Белое платье. Бирон. 4

Пьеса в 5-и действиях

 Белое платье помещицы Ивановны

(1740-ой год.  Последний год правления и жизни императрицы Анны Иоанновны)
             

               
Действие IV
               
 Картина 1
               
Приемная Бирона
               
Тредиаковский, Ванька Каин, Бирон

Ванька Каин
А что это, мил человек,  синяк у тебя под глазом и одежда разорвана? Своровал что? Ты гляди, не воруй, за воровство и голову срубят. Вот был у меня друг, Камчатка, хотел денег на большой дороге награбить, да лишь голову потерял. Что молчишь? Язык чай не вырван? Ну, не молчи, легче станет. Скажи на кого обижаешься?
Тредиаковский
Не твое это дело, холоп! Откуда только ты тут взялся, в приемной Бирона?
Ванька Каин
Я – то? Я один из шутов помещицы Ивановны. Играю вора и разбойника. От души играю! От самого сердца!
Тредиаковский
Э - ка, удивил! У нас, в России, воровство и бандитизм самые почетные занятия. Никто не работает, зато все гуляют и воруют.
Ванька Каин
Так ты, сердешный, за правду – матку что ли бьешься? Ой, не найдешь ее здесь! Вон уже и под глаз получил. Получишь еще, если не успокоишься!
Тредиаковский
Да пошел ты… подальше!
Ванька Каин
Фу, какой грубиян! А с виду цаца! Впрочем ухожу, ухожу. Не заводись! Нужен ты мне, как капуста волку! С тебя, я вижу, и взять нечего. (Уходит)

(Входит Бирон)

Тредиаковский
Ваше превосходительство! Помогите бедному поэту!
Бирон
А почему это бедный поэт ко мне неправильно обращается?
Тредиаковский
Извините, Ваше превосходительство, может что не так и сказал…
Бирон
Ты, Василий, я вижу, с челобитной ко мне идешь, тогда и обращайся по форме.
Тредиаковский
Как по форме?
Бирон
А вот так! Ваше высокографское сиятельство, господин рейхсграф и в Силезии вольный чиновный господин Эрнст Иоганн фон Бирон, Ея императорского величества, самодержицы всероссийской, обер – камер – гер и ордена святого апостола Андрея кавалер!
Тредиаковский (бормочет сбивчиво)
Ваше высокографское…обер…гер…кавалер… Нет, сходу не запомню. Простите, ваше высокографское величиство!
Бирон
Не величество, а сиятельство! Да Бог с тобой, я вижу ты совсем в уме повредился. Но к следующему разу, чтоб обращение выучил!
Тредиаковский
Выучу, ваше высокографское сиятельство! Выучу как стихи!
Бирон
Слушаю тебя. С каких это пор придворный поэт жалобщиком записался? Вижу и фонарь под глаз  кто – то тебе, Василий, подвесил.
Тредиаковский
Я, ваше… ваше высокографское сиятельство,  верой и правдой служу ее величеству, великой императрице Анне Иоанновне, и вдохновение мое все к ее ногам кладу. Я без приказа  ее величества ни одной строчки не пишу…
Бирон
Ты, дружок, по -  проще выражайся. Устал я от этикетов. Давай – ка излагай суть дела!
Тредиаковский
Суть дела в том, что ко мне домой пришел Жан де ля Суда, дружок Артемия Петровича Волынского. Пришел поздно вечером, в неурочный час и приказал, что бы я ехал в Кабинет министров. Меня это очень напугало.
Бирон
Тебя же в Кабинет министров, а не в тайную канцелярию, к  Андрею Ивановичу Ушакову, пригласили. Чего бояться – то?
Тредиаковский
Я всего лишь поэт и в казенные учреждения вечером боюсь ходить.
Бирон
Экие мы пугливые, как девка на выданье! Давай, ну… залетный… пошел…пошел… к делу. Господи, всех приходиться подгонять, от лошадей до поэтов.
Тредиаковский
Вот я и говорю, я подчиняюсь кабинету министров. Но меня под стражей, насильно, привозят в Слоновый дом, где собирается штаб по подготовке празднеств в  Ледяном доме.
Бирон
Все правильно! Эту историю я знаю. Наша императрица, Анна Ивановна, поручила Волынскому вызвать тебя, что бы ты сочинил стихи на шутовскую свадьбу Квасника и Бужениновой. Так что Артемий правильно сделал, что вызвал тебя. Ты должен сочинить смешной стих.
Тредиаковский
Разве я против? Но зачем меня  Кабинетом министров пугать? Волынский даже не выслушал меня, а сразу по мордам надавал. Он начал меня бить сам, перед всеми столь немилостиво по обеим щекам, и притом всячески браня, что правое мое ухо оглушил, а левый глаз подбил. И изволил он это чинить в три или четыре приема.
Бирон
А ты, голубчик, не упирался бы и не обсуждал, куда тебя везут. Не понимаешь что ли, что Артемий волнуется. Ведь ты можешь заболеть и стих не напишешь. Что он императрице скажет? А синяк? Синяк пройдет, тебе же не в театре выступать. Твой труд не на сцене, а для сцены. Так что твори с богом. Ступай себе и пиши. Да хорошо пиши, а то уж и я руку приложу…
Тредиаковский
Но Волынский приказал меня выпороть!
Бирон
Неужели? Это он погорячился. Это лишнее. Тебе же работать надо, а для твоей работы задница должна в порядке быть. Стоя –то стихи в ум не идут. Ну, да ладно, посиди – ка у меня здесь,  в приемной, а я вернусь и поговорю с Артемием , чтобы культуру не трогал, и пыл свой против тебя охладил. Не гоже российскому поэту с челобитной ходить.

