Дорогами жизни Глава 1 Часть 11 Стэлла

МЕДИЦИНСКОЕ  УЧИЛИЩЕ  № 28  - СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПРИ  ИНСТИТУТЕ  им.  СКЛИФАСОВСКОГО
1-ый курс.   1977 год.   Группа, в которой училась наша  Стэлла  Дудко.
На фотографии группа не в полном составе. Мальчики здесь - не все...



ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА 1 РЕАНИМАЦИЯ

ЧАСТЬ 11  СТЭЛЛА
   
   
  ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА

  Наверное, неправильно сказать - "ВСПОМИНАЕТ ИРАИДА"... Я только зафиксировала то, что мне "наговорила" о своих воспоминаниях моя взрослая девочка (теперь уже - бабушка), ну, и конечно, как всегда мне были предоставлены чудом сохранившиеся некоторые письма. Поскольку она многие годы жила самостоятельной жизнью, и обособленно от нас - родителей, многие документы и письма не сохранялись, а при переездах - ещё и терялись...

  От себя я могу добавить только то, что, с этой книги, я начинаю рассказ о том, что детство нашей Ёлки окончилось безвозвратно. Она одной ногой уже встала на ступеньку пролета жизни, который называется - ЮНОСТЬ.

  Иногда мне начинает казаться, что проявляемая ею в эти годы - бесшабашность, легкомыслие, порой - бессмысленные поступки, напоминают меня в мои молодые годы. Но это не было - зеркальным отражением. Если я часто - плыла по течению, не задумываясь - куда плыву, то она четко всегда знает, чего ей хочется.

  Причем, поставив перед собой какую-нибудь цель, она не готовилась к ней долго и планомерно. Она брала эту цель, как говорится - "нахрапом", сразу и наверняка. И это у неё почти всегда получалось.

  Конечно, не всегда она ставила перед собой "высокие" цели, но она умела добиваться желаемого.

  Как и я в свое время, она любила быть в центре внимания, верховодила мальчишками, флиртовала постоянно, и упивалась свободой, которую мы ей предоставили после окончания школы, а, может быть, и - раньше.

  Ну, и, наконец, пришло время влюблённостей и любви, которая запоминается на всю жизнь, потому что она - первая, и неповторимая...

   
  Итак, школа была окончена. На выпускной вечер ей сшили светло-кремовое платье с легким коротким жакетиком без застежек. Конечно - белые босоножки.

   
  Мы писали БАТЕ в Брест:
  21.06.77 г.

   ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГОЙ ПАПА И ДЕДУШКА!
  .......Эля сдаёт на аттестат зрелости - пока все четвёрки, пятёрки. Ещё два экзамена. 28-го июня - выпускной вечер. Мы уже сшили ей выпускное платье в ателье, а мои мама с папой подарили белые танкетки........
  .......В августе я буду работать, Эля сдавать в институт, а Витя с Олегом - опять отдыхать.......


   
 
 03.08.77 г.
ПИСЬМО В БРЕСТ

                ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГОЙ ПАПА И ДЕДУШКА!

  ......Ёлка окончила десятилетку. Завтра у неё первый экзамен в институте медицинском. Если не пройдёт по конкурсу, то поступит учиться в медицинское училище на два года. Мечтает быть только медиком. Тоже стала совсем взрослой.
  В общем, дети у нас хорошие получились. Мы не нарадуемся: добрые, честные, а самое главное - сумеют за себя постоять.......


   
  В этот 1977 год - последний год учебы в школе, Стэлла сдала экзамен на "лидерство".

  Когда она перешла в школу на Берёзовой аллее, оказалось, что в классе девочек - мало, в основном был ребячий коллектив. На девчонок из своего класса мальчишки не засматривались, мало того - относились к ним пренебрежительно, частенько и обижали.

  Стэлла сразу поняв, сложившуюся в классе атмосферу, решила мальчишкам за девочек "отомстить".

  Как это всё происходило на самом деле, теперь восстановить трудно, но, действительно, через некоторое время Стэлла уже верховодила в классе, и даже самые отпетые хулиганистые ребята ссорились с остальными за право с ней дружить.

  Сохранилась поздравительная открыточка к 8 МАРТА:
   
   
   ДОРОГАЯ СТЭЛЛА!

  Поздравляем тебя с праздником 8-го МАРТА! Желаем тебе всего самого наилучшего.

