Как я туристами руководил

История, рассказанная необычайно находчивым человеком


     Не знаю, кто конкретно виноват в том, что с детства у меня шибутной и непоседливый характер. Может, мои предки, когда-то давным-давно, ещё во времена древнегреческой цивилизации, были бегунами, олимпийскими чемпионами, и эта мятежность и суетливость проявилась во мне спустя полторы тысячи лет. А, может, всему виной был рой ос, который гнался за мной добрые полчаса после того, как я камнем сбил их гнездо на вековой сосне. Они меня тогда не покусали, но испугали очень сильно. И, наверное, именно тогда я понял, что для того, чтобы что-нибудь в этой жизни достичь, даже банально выжить, необходимо быстро думать, очень шустро бегать и нестандартно мыслить.
     Учителям и родителям было со мной очень сложно. Ох, и натерпелись же они! Помнится, когда я и мой друг Женька учились в пятом классе, то мы решили взимать плату с одноклассников… за проход в класс. Ну, а разве справедливо: за билеты в кино деньги берут, за мороженое деньги берут, даже за футбол, притом не самого лучшего качества, дерут втридорога? А чем мы хуже? Чем наша школа хуже?
     Даже не помню, на что нам тогда так срочно понадобились деньги и почему мы не могли попросить их у своих родителей. Наверное, это было что-то очень сладкое и что-то очень запрещённое.
     Система была простая: перед первым уроком, пока учительница ещё ведёт разговоры со своими коллегами, а дети, по сути, предоставлены сами себе, моя длинная нога, игравшая роль шлагбаума, и суровое лицо верного и отзывчивого друга, выступали надёжными гарантами верного и лёгкого заработка.
     Эффект неожиданности, а так же наша решительность и напор сослужили нам верную службу: за пять минут мы настреляли целых сто рублей, сумма для того времени очень даже неплохая. Но нас подвела… наша жадность, мы слишком долго и агрессивно спорили, кому и сколько должно достаться. На моей стороне были, если можно так выразиться, авторское и патентное право, всё-таки идея была моя. Однако, Женя настаивал на том, что без него ничего бы у меня не вышло, всё-таки друга моего все боялись и спорить с ним, а уж тем более лезть в драку никто бы не осмелился. Если бы я стоял один… то меня бы запросто запинала Настенька, наша самая маленькая и самая милая девочка.
     Так вот нас разняли, когда мы, сцепившись в друг друга, как два молодых льва, катались по грязному и пыльному полу. Перемена кончилась, учительница пришла вести уроки. Тут же на нас и донесли одноклассники. Деньги отобрали. «Двойки» поставили. Родителей в школу вызвали. Потом пришлось при всём честном народе извиняться, полчаса сидеть в кабинете у директора и давать клятвенные обещания, что, мол, больше такого никогда не повторится.
     Ну, вы же все учились в школе и имели непростой разговор, если уж не с директором, то, по крайней мере, с завучем или классным руководителем. И всегда давали обещания. И всегда нарушали их недели через полторы. А то и раньше, если хватало наглости, хитрости и изворотливости…
     Так мы с Женькой рука об руку по жизни и шли. Всё время что-то придумывали и изобретали, ибо уже тогда поняли, что не желаем работать, как все, не желаем всю жизнь горбатиться за три рубля и откладывать каждую копеечку на ржавые «Жигули». Нет, мы так не хотели! Если воровать, так миллион, если любить, так королеву! Вот это было про нас!
     Не думайте, что мы стали бандитами или мошенниками. В наше время существует немало честных способов отъёма денег у населения. И вот из-за одного из них мы с другом и попали в пренеприятную историю…

