Окрашенные костяки
I то грендiехомь трудете сен о всак ден
молбы твряе
i Суре пiящете
якожде допрiжь яхомь
I ту пентократы опыiемо дены
i хвалехомь Богы нашiа о радосще тоiе
яко сен осуре млеко нашiе
на прпыте нашiе
I крмь iде о кравiе до ны
i тiемо жiвiемо
I траве злащнiе оуварiехомь ове до млекы
i тако яждiехомь кажедь щасте свое
i тещахомь
Дощ.26 И вот идем (мы) трудиться всякий день, молитвы творя, и суру пьем ту, как и в прежние времена (мы) имели (то). И ее пять раз пьем в день и восхваляем Богов наших о радости этой, когда (она) осурится. Молоко наше, для пропитания нашего и прокорма, идет к нам от коров, и тем мы живем. И травы злачные - варим их в молоке, и так едим каждый часть свою и идем трудиться
Окрашенные костяки
Сотни курганов — древних могил — рассеяны по степям и сыртам Оренбургской области. Поэты, писатели пишут о них как о немых свидетелях, ушедших в далекое прошлое исторических событий. Это не совсем так. Для науки курганы не немые, а говорящие свидетели.
Древнее население области, насыпавшее эти курганы, верило, что со смертью человека его жизнь не кончилась, что она продолжится в ином мире, где он будет нуждаться в тех же предметах, в каких нуждался в земной жизни. Поэтому близкие покойного клали в могилу посуду, украшения, орудия труда, оружие и т.д.
Изучение этих предметов знакомит нас с жизнью, бытом древнего человека. Но не только наличием сохранившихся вещей давних времен исчерпывается значение древних могил как исторического источника. Изучение обряда погребения (трупоположение, трупосожжение, парное погребение — мужчины и женщины), положение костяка человека (на спине в вытянутом положении, на боку в скорченном состоянии и т. д.), характер могильной ямы, костные останки человека, кости животных, посыпка покойника красной охрой, мелом, углями от погребального костра раскрывают нам материальную культуру древних людей, позволяют судить об их социальных отношениях, занятиях, религиозных воззрениях, о внешнем облике (антропологические особенности), о тех животных— домашних и диких,— которые окружали человека, о взаимоотношениях его с соседними племенами и далекими народами. Вот почему древние могилы являются важнейшим историческим источником для понимания тех периодов истории древнего населения оренбургских степей, от которых не сохранилось никаких письменных памятников.
Среди древнейших курганов Оренбургской области встречается много таких, которые содержат «окрашенные костяки». О них речь пойдет чуть ниже. А пока несколько слов вообще о курганах.
Земляной курган группы Иш-Оба («три кургана») у села Старый Кумак Новоорского района
Курганы оренбургских степей — это обычно земляные насыпи, редко — с примесью камня. Величина их бывает различна: от еле заметной насыпи до холма 7-метровой высоты. Так, три огромных, 6—7-метровой высоты кургана возвышаются на сырте недалеко от села Старый Кумак Новоорского района. Их подошвы сливаются друг с другом.
Часто вокруг подошвы кургана или на некотором рас-стоянии от него виден ров, некогда опоясывавший курган. Иногда у подошвы, а нередко и в насыпи видны гребни массивных каменных плит. Они когда-то служили опорами, поддерживавшими земляную насыпь кургана.
Со временем изменялся древний облик курганов. Они значительно уменьшились в размерах. Особенно воздействовали на их форму ветры. Теперь у больших курганов обычно северная сторона круче, южная — положе. Это следствие воздействия преобладающих северных и северо-восточных ветров. Поверхность курганов заросла травой, мелким кустарником, кое-где зарослями дикой степной вишни. Огромная масса мелких курганов ныне распахана, и лишь опытный глаз археолога способен выделить их среди распаханного поля или моря пшеницы.
Обычно курганы располагаются группами. Иногда в такой группе насчитывается несколько десятков курганных насыпей, которые образуют как бы кладбище или курганный могильник. Реже они встречаются в одиночку.
Курганы располагаются по берегам степных рек и мелких речек, вдоль берегов стариц и сухих ложбин, бывших некогда руслами рек. Они тянутся цепочками и группами по вершинам сыртов, с которых открывается обширная панорама на десятки километров вокруг.
Местное русское население называет курганы «марами» и «шишками». Казахи, башкиры и татары именуют их «оба» или «уба».
Многочисленные народные предания по-своему объясняют их происхождение. Одни говорят, что они сооружены Пугачевым и его сподвижниками, которые якобы зарыли в курганах богатые клады, а над ними, чтобы обмануть кладоискателей, хоронили покойников. Другие предания утверждают, что когда-то в глубокую старину здесь происходили великие битвы и над могилами павших воинов сооружались курганы. Причем каждый воин якобы сыпал на могилу полную тюбетейку земли. Воинов было так много, что над могилой вырастали огромные курганы.
Многие крупные курганные группы получили в народе свои названия. В основу их положено или количество курганов в группе, или местоположение, или размеры их.
Например, на территории Соль-Илецкого района известны несколько курганных групп, именуемых «Пяти-марами». Так они названы потому, что издали на горизонте видны силуэты пяти курганов. На самом же деле курганов там больше. Недалеко от села Октябрьского находится большой курган, известный под именем «Чертова шишка». Группу курганов у села Миролюбовки Сорочинского района называют «Богатырскими рядами». Три огромных кургана у села Старый Кумак казахи именуют «Иш-оба», то есть «Три кургана». Встречаются и такие названия, как «Близнецы». Так назывались, например, до раскопки два кургана, находившиеся рядом с поселком Кумак Соль-Илецкого района. Они были одинаковой высоты, стояли рядом. Возникало впечатление близости, родственности этих курганов.
