Вопрос на вопрос

   Я часто слышу от других людей фразы типа: "Сволочи, нахапали денег, а теперь им все ни по чем. Все купить могут. И подкупить. Лучше бы с людьми поделились. Вон сколько бедных-то вокруг...".
    Раньше я тоже так считала. Что богатство, которое стало вдруг появляться у многих ранее обычных людей, просто ими нахапано, нечестным путем добыто и присвоено. А теперь думаю совсем иначе. И, знаете, стало жить легче. Теперь я сама думаю и ищу варианты как добыть, приобрести желаемый капитал, изыскиваю любые возможности.
   Побывав однажды на лекциях одной весьма распространенной торговой компании, прочитав множество книг психологического характера о том, что мне не хватает для полноценного счастья, я поняла - хочешь быть богатой и счастливой - шевели извилинами и лапками.
   Нет ничего проще, чем завидовать другому и стонать о своей несостоявшейся жизни.
   
Вопрос первый. А кто тебе не давал?
Все люди на планете рождаются одинаково и умирают одинаково. Рождаются через материнское чрево. Умирают разными способами, но навсегда, окончательно. При рождении каждый из нас делает свой первый вздох, а потом криком во всю оглашает землю, рекламируя свое появление на свет: "вот он я". Каждому из нас даны равные возможности, дарованные нам Господом Богом. Да, таланты и способности Господь раздает всем разные, одному - болтливость, другому - суетливость, третьему - музыкальный слух и т.д. и т.п. Нужно только понять, какой у тебя талант и все... вперед... твори, созидай, совершенствуйся.
   Но почему все по разному проживают свою жизнь? Одни чего-то добиваются, а другие прозябают? Кто виноват в том, что те, кто прозябает, не достигают того, о чем мечтают? Ответ прост - в элементарной трусости.
    Мы боимся рисковать. Нас останавливает вопрос - "А вдруг...?". И вот это "а вдруг" и есть причина многих проблем.
    Не собираюсь никого учить жить. Также не собираюсь оправдывать ни хамство, ни наглость, ни воровство, ни подлость. Нет. Здесь речь идет о другом. О возможностях, которые мы сами упустили.
   Вдумайтесь в слово "возможность". Оно состоит из двух слов: "возьми" и "можно".
   Ну, к примеру, вас где-то при каких-то обстоятельствах облапошили и вы почувствовали себя оскорбленно-обманутым, раненым в "сердце" до глубины души. Конечно, обидно. Согласна. НО...С другой стороны? Этот человек имел право вас надурить. И знаете почему? Он воспользовался ВОЗМОЖНОСТЬЮ это сделать. Это ж надо было придумать, разработать и распланировать, найти (уловить) тот момент и осуществить задуманное. В конце-концов рискнуть. И это все труд, за который хитрец умудрился на вас заработать.
Конечно, менее обидно, когда вы просто упустили что-то, и совсем другое, более обидное, когда вы в результате таких вот "ухищрений" теряете что-то более существенное. Но опять же - а кто вам мешал подумать чуть больше?, присмотреться по внимательнее?, посчитать элементарно?
Кто? Да вы сами! А все элементарная лень и торопливость. Трусость - обидеть ведь можно... ну как же?! А чем мы можем обидеть того, кто нас пытается одурачить? Да ни чем. Он только посетует слегка, что не удалось и будет искать дальше свою жертву.
    Взять того же самого бизнесмена, который в наших глазах рвач и хапуга. Как мы зачастую рассуждаем? Он открыл свой магазин, цех или еще что-нибудь, стал производить свой товар или продавать то, что купил у крупных поставщиков дешевле, чем продает вам. Сделал свою накрутку. Причем законную накрутку. И продает. А что стоит за этой накруткой? Налоги и платежи в бюджет и разным инстанциям (пожарным, санэпидстанции, за лицензию и т.д.) плюс долги за кредит вложенных средств. А еще надо заплатить работникам, и себе зарплату, заплатить за материалы и средства на первоначальную раскрутку.
    Конечно, одно дело, когда надбавка в разумных пределах, и другое - когда цена продаваемой продукции в несколько раз превышает внесенные затраты.
Но опять же, кто заставляет нас брать этот товар по немыслимо дорогим ценам? Никто. Мы сами потворствуем процветанию такого бизнеса.
    Я сейчас принципиально не беру на рынке некоторые товары, цена которых нереально завышена. В нашем городе вдруг ни с того, ни с сего, в три раза подскочили цены на огурцы и помидоры. По данным продавцов - такие цены им установили свыше.
Спрашиваю - кто?
Ответ - оптовики на складах.
Уточняю - откуда привезли?
Ответ - местные.
У меня от удивления глаза чуть на лоб не вылезли.
Еще раз уточняю - а мандарины откуда?
Ответ - из Марокко.
Задаю логичный вопрос - а что, из Марокко дешевле привезти, чем из близлежащих городов? Или там бросовый товар подобрали, который там на мусорку выбросили, а здесь нам продают? Ведь цена на них в три раза дешевле, чем на местные огурцы и помидоры? Это же надо доставку оплатить, растаможку и т.д.