* * *
     Меня и Женю, когда мы учились в школе, летом довольно-таки часто отправляли к бабушке в деревню. Иногда на месяц. Иногда и на три. Рязанская область. Там такие места! Деревня из десяти дворов, а вокруг густой, дремучий-предремучий лес.  В двух километрах от нас речка. А если углубиться на три километра в лес, то можно было попасть на болото, где клюквы было видимо-невидимо! Про грибы я вообще молчу! В нашей деревне в основном жили старички, поэтому далеко уйти в лес они не могли, много грибов тоже в принципе унести с собой были не в состоянии.  Мне и Жене даже не приходилось по полдня прыгать по кочкам и буреломам в лесу, всё собиралось быстро и непринуждённо, практически на заднем дворе у бабушки, на небольшой, но очень уютной, прогретой жарким летним солнцем опушке.
     До ближайшей деревни, где жило, наверное, человек триста, было восемь километров. Никакой асфальтированной дороги не было и в помине. Как правило, мы начинали наш путь до бабушки пешком, лишь однажды, когда мне было лет шесть, ранней весной, когда снег ещё только начинал таять, отцу пришла в голову «гениальная» идея добраться до этого богом забытого места на своей собственной «Волге». Мой папа не придумал ничего лучше, как за бутылку водки уговорить тракториста, вместо прицепа, использовать то ли стальной, то ли железный, в общем, какой-то металлический лист, на который мой довольный и изобретательный папаша загнал авто. И вот нас волокли так целых семь километров. Конечно, потом между трактористом и папой вышел конфликт, уже даже не помню из-за чего: то ли отец начал предъявлять какие-то необоснованные претензии, то ли повелитель сельскохозяйственной техники произвольно и в одностороннем порядке повысил плату за свои услуги, и вместо одной бутылки мой папа теперь должен был пять. В общем, это был первый и последний раз, когда мы поехали к бабушке весной и на машине…
     Прошло много-много лет. Бабушка, деревня, все умерли, места те обезлюдели. Я не ездил туда уже лет восемь и с радостью не появлялся бы там ещё столько же лет, но….  Работы, заработка, а, самое главное, идей у меня тогда не было. Можно сказать творческий кризис. Ну, и в карманах тоже было пусто. Девушке моей надоело жить в неопределённости, и она ушла от меня. Грустные были, в общем, дни. Если бы не Женя, работавший охранником в супермаркете, то я бы однозначно пропал.
     Я возвращался домой после очередного проваленного собеседования. Обычно я игнорирую старушек и студентов с бесплатными газетами, поэтому не могу объяснить, какого чёрта моя рука потянулась к непонятному, но халявному изданию.
     Почитать газету мне удалось только через два дня, и как же я себя укорял за нерасторопность! Помимо всякой ерунды, вроде, народных рецептов и гороскопов, там была статеечка, дай бог из трёх абзацев, об экологическом туризме. Если кто не знает, то нынче это весьма модный и распространённый способ интересного и увлекательного времяпрепровождения. Люди, месяцами работающие в офисах, испытывают недостаток эмоций. Им всё надоело: однообразная, глупая работа и… отпуск, как у всех. Им нужен драйв, им нужны эмоции, им хочется пощекотать себе нервишки, им хочется, в конце концов, прикоснуться к девственной, первозданной природе, которую они видели только на фотографиях и в телевизоре, им хочется ставить палатки, разводить костры, собирать ягоды, орехи, грибы, рыбу ловить. Им хочется ЖИТЬ! Им нужны воспоминания на всю оставшуюся жизнь.
     И есть, компании, которые готовы им в этом помочь.  Что-то щёлкнуло в моей голове после прочтения этих несчастных абзацев, поэтому я полез в Интернет, смотреть цены, узнавать детали. Очертания будущего промысла появлялись в моей голове необычайно быстро и просто. И всё опять упиралось в деньги и бюрократию. И я решил, что должен избавить людей от этих обременений…

