Снеговик и роза

 Как был прекрасен этот день, день, затерявшийся в середине зимы, день его рождения. Тысячи снежинок, кружась в медленном танце, падали вниз. Мягкий, приглушенный свет струился из-за горизонта, и казалось, будто земля, покрытая сверкающим покрывалом, освещает темно-серое тусклое небо.

Покой и умиротворение, разлитое в воздухе, взорвались громкими возгласами радости, и множество проворных маленьких рук погрузились в белую бесконечность. За несколько часов среди бескрайней снежной пустыни неугомонные строители воздвигли высокие башни и неприступные крепости, могучие бастионы и глубокие рвы. После эры созидания наступила великая эпоха сражений. Крепости пали, башни были разрушены, снежные гиганты повержены. И тогда, на развалинах некогда величественной империи, из обломков передовой цитадели, светловолосая голубоглазая девочка скатала три снежных шара. Водрузив их один на другой, она увенчала своё творение бархатным беретом, наградила шарфом, вооружила метлой. Верхний шар был также украшен двумя угольками, тоненькой кривой веточкой и большой огненно-красной морковью.

-Ах, какой красавец получился!- воскликнула подошедшая женщина.- Настоящий принц январских сугробов. Только мне кажется, метла совсем не подходит к его романтическому образу. Здесь надо что-то другое...Например...
 С этими словами женщина ушла. Вскоре она вернулась держа в руках красную бумажную розу.
-Вот, - заменив метлу на розу сказала женщина, - так гораздо лучше.

 Поздним вечером, когда лунный луч коснулся белого круглого лица, чёрные угольки глаз вспыхнули, снеговик вздохнул полной грудью и пробудился от сна.
 Первое, что он увидел, была чудесная красная роза, покрытая алмазной пылью изморози.

-Кто ты? Что ты такое? - спросил снеговик, разглядывая цветок. -Наверное ты - совершенство, заключенное в алый пламень цвета, идеал, воплощенный в утонченном образе красоты...
-Чудак! - прервал его писклявый голос. Пожилой ушастый заяц трясся от смеха. - Это же - цветок, роза, причем фальшивый!
-Роза? - удивился снеговик, никогда не видевший цветов.- А что это такое?
-Ну как тебе объяснить, снежная твоя душа? - усмехнулся заяц.- Роза, она вроде твоего носа будет.
-Моего носа? - переспросил снеговик и потрогав нос растерянно добавил - Не нахожу ничего общего.
-Общее здесь, то, что и твой нос, и это цветок - растения, а все растения между собой схожи: все они пускают корни в землю,  у них есть листья и цветы. И ещё они дают плоды. Плоды можно есть, листья и цветы, конечно, тоже, но плоды всё-таки предпочтительнее. Вот твой нос и есть самое полезное и вкусное растение, а роза, она так, для увеселения глаз растёт и пользы от неё ни на грош. К тому же, твоя роза - всего лишь подделка,  безвкусная копия, а вот твой нос! Нос - самый настоящий, самый подлинный шедевр! Знаешь, что, - глаза зайца хитро блеснули, - давай заключим с тобой договор: ты отдашь мне свой нос, а я расскажу тебе всё, что знаю о растениях вообще, и о розах в частностях.

-Давай! - охотно согласился снеговик, который был готов заплатить любую цену за рассказ о великолепной розе.
На следующий день пришедшая навестить снеговика девочка была удивленна и расстроена, увидев что его длинный нос исчез.
- Ничего, эту беду легко поправить, - сказала её мама и дала девочке новую морковь.

Когда стемнело и на небе появились яркие звёзды, в гости к снеговику пожаловал вчерашний знакомый.

- О, твой нос вырос снова ! - обрадовался заяц и подпрыгнул, пытаясь схватить морковь, но снеговик ловко увернулся и заяц остался ни с чем.
- Так не честно! - расстроился косой. - Мне твой нос нужен больше твоего, ведь ты без него сможешь обойтись, а я без пропитания пропаду!
- Хорошо, - ответил снеговик, - я отдам тебе свой нос, но за это ты повторишь свой вчерашний рассказ.
- Договорились, - согласился заяц.

Надо сказать, что он был голоден, а голод, как известно, весьма способствует красноречию. Всю ночь снеговик слушал о зелёных лугах, о тучных полях, о высоких травах, поющих тихие песни под аккомпанемент ветра, о горделивых цветах, устремляющих прекрасные бутоны к солнцу, о каплях росы, сверкающих на разноцветных лепестках, об упоительном аромате, источаемом любвеобильными соцветиями. Когда забрезжил поздний рассвет, заяц ушел, забрав с собой сладкую награду.

