить. Ледяной дворец для этой свадьбы приказала построить. А нас, вот , послала за родней съездить и на свадьбу пригласить. От каждого роду по паре. Вот и позвали мы калмыков, черемисов, якутов, финнов, самоедов на наше торжество. Славная будет свадьба. Сама царица в ней участие примет, дай бог ей долгой жизни и здравия.
Сен – Жермен
Значит свадьба с размахом затеяна. Я слышал, что кабинет министров поручил придворному поэту Василию Тредиаковскому шуточные стихи вам на свадьбу сочинить.
Буженинова
Я это слышала… Сам кабинет – министр князь Артемий  Волынский меня с мужем позвал и наказал, чтоб по паре моей родни в Петербург привезли, а не то вместо обручальных колец нам хомуты на шею оденет. И еще он сказал, что Ваське – поэту он повеление даст, чтобы про всех ваших  бургасов и черемисов и прочей нехристи смешные стихи сложил.
Женщина в белом
Шуты, поэты, авантюристы, бандиты и цари – все хотят веселиться… А тут, глядишь, и на погост их скользкая дорожка выводит.
Квасник
А как же царица? Анна Ивановна? Ее наряды самые неотразимые!
Женщина в белом
Кто спорит?! Но белое платье помещицы Ивановны никакому наряду не уступит. Разве я неправду говорю? А…? Дураки вы беспросветные! Смотрите на меня и ничего толком не видите.
(Платье снова стало раздаваться и расти вместе с женщиной в белом. Волосы ее почернели как смоль, нос вытянулся. Женщина превратилась в точную копию Анны Ивановны).

               
 Явление V
               
Большая дорога
               
Помещица Ивановна, Сен – Жермен,
               
 Квасник, Ванька Каин

Квасник
Ваше величество?! Боже! Это же вы?! Ваше Величество! Простите великодушно нас подлых рабов ваших и грешников. А мы , действительно дураки, видим и не признаем. Бес и нелегкая попутали и омрачили зрение, ослепили нас. Да еще этот иностранец, который все хвастается, что это он ваше платье жемчугом украсил…
Анна Ивановна
Это розенкрейцер из Франции приехал, чисто по мою душу. Он хочет мой союз с австрийцами порушить, а с Людовиком Россию породнить. Знаю… знаю … он Лизку хочет на престол посадить, эту лифляндку, дочку портомои  Катьки и Петра. Да какая она наследница престола , эта Лизка! Ее мамашка, Марта Сковронская –мужичка! И трубачи у нее были и капралы и капитаны. А старичок наш, фельдмаршал Бориска Шереметьев, ей  правильное место указал, в прачки определил. Если бы не Алексашка Меньшиков, не добраться ей до Петра!
Сен – Жермен
Я приехал вам служить, ваше величество, верой и правдой, и мне нет дела до Елизаветы Петровны!
Анна Ивановна
Так до кого же тебе дело есть? До Анны Леопольдовны, дочки герцога Мекленбургского и внучки Ивана, соправителя Петра?  Ох, чувствую, не нравятся тебе немцы. Бирон, Миних, Остерман… скажи, кто тебе не нравится?
Сен – Жермен
Вот тебе крест, я вам приехал служить. От шпионов защитить и эликсир жизни от всех болезней предложить.
Анна Ивановна
Ты и про болезни мои знаешь?
Сен – Жермен
Кто ж не знает про ваши почечные колики, ваше величество. Я на этот счет хорошее лекарство имею.
Анна Ивановна
Отравишь, как пить дать отравишь!
Сен – Жермен
Обижаете, я человек благородных кровей!
Квасник
Сектант ты, и в Россию прискакал, как и все чужаки, что бы денег наворовать и в пользу своей страны интрижки и всякие темные дела сделать.
Анна Ивановна
У дураков в России всегда правда! Ты, розенкрейцер, между дураками и царицей весь на виду. Да я итак все знаю! Ты с Людовиком XV снюхался в Париже и хочешь мой союз с
Австрией разорвать. Но ведь твоему обжоре Людовику  не удалось Польшу под себя взять и Лещинского на трон посадить. Вот и Курляндия стала моей! И мой Август III  вместо Станислава Лещинского на троне польском сидит. Так я сделала, по своей воле и с ненавистными тебе австрийцами. А ты думаешь, что все можно переделать. Нет, нам не до Бонжуру!  Мы как с немцами дружили, так и будем дружить. Пусть лягушатники не надеются. Как их фельдмаршал Миних под Гданьском побил, так если надо и в Париже побьет!
Сен – Жермен
Ваше величество, я приехал служить только вам… И еще я приехал показать вашим ученым Леонарду Эйлеру и Василию Тредиаковскому как создать философский камень и с его помощью производить самые большие бриллианты.
Анна Ивановна
Похвальное желание. Что ж…посмотрим… посмотрим…самый большой бриллиант прошу в мою казну отдать. Но, странно, что ты к Тредиаковскому обратился, он же поэт и его дело оды мне посвящать и различные стишки на всякий случай.
Сен – Жермен
В Сорбонне я знаю, что он и естественными науками увлекался.
Анна Ивановна
Ну, не знаю… у него ум на ямбах и хореях зациклен. Впрочем бог с ним. Нам надо домой возвращаться. Пристраивайтесь к моей свите. Да и вы, шуты со мной двигайтесь.
Каин
А я? Что со мной?
Анна Ивановна
С тобой – то все в порядке. Послужишь мне по особым поручениям. Много около меня вертится тайных воров и предателей. А ты по жизни вор и предатель и  нюх у тебя на воров должен быть особый. Чувствую я, что вокруг меня заговор ведется… Эй, Ванька, перестань глазеть на мои камушки. Дам я тебе кусок, на хлеб и масло хватит.
Ванька Каин
Премного благодарен, матушка, ваше величество, отслужу,  изо всех сил расстараюсь.
Анна Ивановна
Поехали!
(Одна в карете)
Худо мое дело. Только и остается верить шутам, ворам и проходимцам. Все видят мою слабость. Еще в гроб не легла, а уже мой трон делят. Бирон в регенты помышляет, Волынский как индюк надулся и своей царской родословной гордится, Анна Леопольдовна обрюхатилась и наследника ждет. Да Анна что? Не худший вариант! Все – таки моя племянница. Страшнее эта Лизка, дочь Петра Великого и портомои Марты Сковронской, которую он Екатериной прозвал и на царство посадил. О, эта на все готова! Даже с Волынским сошлась против меня. Нет, не бывать линии Петра на престоле. Будет Иван VI царем! Племянница моя , Анна Леопольдовна и ее муженек Антон Ульрих уже зачали наследника, мальчик будет , верю. А мне и спокойно умереть можно будет… Ну, поехали! Эй там, возничий, понукай и трогай. Поспешим на свадьбу дураков и повеселимся у Ледяного дворца. Хочу веселья! Хочу! Хочу! Хочу! 
                Занавес.


Рецензии