   ЮНОШИ 10 "Б" класса.

  264 школа.


 
  Уже после выпускных экзаменов, когда начался военный призыв, многие мальчики получили повестки в военкомат. Перед отправкой в армию, у каждого призывника дома накрывались столы. Провожать в армию приходили друзья. Поскольку у ребят из Стэлкиного класса не было любимых девушек, каждый из них в обязательном порядке приглашал Ёлку на свои "проводы".

  И что ж вы думаете? Стэлла принимала эти приглашения, как - должное.

  К каждому мальчику приходила в дом, и очень талантливо играла роль - его девушки. Родитель удивлялись скрытности своего отпрыска, принимая это за правду, старались рассмотреть нашу Ёлку, "познакомиться" с ней поближе...

  Но, сыграв свою роль, наша Ёлка исчезала с их горизонта навсегда, растаяв, как облачко на ветру...

  Вспоминаю себя - мне всегда было необходимо чувствовать, что я нравлюсь ребятам, и всё время держать их в звании "друзей", поддерживая эту дружбу письмами или кокетливым флиртом.

  Стэлла тоже периодически старалась поддерживать переписку с прежними знакомыми. Зачем? Да просто так.

  Насчёт Жени Топалова я сейчас повторяюсь. Об этом знакомстве я уже писала в предыдущей книге.
   
  Ёлке писал письма Женя Топалов из Каменец-Подольска. Ещё когда мы приезжали на машине в Каменец-Подольский, однажды мы поехали в село -"Гринчук", где жили знакомые Веры Николаевны. У них свой дом, сад на берегу Днепра. Мы купались, отдохнули пару дней и вернулись в Каменец. В эту поездку Стэлла познакомилась с братьями Топаловыми, детьми Иры, подруги Веры Николаевны. Правда, мне кажется, что это подруга не самой Веры Николаевны, а Виктора. В пору своих поездок в Каменец, во времена своей молодости, кажется, Виктор ухаживал за этой Ирой.  (Добавляет В.А.: "Чушь, какая-то?! Если и ухаживал, то за сверстницами Риты"). Да, и если судить по возрасту наших детей - Ириных и наших (они ровесники), похоже, что так оно и есть. Просто в очередной раз Вера Николаевна пробовала мне сделать "маленькую подляночку", но у неё это как-то не получилось. Ира живёт с мужем и детьми, да к тому же превратилась в огромную растолстевшую женщину, так что, ревновать там было не к чему.

  Зато Ирин сын - Женя, очень хороший мальчик, влюбился в нашу Ёлочку, и не скрывал этого. Ёлка откровенно кокетничала с ним.

  Поиграла она с ним "в любовь", вернувшись в Москву, недолго переписывалась, а потом свежие впечатления вытеснили из её ветреной головки и Женю, и многих других, подобных ему.

  Зачем же было опять посылать ему письмо? Конечно, он ответил.
   
  Письмо в Дзержинку из Хмельницкой области, Каменец-Подольского района, село Гринчук. Топалову.
   
  5.07.77 г. ЗДРАВСТВУЙ, ЭЛЯ!
  Одержав твоего листа, яким ты дуже обрадувала мэнэ. Ты напрасно пишиш, що своим листом ты утомляешь мэнэ. Мэни показалось, що ты мало написала.
  Коли я приихав до дому, повир, я дуже жалив, що не лишився з тобою. Я кожного дня чекав вид тэбэ листа, и колы одержав, читав його декилько раз.
  Сьогодни ты здаешь экзамен, я молився богу за тэбэ, Але видповиды вид него так и не дочикався, наверно, того, що сьогодни иде долу.
  Коротко про тэ, як я живу. Купаюсь в ричцы, граем у горы, працую на огороди. Останний час думаю про тэбэ.
  Ты знаешь, Элла, я дуже полюбыв тэбэ, аж самому дывно, тому, що зи мною це ще не бувало. Прошу тэбэ, вышли свою фотографию, щоб я миг дывитысь на тебе.
   На цьому кончаю. Пиши. Чикаю.
   Твий - ЖЕНЯ.


   
  В это лето, Стэлла побывала в гостях в Каменец-Подольском у бабушки Веры. Она известила о своем приезде Женю. Они виделись. Но, вернувшись в Москву, она не стала ему писать письма, как обещала…
 
  А он прислал ей письмо, но, не получив ответа, тоже больше писем не присылал. Переписка оборвалась.