(Бирон уходит. Через минуту неожиданно входит Волынский, Жан и Ванька Каин)

Явление II
               
 Приемная Бирона
               
Тредиаковский, Волынский, Жан, Ванька Каин

Ванька Каин
Вот он! Как я и говорил,  Артемий  Петрович, с челобитной против вас к Бирону прискакал. Со мной даже говорить не захотел. А я его уж как отваживал, как отваживал! Иди говорю, отсюда, из приемной по добру по здоровому. Жалобщиков у нас, в России не любят. А он только бранился на меня, Артемий Петрович. Правильно вы ему в глаз дали, ой как правильно!
Волынский
Ну и как это понимать? А? Что ты, стихоплюй, в приемной герцога забыл?
Тредиаковский
Не ваше дело!
Волынский
А ты, Жан, его из Слонового дворца домой отпустил?
Жан
Да, Артемий, я ему приказал идти домой, поставить примочки под глаз и сидеть тихо. Приказал ему так же писать про уродцев Квасника и Буженинову шутейные стихи.
Ванька
За свои стишата, ему и денежек дадут. Эх, умел бы я пером царапать. Царапал бы и царапал! Труд не велик, а монетка выцарапывается! Я бы…
Жан
Ты бы… помолчал бы…прикусил бы язык, пока бы тебе его не оторвали бы! Так вот, я поэту про срочную работу говорю, а он только визжит, как порося тонко и пронзительно: «Я жаловаться буду!»
Волынский
Гад ты, Васька!
Жан
Я его успокаивал, как мог, и он вроде бы согласился ехать домой, да видишь, Артемий, вместо дома сюда, в приемную Бирона попал.
Волынский
Ну, что, Васька, настала пора тебя снова поучить, как челобитную подавать. Слава богу трость при мне и уж она то по тебе погуляет, вошь буквоедская!
Тредиаковский
Не смейте меня трогать, я герцога жду!
Волынский
А я, гнида ты виршепоносная, никого не жду! Ты, сволочь, меня самохвалом назвал. Что ж, я самохвал! И хвалюсь, что вот эту трость об тебя изломаю очень быстро!

