Довезли...

«Я–то думал, что лучшие подводники – это атомоходчики,
но после моего выхода на дизельной ПЛ 182 бригады понял,
что нам до дизелистов – как от Луны до Марса…»
(Из выступления вице–адмирала Дорогина В.Ф.)

1. Подведение итогов.
– Товарищи офицеры! – начальник штаба 182-ой бывшей отдельной, но несгибаемой брига-ды дизельных подводных лодок скомандовал, увидев входящего исполняющего обязанности ко-мандира бригады капитана 2 ранга Митяева Николая Анатольевича. Флагманские офицеры, ко-мандиры кораблей и лица их замещающие встали, приветствуя самого «старого» командира лод-ки на бригаде.
– Товарищи офицеры, – поздоровался Николай Анатольевич и прошествовал к центрально-му столу, отодвинул стул и не спеша сел на него. – Начинаем подведение итогов. Виктор Юрье-вич, прошу вас.
Капитан 2 ранга Ярин (его внимательные читатели должны помнить – впервые он появился в моих заметках ещё в рассказе «Наполеон», когда был только Помощником командира ПЛ) встал и оповестил присутствующих, что «план вып, зам нет», оружие на месте и в полном коли-честве, секреты – где им и положено быть, нарушений воинской дисциплины не отмечено, доклад закончен.
Николай Анатольевич сделал пометку в своей общей тетради и кивком головы разрешил сесть произведшему доклад командиру.
– Следующий, – сказал временно исполняющий командира бригады и над своим столом встал капитан 3 ранга Селин.
– ИБМ  и  проверку группировкой прошли, матчасть в строю, продовольствие и запасы пол-ностью к выходу на ходовые готовы, личный состав полностью, завтра в 6.00 приготовление…
Бодрый доклад был прерван голосом капитана 2 ранга Пониковского Станислава Семёно-вич – вечного Помощника НЭМСа по электрочасти, он же главный метролог, он же главный ра-ционализатор и изобретатель, он же… и так далее и тому подобное:
– Что у вас там в строю? А систему СВО  прокачали или я с ней в море буду мудохаться как папа Карло с бревном? А что там у вас с вентилятором камбуза – почему пусковое сопротивление греется? Валерий Петрович, а когда у вас КЭТГ  наконец–то мне аккумуляторный журнал пре-доставит не в девственной чистоте, а заполненный по полной программе. Что вы думаете делать с АВМом  6-го отсека – или в море так и пойдёте с аппаратом 11-го корпуса…
Командир корабля аж поперхнулся.
– Станислав Семёнович, мы всё до утра устраним…
Но старого механика не так–то просто было провести.
– Это кто устранит? КЭТГ, которого  я 20 минут назад видел бредущим со спущенными шта-нами в сторону верхнего КПП ? Или старшина команды электриков, сейчас пьющего чай у вас в каптёрке. А что там механик у вас делает на бербазе в продовольственной службе – что–то не припоминаю, чтобы в дизеля и шпили заливали подсолнечное масло, а подшипники в преобразо-вателям смазывали подсолнечным. Короче, Валерий Петрович, вызывайте сюда вашего старпо-ма, объявляйте–ка вы «Большой сбор» своим пингвинам – и вперёд – на мины. Я за вас уже устал ключами греметь – хватит, что ЦН  вспомогательных механизмов в пятом и вдувной вентилятор вам ввёл в строй, а мне по сроку службы уже запрещено вкалывать – я руководить должен, вот и буду этим заниматься до 23.00 – я у себя в кабинете, после – дома, мой номер телефона вам извес-тен – будьте добры – каждые 30 минут мне доклад – что, как и почему…
Командир был молодой, недавно назначенный, поэтому слова Пониковского возмутили его до глубины души. Он повернулся к Помощнику НЭМС  и заявил:
– Ты бы тут не командовал. Пока на лодке я ещё командир, а ты – всего лишь Помощник НЭМСа…
Но был тут же перебит Пониковским:
– Так если ты командиро – так и иди и командуй на своём пароходе. А то как что–нибудь восстановить после твоих очумельцев – так Станислав Семёнович, у нас писец, посмотрите, а как командовать… Что–то я тебя не видел, командирик вшивый, когда твоим нукерам книжки «Бое-вой номер» ваял, когда тебе сборник учений по БЗЖ  по ночам делал, когда схемы набирал и от ИБМ отмазывал – тебя и близко не было, а как командовать – тут ты первый. Короче, – обратился Станислав Семёнович к Николаю Анатольевичу, – пошло всё очень далеко, завтра же ложусь в госпиталь, благо болячек хватает и вообще – я не годен к военной службе в соответствии с ВВК  – пусть это человекообразное сам в морях выпутывается…
После этого Пониковский поднялся и со словами: «Я у себя в ЭМСе» покинул кабинет. Ру-ководитель подведения, зная характер механика уже более 20 лет, не стал останавливать его, а об-ратился к стоящему командиру:
– Вообще–то, по большому счёту, ты не прав, Валерий Петрович. Если на нашем соедине-нии кому и было руководить ЭМСом – так это Станиславу, и это не его беда, что механика три года в академию из–за автономок не пускали, пока у него предельный возраст не вышел. А то, что в море тебе придётся не сладко – так это я по себе знаю – сам выводил свою «пятёрку»  в море на ходовые – и ещё неизвестно, что было бы с нами, если бы тогда у нас на борту Пониковский не летал по отсекам как наскипидаренный… А уж утонуть мы могли раза четыре – это точно…
Садись и послушай – как мы ходили на ходовые под руководством нынешнего депутата Гос-думы, а тогда ещё – Командующего Единой  Группировкой Сил и Войск на Северо–Востоке РФ вице–адмиралом Дороховым Виктором Фёдороовичем.
Все откинулись на спинки своих стульев, капитан 2 ранга Митяев откашлялся и начал пове-ствование…

2. Дифферентовка.
– Смирно! Товарищ адмирал, ПЛ «Б–404» к выходу в море на ходовые испытания готова. Экипаж и сдаточная команда полностью. Матчасть в строю. Командир ПЛ капитан 2 ранга Митя-ев.
– Смирно! Товарищ адмирал, ПЛ «Б–229» к выходу в море готова. Экипаж полностью. Мат-часть в строю. Командир ПЛ капитан 2 ранга Корчет.
– Здравствуйте, Николай Анатольевич. Пойдём с Богом! – вице–адмирал Дорохов, коман-дующий Единой Группировкой Сил и Войск на Северо–Востоке РФ пожал руку командиру «пя-тёрки» и обернулся к командиру «четвёрки» . – Здравствуйте, Владимир Владимирович. Кто из механиков идёт старшим?
– Здравия желаем, Виктор Фёдороович, – ещё раз поздоровались командиры с командую-щим ЕГСиВ СВ РФ, затем капитан 2 ранга Корчет повернулся в сторону своего «потаённого» судна и молодцевато вспрыгнул на отваленное правое перо СГР , а с него – на лёгкий корпус сво-ей лодки, после чего с корабля донёсся его голос:
– На мостике – в центральный: по местам стоять со швартовых сниматься…
– Капитан 3 ранга Пониковский идёт – у них в ЭМСе  начальник в отпуске, а помощник по
живучести – в госпитале…
– Понял. Всё – пошли, Николай Анатольевич.