* * *

     Через две недели у нас с Женей (я решил, что мне одному будет сложно, тем более, у него как раз намечался отпуск) было всё решительно готово. Мы создали свой сайт, свои сообщества во всевозможных социальных сетях, завели «Инстаграмм» (ради этого я послал Женю с фотоаппаратом «в поля», считай, на разведку). Я и не предполагал, что в наше время можно так просто и быстро собрать группу единомышленников. Вернее, халявщиков. Мы отказались от заключения договоров, от страховки и прочей юридической ерунды. Безумие? Мои цены, весьма и весьма демократичные, заставляли моих клиентов закрывать глаза на этот очевиднейший любому здравомыслящему человеку изъян.
  - Мы же едем не в тайгу, не на Северный Полюс, а всего-навсего в Рязанскую область! Нам ничто не угрожает! Практически школьный поход!
  - Ничего не случится?
  - Конечно! Всё будет хорошо! Я в тех местах провёл всю свою жизнь. Леса и болота знаю, как свои пять пальцев! Считайте, что вы с другом на шашлыки идёте. Зачем вам страховка? Зачем вам платить бешеные деньги? С моей стороны это было бы несправедливо!
     Потом я им подсовывал фотографии. И они соглашались. Это были молодые и совершенно неопытные путешественники. Но они несли мне деньги. Рассказывали про меня своим друзьям. Намечался ошеломительный успех.

* * *
     До деревни мы добрались без приключений. Группа пребывала в приподнятом настроении. Даже восьмикилометровый переход с тяжеленными рюкзаками не поколебал их. Девушки смеялись. Парни спорили, какие песни они будут петь на привале. Я и Женя подсчитывали прибыль. Как ни крути, получалось неплохо, жирно и солидно. «Дикий и неброский бизнес – святое дело!» - потирал я руки с нескрываемым удовольствием.
     Но не успели мы войти в деревню, как набежали тучи. Казалось, что кто-то на небесах включил краник над нашей деревней, так много воды полилось на наши головы. Мы спрятались в коровнике. Все были счастливы до того момента пока с крыши не упала какая-та балка.
  - Моя нога! – охнул полноватый мужчина. В своей первой жизни он работал финансовым аналитиком.
     Женя, несмотря на свою полноту и высокий рост, мигом, буквально за два прыжка подлетел к нему. Откинул полусгнившую, но всё-таки тяжёлую деревяшку.   Начал осматривать ногу.
  -  Вроде, ничего серьёзного, только ушиб, - констатировал «доктор».
     Да, он был прав. Ничего серьёзного не было и к утру бы всё прошло, но для человека, всю жизнь, проведшего в четырёх стенах, на которого ничего тяжелее толкового словаря Ожегова не падало, ушиб был чем-то вроде пулевого ранения.
     Часа два он лежал на боку, жаловался и причитал. Мне и Жене досталось больше всего. Самое страшное было другое: они начали в нас сомневаться, они стали бояться каждого шороха. Не самое лучшее, что могло случиться с нами во время похода.
     Дождь кончился ближе к полуночи. Коровник оказался не самым лучшим убежищем. Мы промокли чуть меньше, чем, если бы ночевали под открытым небом.
Я уже хотел было уснуть, но меня окликнул Сергей. Стоит сказать, что на него я возлагал самые большие надежды на безбедное будущее. Более того, я попросил Женю, пусть и незримо, но приглядывать за ним и по возможности облегчать его ношу. Сергей в первой жизни генеральный директор крупной и престижной консалтинговой компании…
  - Я хотел с вами поговорить…. Вы ещё не спите?
  - Нет, ещё не сплю, - оживился я.
  - Я думал, что у вас здесь всё организовано…. Не думал, что такое, - он показал пальцем на нашего «раненного», - возможно…
  - Понимаете, это экстремальный отдых. Дикая природа. Здесь всё бывает. То, что случилось, это форс-мажор…
  - Нет! Так не пойдёт! Я плачу вам деньги, пошёл на определённые уступки не ради того, чтобы подвергать свою жизнь опасности…
  - Но это такой вид отдыха…
  - Нет! Я пришёл сюда, чтобы посмотреть на природу, а не чтобы свернуть себе шею и промокнуть под дождём, как дворовая собака!
  - Но…
  - Никаких «но»! Ещё один «косяк», и я позвоню, куда следует…. Будут проблемы…
     Той ночью мне спалось не очень хорошо.