   
  11.09.77 г. ЗДРАВСТВУЙ, ЭЛЯ!

  Извини, что долго не писал. Хотел взнать результаты относительно вступа. И так я уже студент. Потом надо было встроиться на квартире. Когда всё сделано, я пишу тебе.
  За тебя знаю, что приехала домой благополучно.
  Элла! Ты меня извини, что не поехал проводить тебя. Папа сказал, что я на работе, а маме надо ехать в Каменец на совещание, и пусть проводит. Что было делать? Но мысленно я был с тобой.
  Элла! Первая неделя занятий показала, что надо учить систематично. Так что я не имею свободного времени. После лекций сижу в библиотеке, потом домой учить. На квартире я у приятельницы Веры Николаевны. Это она посоветовала. Квартирой я очень доволен.
  Ну на этом я буду заканчивать. Пиши мне о себе.

                С приветом - ЖЕНЯ.


   
 Сохранилось письмо от какого-то ВОВОЧКИ из Ленинграда. Скорее всего, это один из мальчиков, с которыми она отдыхала в прошлом году в пионерском лагере "КАВКАЗ" в Анапе.

     Письмо в Москву из Ленинграда - "195176 Ленинград. Б. Пороховская 41 - 84 Башаеву Владимиру".

  24.03.77 г. ПРИВЕТИК, МЕРЦАЮЩИЙ ОГОНЁК    МОЕЙ ДУШИ!

  Письму я не удивился, потому что разучился удивляться. Я ужасно рад, что такая прелестная ручка одарила меня строчками. Поди, это можно сделать и почаще.


  Ну, ладно, тебя интересует погода. У нас примерно то же самое, что и у вас, только немного посерее. Одевайся по-осеннему, в какое-нибудь пальтишко. Можешь прикрыть свою головку зимней шапочкой.

  Только я не знаю, дойдёт ли письмо, я твоё получил только 23.03. 77 г. Будем надеяться на лучшее.

  В Ленинграде всё спокойно. Только курить нечего, разве что - Болгарские, или вроде этого. Вообще, не знаю как насчёт встречи, я бы не против, но позвонить бы ты могла. Только я, кажется, сваливаю до 28 - 29-го. Поэтому вот так.

  Ну, ладно. Всё. Спешу опустить. Ведь, это срочно.
  Целую (без разрешения).

                ВОВОЧКА.

  Пиши, когда делать нечего, если у тебя такое бывает.
   
  P.S. А вообще, пришли мне фото на досуге. Буду очень благодарен.

  О себе писать не буду, нечего. Всё О-КЕЙ.

  А целоваться я научился.

 
   
  Иногда письма присылали и девочки, с которыми она подружилась в том же пионерском лагере.
   
               21.09.77 г. СТЭЛЛОЧКА, ЗДРАВСТВУЙ!

  Решила тебе написать, узнать, как ты живёшь? Куда ты поступила?

  Я учусь в политехническом институте, на отделении - гражданское строительство. А ты, насколько я помню, собиралась поступать в мед. Прокопов тоже поступил вместе со мной. Только он в другой группе.

  Я только приехала из колхоза. Очень хорошо там жили. Но об этом потом.

  Как Вика? Видела ли ты Андрея? Где он сейчас? Если есть время, напиши мне, буду очень рада.

   Целую - ЭЛЛА.

  Извини, что писала на открытке, под рукой нет бумаги. Писала в институте.

 
   
  Письмо в Брест из Москвы.
  4.10.77 г.

                ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ПАПА И ДЕДУШКА!

  .......Ёла наша учится, - я, кажется, уже писала - в институт медицинский она провалила первый экзамен - биологию. Но зато потом успешно сдала экзамены в медицинский техникум при институте имени Склифосовского. Будет через три года фельдшером скорой помощи. Уже сама режет трупы и делает уколы.
  В общем, приезжайте, лечить - есть кому.......


   
  Стэлла поступила не в техникум, а в медицинское училище при институте имени Склифасовского (коротко - СКЛИФ). По истечению трех лет она получит диплом фельдшера скорой помощи.