Капитан 2 ранга Митяев повторил путь Корчета, только ему не пришлось запрыгивать на отваленное перо руля, а взбежал он на лёгкий корпус своей ПЛ по трапу, развернулся и, дождав-шись, когда вице – адмирал вступит правой ногой на трап, громко крикнул:
– Смирно!
Боцман на мостике сыграл на дудке «Захождение», на флагштоке подводной лодки разом были спущены в корме Флаг и в носу Гюйс. А на мостике взвился флаг с энным количеством звёзд, указующий, что на борту находится соответствующий начальник.
Вице–адмирал поднялся по трапу, вступил на палубу корабля и скомандовал: «Вольно. Ко-мандир, командуй отход от пирса».
Николай Анатольевич продублировал команду, после чего приказал командиру кормовой швартовной партии: «Отдать носовой» . Далее он поднялся на мостик, осмотрелся, выслушал доклад командира кормовой партии, что носовой швартов отдан, после чего, запросив разрешения у Командующего, отдал приказание отдать и кормовой . Получив доклад об исполнении послед-него приказания, командир скомандовал минёру  отдать носовой швартов в носу корабля, и после доклада командира носовой швартовой партии об исполнении приказания дал команду на пуск правого АРДК  в режиме «Назад».
После того как АРДК был пущен – корма подводной лодки начала медленно отходить от пирса вправо, после этого была дана команда отдать последний конец в носу ПЛ, и когда он был поднят на борт корабля – сама лодка медленно, но всё более и более уверенно начала двигаться в сторону открытой воды в бухте.
– Главный гребной  – «Самый малый назад».
Из центрального донёсся голос механика, который продублировал приказание, через пару минут на мостике почувствовали, что корпус ПЛ слегка задрожал, режим работы дизель–генератора изменился, а с кормы донёсся голос: «Винт забрал».
– Боцман, руль право на борт… – и подводная лодка начала выполнять манёвры по выходу из пункта базирования в район дифферентовки…
– Я тебе нужен? – спросил Пониковский Ломова (его читатель должен помнить по моему рассказам «Камни» и «Повод») и, получив ответ, что всё путём, а Помощник НЭМСа только «кушает» лишний кислород в центральном, запросил «добро» на мостике пройтись по отсекам, убыл из центрального.
Пройдя третий и убедившись, что электрик на БП–3  не спит, а коки на камбузе трудятся в поте лица своего, Станислав Семёнович озадачил их приготовлением «дежурного бутербродика для подкрепления увядших сил» и кружки крепкого чая, затем через 4-ый отсек проник в пятый, озадачил СКЭ  проверкой давления на насосе , ГУПе  и РУПах  – а то митчелисту  доверять опасно, осмотрел работающий компрессор , после чего прошёл в конечный 6-ой отсек, где между ЩГРП и ЩГРЛ  сидел и бдил электрик. Механик посоветовал ему далеко не отлучаться, но за РСГ  посматривать всё–таки не мешает, а командиру отделения машинистов–трюмных наказал каждые 5 минут осматривать трюмного 5-го и работу электрокомпрессора.
Убедившись, что все всё поняли и прочувствовали, Пониковский вернулся обратно в 3-ий отсек, забрал на камбузе свой чай и «дежурный бутербродик», спустился с ними по трапу на нижний настил и прошёл в каюту командира ЭМБЧ . Там он не спеша позавтракал, после чего помыл кружку и отнёс её на камбуз. Закончив с завтраком, Стас разрешил себе расслабиться и прилёг на диванчик в каюте механика, закрыл глаза и слегонца задремал…
* * *
– По местам стоять к погружению, стоп главный гребной, оба дизеля стоп, проверить проч-ный корпус на герметичность.
Ломов отрепетировал команду на мостик и дал объявление по кораблю. Пониковский сразу же очнулся от дрёмы, встал, вышел из каюты командира БЧ–5, закрыл дверь и, поднявшись по трапу на верхний настил, через переборочную дверь на 37-м шпангоуте просочился во 2-ой отсек.
– Как дела? Дифферентовку посчитал? Из уравнительной  5 тонн откачал? – задал он вопро-сы Олегу Владимировичу. Тот на всё ответил утвердительно, затем протянул Станиславу диффе-рентовочный журнал, который внимательно проверил расчёты, после чего утвердил их, не забыв спросить:
– Минёра предупредил, чтобы он свои шаловливые ручонки никуда не засовывал?
Получив положительный ответ, механик остановился возле пульта ОКС «Палладий»  и стал наблюдать за телодвижениями подводников, выполняющих свои обязанности по приготовлению корабля к погружению.
Тем временем в 1-м и 3-м отсеках перевели вентилирование АБ по замкнутому циклу, дизе-листы сняли нагрузку с генераторов  и начали останавливать дизеля, одновременно готовя вы-тяжную систему к созданию вакуума. В пятом остановили компрессор и главный гребной, о чём и сообщили вахтенному инженер–механику.
Через пять минут по команде прибывшего в центральный старпома – капитана 3 ранга Выру-бова Владимира Петровича – из отсеков доложили, что личный состав по местам стоит к погру-жению, проверке ПК  на герметичность, в 1-м и 3-ем АБ  вентилируется по замкнутому циклу через печи дожига водорода, вакуум – … мм.рт.ст., водорода – …%, кислорода – …%, напряжение на контрольных – …В, ток разряда на группе – …А, в четвёртом – дизеля через 5 минут будут ос-тановлены, готова система вытяжной вентиляции и вытяжной  на создание вакуума, в пятом – ос-тановлены ГГЭД и компрессор.
Владимир Петрович сообщил об этом на мостик…
Командир три раза крикнул «Всем вниз, погружаемся», после чего спустился на три баляси-ны  по трапу вниз и закрыл за собой ВРЛ . Спустившись вниз, он сообщил в ЦП , что в над-стройке личный состав отсутствует, ВРЛ задраен и послал старшину КМТ  «подбить» ВРЛ. Ко-гда тот выполнил приказание, командир запросил «Добро» у Командующего и скомандовал:
– Пустить вытяжной на создание вакуума.
Старпом продублировал приказание в 4-ый отсек, те пустили вентилятор и Ломов начал кон-тролировать движение стрелки против часовой стрелки на барометре–анероиде. Когда стрелка «встала», Олег Владимирович тренькнул звонком и ТТМА  тут же поворотом ключа на ОКС «Палладий» закрыл все ДЗА , которым полагалось быть закрытыми в подводном положении, и нажал кнопку секундомера.
По прошествии 2-х минут командир ЭМБЧ доложил командиру:
– Создан вакуум. Падение 1 мм.рт.ст. Прочный корпус герметичен.
Командир дал команду: «Слушать в отсеках», после чего все переборочные двери были за-драены и личный состав в течении пяти минут осматривался в отсеках.
СПК взял бразды управления в свои руки и приказал: «Доклады по отсекам», вслед за чем все отсеки, начиная с 1-го, а затем с 6-го по второй доложились, что всё осмотрено, замечаний нет, АБ вентилируется по ЗЦ черед ПД , водород и кислород в норме и т.д. и т.п.
Получив доклады СПК проинформировал командира о результатах осмотра корабля. А тот, в свою очередь, донёс сию радостную новость до слуха Командующего, и сообщил, что ПЛ к диф-ферентовке  готова. Виктор Фёдорович благословил:
– Давайте, Николай Анатольевич, с Богом!
