Две души, две женщины и два века часть 5

Выходят с русской стороны обе дамы.

1я. У вас замечательно! Сад с дорожками, солнце, цветы и воздух, замечательный воздух. Пожалуй, мне уже не надо в Марсель, тем более, что там сейчас (задумавшись и подбирая слова) много буйных английских болельщиков.
2я. А вот и души наших мужчин. Итак, господа, внимание!
1я. Оба, оба, внимание!
2я. Господа, начало! Прошу внимания!*
Душа Фридерика. Начало чего?
1я. Мы начинаем…

   2я дама выходит в центр и начинает говорить.

2я. О вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас, и пусть нам приснится то, что будет через двести тысяч лет!*
2я. душа Через двести тысяч лет ничего не будет.* Кажется, мы это уже где-то слышали ...
1я. Возможно, что это уже звучало в одной из пьес или рассказов из нашей жизни, но в любой из таких пьес непременно должна быть …*
2я (повторяет). Непременно должно быть…
1я. И непременно будет…
2я (повторяет). И будет непременно…
Душа Фридерика и 2я душа (одновременно). Что будет?

   Звучит энергичная музыка.

1я (обращаясь ко 2й). Отлично! Они насторожились.  Все непонятное  - таинственно и потому страшно.* Начали милая …
2я (обращаясь к душе Фридерика). Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени* (делает паузу), ну и вы тоже месье Фридерик, вам холодно, холодно, холодно, пусто, пусто, пусто, страшно, страшно, страшно.*
Душа Фридерика. Почему это холодно и пусто?
2я. Потому что через мгновение вы сами ощутите и почувствуете тяжесть этой пустоты! Вы не человек, вы – дух, бесплотный и невесомый, точнее душа, несущаяся в безбрежном пространстве и улетающая в холодные просторы Вселенной.
1я (с некоторой иронией).  А что же может помочь великой и гордой душе не оставаться в полном одиночестве?
2я. Любовь и молитва, молитва, вера и любовь!
Душа Фридерика (обращаясь ко 2й душе). У вас тут монастырь неподалеку есть что ли? Что за проповеди?
2я  (обращаясь к душе Фредерика). Я с удивлением сознаюсь, что не знаю, умеете ли вы и любите ли вы молиться*. Я с удивлением сознаюсь, что не знаю, умеете ли вы любить и быть любимым?

   1я берет под руку 2ю душу и отводит в сторону.

Душа Фридерика. Что за чертовщина!
2я.  Я буду молиться за двух. И если вы думаете, что богу угодны и приятны слезы раскаяния, то знайте, что я плачу за двух*.
Душа Фридерика. А плакать-то я почему должен?
2я. Потому что, месье, ваша дама у вас на глазах только что выбрала другую душу. Посмотрите сами и убедитесь. Они уже начали разговаривать. (показывает на 1ю даму и 2ю душу стоящих поодаль) А сейчас они еще и танцевать начнут, и нет никакой гарантии, что вдруг не сольются в экстазе? Вы слышите, сольются…
Звучит музыка (Болеро в восточной обработке и переход в Танго)
Душа Фридерика. Отлично! Тогда я вас приглашаю!
2я. Месье, вы не в моем вкусе, поэтому извольте довольствоваться от ворот поворотом. (отходит чуть назад)
1я. (громче, чем обычно) Пусть исполняет танец одинокого носорога!
2я душа. Почему носорога?
1я. Потому что  носорог толстокожий и близорукий! (обращаясь ко 2й душе) Проводите меня, пожалуйста, в сад, я хочу побыть одна.
Переходят через зеркало на русскую половину. В дальнейшем с французской половины Душа Фридерика пытается рассмотреть, что происходит на русской половине, но ничего не видит и ему все время мешает 2я женщина. Но в какой-то момент 2я женщина (русская) вдруг тоже пытается увидеть, что делает 2я душа. Находящиеся на разных половина сцены слышат голоса других, но не видят их.
1я. Сударь! У вас тут нет поблизости железной дороги?
2я душа. Вы собираетесь отсюда вернуться в Париж на поезде?
1я. Нет! Меня зовут Анна! А вам советую вспомнить о судьбе женщины по фамилии Каренина.
2я. душа Вы читали роман русского писателя?
1я. Нет! Его читал месье Фредерик, а мне потом пересказал своими словами. Как вы думаете, зачем он это сделал?   
2я. Хм, в романе много сюжетных линий и много важных мыслей, так бывает и в жизни тоже. И не стоит выдергивать всего лишь одну сюжетную линию,  хоть и главную.
1я. Так, что там насчет ближайшей железнодорожной линии? А может у вас уже появилось метро?
2я душа. Нет! Метро не появилось еще! Двадцатый век только начинается!
На французской половине.
Душа Фредерика. Что они там делают? Зачем она назвала ему свое имя? Она что хочет более тесного знакомства?
2я. Нет! Они начали говорить о железной дороге и пытаются выяснить, насколько далеко вперед вы умчались и можно ли вас догнать? А главное нужно ли?
Душа Фредерика. Я никуда не умчался, я здесь, у меня даже билета на поезд нет!
2я. Постойте! Причем здесь билет, вы же душа французского писателя Фредерика Бэ. Вы может свободно перемещаться туда-сюда, туда-сюда?
Душа Фридерика. Вы мне зубы не заговаривайте! Что они там делают? Пойдемте на ту половину.
2я (встает у него на пути). Сударь! Я вас пока туда не приглашала, послушайте меня, вот вы писатель, верно? Объясните мне одну вещь … (отводит его в глубину сцены).

