Живем в достатке

Продолжаю публиковать отрывки из моей книги: « «Совок». Жизнь в преддверии коммунизма». Так мы жили, молодежи должно быть интересно это странное житье, когда жизнь определялась мнением имеющего право решать.

  Живем в достатке.
В 83-м году наш семейный образ жизни коренным образом изменился. Дети давно повзрослели, и им уже не доставляла удовольствия дорога по лесу на дачу и с дачи. Уже неинтересно было купаться в баке. Последние пять лет на дачу они приходили только в том случае, если нам надо было в чем-либо помочь. Да и я, нагрузившись рюкзаком с огурцами и помидорами ведра по два-три, не шел лесом, а шел на автобус, и был рад, если попадалась попутная машина, которая меня подвозила.
 
В таком случае надо заводить свой транспорт. Я выразился в том духе, что хоть инвалидную коляску, но Рита сказала, что это уж слишком.

В то время машины продавали по талонам передовикам производства. Раньше я шутил, что если мне дадут талон на машину, то должны дать и денег на покупку. Теперь положение в семье изменилось. Денег мы по-прежнему не копили, но постепенно росла зарплата, Егор и Таня получали стипендии, и у нас оказались свободными 2000 рублей. На эти деньги можно было купить старый «Запорожец – 965» (горбатый), «горбатые» были уже сняты с производства, а другие марки стоили в разы дороже. 

В те времена цена автомобиля, можно сказать, не зависела от его возраста. Старый автомобиль, купленный с рук, мог стоить дороже нового в магазине по талону. Талонов было мало, а желающих ездить на автомобиле было много. В этих условиях наше закомплексованное правительство, вместо того, чтобы с помощью цены выровнять спрос и предложение и за счет этого увеличить производство автомобилей, продолжало клепать танки. В то же время, зорко следило, чтобы кто-нибудь на дефиците автомобилей не разбогател.

Правительство  постановило, что куплю – продажу можно совершать только через комиссионный магазин. Если в магазин приходили продавец и покупатель, то, чтобы при сделке «по предварительному сговору» продавец не нажился, оно – это наше правительство – решило с покупателя за «Запорожец» брать 3000 (в полтора раза больше, чем за новый), а продавцу за старый отдавать 2000 (как за новый).
Если же (!!!) продавец без покупателя сдавал свой «Запорожец» на комиссию, т.е. «без предварительного сговора», то с продавца брали только небольшие комиссионные, а покупатель платил назначенную продавцом цену.

Продавца я нашел среди своих – ОКБэвских. Сторговались на цене 1700. 
Зал магазина был заполнен машинами, и на комиссию их больше не брали. Я подошел к зав залом и предложил поставить машину только на ночь.
- Вы что, меня посадить хотите? Это же продажа по сговору.
Я пошел к директору магазина.
- Завтра возьмете?
- Да.
- Ставьте.   
Рядом на таких же условиях поставили еще один Запорожец. Мы приехали к открытию, и я купил машину, а партнеры в сделке по другому Запорожцу задержались. При нас в зал зашла другая семейная пара и купила машину.

Сдача экзаменов на водительские права была тоже обставлена условиями: надо было обязательно пройти обучение на курсах ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации, флоту), чтобы подпитать финансами эту «добровольную» организацию. Обучение стоило дорого. Мой однокашник Сергей Иванович прислал из института документ, что я прошел курс обучения на военной кафедре. На права я сдал с первого захода, и с лета 84-го мы с Ритой стали ездить на своей машине!!!

 Размеры Куйбышевской области вокруг Управленческого уменьшились для нас сразу в десять раз. Если раньше для нас доступной была прогулка за 5 километров от дома, то теперь ничего не стоило съездить и за 50 километров. Это были наши прогулки. Горбатый Запорожец обладает прекрасной проходимостью – грибы росли у наших ног, вернее у колес машины, которая, упрямо сгорбившись, возила нас и по лесу, и по оврагам, и по картофельным полям.


Рецензии