Командир взял из рук Ломова дифферентовочный журнал, посмотрел расчёты и подпись Пониковского, узнал, что в уравнительной «минус пять от расчётной нагрузки», сказал «Хоро-шо», после чего взял эмэлку и проинструктировал личный состав о том, что ПЛ уже более 6 лет никуда не погружалась, простояв в ремонте, а посему – за всем нужен глаз да глаз и что делать «в случае чего», окончив инструктаж внимательно посмотрел на механиков и выдохнул:
– Заполнить концевые .
Ломов продублировал команду голосом и звонком: «Открыть кингстоны концевых», после того, как на «Палладии» загорелись соответствующие огоньки, дал сигнал ревуном и голосом ко-манду: «Открыть клапана вентиляции концевых», что и было выполнено ТТМА.
Послышался шум заполняющей цистерны воды и через некоторое время механик доложил командиру:
– Принят главный балласт кроме средней. Глубина – 8 метров. Крен – ноль, дифферент – 0,2 на нос.
Николай Анатольевич скомандовал:
– Принят главный балласт кроме средней. Осмотреться в отсеках. Провентилировать глав-ную осушительную магистраль, глубиномеры.
СПК донёс эту команду до личного состава отсеков корабля, которые через 5 минут доложи-ли в ЦП, что отсеки осмотрены, замечаний нет, провентилированы глубиномеры и ГОМ  и т.д. – то есть можно погружаться далее…
Сначала СПК командиру, а затем и Николай Анатольевич – Командующему доложили, что пока «всё тип–топ» и можно погружаться далее. Дорохов благословил, после чего командир дал команду ВИМу : «Заполнить среднюю»
Два раза тренькнув ревуном, Ломов скомандовал ТТМА: «Открыть клапана вентиляции средней». После того, как тот поворотом ключа на ОКС заставил последних открыться, Поников-ский с Ломовым сосредоточили своё внимание на стрелках глубиномеров. Боцман на рулях сооб-щил, что дифферент не меняется и ПЛ погружаться категорически не желает. Да и сами механики видели, что лодка по прежнему «стояла» на 8 метрах. Олег Владимирович доложил командиру:
– Средняя полна. Лодка держит глубину. Крен и дифферент – по нолям. Прошу добро запол-нять уравнительную.
– Заполняй, – благословил тот, – но без фанатизма…
– Трюм, принимать в уравнительную на два оборота . Доклад через двести . Сергей Ильич, – это к старшине команды машинистов–трюмных, – товсь на дифферентных .
Старший мичман Волосков подгрузил цистерны и доложил, что он – как пионер – «усегда готов». ТТМА мичман Антоненко Иван Николаевич поворотом ключа открыл приёмный кинг-стон водоотливной и осушительной системы, о чём проинформировал заинтересованных лиц, ко-торые и сообщили в трюм, что приёмный открыт – можно принимать в уравнительную. Из трюма ответили, что всё поняли, приёмный клапан открыт на оба борта цистерны на 2 оборота и водичка начала вливаться «по назначению»:
– Открыт приёмный на 2 оборота, начат приём, принято 200…, 400…, 600…
Когда в уравнительную было принято порядка 3.000 литров боцман доложил, что ПЛ начала «валиться» на нос, но погружаться пока не спешит. После команды Ломова старший мичман Во-лосков открыл клапан и перегонкой энного количества воды из носа в корму устранил дифферент.
Наконец с трюма доложили, что принято 5.000 литров воды.
– Стоп принимать, – скомандовал КЭМБЧ и посмотрел сначала на дифферентометр, затем на глубиномер. ТТМА закрыл приёмный кингстон, а СКМТ снова подгрузил дифферентные цистер-ны. Крен и дифферент были близки к нулевым значениям, а глубина так и оставалась на 8-метровой отметке.
– Не журись, хлопче, – сказал Пониковский Ломову. – Принимай далее, но по чуть–чуть. От-крыть приёмный.
– Трюм, принимать в уравнительную на один оборот, доклад через 200. Открыт приёмный.
Снова заурчала вода и, когда было принято ещё 600 литров, боцман и Волосков одновремен-но доложили, что стрелки глубиномеров начали своё вращение по дуге, сигнализируя о том, что ПЛ наконец–то начала погружаться.
– Стоп принимать. Приготовить ГОН из уравнительной за борт. – скомандовал в трюм капи-тан–лейтенант и журчание воды тотчас же прекратилось, а через минуту послышалось «из глуби-ны сибирских руд» (как любил Пониковский называть трюм второго отсека):
– Обжаты клапана. Принято 600. Готов ГОН из уравнительной за борт.
Тем временем боцман доложил, что глубина достигла уже 11 метров, но ПЛ продолжает по-гружаться. Сергей Ильич на молчаливый взгляд Пониковского ответил, что скорость погружения замедляется, но тенденция к увеличению глубины погружения остаётся. Станислав Семёнович не поленился подойти к точному глубиномеру , убедился, что стрелка миновала 13-метровую отмет-ку, после чего сказал Ломову:
– Владимирович, откачай пол–тонны – в самый раз будет.
Так и поступили. И действительно, ПЛ после откачки 500 литров встала на 15-метровой глу-бине как вкопанная, о чём одновременно оповестили жителей 2-го отсека Васильич (боцман) и Ильич (трюмный).
– Чох якши, как учили! – сказал Пониковский и продолжил. – Олег, докладывай командиру, что окончили дифферентовку.
После того, как Ломов известил командование корабля о том, что мероприятия по дифферен-товке ПЛ закончены, ПЛ находится на перископной глубине с креном и дифферентом по нолям, Николай Анатольевич доложил старшему на борту об успешном завершении второго пункта хо-довых испытаний и запросил «добро» у Командующего осмотреться в отсеках.
Получив требуемое, командир объявил:
– Снять отсчёты. Осмотреться в отсеках.
СПК вооружился эмэлкой и скомандовал в отсеки:
– Глубина 15 метров. Осмотреться в отсеках. Снять отсчёты.
Тем временем Пониковский прошёл к пульту «Палладий» и решил подтянуться, размяв мышцы. Ухватившись за красный маховик клапана ОВВ , он подтянул своё объёмистое тело к подволоку, однако случилось непредвиденное – сверху на него полилась водичка. Мокрая, холод-ная и солёная. Потекла эдаким приличным ручейком. «Что за хрень?» – подумал намокший Ста-нислав и опустил своё тело на палубу, однако дождик из солёной воды не прекращался. Поников-ский попытался закрыть клапан, но маховик вращаться не желал, ясно указуя, что клапан закрыт полностью.
– Стас, что там у тебя? Откуда Ниагара сия взялась? – вопросил командир, до которого то-же долетели солёненькие брызги.
– А хрен его знает... Сергей Ильич, отсчёты сняли?, – получив утвердительный ответ, Пони-ковский посоветовал. – Давай, Николай Анатольевич, всплывать. Клапан обжат полностью. Надо будет его снимать – это минут 20, а там будем поглядеть. …
Командир с благословения Командующего отдал приказание:
– Окончена дифферентовка. Продуть среднюю. Четвёртый, приготовить оба дизеля на проду-вание балласта.
СПК бодро известил об этом личный состав во всех отсеках, а ТТМА поворотом ключа подал ВВД  в ЦГБ  средней группы и нажал пипку секундомера. Воздух зашипел, глубиномеры пока-зали уменьшение глубины. И лодка всплыла в позиционное положение.