   На русской половине.

1я (обращаясь ко 2й душе). Вот вы писатель, скажите, а зачем нужна женщина писателю. Женщина, которая будет рядом с ним? Чтобы рукописи переписывать или обедом кормить?
2я душа. Ну, зачем же так? Это вы про служанку, если речь идет об обеде. А что касается женщины рядом, то …
1я. Вы затрудняетесь ответить?
2я душа. Нет! Я уже об этом думал и писал, а теперь вспоминаю:  женщина с самого сотворения мира считается существом вредным и злокачественным.*
1я. Что??
2я душа.  Отечеству женщина не приносит никакой пользы. Она не ходит на войну, не переписывает бумаг, не строит железных дорог, (дальше говорит все медленнее и медленнее) а запирая от мужа графинчик с водкой, способствует уменьшению акцизных сборов.*
1я. Вы что, русскую водку употребляете?
2я душа. Не-е-ет!
1я. А почему так говорите?
На французской половине.
2я. Хоть вы и душа писателя, месье Фредерик, похоже в женщинах вы разбираетесь плохо!
Душа Фредерика. Даже и так?!
2я. Совершенно не важно, кто вы – писатель, шофер, летчик, футболист. Но когда рядом с вами находится женщина, которая готова разделить ваши мысли, чувства, которая вдруг начинает повторять ваши слова, неужели вы не понимаете, что у вас появилась еще одна жизнь, уже вторая? А вы превращаетесь в капризного мальчишку, которому надо играть в мужские игры: охота, война, далекие путешествия. А в ваше время, месье Фредерик, добавились еще и виртуальные странствия. Оказывается можно улететь, оставаясь на одном и том же месте, так далеко, что возвращаясь, вы не узнаете тех, кого покинули.
Душа Фредерика. Вы что, прорицательница?         
2я. Нет! Я просто женщина, женщина, которая знает и чувствует, что значит остаться однажды одной.
Душа Фридерика. Одиночество – прекрасное состояние …
2я. Для эгоиста и мужчины!
Душа Фридерика. Одиночество – прекрасное состояние, чтобы собрать воедино свои мысли и чувства…
2я. Зачем они вам?
Душа Фредерика. Как зачем? Чтобы поделиться ими со всем остальным человечеством!
2я. Все остальное человечество смотрит на вас глазами вашей женщины. И если вы этого до сих пор не понимаете, то все остальное человечество просто не будет вас слушать.      
На русской половине.
1я (обращаясь ко 2й душе). У вас есть женщина, которой вы можете сказать все?
2я душа. Что все?
1я. Свои заветные мысли, свои самые смелые мечты,      
2я душа (очень медленно). Я бы очень этого хотел …
1я. Вы бы с месье Фредериком поделились этими мыслями … А то похоже, что он только и может возбуждаться от честолюбия и ревности …

   На французской половине.

Душа Фредерика (двигаясь в сторону зеркала). А если совсем честно, то она, между прочим,  слушает меня всегда, даже когда я несу обыкновенную чушь. Но почему она так нетерпелива, почему она хочет, чтобы я думал только о ней? Когда мужчина думает только о женщине, он превращается в парализованное существо. Он не способен воевать, побеждать, играть в футбол, писать романы.
2я (слегка иронично). Да, это серьезное обвинение!
Душа Фредерика. Вот поэтому мужчины придумывают себе отговорки и занимаются чисто мужскими делами, вроде охоты, спорта, путешествий, чтобы потом однажды вернуться к своим женщинам и убедится, их ждут. В очередной раз убедится…
2я А как насчет смерти любви через три года?
Душа Фридерика. А кто это сказал?
2я. Вы же и сказали и даже написали.
Душа Фридерика.  О, боже! Почему она не дочитала до конца, почему она не дошла до финала?

