Делать жизнь с кого...

(О воспитании)
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример тому.
                (Неизвестный философ ХУI века)
Однажды, года три назад, я ехала в пригородной электричке, и напротив меня сидел подросток, лет пятнадцати, и грыз семечки: шелуха от них летела на пол. Я спросила у него: « Твоя мама дома тоже бросает шелуху на пол?» «Да»,- ответил он.
- А ты можешь сделать бумажный кулек, чтобы класть мусор от семечек в него?
-Могу.
Парнишка ловко свернул кулек и стал плевать шелуху в него.
- Свой мусор с пола уберешь?
-Конечно.
-А маме дома сумеешь объяснить, как культурные люди грызут вкусные семечки?
-Обязательно расскажу.
Как учитель я не стала читать подростку нотаций и не стыдила перед людьми, сидящими рядом, чтобы изменить его поведение в обществе, а просто поговорила с ним. И не сомневаюсь, что он действительно придет сегодня домой и расскажет матери, как нужно грызть семечки в любом месте, будь то дом или электричка.
Но вот другой случай неординарного поведения подростка потряс почти всех  пассажиров автобуса, на который я села, чтобы доехать до работы. Я тогда была моложе и еще работала в школе. Свободных мест не было, и я спокойно стояла, держась за поручень. И тут в автобус вошла бабушка, на вид ей было больше восьмидесяти лет. Рядом со мной сидели женщина с маленькой девочкой, а напротив – подросток лет четырнадцати и кто-то из пенсионеров. Я попросила школьника уступить место старушке, но он демонстративно повернул голову и стал смотреть в окно. Я повторила свою просьбу еще раз и вдруг услышала громкий ответ женщины, оказавшейся матерью подростка: «Сиди, сынок, и не вздумай уступать  старухе место, нечего ей ездить на автобусах и мешаться под ногами, пусть сидит дома и ходит пешком!» После ее злобного выступления подросток продолжал сидеть на своем удобном месте, не глядя ни на кого. Тут кто-то из взрослых людей  встал и уступил место бабушке, а я, не выдержав несправедливой речи матери двоих детей, воскликнула: «Вы даже не представляете себе, какое чудовище растите, уверяю Вас, что настанет время, когда сын станет взрослым и обязательно будет колотить свою мать, в этом я даже не сомневаюсь, поскольку уважение к старикам в Вашей семье совершенно отсутствует». В ответ она не произнесла ни единого слова.      
 А вот еще один пример далеко неблагородного поведения уже не школьников, а юношей - студентов. На переднем сидении автобуса сидели двое молодых людей, закрыв глаза и уши: они слушали музыку. Будучи уже далеко немолодой, я стояла рядом, но уступить мне место не просила. Но тут в переднюю дверь вошла молодая женщина с малышом на руках: конечно же, ей нужно было срочно присесть на сидение, чтобы не упасть вместе с ребенком. Юноши с закрытыми глазами продолжали сидеть, не видя и не слыша никого и ничего вокруг. Тогда я очень вежливо постучала по плечу одного из них и задала вопрос: «Вы не беременны?» Молодой человек отрешенно посмотрел на меня и отрицательно покачал головой.  «Тогда уступите место  молодой мамочке с грудным младенцем!»- громко обратилась я к нему. Он встал, чтобы посадить их, а второй взрослый юноша так и не открыл свои глаза: по всей вероятности, все-таки оказался беременным. 
Я помню, как приучала своего младшего сына уступать место пожилым людям: ему было лет шесть, и он внимательно смотрел на открывавшуюся дверь автобуса или трамвая и всегда с готовностью спрашивал меня: «Мама, а можно я посажу эту бабушку на свое  место?» И очень радовался, когда пожилая женщина благодарила его от всей души.
И не так давно увидела, как молодая мама вошла в автобус с мальчиком, который не захотел сесть  на место, которое дружно уступили ему почти все взрослые пассажиры, в том числе и я. Ему  было года три или четыре, но он уверял, что он мужчина и будет стоять. Молодая женщина подтвердила, что он обычно не садится, так как она приучила его к этому, и мне долго пришлось уговаривать их обоих сесть на одно сидение, чтобы не упасть, поскольку автобус то резко тормозил, то неожиданно дергался вперед. Но видели бы его гордое и мужественное лицо настоящего будущего Мужчины. И здесь с мудрым философом не поспоришь.
24 февраля 2017г. Елизавета Рябинина


Рецензии