– Продута средняя. Крен – ноль, дифферент – ноль. Готовятся ДГ  на продувание балласта без хода, глубина – 8 метров, – доложил убывающему на мостик командиру Ломов. – Сергей Иль-ич, давай своего трюмного с ключами наверх.
Далее всё покатилось по накатанной. Командир ПЛ отдраил ВРЛ, вместе с боцманом под-нялся на мостик, по готовности дизелисты пустили дизеля на продувание балласта, ТТМА посмот-рел на манометры и по достижении давления газов в газоотводе 0,9 кгс/см2 открыл в центральном захлопки ВНД , а трюмный тем временем под руководством Пониковского крутил гайки на шпильках, крепивших клапан ОВВ к седлу на подволоке .
Наконец–то последняя гайка была отдана и Пониковский вместе с Ломовым аккуратно из-влекли клапан на свет Божий и разобрали его по составным частям. Осмотрев снятый шток, Станислав начал потихоньку приходить в тихое бешенство.
– Владимирович, а ну–ка вызови сюдой строителя – пусть посмотрит – что нам тут постави-ли. Доложи на мостик – выяснили причину.
– Что там у вас? – подошёл к нему Дорохов.
– А вот что, – предъявил адмиралу шток Станислав Семёнович. – Видите, шток изогнут в четырёх плоскостях – это же уметь надо его так изогнуть, поэтому он седло клапана до постели  не дожал, так – прижало его чуть–чуть, если бы я не повис – так бы и пошли…
В это время к ним подошёл вызванный по ГГС  «Лиственница» Николай Феоктистович Гаврилин, которому Пониковский и предъявил изогнутый шток.
– Однако весело пляшут пингвины, – прокомментировал увиденное адмирал. – Николай Фе-октистович, что делать будем?
– Сейчас на буксир сообщим – те сходят на завод  и привезут новый шток – делов–то, – от-ветил главный строитель.
Пониковский сурово осмотрел композицию из двух тел – адмиральского и заводского – и ка-тегорично заявил:
– Ну да конечно, сейчас будем пингвинов твист учить танцевать. Пока буксир дойдёт тудым–
сюдым, пока найдут – если вообще что–то найдут – часа четыре пройдёт. Лучше я сам займусь штоком.
Затем повернулся к старшему мичману:
– Ильич, бери кувалдометр , пошли в четвёртый…
Волосков отцепил с щита АСИ  инструмент с красной ручкой и прошествовал вослед меха-нику в четвёртый отсек, где позаимствовали у прижимистого СКМ  мичмана Скворцова Игоря Власьевича молоток и металлическую линейку, после чего в течение 15 минут аккуратными по-стукиваниями молотка и кувалды устранили изгибы штока.
За это время балласт был продут, по команде с мостика АБ перевели на вентилирование су-довыми вентиляторами в атмосферу, на оба ДГ была принята нагрузка, через некоторое время пустили компрессора на пополнение запасов ВВД – в общем, суточный план выполнялся в полном объёме.
– Вот так слепых е…ут, учитесь, пингвины, – радостно сообщил народу появившийся в цен-тральном главный электрик бригады и протянул шток бойцу, который с ключами находился рядом с «Палладием». – Собирай агрегат, хлопче!
Хлопче под руководством Сергея Ильича в течение 10 минут собрал клапан, затем при по-мощи всё тех же Пониковского и Ильича поднял его к подволоку, насадил на шпильки и наживил гаечки. Далее Станислав Семёнович сказал, что ему тут делать нечего, ибо организьм требует «чайковского» , и убыл в рубку штурмана – озадачить того насчёт «жареной»  водички. Удо-стоверившись, что штурман всё понял и поставил чайник «на подогрев», Пониковский вышел в центральный, сказал, что убыл на мостик, а тем временем чтобы Ломов проконтролировал лично – как нукеры  обожмут клапан.
Поднявшись на мостик, кап три запросил разрешения присутствовать у адмирала, ранее сюда поднявшегося, затем проинформировал его и командира, что шток выровняли, клапан собран и установлен по штатному, через «пять секунд» ОВВ обожмут и никуда эта сволочь больше не де-нется – будет держать, как немецкая овчарка зэка за яйца, а минуты через 1,5 на мостик подымут кофе для адмирала и командира, а насчёт бутербродов – звиняйте, господа офицеры, не заказыва-ли–с…
Лица командиров просияли и на душеньках у них отлегло. На вопрос адмирала – может ещё раз погрузимся? – Станислав Семёнович позволили себе возразить – ибо был уверен в своей ра-боте, да и конструкция клапана была простая до безобразия, поэтому бригадный метролог заверил присутствующих, что клапан «ни в жизть» – всё будет пучком, можем идти куда и планировали – то есть в район БП .
 
3. Выход в районы БП.
Корабль подходил к «трём братьям» , когда вдруг раздался звук срабатываемых автоматов из первого, третьего и пятого, в отсеках вырубило освещение, дизеля взвыли как укушенные, а на «Палладии» начали медленно тухнуть огоньки.
Пониковский сорвался со своего места и крикнув Ломову, что он убыл в пятый, а тот чтобы вызывал все отсеки по телефону и включил АРН №1 на резервный, метнулся в темноту третьего отсека. Вот где Стасу пригодились лейтенантские навыки отработки по БЗЖ в полной темноте. Проскочив в пятый, механик гаркнул:
– Что с ГГЭДом? АРН – на резервный.
– Возбудитель гавкнулся, – ответили ему из темноты, – пошёл вразнос, поэтому у ЩГ–11 из–за заскока тока выбило автоматы.
В это время включилось освещение и сразу стало легче дышать, и командир отделения элек-триков на кормовой переборке перещёлкнул пакетник АРН №2 на резервное питание.
– Доложи в ЦП, что у возбудителя накрылась обмотка возбуждения. Пусть включают бата-рейные автоматы. Переключай станцию на аварийное возбуждение от АБ, а по В–11 доложим как разберёмся. Комод  – доставай длинный провод и мегаомметр – будем линию прозванивать от СМЭ …
СКЭ выполнил приказание и в ЦП облегчённо вздохнули.
– Что произошло? Почему потеряли ход? Что с лодкой? – через ВРЛ донёсся голос вахтенно-го офицера. Ломов доложил, что возбудитель главного гребного пошёл «вразнос» из–за обрыва в цепи возбуждения, им занимается Пониковский, ГГЭД перевели на аварийное возбуждение, гото-вы принять нагрузку на генераторы и дать ход, первый и третий включили батарейники, питание к механизмам восстановлено, АБ вентилируется судовыми в атмосферу, вакуум … мм.рт.ст, водо-рода, кислорода… и т.д.
На мостике у командиров и начальников отлегло от сердца и они дали команду принять на-грузку на дизеля, после чего дать мотор «Вперёд» и, ясен перец, осмотреться в отсеках…
Через пять минут приказание было выполнено и лодка продолжила своё движение к выходу из Авачинской бухты…
Тем временем Пониковский с лейтенантом Лукашиным спустились по левому борту в люк около пусковой станции возбудителя и протиснулись к В–11, вскрыли лючки и осмотрели коллек-тора. Всё было в норме – и медные пластины не подгорели, и «петушки» с обмотками целые, и щётки в норме. СКЭ тем временем вскрыл станцию и вытащил вставки – дабы исключить несанк-ционированное срабатывание. Далее он одним концом длинного провода приложился к выходно-му разъёму со значком «+» и крикнул об этом в трюм.