  С первых дней учебы, она с головой окунулась в мир студенческой жизни. Как всегда, она была заводилой во многих мероприятиях. Если можно было бы, она не расставалась со своими новыми друзьями и подружками - однокурсниками, и проводила бы с ними 24 часа в сутки.

  В предыдущей книге я приводила пример, ярко характеризующий веселый нрав их дружной большой компании.

  Иногда я прибегаю к повторению уже - опубликованного. Решила и в этот раз использовать этот прием. Тем более что многие наши читатели могли пропустить предыдущую главу - "ВПТО" из книги - "ЗАКОН СИНУСОИДЫ". В ней описан один из самых трудных моментов нашей жизни. И не все любят заострять внимание на чужих бедах.

  Речь шла о том, когда мы ещё не знали о здоровье Ю. Ф. Баснина, с которым мы дружили семьями, и допустили оплошность.

  Мы пригласили Юру и Танечку к себе в гости. Из Москвы я привез их домой на машине. К их приезду Ира постаралась накрыть праздничный стол. Посидели очень даже душевно. Поскольку я выпивал со всеми наравне, за руль сесть не мог. И, как само собой разумеющееся, проводил гостей до остановки автобуса, не заметив их растерянности. И только после этого случая Таня рассказала нам о том, что у Юры - одно легкое, и в общественном транспорте он не ездит, боясь подхватить какую-нибудь инфекцию.

  Когда мы переехали в Москву, и я ещё работал в ВПТО, Юра с Таней были у нас в гостях на мой день рождения. Других гостей, памятуя свою прежнюю оплошность, мы не приглашали. Да и хотели использовать нашу встречу для того, чтобы посоветоваться с Юрием Федоровичем по поводу обострившейся обстановки в ВПТО. В то время у Виктора на работе конфликтная ситуация была уже в разгаре, и дело шло к увольнению.

  И, хотя нас было всего - четверо, стол был раздвинут во всю комнату, а уж насчет закусок и напитков, мы постарались очень - как всегда.

  Когда хорошо закусили, и переговорили на все возможные темы, почувствовалось, что гости немного заскучали.

  И, вдруг, раздался звонок в дверь. Мы удивились, так как никого не ждали. Открываем дверь - стоит наша дочка, а на лестнице ещё кто-то. Мы вернулись в нашу гостиную. За нами входит Ёлка, и говорит - "А ничего, что я - не одна?"

  И тут началось что-то неправдоподобное. Стэлла кому-то сказала - "Проходите!"... И в комнату стала просачиваться - бесшумно, с улыбками до ушей - молодежь...

  Они рассаживались, тесно прижимаясь, друг к другу, чтобы всем хватило места - сначала по одну сторону стола, потом - на диван, по другую сторону стола. Те ребята, которым не хватило места, уселись на спинку дивана, сзади ребят, сидевших за столом. Стэлла быстренько организовала им бокалы, тарелки и вилки. И нам осталось только смотреть, как всё содержимое медленно, но уверенно исчезает с сервированного закусками стола.

  После первого насыщения, тишина нарушилась шепотком. Потом шепоток перешел в говорок. И, наконец, стеснение пропало. За столом стало шумно и весело. В ход пошли анекдоты. Неожиданно появилась гитара. Оказалось - кто-то с ней пришел. И нам исполнили серию песен, - каких и о чем я уже не помню.


  Мы сначала с Виктором забеспокоились, не зная, как отнесутся к такому неожиданному повороту событий наши гости. Но они отнеслись нормально. А Юра даже подпевал молодежи.

  Как Вы уже догадались, Стэлла, зная, что готовится "большой" прием дома (большой - по количеству готовившихся блюд и закусок), привела после занятий к нам домой всю свою группу будущих медиков.

     Был интересный момент. Мы с Виктором сидели, прижатые к краешку дивана. И, вдруг, я вижу, что Виктор как то ёжится, шевеля ногами. Я заглянула под стол... И что же вижу? Одна девочка, сидевшая по другую сторону стола (обувь всю ребята сняли в коридоре), дотянувшись до ног Виктора Анатольевича, гладила их своими ножками. Я посмотрела на девочек, сидевших напротив, но у всех были невозмутимые лица...

  Позже Стэлла рассказывала, когда они ушли, эта девочка изображала всем, как менялось выражение лица Виктора, по мере того, как она "заигрывала" с ним, таким образом,... Все смеялись, и Стэлка - вместе с ними...



Рецензии