О. Кузнецова на студии

Встреча  с Ольгой Кузнецовой  на студии «Лист» 17  февраля

Мне было стыдно перед гостьей, как  назло, в этот день была тотальная  неявка студийцев – не восемь, не шесть  человек, а лишь четверо. Поэтому писать о этом неудобно. Все  равно что позвать остей  и даже  чаю не предложить. Но студийцам чувство стыда видимо,  незнакомо. Хотя в программе   студии  стоит знакомство  с  вологодскими поэтами и писателями, большинство  учеников разбежались по своим делам.  Горечь моя  была  так велика, что была готова  тут  же закрыть студию. А  поскольку  гостья  была на  месте, я взяла  себя в руки и  начала великосветсткую  беседу (по правилам  беседовать  должны  студийцы, это для  них создана возможность  общения  с  живыми  творцами)
В  момент встречи  мы  проходили  тему «Литература и  религия» - как  ототражается тема  религии в литературе. Листали  книгу «Да  света невечерего", стихи Бродского, вспоминали  о  богопознании юного  Ильи  Тюрина…

-  Ольга, а  есть ли  тема  религии в  вашей  прозе7
-  Сцециально  на  эту  тему  ничего н писалось, а если что-то и  есть , в завимости от внуьтренней  склонности героев.Если ои считают это  часть.ю  жзни, то да, это становится частью прозы.
-  А вот рассказ «Онуфрий» -  там  же про иконку?
- Да.
Ольга Кузнецова прочла  рассказ  «Онуфрий» -  страшный  сюжет,  борьба  за  жизнь, эмоиональное  нпряжение и мистическое спасение, благодаря вмешательству  святого…
Как и  большинтсво  дугих расказов, он  небольшрй  пообьему, но плотный.  И  вместе с другими рассказами он напечата а серии «Том писателей». Это  хорошй проект, реализван в  течетние  двух минувшх лет  Натой  Сучковой.  Книга  Кузнецовой  «Пастораль» -  сталв первым  томом. Вимание переключилось на  книжку.

Оказалось, неоторые  читали кючевой текст  -  «Солнечная белка». А  как  точнее назвть – расках или повесть? По размаху и  эпичности похоже  повесть, по гобьему блмже к рассказу.
И такой мой вопрос к автору:
- Вам не  хотелось  расписать эту до  большого поизведения? Тут ведь все  пунктиром, лини едва  намечены. А в  этих  людей  хотелось бы вглядеться
- Расписывать пока нет желания. Написалось как  написалось.
- Что было поводом?
- Я  работала в  журнале «Вологда  автомобильная», в  этом  же здании были запчасти…И заехала  за запчастями  странная  орда  загореых небритых людей. Вот я  им придлумапа предисторию…
- Конечно, среди всех рассказов «Солнечная  белка  выделяется  свои жизнелюбием и светом.Полсле  прочттения  жить хочется,  говорю я.
- Я  тоже прочитала  «Белку», - откликается  Аня, - мне понрвились  герои, очень интересна интрига.

- Есть и еще рассказ с эхом  света и  жизни, «Вертолетино  дерево», его нет в  сборике  «Пастоораль», зато он  ест  в руом сборнике»в  хрестоматии «Время  чтавит  метки», сотавитель  С.Ю.Баранов, - добавляети  Ольга Николаева, - это  меня  порадовало.

- А вот первый  сборник стхов  назывался  «Больше  света». Сечас , перейдя  на прозу, пишете ли стихи?
- Да и врменами  пишется  нгеплохо.
(Ольга  читант овые стихи. Они  сложные, очень выразиетльные)

 В процессе  беседы писательница то  и дело ухоит  сторону  от своих текстов.

-На начальном  этапе, когда я  писала кроткие и свободные стихи, для меня особенно важна  была литературная  атмосфера в Вологде. А она всегда была консервативной. Люди не  могли отвынуть от того, к чему  они привыкли. И сейчас   все так же. Вот я была  в «Красном  мосту»  в  связи с выставкой  Натальи Лрентьевой.Это потрясающая художница, то  что она  делала,  всегда шло вразрез с общепринятым.Эот  особенно понятно сейчас, на фоне ее раннего ухода…

Я вдруг вспоминаю, что  читала наброски  повести «Лось” – где  же они?
- Повесть не  дописана, - признается  Ольга, - надо все  бросить и  засесть, а времени нет…
А еще  она  мечтала рисовать. И тяга и умение  передались рисующей  дочери  Маше
В  заключение все  решили писать  отзывы на к нигу  «Пастораль».Такую прозу  обйти вниманием  нельзя.


