Круглый стол в Новое литературное оборзение

Господа, рад Всех приветствовать. Сегодня обсуждаем одну работу, - «Точка»*, кто автор не имеет значения - текст был разослан , все познакомились, да, я вижу, все хотят выступить.  Не буду давать вводную, прошу высказываться всех в произвольном порядке.
А.:  Я прочел. Даже перечитал. Скажу сразу – это не просто шедевр. Это рубеж, за которым угадываются контуры новой литературы, новой письменности, новой культуры. Куда мы принудительно шагнули вслед за автором «Точки», и вернуться нам уже более не дано. Это обретение новых размерностей свободы, это наглое отвоевание  - без отдачи и без сожалений – бесконечных перспектив воли и произвола, Это шаг в мир без правил, это возвращение подлинного смысла Небытия текста, это новая конструкция бесформенного и, наконец, это исчерпание континуума смысла и бессмыслицы как берегов, в которых плескалась вся предыдущая культура.
Поясню. Бытие-в-себе разворачивается через опосредование Другим-для-себя, порождая иллюзии тождества Объектного и Субъектного Ничто. Ничто, в свою очередь, полагает Всё как свой антипод, из которого следует слишком многое, поскольку оно заключено в Единое. Но Единое тождественно Универсуму, аннигилирующему в праЭлементы. Выйти за пределы диктата праЭлементов – дерзновенная мечта всей мировой литературы. Свобода от автора и от самого текста немыслимы без упразднения буквы как первоосновы письменности, а буква, как и атом, состоит из точек. Возврат к точке, по моему глубочайшему убеждению, знаменует собой радикальный поворот к Я как центру и законополагающему принципу Бытия-для Другого.
Рекомендую к печати, хотя рукопись нуждается в редакционной подготовке, не помешал бы и справочный, ссылочный и иллюстративный аппарат.
Б.: Я вижу замысел работы в радикальном переосмыслении общей установки культуры – разворачивать свое содержание, выстраивая по ходу свою форму. «Точка» - это плодотворный обратный ход – свернуть, собрать воедино все культурные содержания, одновременно решив наконец вопрос о форме не как о внешнем, а как об имманентном. Замечу, коллеги, что этот ход преодолевает архаические дихотомии света и тени, добра и зла, длинного и короткого, мужского и женского. Да, этот поиск единства всех противоположностей, но единства гармоничного, не расколотого на различия, - это то, к чему стремится человечество инстинктивно, не эксплицируя, не ведая, не видя ясно общей цели. Автор сам уже внутри «точки», о нем нельзя ничего сказать, но можно бесконечно много думать, не прибегая к материи слов и речи. Он как пророк дал культуре, людям, человеку как родовому существу – ориентир жизни, путь, которым мы пойдем за автором к полному воплощению всего богатства мира.
В.: Вопрос жизни и смерти в культуре не решается природными категориями. Вечный водоворот жизни, вечное торжество смерти, вечное порождение и вечное угасание – это развилка, на которой стоит камень с древними скрижалями – куда ж нам плыть?.. Это исходный пункт любой мысли, любой речи, любого текста. И это судьба любого человека. Бросит он вызов судьбе, смирится ли он – это не так важно, для культуры это даже второстепенный вопрос, по сравнению с тем, как, на чьей территории, какими средствами человек спорит с судьбой – а значит, творит культуру по ту сторону своего предназначения, отвоевывая у богов и природы пространство своего свободного бытия. Что там, за камнем? Как дышать вакуумом? Как найти нечто не существующее, но манящее, дразнящее своей неизвестностью? Можно ли создавать свои правила? Что мне за это будет, кто стоит на страже Ничто? Бытия? Понимаете, уже давно исчерпаны даже самые экстравагантные ответы на все возможные вопросы. Осталось только заглянуть в холодную бездну полной деконструкции этой бессмысленной череды смыслов, порожденных предшествующими литературными эпохами. Стряхнуть с себя густую пыль недоразумений, будто человеку дарят волю и разум для следования по разбитой колее преступлений и заблуждений, который носят общее название «культура». Путь один – отказ от формы вообще, сосредоточение смыслов и содержаний в Точке, из которой каждый может найти свой выход и свой вход в любых направлениях, в любую сторону, и не задеть никого плечом в толкотне за «культурными благами», которые раздает безумный и преступный социум.