Обычно считают, что под каждой курганной насыпью находится только одна могила и одно погребение (то есть захоронен один человек). Это ошибочное мнение. В кургане — как в насыпи, так и под нею,— может быть не одна, а иногда даже несколько десятков могил, в каждой из которых случается несколько погребений. Скрытые курганной насыпью погребения могут относиться к разному времени, так как в первую древнюю насыпь и даже в первую древнюю могилу хоронили и в последующее время. При этом претерпевала изменение сама курганная насыпь. При последующих захоронениях ее видоизменяли, делали выше. Вследствие этого форма древней насыпи иногда угадывается лишь во время раскопок.
В зависимости от времени, а также от социального или имущественного положения умершего вещи в погребениях («могильный инвентарь», «заупокойный инвентарь») бывают разными. Встречаются погребения с богатыми украшениями и оружием. Таковы погребения родовых старейшин, племенных вождей. Погребения же рядовых членов общины, напротив, бедны.
Многие из древних курганов, особенно высоких, разграблены, раскопаны кладоискателями. Уже в XVIII веке в оренбургских степях были целые артели «маровщиков», то есть людей, занимавшихся раскопкой маров. В 1753 году одна из таких групп в составе 5 человек была поймана на реке Узени и доставлена в Оренбург. Отдельные грабительские раскопки курганов продолжаются и в наше время, нанося огромный вред исторической науке.
Как показывают раскопки, ограблением курганов занимались и в древние времена, иногда даже люди, близкие по времени тем, кто сооружал курганы. Гонимые жаждой захватить богатые и денные вещи, они смело шли против тогдашних религиозных представлений, и проникали в могильные ямы, срывая с покойника украшения, захватывая ценное оружие и другие вещи.
В настоящее время выработана специальная методика по раскопке и научному изучению курганов. В соответствии с нею проведены, например, раскопки тех курганных памятников, в которых обнаружены погребения с «окрашенными костяками». О них сейчас пойдет речь.
***
В 1956 году начала раскопки Оренбургская археологическая экспедиция Института археологии Академии наук СССР и Оренбургского областного краеведческого музея. Эта работа продолжается и до настоящего времени. Начальник экспедиции со дня организации — старший научный сотрудник Института археологии доктор исторических наук К.Ф. Смирнов.
В августе—сентябре 1956 года был открыт ряд кур-ганных групп на территории колхоза им. 8 Марта (ныне колхоз «Дружба») Соль-Илецкого района. Одна группа включала в себя более чем 30 невысоких расплывчатых курганов, расположенных вдоль древнего берега реки Илека недалеко от маленького поселка Увак. Она была названа Увакским могильником. Один курган этой группы был тогда же раскопан. Приведу выдержки из дневника, который я вел во время работы по раскопкам этого кургана.
«Мы постепенно, осторожно выкидывали землю лопатой из могилы. Чем глубже мы опускались в неё тем определенней становились размеры и форма. Ее длина составила 1,8 метра, ширина — 1,6 метра. Она имела отвесные стенки и несколько округлые углы. В засыпке могилы встречался древесный тлен и крупные куски толстых, опущенных вниз плах — остатков от прогнившего и провалившегося в могилу деревянного перекрытия. Встречались также куски земляной красной охры, особенно в норах грызунов, которые проложили свои ходы в могиле. Мы углубились уже ла 1,5 метра от древнего почвенного слоя, т.е. от уровня той почвы, на поверхности которой родичи покойного начали копать могилу. Дальше копать лопатой было опасно. Мы перешли на ножик и совок, чтобы не повредить и не нарушить положение скелета и тех вещей, которые могли быть при нем. Действительно, скоро обозначился скелет.
С большой осторожностью, с помощью ножа и кисточки, мы расчистили, скелет погребенного. Он лежал на песчаном дне могилы на глубине 1,7 метра от древнего почвенного горизонта и 2,4 метра от вершины кургана. Все кости скелета были кроваво-красного цвета. Я с удивлением и даже с оттенком некоторого страха смотрел на кости, как будто залитые кровью.
Это был скелет пожилого мужчины. Он лежал на спине, головой на восток — северо-восток, с несколько приподнятыми коленями, упавшими в правую сторону. Очевидно, покойник был положен на спине с подогнутыми вверх коленями. Когда связки распались, колени упали вправо. Череп, вдавившись в плечи, лежал на затылке, немного склонившись также вправо. Кисти рук лежали между бедренными костями, а предплечья — на подвздошных костях. Все кости скелета, а особенно череп и ступни ног, сверху и снизу были интенсивно окрашены красной охрой. Пятна красной охры встречались также на дне могилы, особенно около головы. Комок охры лежал также с левой стороны у головки бедренной кости
Сергей Александрович Попов. Тайны Пятимаров. Очерки по древней и средневековой истории оренбургских степей. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1971. 193с. с илл.
Се бо лядвы нашiа одврзiехомь
i тлецехомь земе нашiа до не
абы удрзещете овiе
ажьде до смертена щаса
а Марiу зряте даяще те
Се бо Мора одстоупiсе
iа одреще
Не iмяхомь сыла туа
абесте одерзiела вiтезе Руште
I такожде Слва потенще до Свразе
I тамо Бзе рещуть
якожде хоробре сте Русе
а iмяхом мясты про вы
подель Бзе
Пре Перуне а ДажБа Оца вашiа
Наследники Склавен. История Орейбуржья
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_492.htm
Свидетельство о публикации №217022300657