Золото Рейна никому это богатство не принесло счас
После спектакля «Золото Рейна» в Мариинке (22 февраля) мне захотелось сказать про эту оперу Вагнера, что это не золото, а золотИще! Прежде всего, благодаря прекрасному исполнению основных партий, сильному и выразительному, но не резкому и режущему ухо звучанию голосов и оркестра! Какая золотая роскошь имен и талантов среди солистов! Оксана Шилова, Юлия Маточкина, Владислав Сулимский, Михаил Векуа, Жанна Домбровская, Екатерина Сергеева, Павел Шмулевич, Злата Булычева, Александр Тимченко, Илья Банник, Юрий Воробьев, Андрей Зорин, Вадим Кравец! И за дирижерским пультом Валерий Гергиев! Не состав – а реализованная несбыточная мечта! И музыка Вагнера – как нарисованная музыкой живая картина! Вот плещутся в искрящейся воде Рейна-батюшки насмешливые русалки, завлекающие на погибель потерявших бдительность обитателей волшебной страны, где властвует верховный бог Вотан. В глубине речных вод в скале заманчиво мерцает золото… А в неприступных горах боги решают свои семейные финансовые проблемы. Подошло время платить за построенный братьями-великанами неприступный замок Валгаллу, а им так не хочется этого делать (и чего они ипотеку не взяли?). Да и цена, вроде бы, не конвертируется в деньги – прекрасная вечно молодая богиня Фрея, но с ее уходом боги потеряют власть. Грозные великаны требуют своё, и музыка их поддерживает. Звон молотков о скальную породу, вздохи и стоны добывающих богатства нибелунгов, мольбы и обиды Миме, подземные пещеры золотых копей – так зримо воспроизводит музыка царство нибелунга Альбериха, словно ноты превращаются в мазки кисти живописца. И гнев богов, и превращения гнома Альбериха то в змея, то в жабу, и отбирание кольца у нибелунга в стиле ссоры в детской песочнице, и угрозы-наезды бога Вотана, напоминающие рейдерский захват собственности ушлыми российскими бандюганами, и проклятие Альберихом кольца, полное бессильного гнева и детской обиды (отобрали любимую игрушку), и драка братьев-великанов со смертельным исходом из-за прОклятого кольца – все окутано вагнеровской музыкой и, благодаря ВСЕМ участникам спектакля, вплетено в общее живописное музыкальное полотно оперы.
Как они пели! О таком и мечтать было невозможно! Такой потрясающий состав исполнителей! Русалки (Жанна Домбровская, Юлия Маточкина, Екатерина Сергеева), дочери Рейна, который немцы называют не иначе, как отцом, были просто восхитительны. Их голоса словно журчали, звенели водными струями, искрились брызгами и бликами солнца на водной поверхности. Редко удается послушать всех этих прекрасных певиц вместе! А еще и в одной сцене с Владиславом Сулимским (Альберих) – просто уникальная удача!
А какой был Альберих! Меня потрясло, как звучал голос у Владислава Сулимского! Он у него от природы очень красивый, «объемный», богатый обертонами, искрящийся вокальными красками и очень узнаваемый. И всегда прекрасно звучит! Но вагнеровские партии, обычно требующие исполнения на фортиссимо, как мне казалось, словно «уплощают» голоса певцов, лишают объемности и индивидуальной прелести, делают просто надрывно громкими. Но голос Владислава Сулимского на дебюте в партии Альбериха в «Золоте Рейна» – это было что-то невообразимое! Я у него такого голоса не слышала никогда (хотя в последнее время слушаю все его выступления в Петербурге)! Те же обертоны, только более яркие, многообразные модуляции, узнаваемая бархатистость тембра, но при этом какая-то удивительно возросшая громкость, сила и напористость звучания голоса! Чистый Вагнер! И я поверила в то, что недавно услышала, – пение Вагнера раскрывает голос! Радостно осознавать, что и без того великолепный голос певца стал еще прекраснее! Может быть, это еще не все вокальные сюрпризы этого замечательного баритона? Его Альберих – просто чудо! Настоящая изюминка спектакля! Хвастливый, злобный, простоватый, забавный, игривый, деловитый и... ЖАДНЫЙ! И такой по-детски наивный и обидчивый! Владиславу Сулимскому удаются и драматические, и комические, и характерные роли. Поэтому Альберих не был исключением! И голос, и повадка, и мимика – все работало на гнома Альбериха! Блеск, а не роль! Получила колоссальное удовольствие, наблюдая за этим персонажем и слушая его! Было весело и радостно.