Меня сразил на повал ответ одного продавца - поддерживаем отечественного производителя.
Ну ничего себе!? Вот это деловой подход!? Интересно, тогда по какой же цене делается закуп у местных производителей?
   Брать такие продукты принципиально не стала. И разговор вела нарочито слегка громче обычного, чтобы другие посетители могли меня услышать. Возможно это немного подействовало, потому что цены через неделю были чуток ниже. Прошел месяц. Снова иду на рынок. Те же продавцы, с кислыми, скучающими лицами сидят возле чахнущего по-маленьку товара. Здороваюсь, улыбаясь во всю ширь, спрашиваю - много продали?
Продавщица со вздохом отвечает - да продаем по чуть-чуть, но плохо берут. Говорят - дорого.
Я - Естесственно! А как иначе!? У вас ведь зарплата в проценте от продаж или ставка?
- Ставка. Настоять пришлось, чтоб перевели на ставку, а то с процента теперь зарплата пшиковая. Хозяин злится. Ему надо новый закуп делать, а денег нет. Товар-то не продается.
- Все правильно. И не купит никто. Разве что только те, кому на свои кровные наплевать. А ведь товар-то пропадает. Скоро он дойдет до той черты, когда его даже даром не возьмут. Вон, у вас уже некоторые помидоры сморщились, а вот этот и вовсе потек.
- Где? - спохватывается продавец, шустро обегая прилавок и разглядывая выложенный на передней стойке товар. Замечает подпорченный, убирает его с прилавка, вытирая замусоленной тряпкой натекшую лужицу от помидора.
   Я хмыкаю, желаю всего доброго и ухожу. Пока бродила в поисках товаров, которые мне были необходимы, обратила внимание на то, что на рынке не стало уборщиков. Все продавцы убирают территорию у мест торговли сами. Кто в перчатках, а кто без оных. Дождавшись, пока продавец уберет околоприлавочную территорию, прошу взвесить мне лук и морковь, а сама интересуюсь, почему они моют полы сами. Оказывается, из-за снижения доходов от продаж и, в связи с этим, снижения доходов в администрацию рынка, содержать уборщиков стало не выгодно и их всех уволили. Из двадцати человек оставили только пятерых. Вполне логично.
Я не люблю болтать просто так, но иногда меня "продирает" на исследовательскую волну и я начинаю приставать к людям с разного рода вопросами.
Мне становится интересно, как экономисту в прошлом, - чем руководствуются представители торговли, взвинчивая цены на товары, тем более, которые имеют свой срок годности? Ведь логично, что если ждать, пока товар реализуется за эту цену, завышенную в несколько раз, деньги, вложенные в него будут бездействовать, "вылеживаться" не принося дохода. При том, что если цена на него была бы всего на десять-пятнадцать процентов выше закупочной, он был бы реализован намного быстрее, и эти (пусть и небольшие) проценты уже были бы пущены в дело. Снова и снова, принося с собой такие же прибавки...
Взять, к примеру, тех же вездесущих китайцев. Они далеко не глупые люди. Они давно все просчитали. Проще сделать товар дешевле, чем продавать дорогой. А вот ремонт, если таковой потребуется, сделать чуть дороже, чем надо. Тогда проще купить новый, чем ремонтировать старый. А если ремонтировать старый товар, то за "хлопоты" для его восстановления придется заплатить хорошую цену, так как время не стоит на месте - модернизация, трансформация и т.п., ведь не на каждый товар может существовать заместительная деталь или элемент. Надо поискать, или сделать заново. А это время и деньги (деньги -с вас). Именно они подсчитали, что за один и тот же товар, предложенный покупателю в разных ценовых категориях, дешевый (как правило) приносит прибыль в пятьдесят процентов от собственной первоначальной стоимости за тот же период, за который более дорогой товар отлеживается на прилавке, теряя свои качества, и имея цену, которая к моменту продажи падает почти в три раза от первоначально запрошенной. Качество товаров широкого потребления китайцами разработано таким образом, что пока купленный вами товар выйдет из строя, они успеют модернизировать, улучшить, трансформировать его свойства и способности и создать принципиально новый тип, который будет превосходить предшественника по многим параметрам, а стоить будет чуток дороже. И вам уже не захочется ремонтировать старое, когда можно доплатить и купить новое, улучшенное. И - страна процветает. Ее экономический уровень сейчас намного вырос.

Мы отклонились от темы...
К чему было это все мое отступление? Да к тому, что я не ору на весь рынок - сволочи, паразиты, обиралы и т.п. Зачем портить себе нервы? Я действую - заявляю о претензии и ухожу от оплаты. Потому что - кто заставляет меня брать дорогой товар? - Никто. Ко мне в кошелек за деньгами никто не лезет, продукты по бешеным ценам в руки не суют, за руки не хватают и к прилавку не тащат, не стращают. Я САМА принимаю решения - покупать или отказаться. И не понимаю тех, кто ругается, но продолжает покупать этот товар по баснословной цене.