 Пониковский подсоединил длинный конец к двум клеммам мегаомметра, затем короткий провод подсоединил к третьему выводу, а свободный конец – к токопроводу щётки, и сказал лей-тенанту, чтобы тот вращал ручку. Ручка завращалась, однако прибор показал уверенный ноль – то есть цепь была разомкнута. Пониковский перекрепил свободный конец провода на следующий ряд щёток, однако стрелка прибора так и не захотела оторваться от нулевого значения.
– Давай на минус, – крикнул старшине Станислав Семёнович и повторил процедуру заме-ров. Результат оказался тем же.
– Понятно. Лейтенант, вскрывай блок нелинейников . Скорее всего сопротивление гавкну-лось…
Минут двадцать понадобилось молодому лейтенанту найти соответствующие ключи и ещё минут 10 – на отдачу верхней крышки блока нелинейных сопротивлений, закреплённых сверху возбудителя. Тем временем СКЭ спустил переноску с кормы в трюм, отдал её Лукашину, затем вместе с Пониковским поднял крышку и уложил её на балластник  по левому борту. Лейтенант поднял переноску и осветил «поле битвы», которое эдак нехорошо попахивало подгоревшей изо-ляцией. Было ясно, что перегорел провод, соединяющий нелинейники. Таких оказалось аж 3 шту-ки. На вопрос главного электрика соединения КЭТГ дипломатично промолчал, а мичман Витов Владимир Аркадьевич доложил, «на жаль немає таких проводів в ЗІП е» , на что Станислав Семёнович рявкнул:
– Ти це мені кинь – нема. Народжуй – як хочеш. Якщо немає таких – давай кабель на 2,5 квадрата – зараз зробимо. І нічого тут на українському розмовляти – говори російською .
Старшина команды электриков метнулся вверх и через полчаса спустился с куском кабеля в руках. Пониковский достал из кармана ножик электрика, который вместе с отвёрткой, пассатижа-ми и ключом 8;10 всегда носил с собой, и сноровисто освободил жилы от изоляции. Затем отвер-нул гайки, крепящие перегоревшие кабели, убрал остатки проводов, соединил кусками жилами штатные места на сопротивлениях, водрузил на места шайбы и обжал гайками.
После того, как с помощью комода, лейтенанта и мегаомметра капитан 3 ранга убедился, что все цепи возбудителя работоспособны, Станислав выбрался на верхний настил, приказал комоду вставить вставки в цепях управления СМЭ, и после того, как получил доклад, что пусковая стан-ция введена в строй, доложил на мостик, что можно переводить ГГЭД на возбудитель.
Получив «Добро», Пониковский дал соответствующие указания, ГГЭД был остановлен, пе-реключатель выставлен на управление от В–11, возбудитель пущен и главный гребной  снова за-работал в штатном режиме. На мостике снова облегчённо вздохнули, когда Пониковский поднял-ся и доложил «обстаконовку». ПЛ снова была в строю и была готова выполнять поставленные перед нею задачи…

4. Первое погружение.
ПЛ погружалась на глубину 100 метров, идя на «самом малом» ГГЭД. Когда стрелки глуби-номеров показывали где–то за 80 метров из третьего отсека донёсся вопль:
– Аварийная тревога! Поступление воды в 3-ий отсек!
Старпом за столиком в центральном встрепенулся, схватился за эмелку, и по кораблю из громкоговорителей донеслось:
– Аварийная тревога! Поступление воды в 3-ий отсек! Осмотреться в отсеках…
Пониковский живо обернулся к боцману, который сидел за «Пиритом»  и тихо сказал:
– Михаил Василич, рули на всплытие, стоп погружаться, держать глубину 80 метров. Меха-ник, готовь главный в режим «средний», в шестом – АРДК к работе приготовить, первый – токи разряда и напряжения на контрольных, третий – доложить – что у вас там стряслось.
– Станислав Семёнович, ты бы метнулся в третий – быстрее сам оценишь обстановку, –  по-советовал главному электрику бригады командир.
Пониковский всё понял и, отодвинув чревом своим командира отделения машинистов–трюмных, направился к кормовой переборке. Не прошло и 10 секунд, как лязгнула кремальерный затвор переборочной двери за спиной механика.
– Что случилось? – донеслось из кают–компании, в которой находился Командующий. – По-никовского в третий.
– Уже там, осматривается. Пока молчит – значит в принципе ничего опасного, – ответил ему взявший в свои руки эмелку Николай Анатольевич.
Через минуты три в центральном услышали голос Пониковского, который сообщил, что в принципе особо страшного ничего не произошло, батарее пока ничего не угрожает, водород и ки-слород в норме, отсек загерметизирован, поступления вредных примесей не зафиксировано, ИСЗ  на «товсь», все готовы совершить подвиг, но… всплывать необходимо срочно, ибо четыре бойца с кандейками не успевают черпать водичку, поступающую из–под кингстона замещения  топлив-ной цистерны №4, что находится по правому борту за умывальником на верхнем настиле, а из–под него хлещет как из душа, и что народ – если не всплывём – ещё пол–часа продержится, а дальше – усё…
– Сколько воды приняли? – запросил командир третий и в ответ услышал:
– Где–то с тонны полторы. Командир, рекомендую всплывать на х… быстрее, а то дальше будет только хуже…
Командир проинформировал Командующего и по получении от него «Добра» скомандовал:
– По местам стоять к всплытию. Боцман, всплывай на 40.
После того, как ПЛ вышла на безопасную глубину и центральный известился, что скорость поступления воды уменьшилась, народ справляется, но уже подзае…ся конкретно, командир ско-мандовал:
– Боцман, руль право на борт. Акустики, прослушать горизонт, пятый – мотор «Вперёд ма-лый». БИПу  готовность номер раз. Штурман – сколько до кромки района? Третий – докладывать об обстановке каждые две минуты.
И были выполнены все элементы по обеспечению безопасного всплытия ПЛ, и продуты цис-терны средней группы, и отдраен ВРЛ, и все кому надо выскочили на мостик.
 Адмирал задержался в центральном, взял в руки эмелку и вопросил третий:
– Механик, что там у тебя?
Механик ответил, что поступление воды прекратилось, сейчас он с бойцом вооружается га-ечными ключами и начинает искать причину.
– Как определишься – доложишь. Я – на мостик, отбоя аварийной тревоги пока не давать, механик, готовь дизеля к пуску, – с этими словами Командующий передал средство радиоуправ-ления БЗЖ Владимиру Петровичу, сурово посмотрел на Олега Владимировича Ломова, повер-нулся, надел на себя «канадку» и убыл из ЦП.
По прошествии 20 минут из третьего отсека попросили, чтобы их соединили с мостиком. Просьба была удовлетворена, после чего присутствующие на мостике ПЛ вздрогнули от площад-ной ругани Пониковского:
– Где эти п…сы е…ные? Где эти порождения ехидны с шакалом? Дайте сюда главного строителя – я ему сейчас натяну его яйца не макушку… Мостик, эти уё…ки поставили кингстон  и не обжали, прокладкой там и не пахло – я ещё удивляюсь – как он «держал» до 80 метров…
– Механик, успокойся. Сейчас Гаврилин к тебе подойдёт. Центральный – главного строителя – в третий. Дизеля готовы? Третий, переборки можно отдраивать?
