О. Кузнецова на студии
Мне было стыдно перед гостьей, как назло, в этот день была тотальная неявка студийцев – не восемь, не шесть человек, а лишь четверо. Поэтому писать о этом неудобно. Все равно что позвать остей и даже чаю не предложить. Но студийцам чувство стыда видимо, незнакомо. Хотя в программе студии стоит знакомство с вологодскими поэтами и писателями, большинство учеников разбежались по своим делам. Горечь моя была так велика, что была готова тут же закрыть студию. А поскольку гостья была на месте, я взяла себя в руки и начала великосветсткую беседу (по правилам беседовать должны студийцы, это для них создана возможность общения с живыми творцами)
В момент встречи мы проходили тему «Литература и религия» - как ототражается тема религии в литературе. Листали книгу «Да света невечерего", стихи Бродского, вспоминали о богопознании юного Ильи Тюрина…
- Ольга, а есть ли тема религии в вашей прозе7
- Сцециально на эту тему ничего н писалось, а если что-то и есть , в завимости от внуьтренней склонности героев.Если ои считают это часть.ю жзни, то да, это становится частью прозы.
- А вот рассказ «Онуфрий» - там же про иконку?
- Да.
Ольга Кузнецова прочла рассказ «Онуфрий» - страшный сюжет, борьба за жизнь, эмоиональное нпряжение и мистическое спасение, благодаря вмешательству святого…
Как и большинтсво дугих расказов, он небольшрй пообьему, но плотный. И вместе с другими рассказами он напечата а серии «Том писателей». Это хорошй проект, реализван в течетние двух минувшх лет Натой Сучковой. Книга Кузнецовой «Пастораль» - сталв первым томом. Вимание переключилось на книжку.
Оказалось, неоторые читали кючевой текст - «Солнечная белка». А как точнее назвть – расках или повесть? По размаху и эпичности похоже повесть, по гобьему блмже к рассказу.
И такой мой вопрос к автору:
- Вам не хотелось расписать эту до большого поизведения? Тут ведь все пунктиром, лини едва намечены. А в этих людей хотелось бы вглядеться
- Расписывать пока нет желания. Написалось как написалось.
- Что было поводом?
- Я работала в журнале «Вологда автомобильная», в этом же здании были запчасти…И заехала за запчастями странная орда загореых небритых людей. Вот я им придлумапа предисторию…
- Конечно, среди всех рассказов «Солнечная белка выделяется свои жизнелюбием и светом.Полсле прочттения жить хочется, говорю я.
- Я тоже прочитала «Белку», - откликается Аня, - мне понрвились герои, очень интересна интрига.
- Есть и еще рассказ с эхом света и жизни, «Вертолетино дерево», его нет в сборике «Пастоораль», зато он ест в руом сборнике»в хрестоматии «Время чтавит метки», сотавитель С.Ю.Баранов, - добавляети Ольга Николаева, - это меня порадовало.
- А вот первый сборник стхов назывался «Больше света». Сечас , перейдя на прозу, пишете ли стихи?
- Да и врменами пишется нгеплохо.
(Ольга читант овые стихи. Они сложные, очень выразиетльные)
В процессе беседы писательница то и дело ухоит сторону от своих текстов.
-На начальном этапе, когда я писала кроткие и свободные стихи, для меня особенно важна была литературная атмосфера в Вологде. А она всегда была консервативной. Люди не могли отвынуть от того, к чему они привыкли. И сейчас все так же. Вот я была в «Красном мосту» в связи с выставкой Натальи Лрентьевой.Это потрясающая художница, то что она делала, всегда шло вразрез с общепринятым.Эот особенно понятно сейчас, на фоне ее раннего ухода…
Я вдруг вспоминаю, что читала наброски повести «Лось” – где же они?
- Повесть не дописана, - признается Ольга, - надо все бросить и засесть, а времени нет…
А еще она мечтала рисовать. И тяга и умение передались рисующей дочери Маше
В заключение все решили писать отзывы на к нигу «Пастораль».Такую прозу обйти вниманием нельзя.