- Его нос опять пропал, - жаловалась девочка матери.
- Посмотри, - ответила та, указывая на протоптанные в снегу следы, - кому-то очень приглянулся морковный нос нашего принца. Как говорится, повадится кувшин по воду ходить... Ну да и это не беда, - и женщина достала из сумки тёмную еловую шишку и аккуратно вставила её на место отсутствующей моркови.

Вечером погода испортилась. Порывистый северный ветер вырвал из непослушных деревянных рук хрупкий цветок, закружил позёмкой и унёс в темноту.

Длинноухий заяц застал снеговика совершенно несчастным. Увидев в его лице ужасную перемену, заяц и сам впал в уныние.
- Н-да, - мрачно заметил он, - а я чуть было не поверил в чудеса. Нет, прав был мой дедушка, когда говорил, что лето и счастье быстротечны, а зима и беды вечны.
Заяц ещё раз внимательно осмотрел со всех сторон снеговика, поскреб лапой за ухом, вздохнул.

- Вот если бы я был белкой, или к примеру клёстом, то и новый нос тоже бы сгодился, но я не белка, не клёст, а всего-навсего старый заяц, -он затряс ушами, еще раз вздохнул и поскакал в сторону леса.
Больше снеговик его не видел.

- Нос на месте, а розы нет, - разглядывая утром снеговика сказа женщина, - наверное, её унесло ветром.
-Бедный снеговик, он выглядит таким несчастным! - вздохнула девочка.
-Терять всегда больно, - ответила женщина, - хорошо ещё, что шарф и берет на месте.

Четвёртая ночь была ясной и морозной, полная луна заливала жемчужным светом мерцающую землю. Голубые глаза звезд смотрели сквозь чёрный занавес неба. Но снеговик не замечал красоту зимней ночи. Холод отчаянья пронизывал его душу. Печаль леденила сердце. Он умирал.

Вдруг одна из далёких звёзд посмотрела вниз и остановила свой взгляд на поникшей белой фигуре.
- Почему ты плачешь? - спросила она снеговика.
- Как же мне не плакать, - тихо ответил снеговик, - ведь ветер украл мою мечту.
- Ты заблуждаешься, - мягко возразила звезда. - Мечты рождаются в наших сердцах, там живут и там погибают, и выкрасть их оттуда не под силу даже самому искусному вору.
- И всё же я ограблен и разорён, ведь моей мечте не суждено сбыться.
- Ах, - сказала звезда, - как забавно, что существо, живущее на свете всего несколько дней, берётся рассуждать о таких вещах. Знай же, милый друг,  нет ничего невозможного и невероятного. И свидетельство тому - мой свет, отражённый в твоих глазах, в то время как сама я уже растворилась, исчезла во мраке, но лишь для того, чтобы вспыхнуть мириадами новых миров.
Она рассмеялась.

- Смотри же - я торжествую! Радуйся и ты, потому что твоя мечта непременно исполнится!

И снеговик улыбнулся.Он улыбался, когда соседские мальчишки закидали его снежками, улыбался, когда бездомный бродяга снял с него берет и шарф, улыбался, когда яркие солнечные лучи подточили его основание и он рухнул на землю, улыбался, когда широкая лопата дворника смешала его покалеченное тело с грязью и мусором.

Наступила весна. Снежные кристаллы превратились в капли воды. Капли воды прошли сквозь чёрное сито почвы, слились в подземные хрустальные потоки, вырвались на поверхность, зазвенели ручьями и реками, вознеслись в небо невесомыми облаками. И те снежинки, что прежде были снеговиком, пролились над цветущим садом, достигли спящего семени, напоили его живительной влагой и проросли кустом прекрасной розы.

- Посмотри, - сказала девочка своей матери, - у нас в саду, рядом с красной розой расцвела другая, белая как снег. Их ветви сплелись и цветы приникли друг к другу.
-Невероятно, - сказала мать, любуясь розами, - они похожи на влюбленных, встретившихся после долгой разлуки, так крепки и нежны их объятья.
-Или на новогоднего снеговика, держащего в своих ветках-руках карнавальный цветок!
-Что ж, - улыбнулась женщина, - может быть и так.

2005.


Рецензии