Из четвёртого доложили, что оба дизеля готовы к пуску на продувание балласта без хода, глубина 10 метров, из третьего – что переборки на 37-м и 49-м шпангоутах можно отдраить и пус-кать оба…
Далее с мостика скомандовали что надо, переборочные двери были отдраены и поставлены на крюка, дизеля чихнули, проворачиваясь и запустились, после чего были открыты захлопки ВНД обеих бортов. В третий отсек прибыл Николай Феоктистович и ему было предъявлен сня-тый кингстон и посадочное поле, отливающее девственно отполированным седлом без намёка да-же на какое–то присутствия паранита…
Главный строитель вызвал соответствующие тела, те, получив разнос и пинки под зад, в пять секунд из паранита вырубили прокладку, обмазали её солидольчиком и в течение 10 минут уста-новили кингстон на его штатное место, упрекнув Пониковского – мол – чего это ты из ничего шум поднимаешь. Станислава снова «прорвало» и он пообещал работягам натянуть их «орудия про-изводства» (образованный повелительным наклонением от глагола «ховать» – смотрите рассказ «Буратино») на их же головы, а затем отбить всё их мужское достоинство аварийной кувалдой – чтобы думали – как и что надо делать при ремонте…

5. ГВП.
«Пятёрка» под двумя дизелями «летела» в район проведения ГВП , где её уже ждало «потаённое судно» под командованием капитана 2 ранга Корчета В.В., пришедшее туда часов на 12 ранее. Пониковский решил слегонца отдохнуть от «трудов праведных» и спустился в каюту командира БЧ–5. Там он снял тапочки и прилёг на диванчик с твёрдым намерением поспать ми-нуток 60, так как до нужного района оставалось ещё с час ходьбы. Но не прошло и пятнадцати ми-нут блаженного отдыха, как в четвёртом что–то «гавкнуло» и правый дизель, как определил на слух главный метролог 182-й отдельной, мать её, бригады «встал».
Пониковский подскочил с ложа, обулся и рванул в дизельный.
– Что с правым? – был первый вопрос, который он задал мичману Скворцову, на что Игорь Власьевич ему бодренько доложил:
– Регулятор  оторвало…
Пониковский поёжился. Регулятор с широковещательной маркировкой РС–1 весил под сот-ню кг и крепился 4-мя шпильками к корпусу дизеля, плюс механизм управления топливной рей-кой, плюс…
– Шпильки оборвало…
Станислав Семёнович не стал слушать дальше, а прошёл к кормовой части отсека. И дейст-вительно, параллелепипед РС–1 стоял «набекрень» и в стороне – сантиметров на 5, от своего «штатного места». А корпус дизеля поблёскивал в свете переноски свежесрезанными «пята-ками» крепёжных шпилек. Было ясно, что заводчане вместо «штатных» шпилек установили из-готовленные из стали Ст3, которые, повинуясь законам сопромата, «не выдержали» переменных нагрузок и решили, что с них «хватит».
Далее мотористы под руководством вызванного в отсек лейтенанта Павла Викторовича Павлова, который возымел желание пойти отдохнуть – когда все механики на лодке на ушах стоя-ли! – и который ещё не уяснил для себя очевидной вещи – в море отдыхать некогда – особенно механоидам, отсоединили РС–1 от дизеля и попытались выкрутить оборванные части шпилек из корпуса дизеля. Две выкрутили, а вот две оставшиеся – так и не удалось, даже несмотря на усилия Пониковского – отверстия в них–то просверлили, а вот метчиков с левой резьбой на кораблей не нашлось, а настраивать сварку – времени не было, надо было вовремя занять район…
По приходу и занятию района, механики получили «добро» настроить сварку от левого, вы-вели того на 300 оборотов и в течении 5-ти минут приварили к обрывкам шпилек болты, после че-го без труда вывернули остатки крепежа. Затем установили регулятор на место, однако подсоеди-нить его не смогли – так как после обрыва шпилек тот сдвинулся со своего места и погнул привод топливной рейки, а заменить его можно было только в заводских условиях. Лодка осталась с од-ним дизелем…
После краткого совещания Пониковского с командованием было принято решение ГВП всё–таки провести, единственное, что могло причинить неудобство – это ограниченная возможность по заряду АБ и пополнению запасов ВВД. А так «в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, бляха муха, всё хорошо…», – как сказал в сердцах Николай Анатольевич, прежде – по наблюде-ниям Стаса – никогда не матерившегося на людях…
Затем было контрольное погружение на 150 метров, плавание под ГГЭД и ЭДЭХ , отработка нештатных и аварийных ситуаций, всплытие, заряд АБ, длившейся вместо 9 часов целых 16, и вот наконец, с Божьей помощью, «пятёрка» пошла на глубоководное погружение на рабочую глуби-ну в 240 метров. Те, кто плавал на «потаённых судах», – организацию сего действа знают, а гра-жданским лицам вовсе не к чему знать – как и что, если хотят – пусть достают РЭКУС–ПЛ–90  и читают внимательно, а тут нас интересует больше – к чему после ремонта это всё приводит…
* * *
– Аварийная тревога! Поступление воды в 5-ый отсек!
В центральном у всех разом выбило лёгкую дремоту. Пониковский подскочил с кресла и сказав командиру, что он – в пятый, метнулся к кормовой переборке 2-го отсека. Лязгнула перебо-рочная дверь в нарушение всех норм и правил РБЖ–ПЛ–82 , но никто на лодке не рискнул бы остановить главного метролога бригады, который ухитрился несмотря на свои 120 с гаком кило-грамм за 30 секунд пролететь два отсека.
Вахтенный офицер подскочил к «Лиственнице», включил «Циркуляр» и прокричал:
– Аварийная тревога! Поступление воды в 5-ый отсек! Пятый – доложить сколько принято воды? Глубина 150 метров. Осмотреться в отсеках.
Командир приказал доложить Дорохову об обстановке и запросил у того разрешения всплы-вать…
Из пятого через секунд 15 сообщили, что в отсек прибыл Помощник НЭМСа, отсек задраен, ГГЭД пущен по приказанию Пониковского в режиме «Малый», ни хрена не видно из–за тумана и ничего не слышно из–за рёва поступающей воды, но тут в бодрый доклад СКЭ вмешался голос Станислава Семёновича:
– Олег, закрывай приёмный вспомогательных механизмов. Стоп ЦН. Можно подвсплыть метров на 20 – больше не надо – удержимся на ГГЭДе, я знаю в чём дело – у меня на четвёрке та-кое на ходовых тоже было…
Ломов подскочил к пульту «Палладия» и ключом закрыл приёмный кингстон системы ох-лаждения вспомогательных механизмов и систем, о чём он и доложил в 5-ый. Оттуда бодренько просветили командование, что поступление воды прекратилось, а весь сыр–бор произошёл – как и предполагал главный электрик бригады – из–за вылетевшего из своего гнезда протектора в кон-денсаторе установки «СПМХМ–30», что принято около 5-ти тонн воды и пусть центральный на-страивает помпу на осушение трюма 5-го.
Ломов дал необходимые указания старшине команды машинистов–трюмных, тот «упал» в родимый трюм и через две минуты поступил доклад, что готова помпа на осушение трюма 5-го. Тем временем Олег Владимирович открыл приёмный водоотливной и осушительной системы, не забыв предупредить боцмана, чтобы тот держал глубину рулями, в трюме «провентилировали» помпу, после чего в «Палладия» был открыт кингстон осушения трюма 5-го, закрыт приёмный и помпа радостно «зачавкала».