Свидетельство о публикации №217022400113
Я прочитала рассказы Ольги Кузнецовой. Рискну предположить, что это была попытка сделать цикл небольших произведений о людях, которые попадают в экстримальные ситуации. Об их чувствах, мыслях, реакциях, поведении. О том, как нелепая случайность может изменить ход жизни. Вобщем-то, всё очень реалистично.
В рассказе Пастораль молодой женщине, мирно пасущей коз, чудом удаётся избежать нападения. Очень точно передаётся состояние до опасности, в момент опасности и после неё. В рассказе Баня – сплошной экстрим, поскольку главный герой – молодой офицер. Автор убедительно описывает мужской замкнутый солдатский мир, с его зачастую нелепыми, но от этого не менее реальными трудностями. И понятно, что смерть там – не такое уж редкое явление. Даже в бескровном рассказе Сенокос изображена довольно непростая ситуация. Это взаимоотношения сына с отцом. Там убедительно показано, как нелегко противостоять давлению другого человека, тем более, когда его любишь и отчасти понимаешь его правоту.
Словом, это сильные и честные рассказы состоявшейся писательницы.
Одному человеку в них может недоставать одного, другому - другого. Но это неправильный подход. Читателю необходимо сделать попытку понять, что может стоять за всем этим. На какой-то момент забыть о себе и своих потребностях и ненадолго погрузиться в тот мир, который предлагает автор. И не говорить: «Ах, ты так здорово пишешь, вот пиши уже повесть или роман, а то всё рассказы, да рассказы!» Если автор почувствует, что готов написать роман, то сядет и напишет. А указывать человеку на то, что ему нужно делать – это как-то не хорошо, в этом проскальзывает высокомерие…
И когда читатель всё время твердит, что ему чего-то не хватает, то ему нужно самому взяться за перо и заполнить все существующие пробелы.
В нашей стране очень любят требовать от литературы, чтобы она выполняла то политические, то психотерапевтические, то религиозные функции, но это тоже неправильно.
Задача писателя взять историю и приподнести её читателю убедительно и увлекательно, независимо от размеров произведения. А задача читателя – прочитать, получить удовольствие (даже если это драма или трагедия), насладиться красотой русского языка, и если удастся, углубить внутренний мир или немного расширить свои горизонты.
Все знают, что публикация толстом журнале подверждает высокий профессиональный уровень автора. Так что Ольгу можно от души поздравить с этим событием. Что я с радостью и делаю!
(опубликовала Галина Щекина)
Галина Щекина 14.03.2017 22:13 Заявить о нарушении
Галина Щекина 18.03.2017 23:42 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2017/03/18/790
Галина Щекина 18.03.2017 23:47 Заявить о нарушении
Галина Щекина 19.03.2017 10:44 Заявить о нарушении
Успела прочитать только 4 рассказа, но обязательно прочитаю всю книжку.А это значит, что мне, как читателю, понравилось. В СОЛНЕЧНОЙ БЕЛКЕ есть, сюжет, интрига. И даже описание природы, дороги прочитывается с интересом, создаёт ощущение участия в происходящем. Внезапно возникшее море, восторг (до ора) от купания описано по -особому.А ещё подмечено, так и в жизни над подсознательном уровне бывает, когда ревность возникает на полшага раньше, чем чувство влюблённости. Рассказ ОНУФРИЙ заставил задуматься, пофилосовствовать...Как надо жить? Бороться до конца, барахтаться,как та лягушка, угодившая в кувшин с молоком или смириться и надеяться на чудо?Конечно, не верится, что героя рассказа (очень за него переживала!)спасла маленькая иконка,данная ему матерью.Да и в в конце рассказа сказано, что его бомжи спасли...но вспомнился анекдот, когда после кораблекрушения один мужичок не сел в шлюпку, не залез на плотик, не схватился за спасательный круг и всё твердил :-Меня Бог спасёт!" И утонул. Начал на том свете претензии предъявлять, а Бог ему в ответ: -" Так я ж тебе, дураку и шлюпку, и плот и круг спасательный посылал!
Галина Щекина 24.03.2017 14:29 Заявить о нарушении
Галина Щекина 10.04.2017 19:26 Заявить о нарушении