(Бьет Тредиаковского. Тредиаковский плачет и просит пощады)

Тредиаковский
Пощади, Артемий Петрович, пощади Христа ради! Я больше не буду! Я домой хочу! Я хочу стихи писать!
Волынский
Вот тебе за самохвала! Вот тебе за герцога! Вот тебе за челобитную! (сильно бьет палкой по голове) А вот тебе от меня лично!

(Тредиаковский падает в крови)

Жан
Артемий,  ты же его убил! Теперь скандала не оберешься!
Волынский
Ничего… ничего… поэты живучи… в веках!
Ванька Каин
Проспится и вирши жалостные будет писать.
Волынский
Жан, я поехал домой, а ты с Кубанцем, да с ездовым сержантом, перенесите – ка  тело поэтишки в карету, да отправьте под караул. Да шпагу с него снимите, а как очухается, дайте ему еще палок для ума, да на ночь закройте в карауле, и выпустите только тогда, когда к маскараду стихи приготовит. Все! Я уехал!

(Волынский уходит, Тредиаковского без сознания уносят)


               
 Явление III
               
Приемная Бирона
               
Волынский,  Жан,
               
(Входят Еропкин и Сен – Жермен)
Волынский
Какими судьбами сюда, в приемную Бирона?
Еропкин
Нас позвал Бирон обсудить итоги шутовской свадьбы.
Сен – Жермен
Но, когда мы его снова встретили, он изменил свой приказ. Он сказал, чтоб все уходили из его приемной и не ждали его. Он скоро не придет.
Волынский
Прямо самодур, то ждите, то не ждите! Видите ли скоро не придет…Ишь какой занятой!
Сен – Жермен
Не сердись, Артемий Петрович, вам же такую, свадьбу удалось в Ледовом дворце сделать. Просто на славу удалась. Хороши были Квасник и Буженинова.
Волынский
Не только я, Еропкин постарался. Дворец, ну просто загляденье.  Ты,  Еропкин, его замечательно построил.
Еропкин
Я всего лишь архитектор.
Сен – Жермен
Я слышал, что вы работаете в Комиссии о санкт - петербургском строении?
Еропкин
Я всего лишь архитектор.
Жан
Брось прибедняться, Еропкин, ты замечательный архитектор!
Волынский
Великий архитектор! Кто составил план застройки Адмиралтейской стороны, да и других частей Петербурга?  Великий, уважаемый Петр Михайлович Еропкин!  Так о тебе потомки скажут. Талант, великий талант! А талант не пропьешь!
Сен – Жермен
Вы  замечательно спроектировали Петербург.
Еропкин
Да ничего особенного. Я просто спланировал Адмиралтейскую слободу, как римскую трехлучевую систему. Я объединил три першпективы  - Невскую, Вознесенскую и Срединную. Эти першпективы я вывел из единого центра – от башни Адмиралтейства.
Жан
Все гениальное просто!
Волынский
Да, моего друга правители нынешние не оценивают по заслугам. Вот создал он Ледяной дворец, которому по красоте равных нет,  все считают, что это так и надо, и все так просто!
Жан
Ох, чего мы только не насмотрелись! Каков ледяной дом! По фасаду на крыше ледяные статуи, у дворца ледяные кусты с ледяными ветками, а на них ледяные птицы…
Еропкин
Жан, ну что ты заладил ледяные, ледяные. Там все ледяное.
Сен – Жермен
Даже слон в натуральную величину, который трубил и выбрасывал из хобота воду.
Жан
А ночью горящий факел из хобота полыхал.
Волынский
Мы туда посадили трубача! Он и трубил и нефть поджигал.
Жан
А во дворе все было то же по настоящему устроено. И все изо льда. Банька со всеми принадлежностями, с печью, каменкою и прочею к мыльне принадлежащею посудою.
Сен – Жермен
И все же, больше всего, я думаю, зрителей потрясал сам Ледовый дом! Я видел через окна, застекленные тончайшими льдинками роскошные покои, стены, мебель, зеркала…
Жан
Да что мебель! Я видел на ледяном столе ледяные стаканы, блюда, даже игральные карты примороженные к столу. Там же стояли столовые часы с колесами и прочими причиндалами.
Волынский
Но главная моя затейка, чтобы Квасник со своей Бужениновой провели брачную ночь в ледовом дворце. Для этого мы им сделали брачное ложе с одеялом, подушкой, колпаком, чепцом, с мужскими и женскими туфлями – и все это изо льда!
Еропкин
Ловкая затея!
Волынский
А, Васька Тредиаковский у меня в кутузке вдохновился и оду на дурацкую свадьбу состряпал.
Еропкин
Какое уж тут вдохновение, если под палками стихи заставляют писать!
Волынский
Да брось ты! Зато я из него стих выколотил. (Достает бумагу). Ну –ка Жан, раз уж ты такой любитель стихов, прочитай!
Еропкин
И охота вам шутейные стихи читать!
Волынский
Читай, читай Жан! Еропкин прямой как его першпектива и не знает, что выше этих стихов у Тредиаковского ничего нет!
Еропкин
Артемий, ты невыносим. Тредиаковский настоящий поэт!
Волынский
Настоящие стихи я из него палкой выбил. Семьдесят ударов по спине, как по барабану. Настоящая поэзия! Читай, Жан!
Жан
Что ж, как прикажет кабинет – министр, читаю.