В 5-м Пониковский посадил на кормовой подшипник ГГЭДа командира отделения электри-ков – наблюдать за убытием воды, а сам с трюмным протиснулся между кормовой переборкой и кормовой обечайкой конденсатора холодильной установки с болтом и шайбой с паранитовой про-кладкой. Болт вкрутился на удивление легко, был обжат усилием механика (то есть качествен-но), после чего Пониковский, кряхтя и матерясь, выбрался на простор, оставил на контроле трюм-ного, узнал у комода – как убывает водичка, вылез на верхний настил, подошёл к щиту управления ЭДЭХ, взял эмелку и доложил:
– Центральный, всё заделали, можно открывать приёмный вспомогательных механизмов – сейчас проверить в действии. Вода убывает, примерно через 20 минут осушим полностью, затем замерим сопротивление изоляции и будем принимать решение…
* * *
Глубиномеры показывали где–то около 200 метров, как из 4-го отсека донеслось:
– Аварийная тревога! Поступление воды в 4-ый отсек!
Ломов, не дожидаясь команды Помощника НЭМСа, поворотом ключа закрыл все забортные отверстия и дал команду в трюм пустить помпу на осушение трюма 4-го. Пониковский, в очеред-ной раз нарушая все заповеди РБЖ–ПЛ–82, убыл в дизельный отсек. Через 5 минут в центральном от него узнали, что:
– разорван один из РАВов  системы охлаждения ДГ и газоотвода;
– остальные РАВы представляют из себя вместо цилиндров «мячики» из–за их раздутия;
– в трюм принято около 6 тонн воды;
– генераторы и компрессор, слава Богу, не залиты, но 2 насоса НЦВ–40/15 «подмочило»;
– кингстоны «не держат», но дублёры справляются;
– остальное выяснится после всплытия.
– Пониковский очень сильно хочет встретиться в трюме 4-го отсека с главным строителем и его бойчишками;
– что можно погружаться до 240, чтобы закончить эти «мудовые рыдания», после чего всплывать и тикать в завод, пока не утонули действительно напрочь…
Так и сделали, после этого всплыли – как положено – в надводное положение и начали про-дувать балласт. Но не прошло и пяти минут, как из четвёртого отсека снова раздался спокойный голос старшины команды мотористов:
– Центральный, тормозим дизель – у нас тут из топливного трубопровода солярка хлещет на правый генератор.
Станислав Семёнович – уже в который раз – сорвался со своего места и «полетел» к дизе-листам. Спустившись в трюм четвёртого отсека, он протиснулся мимо компрессора и наткнулся на медный трубопровод, который пересекал отсек с правого борта на левый под подволоком, а в се-редине его (трубопровода) зияла дырочка около 6 мм, из которой уже по инерции вытекала тон-кой струйкой солярка. Генератор, что был насажен на вал отбора мощности правого ДГ, был свер-ху покрыт тонкой плёнкой солярового масла.
На устранение последствий ушло минут 40, из которых – 20 минут ушло на вытирание кор-пуса ПГ–142 и замер сопротивления изоляции. С дыркой поступили как с врагом народа – забили чопик, сверху обмотали бензиностойкой резиной и как следует заклетневали. Затем открыли кинг-стон на пополнение топливного бака и убедились, что протечек солярки нет. Вызванный в дизель-ный отсек Николай Феоктистович заверил, что ничего страшного нет, придём в базу – заварим в пять секунд. Про то, что прежде чем заварить дырку придётся пол–дня ковыряться с разборкой трубопровода, главный строитель из скромности умолчал…
* * *
– Принята нагрузка на левый, пущены судовые вентиляторы на вентилирование АБ в атмо-сферу, готовы к заряду АБ, пущен большой насос СВО… – Ломов доложил на мостик о выпол-ненных мероприятиях и после получения разрешения от вахтенного офицера скомандовал:
– По местам стоять к заряду АБ. АБ к заряду приготовить…
И только первый отсек собрался отрепетировать команду как из трюма 2-го отсека донёсся голос верного сына Бурятии:
– Тащ, тут из трубопровода вода хлещет…
В очередной раз старпом произнёс в эмэлку уже гвоздями вбитую в его голову фразу:
– Аварийная тревога! Поступление воды в трюм второго отсека…
Станислав Семёнович по неизвестной причине посмотрел на расширительный бачок СВО и заметил, что вода начала очень быстро убывать из него. Схватив эмэлку связи с трюмом, он крик-нул:
– Тормози насос СВО. Попробуй – какая вода на вкус…
Оленевод выполнил команду быстро доложил, что бежит пресная вода, и уровень воды в бач-ке остановился на 5 литрах. Старший мичман Волосков подскочил к двери рубки метристов и от-крыл клапан на пополнение СВО. Дистиллат, весело журча, потёк в расширительный бачок. Сер-гей Ильич скатился в трюм и через три минуты Пониковский услышал, что трубопровод, мать его в раскудыть, дырявый и из него течёт, как из писюна доблестного защитника Родины при гонорее. Станислав Семёнович не поленился спуститься к старшине команды и осмотрел место коррозии. Затем вызвал подкрепление в виде одного трюмного и комода второго отсека, объяснил им – как заделать свищи, после чего поднялся наверх, закрыл клапан пополнения расширительного бачка и доложил обстановку на мостик, объяснив задержку с началом заряда АБ необходимостью ввода в строй системы СВО.
Через полчаса бригада трюмных заделала свищи на трубопроводе, предъявила место полом-ки главному строителю, который пробурчал себе под нос, что СВО в ПСОР  забита не была и это не его вина, но после краткой беседы с Командующим понял, что от доделок ему уже никуда не деться, ибо адмиралом было заявлено, что он уже «сыт по горло» таким ремонтом и ему «хочет-ся жить», а не выживать в этих экстремальных условиях…
Аварийный трубопровод опрессовали, замечаний выявлено не было, заряд АБ был начат и после вывода левого ДГ на полную нагрузку по приказанию командира дали ход ГГЭДом «Вперёд Самый малый»

6. Возвращение.
Из первого отсека донёсся голос командира:
– Старпом, вызывай в кают–компанию на совещание Василия Владимировича, Пониковско-го, штурмана, минёра и сорок седьмого.
СПК взял эмэлку и по кораблю прозвучало:
– Главному строителю, Пониковскому, командирам бэче раз, три и сорок семь прибыть в кают–компанию.
Станислав Семёнович оторвался от заполнения столь нелюбимого всеми механиками бри-гады Журнала ТТД БИТС , поднялся с кресла и не спеша направился в первый отсек…
– Что будем делать дальше? – спросил вице–адмирал у главного строителя. Ответ был и так всем понятен, поэтому Пониковский поднял руку и, получив соответствующее разрешение Ко-мандующего, встал.
– Товарищ адмирал, – было сказано им, – пора прекращать этот кардебалет, пока нахрен не утонули все дружно. Без РАВов нам делать вообще в море нечего. С одним дизелем, который и так на ладан дышит, мы далеко не уйдём, возбудитель я в строй ввёл, но там на переменных со-противлениях все провода менять надо – хотя и без него ГГЭД запустим с аварийным возбужде-нием от батареи – правда, скорость не изменим. Кое–что мы устранили по ходу дела, но бережён-ного и Бог бережёт – пусть завод суетится дальше – так и с такими недоделками плавать вообще–то страшновато…
– А что нам скажет товарищ Жуков, то есть главный  строитель? –  поинтересовался  Коман-
дующий.