В этот раз я впервые воспринимала эту оперу Вагнера как сказку, где действую злобные, но простоватые в своих хитростях гномы, странно расчетливые и доходящие до рукоприкладства боги, прекрасные девы-провокаторши, русалки Рейна, и висящая надо всем этим иссушающая и губительная ЖАДНОСТЬ. Раньше я все время ломала голову, что значат эти похожие на гигантские мумии фигуры, висящие над сценой и постоянно меняющие положение? А теперь решила, что они символизируют жадность, словно говоря: «Не жадничай, а то иссохнешь, как мы!».
Пафосные божественные «разборки» с великанами по поводу решения «жилищного вопроса», а также сцена завладения золотом Рейна и кольцом нибелунга, звучали тоже впечатляюще. Хотя нормальным разумом всерьез их воспринять трудно. То ли ссора в детском саду на прогулке, то ли отжим выгодной собственности в большом городе. Никакой философии увидеть в этом у меня не получается при всем интересе к философии. Меня всегда поражает сумасшедшая сюжетная неразбериха в операх тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». И опера «Золото Рейна» в этом смысле самая «ненагруженная». Ну, какая философия в действиях богов, которые не могут просчитать свои поступки на два шага вперед, что легко делает любой подросток? Отдали великанам золотисто-весеннюю Фрейю (Оксана Шилова, жаль партия маленькая, но голос просто звенит юностью), богиню юности, перестали есть ее яблоки и начали стареть, терять силу и власть. А раньше о чем думали, когда замок заказывали? Вернули ее ценой всех хитростью выманенных у Альбериха богатств.
Хитрый интриган Логе, бог огня (Михаил Векуа, прекрасно исполненная партия) умело манипулировал действиями других богов. Подзуживал Вотана (Юрий Воробьев, впечатляющее исполнение), который, как старик в сказке Пушкина про золотую рыбку, хотел все больше и больше – ему уже мало было отобранного и заведомо краденного золота Рейна, ему подавай еще волшебный шлем (почему-то выглядевший как красивая женская вуаль с золотым шитьем и отделкой драгоценными камнями, ни в одном музее не видела такую разновидность шлема!) и волшебное кольцо нибелунга Альбериха. Его же усилиями в сцене с превращениями ловят богатого гнома (пусть все отдаст – и свободен!). Ну чем не фрагмент сказки «Кот в сапогах», где людоед превращается во льва, а потом в мышь, которую ловит кот, чтобы завладеть недвижимостью съеденного хозяина? «Моё, не отдам!» – эту позицию Вотана сокрушает только всезнающая мудрая богиня судьбы Эрда (Злата Булычева, отлично спетая партия), пугая богов гибелью. Но, похоже, это помогло им только на время, поскольку перевоспитать их ей было не под силу, а они сами стремились в своей гибели (ну просто знаменитая «тяга к смерти» по Фрейду). Решив не слишком честным образом проблему с расплатой за Валгаллу и с вечной молодостью, они без смущения делают все, что бы с комфортом расположиться в новом замке.
Хороши были великаны Фазольт (Вадим Кравец) и Фафнер (Павел Шмулевич), мне особенно нравится выразительный бас Павла Шмулевича. Жаль, что великанов превратили в каменных истуканов, которых практически не видно за их каменными оковами (как же они трудились, или на ночь их расколдовывали?). Их стычка из-за кольца, закончившаяся братоубийством, доводит стяжательские наклонности богов, великанов, гномов до логического завершения, а оперу до промежуточного итога. Следом, в очередной опере "Кольца" - «Валькирия» рассказывается не менее запутанная семейная история о летающих воинственных девах, дочерях Вотана, отправляющих воинов, погибших на поле брани, в божественные чертоги героев. Кто кому кем приходится в этой "Санта Барбаре" без "вдохновляющего" напитка не разберешься!
В этот раз музыка Вагнера меня увлекла своей живописностью и некоторым «генетическим» сходством с первой частью «Девятой симфонии» Бетховена. Она мне понравилась, но не потрясла. Потряс сам спектакль! И это заслуга исполнителей! Браво певцам, музыкантам, дирижеру!
Свидетельство о публикации №217022302238