Квасник дурак и  его Буженятка,
Сошлись любовью, но любовь их гадка.
Ну мордва, ну чуваши, ну самоеды!
Начните веселье, молодые деды;
Балалайки, гудки, рожки и волынки!
Соберите и вы бурлацкие рынки.
Плешницы, волочайки  и прочие гады
Ах вижу, как вы всему теперь рады!
Гремите, гудите, бренчите, скачите,
Шалите,кричите, и во всю пляшите!

Сен – Жермен
Да, стих конечно не очень! Искусством здесь не пахнет!
Жан
Артемий, здесь явно пахнет твоими палками. Ты плохой меценат!
Волынский
Ну и черт с ним! Мне плевать! Васька получил по заслугам. Будет знать, как на мой вызов не приходить.
Сен – Жермен
Но ты ведь сделал одну очень большую, я бы сказал даже политическую ошибку.
Волынский
Вот как! Уже иностранец меня критикует. Я слышал, что ты, розенкрейцер, можешь предсказывать будущее, но… я этому не верю. Все будущее от Бога.
Сен – Жермен
И от глупости и горячности человека!
Волынский
Что ты имеешь ввиду? Уж не меня ли? Смотри, мы с тобой друзья, но… ящик с пистолетами и пара секундантов всегда со мной.
Сен – Жермен
Вот уж не собираюсь я на дуэли драться. Я просто хотел предупредить, что Бирон, а я знаю его характер, тебе никогда не простит.
Волынский
Что не простит? Я ничего против него не делал.
Сен – Жермен
Как у вас, русских, все легко! Ничего не делал!  А дальше? Казните, четвертуйте, отрубайте голову. Видите ли, он ничего не делал! Так, пустячок! Регентом решил стать, да в чужой приемной придворного поэта избил.
Волынский
Какая разница в какой приемной избил! Ну, в приемной Бирона! Так я же по делу избил, что б этот недоносок стих на шутовскую свадьбу сочинил.
Сен – Жермен
Дело не в страхе.  Непорядок в том, что ты решил в приемной фаворита, челобитные разрешать. Вывод – то один из этого делается, что ты на место Бирона метишь.
Волынский
А хоть бы и так!
Жан
Артемий, спаси тебя Бог! Не возносись!
Еропкин
Артемий, мы друзья, но… я не политик! Если хочешь воевать за власть, воюй, но без меня. Мое дело прешпекты и здания строить.
Жан
Все знают, что помещица Ивановна только Бирону регентство передаст. Покуражится, похандрит и обязательно передаст. А Бирон сейчас в силе. И в лоб его не взять. Здесь нужна хитрость.
Волынский
Помещица Ивановна любит Анну, а Леопольдовна любит меня. И поэтому, за мной сила.
Сен – Жермен
Вижу я, что спорить с тобой трудно, да и поздно, пожалуй. Дай Бог, чтоб все у тебя получилось.
Жан
А я пас, я вне игры!
Еропкин
А я тем более!
Волынский
А еще друзья!
Сен – Жермен
Никто тебе, Артемий, помочь не сможет.
Волынский
Ну и черт с вами всеми! Я верю в свою звезду, и думаю, мои дела не так плохи. Да и голова моя  работает как часы.
Сен – Жермен
Как часы из ледяного дворца. Холодная и пустая! Твоя голова, увы, принадлежит не тебе, а вору и разбойнику Ваньке Каину!
Волынский
Чушь! Болтаешь невесть что, розенкрейцер! У нас, в России, разум всегда побеждает.
Сен – Жермен
В России всегда верят в чудеса, а не в разум – а чудес не бывает.
               