Николай Феоктистович в силу своего возраста и опыта вставать не стал, полистал свой эк-земпляр ПСОРа, похмыкал, однако поддержал Пониковского:
– Да-а-а, Виктор Фёдорович, тут я со Станиславом Семёновичем абсолютно согласен. Од-нако по поводу замены РАВов ничего конкретного сказать не могу – в ПСОРе их замены забито не было, так что пусть техотдел  думу думает по сему поводу, с возбудителем всё ясно – возьмут из ЗИПа и заменят провода, а вот что делать с регулятором на дизель – тут опять–таки всё будет зависеть от 14-го километра  – есть у них такой регулятор или нет. По поводу СВО – трубу заме-ним, вопросов нет, топливную трубу в трюме 4-го – заварим, остальное – придём, в течение суток согласуем… Так что надо идти домой…
– Командир, твоё мнение…
– Надо возвращаться, товарищ командующий, а то – если РАВы не выдержат – затопим ди-зельный отсек – тогда вообще дело швах будет…
– А что нам командиры боевых частей скажут?
Командир БЧ–1 встал и доложил, что ГКУ  требуют основательного ремонта, ибо работать упорно не желают – перегреваются и уходят из меридиана, а в остальном – всё работает – как ча-сы…
У минёра и сорок седьмого замечания были, и они, чтобы время не затягивать, передали строителю перечень выявленных неисправностей…
* * *
– Штурман, что у нас с местом? – в центральный пост поднялся Командующий. – Механик, занимайся своим делом, – остановил Дорохов начавшего уже подниматься с кресла и собирающе-гося доложить об обстановке на корабле Пониковского и протиснулся мимо рубки акустика в штурманскую рубку.
Штурман доложил адмиралу, что оба ГКУ «гавкнулись напрочь», штурманёнок пытается из двух сваять один и запустить в работу, а пока лодка идёт в кильватере за двести двадцать девятой, у которой также из двух ГКУ в строю остался один, да и тот никак не может выйти на режим, ибо командир так и не смог высадить перед уходом в море товарища Светлова, а при нём на «четвёр-ке» штурманское оборудование работать отказывается напрочь…
Адмирал вышел в центральный пост и сказал Пониковскому:
– Механик, запроси мостик – что там с обстановкой и как они себе думают определяться. Пусть на шестнадцатом запросят двадцать девятую – с курсом определились?
Механик отрепетовал приказание Командующего на мостик, с которого через три минуты ответили, что у Корчета дела тоже швах – из двух гирокомпа;сов ни один нормально не работает.
– Товарищ адмирал, а может штурманов заставить вспомнить тригонометрию, – подал свой голос Станислав Семёнович, для которого никогда не было неразрешимых задач. Высоты вулка-нов известны, скорость ПЛ – тоже – пусть считают себе на здоровье – проблем–то…
Адмирал соображал очень быстро.
– Механик, а высота мостика какая у вас?
– Можно считать – 7 метров.
– А ну–ка, запроси мостик – какие сопки пригодны к определению?
Станислав Семёнович переключил соответствующие кнопки на «Лиственнице» и продуб-лировал вопрос Командующего. Вахтенный офицер через несколько минут ответил:
– Видны сопки Желтовская, Мутновская, Авачинская и Корякская.
Пониковский взял ээмэлку в руки и опережая адмирала приказал на мостик:
– Штурманёнку – пусть снимает углы до вершин сопок, секундомер – «Товсь–ноль», данные штурману.
Через несколько минут штурманёнок снял угол до вершины Желтовской сопки (которая имела высоту 1.953 метра), после этого сказал: «Время отсчёта лага» – для того, чтобы штур-ман начал отмечать время до снятия следующего замера, и далее доложил углы на вершины сопок – Мутновской (2.323 метра), Авачинской (2.741 метр),  Корякской  (3.456 метров)  и  на  всякий
случай на самую ближайшую видимую сопку с отметкой в 2.475 метра.
Далее всё было делом техники – определялось расстояние до сопок по простенькой формуле:
Li = (Hсопки – 7) ; tg;i
После расчётов с учётом движения ПЛ на карте были нанесено 5 дуг, пересечение которых и дало искомое место нахождения ПЛ. Повторенные через 5 минут измерения определили новое ме-сто корабля, а соединение двух найденных точек дало приблизительный курс подводной лодки.
Адмирал и на мостике вздохнули с облегчением – по расчётам выходило, что к зоне разделе-ния оба корабля подойдут через 2,5 часа, а за это время ещё будет достаточно светло, а может быть и штурмана введут наконец–то свои гирокомпа;сы в строй…
* * *
Адмирал, уже собравшийся идти к своей «Волге», вдруг передумал, повернулся и сказал ко-мандиру бригады и обоим командирам:
– Механиков на пирс вызовите…
После того как Станислав Семёнович Пониковский, Олег Владимирович Ломов и Кочаров Александр Валентинович, выстроились «в одна шеренга» на пирсе, Командующий подошёл к ним, поочерёдно пожал каждому руку и проникновенно сказал:
– Ну спасибо, механики, довезли, а то я уже и не надеялся увидеть берег родной.
Затем повернулся к комбригу и приказал:
– Не забудьте представить механиков к награде – думаю, медаль Ушакова они заработали…
После чего повернулся и направил свои стопы к изделию Горьковского автозавода…
Как читатель уже догадался – представления были написаны и отосланы, но в отделе кадров Тихоокеанского флота сказали, что все деяния, мучения и подвиги механических офицеров по спасению и ввод в эксплуатацию кораблей ВМФ не попадают под статус медали, а посему…
Когда главный электрик всего и вся увидел на 50-летие 182 обрпл флотского кадровика, на груди которого «висела» как раз–таки медаль Ушакова, который ни разу даже лейтенантом в мо-ре не ходил, а всё подвизался на береговых должностях, то Станислав Семёнович всё–таки поин-тересовался у флотского капитана 2 ранга – а за какие такие коврижки сей муж «обрёл» эту награ-ду, на что Пониковскому (уже также пребывающему в чине капитана 2 ранга) было заявлено: «А не твоё собачье дело – какие у меня награды…»
Пониковский морду ему бить не стал, но после этого при встречах, как я знаю, никогда кадровику больше руки не подавал…

7. Итог.
– Понятно, командир, как ходили на ходовые. Это сейчас вас адмиралы разбаловали – а в наше время таких безобразиев не было – если что ломалось – народ сидел и ремонтировал, а не ждал, когда дядя придёт и сделает…
Не думаю, товарищ Селин, что у тебя будет веселее – в наше время хоть худо–бедно – но хоть что–то ремонтировали. Так что – после подведения всех своих – на корабль – и Arbeit und Disziplin . Если что не будет получаться – Пониковский и я на своих рабочих местах. Можешь идти.
Следующий – доклад…
И покатилось подведение итогов по привычной колее, все оставшиеся командиры доложили, что у них замечаний нет, флагмана выдали начальникам поступившую по их каналам информацию и ценные указания, а когда всё это закончилось – Николай Анатольевич выдал столь любимую покойным ныне ЗКБ  капитаном 1 ранга Красенским Сергеем Владимировичем фразу:
– Ну всё, господа офицеры. Подведение закончить. Всем – вперёд на мины, то есть на кораб-ли – устранять замечания. Кому что надо на подпись – давайте…


Рецензии