Ян. Вермеер Улочка Делфта

            Картина голландского живописца Яна Вермеера «Улочка Делфта». Размер пейзажа 54 x 44 см, холст, масло.1658. Рейксмузеум, Амстердам.

 В конце 50-х годов 17 столетия, благодаря своему творчеству и удачному вложению средств семейством Болнес, Вермеер добился достаточного экономического благополучия.

             Финансовая независимость позволяла Вермееру, как художнику, писать картины по призванию души и выбирать темы работ, следуя скорее своим желаниям, нежели требованиям художественного рынка сбыта картин. В это время живописец Вермеер создает свои знаменитые городские пейзажи «Улочка» и «Вид города Делфта». Пейзаж-ведута или городской вид «Улочка Делфта», производящий впечатление безмолвного вневременного затишья, является достаточно своеобразной и тонкой работой голландского художника.


 Картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия. Существует предположение, что живописец Вермеер изобразил этот вид из окна своей мастерской.

              На этом полотне Вермеер изобразил вид из своего окна. Зритель видит обветшалый кирпичный приют для престарелых. Но о пейзаже нельзя сказать, что он выражает бедность и убогость. Песок тротуара разглажен граблями, крыльцо дома вымыто, фасады снизу выбелены известкой и увиты диким виноградом. Художник любуется каждой деталью, каждым кирпичиком.

      Бытовой жанр, к которому обратился Ян Вермеер, отличает это полотно от предыдущих работ живописца на библейские и мифологические сюжеты. Прямые углы чередуются с треугольником, образованным домом и небом. Стены, камни и кирпичная кладка окрашены в густой цвет, что делает их почти осязаемыми.

      Два дома, чьи фасады представлены лишь частично в соответствии с правилом третей, соединенны входной аркой. На заднем фоне открывается вид на крыши других домов и небо с облаками. Здания изображены с потрясающей реалистичностью, с изношенными местами красным кирпичом и известковой штукатуркой; на первом этаже окна из свинцового стекла, деревянные жалюзи. На улице тротуар из плитки с дорогой, которая покрыта галькой.

         Четыре человеческие фигуры изображены в меньшем масштабе и в повседневной обстановке: две женщины заняты работой по дому — одна стирает, другая шьёт, и двое детей, сидя на корточках, играют на тротуаре.

      В ноябре 2015 года весь мир облетела сенсация: Франс Грийзенхаут, профессор истории искусств в Университете Амстердама, нашёл координаты домов, изображенных нидерландским художником на картине «Маленькая улочка в Дельфте» (другое название — «Вид дома в городе Дельфт»).

       Вермеер написал улицу Фламингстраат (Vlamingstraat) — место, где сейчас находятся дома №№;40;42. А неподалеку располагается музей Принсенхоф, куда из Амстердама прибыла знаменитая картина для выставки «Вермеер возвращается домой. Маленькая улочка»

          «Неоспоримые доказательства того, что адрес „вида на картине“ — верный, Грийзенхаут нашёл в „Реестре дноуглубительных работ в Дельфте“ 1667 года… Нынешние здания были возведены на этом месте в последней четверти XIX века. Однако сохранились узнаваемые ворота и проход между строениями. Дом справа принадлежал овдовевшей тёте Вермеера, Ариаэнтхен Клас ван дер Минне, сестре отца.

          Она зарабатывала на жизнь себе и пятерым детям, продавая потроха, и проход рядом с домом назывался „Требушиными воротами“. Известно, что мать и сестра художника жили на том же канале — по диагонали. Поэтому вполне вероятно, что Ян Вермеер хорошо знал этот дом, и связывал с ним личные воспоминания»


Рецензии
Какой это огромный труд написать столько прекрасных очерков!
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   24.02.2017 15:34     Заявить о нарушении
Владимир. Вы такой внимательный и отзывчивый читатель.Добра вам и здоровья.

Алина Алексеева-Маркезин   24.02.2017 17:45   Заявить о нарушении