Сады Отечества, которого нет...

               
             И дым Отечества мне сладок и приятен...
               

                /Мой Уральск-старинный, прекрасный город-
                казачий форпост Империи Российской.Здесь 
                бывали многие русские писатели.В.И.Даль,
                Л.Н.Толстой,В.А.Жуковский,А.С.Пушкин
                писал"Историю Пугачевского бунта.Места
                эти посещали Александр Второй и Николай
                Второй.Но речь, не об этом.Город,до
                развала СССР был окружен бесчисленными
                садами.Яблоки из которых,некогда
                поставляли к царскому столу.Но не стало
                Союза,и новым хозяевам города,в ныне
                суверенном,независимом Казахстане,
                не нужны уже больше эти сады. 
                И тысячи деревьев выкорчевывали,сжигали,
                уничтожая,не нужные степнякам,яблони...
                ...Сады кремировали,живыми.../


Весна на крыльях птичьих прилетала
Из дальних стран,где самый край Земли.
А там,где вьюга яростно свистала,
Сады,благоухая,зацвели.

И розовато-белым,нежным светом,
Казалось ,стал зеленый мир сиять.
И пчелы запасали мед.А летом
Сады свою дарили благодать

И радость людям.Яблочные груды
Как,будто-бы коснулась кисть зари
Багрянцем всех тонов.Какое чудо
Всевышний благосклонно подарил!

И ароматы город осеняют,
И манят прилетевшую пчелу.
А фрукты наши-люди это знают!-
Везли ,когда-то к царскому столу!

...И вот я вспомнить те сады пытаюсь.
Сады из детства.Я во всех бывал.
И так,из озорства обычно-каюсь!-
Там яблоки частенько воровал.

А сторожа? А если кто поймает?-
Да и ловили. Но скажу я вам-
То яблоко во рту нектаром тает,
Которое сорвал и выбрал сам!...

Затем судьба,так значит,захотела-
Те яблони во сне, лишь видел я.
На крыльях грома время пролетело.
И я вернулся в юности края.

Но защемило сердце почему-то.
Здесь все не то.Сюда-ли я спешил?!
Какой безумец тут прошелся люто-
Без сердца,без ума и без души?

Где те сады? Где розовые зори
И ,где они-нежнейшей чистоты,
Дарующие ароматов море
На яблонях весенние цветы?!

Увидел лишь костры и пепелища
Взамен благоухающей зари,
Корчеванные,в кучах,корневища,
Усыпанные пеплом пустыри.

...Срубить,спалить,забыть-такой порядок.
В нем яблокам нет места, золотым.
Кто там сказал,что дым Отчизны сладок?-
Он горек,как садов сожженных дым...


Рецензии
Павел, Здравствуйте! Как вам удалось на свою боль, сказанную так искренне, по-детски, получив буквально "пощёчину" - ответить разумно и смиренно?
Ваша Мудрая Душа просто погасила продолжающие гореть кострища... только уже в душах чужих.

По странному обстоятельству, в 2017 я делала выставку об одном яблоневом саде в Москве. Предшествовало этому несколько лет противодействия тому, что старые яблони, которые были посажены в 1943 году, во время войны, хотели заменить новыми саженцами. Писала письма во все инстанции, снимала видео, ходила на встречи, кланялась, разъясняла. Я не устраивала митингов, и не собирала людей. Всё делала сама с участием и поддержкой дочери. Помогала заведующая музейной библиотекой. Сотрудники староверы. И уже в отчаянии написала стихотворение директору Музея от имени Яблонь. Слава Богу тогда ещё был взрослый образованный директор. Сделала выставку с историческим погружением. На неё тоже ушло очень много сил. И сад перестали вырубать...
Деревья до сих пор плодоносят. Да старенькие уже, но до ста лет им ещё далеко. Каждый урожайный год собираю яблочки и счастлива. Кстати, сортов сейчас таких нет. Это мне рассказывал чиновник, который искал саженцы на замену.
История практически невероятная. Но если бы не выставка, то я и сама бы не поверила что сад удалось сохранить. Сюда ходит гулять пол Москвы. Возможно, когда-нибудь напишу об этом.
Я тоже помню много садов в детстве. Не наша вина, что не все удалось спасти. Как хорошо, что они живут в Вашем Сердце. ЖИВУТ и ПЛОДОНОСЯТ!!!

Вера Древнева   12.05.2024 11:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.