Г.: Категорически! Никогда! Я вижу точку не как черную дыру, а как сверхновую, бесконечно малую и бесконечно плотную звезду, чреватую чем угодно – взрывом, распадом, аннигиляцией, захватом новых галактик, рождением и смертью богов и цивилизаций! Я читал «Точку» целую неделю напролет, я погрузился в ее плотность полностью, и жена с трудом уговаривала меня пропылесосить ковер или съездить в Ашан. Точка! Это круто, это конец и начало, и хоть может и не всем понятно, но зато скупо, зримо и точно! Что касается замечаний по тексту, я бы предложил как вариант набрать точку полужирным. Так было бы правильнее. А вообще-то да!
Д.: Точка есть модель сингулярной Вселенной. Это актуально беспредельная потенция бытия, то есть Бог. Она есть начало животворящее, глубоко сакральное, невысказанно и немыслимо полное целое, объемлющее собой Всё и нисходящее в Бытие по мере своего разумного воления. Автор остановился у черты, за которой – запрет на мысль, на Бытие и на мысль о Бытии. Такой предельный шаг не может быть коллективным, не может служить рецептом или призывом – он есть эксперимент с неизведанным концом. Как мысленный эксперимент он был бы допустим, если бы предметом его не было Всеобщее – мы не можем гарантировать безопасного исхода этой дерзкой выходки. Но как личное геройство, превосходящее все мыслимые рубежи, - оно имеет право на признание и преклонение.
Е.: Ну, вообще-то в литературе этот прием не нов. Не буду сейчас ссылаться на свое творчество, чтобы не возникало опять… Ну вот хотя бы Стерн, с его Тристрамом Шенди, там тоже есть… Или еще у кого-нибудь уж точно можно найти. Но дело не в этом. Я бы все-таки посоветовал автору внимательнее прочитать мои произведения! Там полно прямых и косвенных намеков на все это вот, что там у автора есть в его «Точке» - и проблемы буквы, как первоэлемента любви, и вопросы соотношения материи и сознания, и проблемы здоровой нравственности, без этого всего такого, знаете ли… А так, неизвестно откуда взялся, и сразу уже «Точка»! мы тут уже годами, десятилетиями, а он понимаешь тут как тут!  Каждый будет нам! Но, скажу прямо. Мне, конечно очень понравилось, вещь сильная, революционная! Я согласен с товарищами, с руководством, что нам надо смелее двигать! Но я бы все-таки еще на рецензию. Черную. Ну, в смысле объективную.
Ж.: Я бы хотела нет, не возразить, а поспорить. Дело нешуточное, Я конечно все понимаю, новаторство, творчество, поиски… Это все хорошо. Но гонорары? Как теперь будут считать авторские? Вы только представьте, приносите в бухгалтерию свою «точку», и вам за неё фиг с маслом? Хотя какое тут масло! Просто фиг, да еще матом! То есть просто пошлют сами знаете на что! Я не против! Я за новые рубежи, за подлинность в искусстве, вы меня знаете – я всё перепробовала, всё освоила, всё творчески переработала, но нельзя же так! Самое можно сказать главное взять и уничтожить! А дети? Семьи? Вы о них подумали? Нет, я против. Уж ежели на то пошло, пусть ставит свои точки на всю книгу, листов на 30 – 40! Вот тогда пусть все читают и нахваливают – ах, как интересно, ах, как глубоко! И я тоже скажу – хорошую книгу издал автор, покупайте, и сразу по два экземпляра, подарите кому-нибудь. Сковородки ставить.
_________________
* Полный текст произведения приведен здесь: "."


Рецензии