Рецензии
Ира Метляева на рассказы Ольги Кузнецовой

Я прочитала рассказы Ольги Кузнецовой. Рискну предположить, что это была попытка сделать цикл небольших произведений о людях, которые попадают в экстримальные ситуации. Об их чувствах, мыслях, реакциях, поведении. О том, как нелепая случайность может изменить ход жизни. Вобщем-то, всё очень реалистично.

В рассказе Пастораль молодой женщине, мирно пасущей коз, чудом удаётся избежать нападения. Очень точно передаётся состояние до опасности, в момент опасности и после неё. В рассказе Баня – сплошной экстрим, поскольку главный герой – молодой офицер. Автор убедительно описывает мужской замкнутый солдатский мир, с его зачастую нелепыми, но от этого не менее реальными трудностями. И понятно, что смерть там – не такое уж редкое явление. Даже в бескровном рассказе Сенокос изображена довольно непростая ситуация. Это взаимоотношения сына с отцом. Там убедительно показано, как нелегко противостоять давлению другого человека, тем более, когда его любишь и отчасти понимаешь его правоту.

Словом, это сильные и честные рассказы состоявшейся писательницы.

Одному человеку в них может недоставать одного, другому - другого. Но это неправильный подход. Читателю необходимо сделать попытку понять, что может стоять за всем этим. На какой-то момент забыть о себе и своих потребностях и ненадолго погрузиться в тот мир, который предлагает автор. И не говорить: «Ах, ты так здорово пишешь, вот пиши уже повесть или роман, а то всё рассказы, да рассказы!» Если автор почувствует, что готов написать роман, то сядет и напишет. А указывать человеку на то, что ему нужно делать – это как-то не хорошо, в этом проскальзывает высокомерие…

И когда читатель всё время твердит, что ему чего-то не хватает, то ему нужно самому взяться за перо и заполнить все существующие пробелы.

В нашей стране очень любят требовать от литературы, чтобы она выполняла то политические, то психотерапевтические, то религиозные функции, но это тоже неправильно.

Задача писателя взять историю и приподнести её читателю убедительно и увлекательно, независимо от размеров произведения. А задача читателя – прочитать, получить удовольствие (даже если это драма или трагедия), насладиться красотой русского языка, и если удастся, углубить внутренний мир или немного расширить свои горизонты.

Все знают, что публикация толстом журнале подверждает высокий профессиональный уровень автора. Так что Ольгу можно от души поздравить с этим событием. Что я с радостью и делаю!
(опубликовала Галина Щекина)

Галина Щекина   14.03.2017 22:13     Заявить о нарушении
Драматическая Пастораль - отзы Щекиной на книгу Ппастораль http://www.proza.ru/2017/03/18/2569

Галина Щекина   18.03.2017 23:42   Заявить о нарушении
Отзыв Василия Макарова на книгу Пастораль http://www.proza.ru/2017/03/18/790

http://www.proza.ru/2017/03/18/790

Галина Щекина   18.03.2017 23:47   Заявить о нарушении
отзыв Ины Ермиловой http://www.proza.ru/2017/02/22/1534

Галина Щекина   19.03.2017 10:44   Заявить о нарушении
Элеонора Жукова вчера в 1:11
Успела прочитать только 4 рассказа, но обязательно прочитаю всю книжку.А это значит, что мне, как читателю, понравилось. В СОЛНЕЧНОЙ БЕЛКЕ есть, сюжет, интрига. И даже описание природы, дороги прочитывается с интересом, создаёт ощущение участия в происходящем. Внезапно возникшее море, восторг (до ора) от купания описано по -особому.А ещё подмечено, так и в жизни над подсознательном уровне бывает, когда ревность возникает на полшага раньше, чем чувство влюблённости. Рассказ ОНУФРИЙ заставил задуматься, пофилосовствовать...Как надо жить? Бороться до конца, барахтаться,как та лягушка, угодившая в кувшин с молоком или смириться и надеяться на чудо?Конечно, не верится, что героя рассказа (очень за него переживала!)спасла маленькая иконка,данная ему матерью.Да и в в конце рассказа сказано, что его бомжи спасли...но вспомнился анекдот, когда после кораблекрушения один мужичок не сел в шлюпку, не залез на плотик, не схватился за спасательный круг и всё твердил :-Меня Бог спасёт!" И утонул. Начал на том свете претензии предъявлять, а Бог ему в ответ: -" Так я ж тебе, дураку и шлюпку, и плот и круг спасательный посылал!

Галина Щекина   24.03.2017 14:29   Заявить о нарушении
Аня Политова о рассказе Дом на плоту http://www.proza.ru/2017/04/06/1734

Галина Щекина   10.04.2017 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.