 Картина II
               
 Покои помещицы Ивановны
               
 ЯвлениеI
               
Помещица Ивановна, Бирон

Бирон
Здравствуй, милая, как твое драгоценное здоровье?
Помещица Ивановна
Да плохо, Нестушка, совсем плохо. Поясницу так ломит, что сил нет. Третьего дня пластом лежала.
Бирон
Лекаря – то что сказывают?
Помещица Ивановна
Говорят, в почках камни засели.
Бирон
А лекарства какие дают?
Помещица Ивановна
Травку разную дают горькую и противную.
Бирон
Ничего, Аннушка, даст бог, верю, выздоровеешь. Истинно говорю, пройдет твоя болезнь. Непременно выздоровеешь. Вон сколько дел наметили!
Помещица Ивановна
И славные дела, Нестушка, очень славные! Веселые дела!  Люблю я шутовские свадьбы. Ах, как весело будет! Еропкин ледовый дворец построил, загляденье! Посмеемся над Квасником и Бужениновой всласть! А там, глядишь и зима кончится. А у нас новое раздолье по весне на лошадках покатаемся и поохотимся вволю.
Бирон
 Как я люблю лошадок! А с тобой охотиться превеликое счастье! (обнимает, целует).
Помещица Ивановна
А помнишь, как мы с  высоких повозок стреляли? С ягт – вагенов!  И сколько зверя  под мои ружья легло! Медведи, волки, лоси, олени, зайцы, козы, кабаны, даже рыси… Всех положили.
Бирон
Ты положила, моя красавица, метче тебя нет в России охотницы! Молодец и обер – егерь твой, Аннушка. Что учудил! Специальные гильзы сделал и салом их смазал. Такие гильзы в ружья так ловко и быстро входят, что только перезаряжай и стреляй и стреляй!
Помещица Ивановна
Егерь еще какой молодец! Так свое  дело знает, так знает!
Бирон
Да и ты, Аннушка, молодец. Только за два месяца девять оленей, шестнадцать диких коз, четырех кабанов убила.
Помещица Ивановна
И одного волка!  А сколько я зайцев и диких уток постреляла! С полтысячи будет!
Бирон
Ты настоящая русская Диана!
Помещица Ивановна
Охота моя страсть. Впрочем, что хочу тебя спросить. Как там сыночки наши поживают, Петруша и Карлуша?
Бирон
Петруше шестнадцатый годик пошел, крепкий мальчонка вырос, ну, а Карлуша еще маленький, ему двенадцать должно исполниться.
Помещица Ивановна
Да я не о возрасте! Возраст их я и без тебя знаю, одной семьей живем все – таки. Но кое – что важное я хочу тебе сказать. Ты знаешь, как я тебя люблю! Но свою задумку из головы выбрось. Ты Петрушу к моей племяннице Анне не сватай. Во-первых она его на шесть лет старше. Во – вторых, наследник у нее будет, по всем правам будущий царь. Так что здесь ничего не кумекай.
Бирон
Да я, Аннушка, ни ни… Ты для меня одна свет в окошке.
Помещица Ивановна
Знаю, что любишь ты меня. И я тебя люблю! Будет совсем мне худо, отпишу тебе завещание на регентство при будущем царе – малолетке.
Бирон
Все в твоей воле, моя красавица!
Помещица Ивановна
Принцесса Анна Леопольдовна и ее жених Антон Ульрих подтянутся к вершине власти, но… после меня.
Бирон
Принц Антон Ульрих – совершеннейшая тряпка, и главное его предназначение в России – производить детей, но и на это он не настолько умен.
Помещица Ивановна
Детей делать большого ума не надо!
Бирон
Но мальчик нужен. А то ведь еще цесаревна Елизавета имеется.
Помещица Ивановна
Не говори мне о Лизке. Иван будет у Анны, мальчик! Царь!  И он будет род царей Романовых продолжать. Не угаснет династия наша, династия Романовых.
Бирон
 Истинная правда, моя дорогая. Все будет хорошо! Лишь бы другие не помешали.
Помещица Ивановна
На что ты намекаешь?
Бирон
Сама знаешь. Есть такой человек. Волынский Артемий Петрович. Он тебе доклады делает и большим доверием обличен.
Помещица Ивановна
Чем же плох Артемий?
Бирон
А разве ты от него не получила назидательного письма?
Помещица Ивановна
Получила, да все недосуг конверт было открыть.
Бирон
Открой, Аннушка, и прочитай.
Помещица Ивановна