   На русской половине.

1я. Послушайте, сударь! Вы производите впечатление умного и воспитанного человека, что это вы такое сморозили, что женщина вредное и злокачественное существо? Я похожа на такую?
2я душа. Ха-ха! Я все понял, вы нас просто разыгрываете?
1я  (почти кричит). Нет! Вы скажите, похожа или нет!
2я душа. Разумеется – нет! (дальше в сторону) Попробовал бы я сказать – да, особенно, когда вам приставляют нож к горлу или готовы выстрелить из ружья, до того висевшего на стене!
Обращаясь к 1й.
Сударыня! Не только слова бывают случайными и мало что значащими. Но и поступки – тоже! Скажу больше, складывается впечатление, что случайных слов и дел в жизни отдельного человека  бывает гораздо больше, чем убедительных и разумно-правильных действий!
1я. Тогда это очень печально, потому что случайность никогда не сможет сделать нас счастливыми.
2я душа (увлекаясь). Но прелесть жизни в том и состоит, что случайные сочетания слов и поступков делают нашу жизнь непредсказуемой, а наши судьбы складываются одновременно и так, как мы тайно этого желаем и подчас совершенно необычно и неожиданно! Ожидаемая неожиданность – что может быть прекраснее?    
1я (сквозь слезы). Похоже, вы тоже просто-напросто обманщик, который научился ловко жонглировать словами и складывать из них стихи, рассказы и повести! Впрочем, мужского ума только на это всегда и хватало! 
На французской половине.
2я. Послушайте, месье Фредерик, мне кажется, у вас еще есть шанс вернуть назад Анну.
Душа Фредерика. А что я должен делать?
2я. Не знаю … Но если бы мой муж просто сел со мною рядом, взял за руку и всего лишь заглянул в глаза …
Душа Фредерика. Вот так?
2я. Да! То этого …
Душа Фредерика. Слушайте, в наше время такие штучки уже не срабатывают, надо вот что  и вот как …
 
   Пытается обнять и поцеловать.

2я. Сударь, это уже не ко мне, это к ней.
Душа Фредерика. Да, да, да! Какой отличный сюжетный поворот! Он находит ее, подходит заглядывает в глаза и дальше говорит нежным бархатным голосом …
2я. Сударь – вы болван!
Душа Фредерика. Разумеется! Как я не мог раньше додуматься до этого сюжетного хода. Милая – вы чудо, вы сыграли роль моей музы.
2я. Ваша милая и муза вон там и она возвращается!
Через зеркало входят 1я женщина и 2я душа.
2я душа. Знаете Анна, я часто думаю: где оно это понимание того, что люди часто бессмысленно, из-за мелких капризов, нехватки времени, дикой занятости ...
1я. Неумения быть просто внимательным…
2я душа. Царапают, наносят раны близким, мучают, а потом спрашивают - почему? Почему так случилось?
Душа Фридерика. Так, господа. Мне надо срочно в Париж по делу. Милая в восемь мы идем с тобой гулять в парк Хорошо?
1я Хорошо, красавец! Я дам тебе еще один шанс.
Душа Фредерик уходит.
2ая. Почему так случается?
2я душа.  Почему господа? Ответ надо искать каждому. Жизнь удивительная штука, приходит ночь и хоронит наши надежды А потом утро, потом снова ночь и снова утро. Вся разница в том, что ждать: полдень или полночь?
2я. Полдень или полночь?
2я душа. Выбирайте сами, господа! И становитесь счастливчиками или неудачниками! За вас это делать никто другой не будет! А пока – занавес! А дальше – полдень или полночь!!! Или – или… А по-другому не бывает и не будет … (уходит и исчезает через зеркало)

   Женщины расходятся по своим половинам.

1я. Мир сходит с ума, но шанс выжить – есть…    
2я. Мир сходит с ума, но все равно надежда остается…

За зеркалом показываются фигуры: это душа Фредерика и 2я душа, Душа Фредерика выходит и протягивает руку в сторону 1й женщины, та оборачивается и смотрит в раздумье на душу Фредерика. 2я душа остается в зеркале и смотрит на 2ю женщину, та отступает к краю сцены, оборачивается в пол оборота и смотрит одновременно на зеркало и на французскую половину)
Звучит музыка вступления, потом Коэн “Dance me’
Занавес


Рецензии