Любовь к матери
Действительно, мы всем обязаны Создателю – и жизнью, и силой к бытию, и насущным хлебом, самими способностями и талантами нашими. Но эти блага приходят к нам опосредованно, через родителей, а любовь к ним вложена в человеческую природу. Заметим, что по мере взросления сыновнее чувство возрастает, упрочивается и преображается. Во младенчестве мы всецело зависим от вскармливающей нас груди. Ребёнок любит родителей по естеству. Дитя не может не простирать свои ручонки к матери, ведь и весенний тюльпан тянется лепестками к лучам солнечного света. Взрослея, мы мало-помалу проникаемся желанием помогать родителям в их непрестанных трудах, а затем и служить им, заботиться о них, обеспечивая всем необходимым, чтобы до конца дней своих они не знали нужды и печали. «Лелеять родительские седины» – значит сохранять всегдашнюю благодарность отцу и матери, окружая их в годы немощи теплом и предупредительным вниманием, нисколько не тяготясь общением с теми, кто некогда с любовью подъял на себя все тяготы, связанные с нашим становлением. Благоговение перед матерью неразрывно связано с образом Родины, о чём мы беседовали с вами ранее. Не случайно поэты и писатели оставили нам в наследство вдохновенные страницы, посвящённые любви детей к родителям; описания материнских глаз, через которые на нас взирает Божия правда; нежных рук, ласкавших и согревавших нас, а иногда и наказывавших для нашей пользы.
Лицо любящей матери вспоминается человеку в тяжёлые минуты его жизни. Этот образ является, несомненно, проводником Божественной благодати, которая способна умягчить самую зачерствелую душу. Вспомним есенинское «Письмо к матери», проникнутое бесконечной нежностью к родительнице – простой рязанской крестьянке. В своём «старом шушуне» она ежедневно выходила на проезжую дорогу и всматривалась вдаль – не едет ли из Питера её Серёженька. Поэт так страстно желал отдохнуть душой от горечи столичной жизни и забыть свои невесёлые думы, погрузившись в дрёму на сеновале! Есенину виделся во снах и наяву «миленький» яблоневый сад, приветно простиравший ветви навстречу «блудному сыну»; он созерцал «несказанный свет» над низенькой избушкой, где был рождён и вскормлен, испытывая угрызения совести пред матерью за «слишком раннюю утрату и усталость», за наспех «растраченную свежесть чувств» в дыму и чаду питерских трактиров.
А ещё прежде него Александр Пушкин посвящал трепетные строки своей «нянюшке», с которой всегда отождествлял материнское начало. Он как бы слышал вздохи Арины Родионовны, «ежечасно волновавшие грудь» «подруги дней» его «суровых», «голубки дряхлой», неизменно готовой утешить и ободрить любимца, который не находил никакого душевного покоя в светских петербургских салонах.
В этих откровениях художественного слова русские поэты являли нам сокровенную красоту сыновней души, способной любить «так искренно, так нежно», возвышаясь до той любви, которая осеняет человека глубоким умиротворением и тишиной сердечных чувств.
Пишущему эти строки на опыте собственной жизни доподлинно известно, что одно лишь воспоминание – мысленный образ матери – отгоняет от души полчища тёмных сил, уже готовых поглотить её и увлечь в царство вечного холода и тьмы.
Помню, как в юные годы отчаяние со страшной силой бороло меня, а самоубийственные помыслы, подобно плотоядным пираньям, вгрызаясь в маловерную душу, не отпускали её ни на миг. Отделённый от обыденной мирной жизни какой-то непереходимой роковой чертой, я ощущал себя находящимся в кромешной тьме. Это было ужасное состояние. Пленённый им, я испытывал непрестанный страх и уже едва противился смущавшим меня суицидальным помыслам, не умея отогнать их от себя молитвой ко Христу Господу. Когда моя душа, связанная по рукам и ногам унынием, казалось, падала в зияющие бездны, я старался вспоминать лицо своей мамы, светлое и радостное, её глаза, всегда взиравшие на меня с ободрением и любовью. И тогда обступавшие душу призраки смерти исчезали, как дым, гонимые незримым светом и теплом, которые источал образ моей самой дорогой, самой любимой, несравненной мамы...
Родное
У нас снежит во все пределы,
И словно в сказке, заметает,
Мороз дома замазал мелом,
В узоры с окнами играет.
А ночь раскинула объятья,
Дым мирно из трубы курится –
Не баню ль затопила сватья
Или у печки суетится?
Я выхожу во двор – и небо
Свежит дыханием морозным.
Давно в деревне милой не был,
Став для неё почти безродным.
Но в серых брёвнах столько правды,
В резьбе – изящества простого!
Просевший дом, кривая лавка –
Вот образ детства золотого...
Седым вернулся и уставшим.
Всё думал: не нужны мне больше
Колодец с бурой цепью ржавой,
Рябина, ворох расторопши...
Кольнуло в сердце – вмиг приехал,
Домашним не сказав ни слова,
Они мне были бы помехой –
Им не понять меня – такого.
Ложится снег на полушубок
И на уста холодной манной...
Войду я в дом, когда-то шумный –
Вдруг – за порогом моя мама
Посмотрит с ласковой улыбкой,
Меня перекрести;т тихонько,
И скажет: «Не закрыл калитку», –
Шершавой потрепав ладонью...
Нет уж давно её на свете,
А дом как будто растерялся –
Разъехались куда-то дети,
Печь холодна, бездвижна прялка.
Темнеет образок Николы
Перед старинною лампадой.
Киот потрескавшийся голый,
Эх, рушником прикрыть бы надо...
Забыв часы в своём раздумье,
Прилёг... На улице светает.
Как пчёлы кружатся над ульем,
Снежинки за окном летают...
За белоснежной пеленою
Сокрылось безвозвратно детство.
Но лишь вошёл в гнездо родное –
И растопилось моё сердце...
(Глава из книги «О высокой любви в стихах и в прозе».)
Свидетельство о публикации №217022401882