(читает про себя и с возмущением передает письмо  Бирону)

Какая гадость. Совсем Волынский возгордился!
Бирон
Смотри, Аннушка, он здесь на меня намекает. (читает письмо) «…есть обманщики, которые стремятся привести императрицу в сомнение, чтоб верить никому не могла, кроме них…». Ну и ну! Обер – егер – мейстер наставлять саму императрицу вздумал! Вместо того, что бы конные заводы запускать, он поучениями тешится.

 Помещица Ивановна
 
Да как он посмел мне, самодержавной государыне наставления давать! Наказать надо гордеца!
Бирон
Накажем, всенепременно накажем! Проведем ледовую свадьбу и накажем! Ушаков у него все выведает. И почему он из конюшенного ведомства трех служителей немцев выгнал? И почему об их воровстве говорил?  Этих немцев сам Остерман рекомендовал.
Помещица Ивановна
Потому что твой Волынский совсем увлекся войной с Остерманом!
Бирон
Да уж, дальше некуда!  Что ни заседание Кабинета министров, то свара Артемия с Остерманом.
Помещица Ивановна
Кончать с этим надо!
Бирон
Все уладим, Аннушка! Славно уладим! За все воздадим по заслугам! Я – то думал, что Артемий мне помощником будет, а он выше меня прыгнуть захотел. Два года как в Кабинете министров сидит, а интриги развел похлеще вице – канцлера Остермана.
Помещица Ивановна
Неужели так, Нестушка?
Бирон
Он себя в твои приемники метит!
Помещица Ивановна
С какой стати?
Бирон
С той стати, что ходят слухи, будто царевна Анна беременна от Артемия.
Помещица Ивановна
Сплетни! Это проверить надо.
Бирон
Проверим, Аннушка, со временем и проверим. Ребеночка – то Леопольдовна третий месяц под сердцем носит, глядишь, к августу и родит. Вот и посмотрим чей у него носик и глазки будут.
 Помещица Ивановна
Если так, то плохо будет. Не жить этому ребенку. Но… но… не будем гадать. Будущее покажет.
               
 Занавес.


Рецензии