Крупицы моего Парижа

     Летний Париж выходного дня похож на карнавал: становится больше пешеходных улиц и мостов, по которым то небрежно и вальяжно, то бегая и крича, толпится народ. Каждые сто метров играет разная музыка, парижане выходят танцевать на мостовые. Джаз сменяется хип-хопом, танго соседствует с танцами для самых маленьких. На правом берегу Сены жители города огней загорают в купальниках на специально привезенном в город песке и отдыхают от тяжелой недели. Уличные музыканты играют на скрипках, на саксофонах, на гитарах, даже можно встретить пианиста за фортепиано на Пон-Нёф. «Парижане» – так называют себя все здесь: кто был рожден в Париже, кто приехал с юга Франции, кто обрел здесь новую жизнь вдали от родины. Но парижане – это не французы, это совершенно другие люди. О, как же они отличаются! Всюду слышен разноликий голос толпы – французский, английский, итальянский, испанский, немецкий, украинский, русский – всех языков не перечесть. Толпа яркая, многогранная, колоритная. Походка прохожего рассказывает о самом человеке, каждый взмах ресниц перелистывает страницы жизни, а крапинки в радужке глаз рассказывают о боли и разочарованиях.

     Париж незабываем. Он красивый, как почтовая фотокарточка. Он яркий, как гирлянда на рождественской елке. Он нежный, как свежеиспеченный макарон или утренний багет. Он звучный, как всеми известные песни Джо Дассена и Эдит Пиаф. Он энергичный, как ребенок, который готов играть весь день напролет. Он заботливый, как успокаивающий голос матери. Он амбициозный, как человек, который сворачивает горы и, радуясь своим успехам, идет покорять новые вершины. Он застенчивый, как молодая мадемуазель, сидящая за столиком с мужчиной на своем первом в жизни свидании. Он таинственный, как многие улочки, хранящие в себе дыхание прошлого. Он непредсказуемый, как столичное лето.

     Париж бывает жесток. Он не любит делиться с другими тем, что существует только для него. Он может показаться грубым, язвительным, саркастичным. Да, он такой, но только отчасти. Он открывается не всем, он принимает не всех. Он избирателен. Он своенравный, но в то же время легкомысленный. Он угрюмый, но теплый. Он полон великой истории, но открыт ко всему новому. Он впитывает в себя новые моменты, но не забывает старые. Он ничего не забывает, он ничего не прощает.

     Париж обожают до безумия и люто ненавидят. Ненавидят за толпы туристов, создающих очереди, за высокие цены, слишком высокие для того, чтобы наслаждаться городов и пробовать его на вкус, за ужасно некрасивое метро, за вечные ремонтные работы, за снобизм самих французов. И также яро обожают. Потому что у каждого внутри свой Париж. У кого-то – исторический центр, его личный Тампль и Бастилия, у кого-то – металлические балки и винты знаменитой башни Гюстава Эйфеля, у кого-то – яркая жизнь в квартале красных фонарей с его неизменными барами, борделями и кабаре. Для каждого человека, любящего Париж, он разный. Но едино одно. Свое сердце все они оставили именно здесь.

      Париж – небольшой город, он вполне смог бы поместиться на пухлой ладошке маленького французского мальчика, назовем его Жаком. Но на этой небольшой территории сочетаются несовместимые вещи – сплетения разных культур образуют яркий клубок ниток, каждая из которых по-своему важна. И если этот яркий клубок – Париж, то Жак – сама Франция. Маленький француз бережет этот клубок, охраняет его, возвышает его до небес – он любит его, любит за его разноцветность, за его гибкость и прочность, за стойкость, за культуру, за историю. Жаку нелегко пришлось в жизни: и, хотя он бегает по улицам в коротеньких штанишках, вечно поправляя спадающие подтяжки, с радостью разрешая свободному ветру играть со своими золотистыми кудрями, он четко помнит, что пережил много бед – не в этой жизни, в прошлой – ох, у Жака было много жизней. Но Жак свободен. Он упивается этой свободой. В его по-детски открытых голубых глазах хранится великая история, а его сердце до сих пор отбивает ритм гимна свободных людей, в его жилах течет кровь тех, кто отдал свои жизни за Свободу, кто был убит на баррикадах, кто умер за идею, кто пожертвовал собой ради Великой французской революции.


Рецензии