Вопрос второй. А оно мне надо?
Опять начну с примера.
Тот же пресловутый рынок. Есть в цветочных отделах стойки, где выставлены на продажу семена растений, как цветов, так и огородных. Есть в продаже большие горшки и универсальная почва для растений. Можно купить все это и посадить у себя дома. Вполне можно. Многие так и делают. Я, увы, - нет. Площадь и планировка квартиры не позволяют мне иметь такое удовольствие. Кроме того, живущее со мной вместе кошачье племя так и норовит использовать эту землю по совсем другому направлению, скидывая горшки с подоконников на пол, подгрызая растения и справляя нужду в рассыпанную землю. Немалые усилия в дрессировке привели к тому, что подобные инциденты стали намного меньше. Но все равно случаются.
Вот если бы осуществилась моя мечта - поменять квартиру на дом с участком, где много земли, где домик занимает одну десятую (а то и меньше) территорию от всего участка, где двор не замощен камнем, где дворовые постройки сведены до минимума, то я бы не долго думая сделала бы это. Пока меня в исполнении мечты тормозит то, что я присмотрела себе домик, он меня полностью устраивает, но находится он в России, а я живу в Казахстане. Я не прочь переехать жить в другую республику. Просто для этого нужно сделать очень много - для начала - посмотреть дом воочию (на картинке все красиво, а вот как на самом деле?), убедиться, что все документы на дом в порядке, договориться с хозяином дома о том, чтобы он оставил его покупку за нами, пока мы будем продавать здесь свою квартиру, переезжать. К тому же, нужно решить вопрос с гражданством и с пенсией. Ведь я живу не одна, с дочерью и мамой. Надо подыскать место работы для дочери... на все это надо время. А кто захочет ждать? Сложный момент. Но решать то его как-то надо.
С другой стороны - можно продать квартиру и поехать, как говорится "на обум Лазаря". А стоит ли так рисковать всем? Я не имею морального права оставить пожилого человека без жилья и нормального ухода. Ей и так от жизни досталось по-полной.
И вот тут возникает этот дурацкий ворос нерешительности, в котором главная проблема - собственная трусость, "а оно мне надо?".
Сердцем чую и понимаю, что надо. И оттягиваю, оттягиваю момент решения.
Дочь, хоть и взрослая, а ехать одна не решается. Уговаривала. Да, наверное, именно из-за моей нерешительности, отказывется. Боится. А кто виноват? Никто. Сами.
А ведь как было бы хорошо! Мама в полисаднике цветов бы насадила, деревья плодовые, бульданеж любимый, рябинку... Я бы в огороде с дочерью вместе насадила бы всяких-там овощей-травок, чтоб на зиму заготовок наделать, дочка бы коняшку себе завела (она вообще без них жить не может, даже специально ездила учиться в Хреновское училище на ветеринара), завели бы козочку, чтоб молочко давала (много ли нам надо-то?), курочек, чтоб яички были (тут уж я без них никуда). Ох и зажили бы. Был бы в доме мужчина, каким ему и положено быть, толковый, работящий, хозяйственный (но не жмот, что сейчас к дочке клинья подбивает), веселый, любящий, добрый - детишек бы нарожали. И что еще надо матери, если у дочери жизнь налажена?
А так - приходится пока (ПОКА) только мечтать об этом.
Со своим хозяйством, да в крепком, добротном доме (где уж нам теперь-то в этом возрасте капитальным ремонтом заниматься или строить новый) можно и зажить справно, а то и подбогатеть. А что? Я за то, чтобы имея собственный дом, не тратясь сильно на продукты, которые занимают большую часть хозяйских расходов, поиумножать свой капитал, открыть собственное производство (есть хорошие идеи, было б достаточно средств), и развиваться дальше. Кто мешает? Никто, кроме нас самих.
Зачем жаловаться на судьбу, винить кого-то в том, что ты сам не смог чего-то добиться, приумножить свои доходы? Надо искать возможности и все получится. Главное - побороть свой собственный страх.
Ведь я же права?

22.02.2017 г.


Рецензии
Леночка, возможно, вы и правы! От собственных усилий человека много что зависит. Но надо иметь крепкое здоровье, молодость, поддержку и т.д. Не забывайте, в нашей стране 80% людей живут в займах, кредитах, с низкими доходами...
Так что прав был Мамич, сказав:«Есть много способов разбогатеть, но нищим все они не по карману!»

Светлана Ефименко   15.05.2017 09:56     Заявить о нарушении
Леночка категорически не права.
Это известно давно, пока Ж-Ж.Руссо не пытался втолковать обратное.
Люди не рождаются равными. НЕ РОЖДАЮТСЯ. А не смогли - не смогли...

Нина Тур   23.06.2017 14:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.