* * *
     Рано утром нас разбудило солнце, пробивавшееся через дыры в крыше в наше убежище. Стало тепло. Запели птички. Мы позавтракали. И даже нога у нашего толстенького ботаника перестала болеть. Мы были готовы к новому броску. И даже Сергей начал скупо улыбаться.
     В тот день мы решили показать им болота. «Пускай клюкву пособирают, да на камыши поглазеют» - придумали мы с Женей с утра. Но дождь…. Дождь решил стать нашим злейшим врагом. Он застал нас в лесу. На половине пути до нашей конечной цели. Сергей тут же подлетел ко мне, от утренней улыбки не осталось и следа…
  - Вы же мне обещали!
  - Что обещал?
  - Что всё будет в ажуре, что всё продумано!
  - Извините, конечно, но я не Небесная Канцелярия и на погоду влиять не умею.
  - Но мы же промокнем…
  - Скорее всего…
  - Как так?
  - Вот так…
  - Поворачиваем! – что есть мочи закричал Сергей.
  - У себя в фирме командовать будешь! – сорвался уже в свою очередь я. Да, и надо было характер свой показать, чтоб другим было неповадно…
  - Что!?
  - Что слышал! Мы идём вперёд! Возвращаться бессмысленно! Мы скоро придём, а дождь кончится!
     Но я всё-таки выдавал желаемое за действительное. Я уже смирился с тем, что Сергей точно не посоветует меня своим дружкам-толстосумам, смирился с тем, что мамочка нашего толстячка напишет гневный отзыв, смирился с тем, что заболею не только я, но и вся наша группа. Но мы продолжали брести вперёд, кто-то спотыкался, падал, их поднимали, стряхивали грязь, матерились. Женя замыкал наше скорбное шествие…
     Почва под ногами стала влажной, чавкала. Начиналось  болото. Не знаю, чем я тогда думал, какую клюкву и кто её будет собирать, когда дождь идёт стеной. Я просто вёл всех вперёд в самое сердце этой непролазной топи. Там начиналось много ручьёв и совсем уж мелких лесных речек. Ключевой момент на самом деле…. Надо было лишь соединить проливные дожди, шедшие последние два дня, болото, ручьи, речки, уставшая, павшая духом группа. Неплохая затравочка для катастрофы, не находите?

* * *
     Идти было некуда, нас окружала вонючая то ли жижа, то ли вода. В любом случае утонуть в ней можно было очень даже неплохо. Учитывая, что никаких документов у нас нет, власти мы не предупреждали, куда и зачем мы пойдём, с местными жителями  в контакт не вступали. Помощи нам было неоткуда ждать.
     Островок, на котором мы сгрудились, был всего метров десять в диаметре. Первым делом из рюкзаков, котелков и прочей походной ерунды мы постарались сделать дамбу, но толку от неё не вышло: вода пребывала не только сверху, но и снизу. Каждый шаг, неважно тяжёлый он был или почти невесомый, выдавливал из земли воду, которая, вырвавшись на волю, никуда уже не хотела уходить. Наш островок походил на сито: чем больше мы делали шагов, тем больше дырочек, тем больше лужиц, которые несли нам потенциальную гибель, образовывалось. Я, проживший всю жизнь в движении, не думал, что мне придётся умирать посреди безвестного болота, не шевелясь, словно изваяние.
     Наши рюкзаки засосало в грязь. Островок ушёл под воду…

* * *
     Потом всё было, как в кино. Оказалось, что Сергей не послушался меня. Более того, пока мы шли до болота, он по спутниковому телефону связался со своими друзьями, сообщил им про наше «путешествие». Те, каким-то чудесным образом всё-таки смогли установить координаты Сергея, а, следовательно, и нашей группы и выслали за нами два вертолёта…
     Уже в городе меня и Женю, помимо врачей, ждали ещё и следователи. А по возвращению в Москву повестка в суд.  Все наши доходы, все наши заначки ушли на возмещения морального и материального вреда, нам пришлось залезть в долги, но всё-таки радость у нас была двойная: мы не утонули и не попали в тюрьму! А с долгами я как-нибудь рассчитаюсь, тем более, у меня в голове уже созрел превосходный план, который нас точно обогатит без лишнего риска, но это, дорогие мои, совсем уже другая история!


Рецензии