Бермудский треугольник сознания
Часть I
«Интуиция – ум воображения». Рене Декарт.
Предисловие.
С давних пор ведутся разговоры о том, что же все-таки управляет человеком. Одни говорят, что бытие оказывает решающее влияние на сознание, другие утверждают, что важней всего наследственность, третьи склонны думать, что судьба человека предопределена свыше. В детстве моим любимым писателям был Жюль Верн, зачитывался я и «Городом солнца» Томмазо Кампанеллы. Совершенно потряс меня своими произведениями Рэй Бредбери. Сейчас, когда стали известны сенсационные результаты выборов американского президента, я расцениваю его повесть «И грянул гром» как пророческое произведение. Не зря этот рассказ занимает первое место по количеству переизданий среди всех научно-фантастических рассказов, согласно информации журнала Locus. Все мои последующие рассуждения прошу отнести на счет моего разыгравшегося воображения.
В начале жизни человеком управляют три «и»: инстинкт, интеллект, интуиция. Впервые с этим утверждением я познакомился, увлекшись чтением книги Ошо «Интуиция. Знание за пределами логики». Слог «ин», будучи аналогом русского предлога «в», магически увлек меня раскрытием внутренних секретов устройства человеческого организма. Признаюсь, это нравится мне больше, чем изучение карстовых полостей крымских гор. Версия красива не только ритмом начальных букв трех иностранных слов, но и символичностью самого числа три.
«Тройка — первое совершенное, сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, то есть центральная точка равновесия. Оно является янским и благоприятным. Другие символические значения числа 3: множественность, творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Поскольку тройка эквивалентна множеству, она может символизировать большое число, скопление. Тройка означает также исполнение и часто воспринимается как знак удачи: возможно, потому, что знаменует выход из противостояния — решающее действие, которое может, однако, привести и к неудаче». (Выдержка из интернета).
Каждый человек наделен такими качествами как интеллект и интуиция. Причем и тем, и другим мы все наделены еще до своего рождения. Но система образования, жизненный уклад, напряженная социальная обстановка, а также среда обитания приводят к тому, что интуиция, как объект постоянного развития и исследования, отсутствует. У детей она забита чужим опытом, чаще всего, родительским, схематическими понятиями и поведенческими штампами. Интуиция и интеллект противопоставляются друг другу в решении насущных проблем. Их конфликт практически всегда решается в пользу интеллекта. Ребенка с детства не научили прислушиваться к своим внутренним импульсам и инстинктам. Он их не слышит, а если и слышит, то не слушает, вместо того чтобы поставить их себе на службу. По сути, интеллект и интуиция вещи мало совместимые, более того, их советы часто противоречат друг другу. «Само явление интуиции иррационально. С точки зрения языка естественным покажется спросить: "Как объяснить интуицию?" Но вот что это значит: "Можно ли низвести интуицию до уровня интеллекта?" А интуиция - это нечто за пределами интеллекта, нечто, не принадлежащее интеллекту, нечто, исходящее из какого - то места, о котором интеллект ничего не знает. Поэтому интеллект может ее ощутить, но не может объяснить». Ошо.
Результат работы интуиции почти всегда называют случайностью. На что удачно отреагировал поэт Андрей Вознесенский:
Стихи не пишутся - случаются,
как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
Аргумент мудрых философов: случайности нет, есть непознанная закономерность.
Нулевой цикл.
Едва родившись и испытав при этом огромный стресс, покинув уютное вместилище в теле матери, ребенок с каждым днем осваивает внешний мир, опираясь на свой врожденный потенциал. Не имея жизненного опыта, кроме контакта с кормящей его матерью, он полагается на свои ощущения. Привычки комфортной жизни в природной капсуле можно и должно забыть! Инстинкт по-прежнему обеспечивает его организму автоматическое получение питания от матери путем исторжения требовательных голодных криков, и автоматическое отправление естественных потребностей, извините, себе в кроватку. Интеллект развивается благодаря получению информации всеми пятью органами чувств. Интуиция работает автоматически и проявляется также неуловимо, как инстинкт. А теперь, внимание! Нетрудно догадаться читателям, на что следует по традиции обращать внимание. Первое, чтобы ребенок был сыт. Второе, чтобы у него нормально работал желудок и все пищеварение в целом. Ну, и чтобы он хорошо спал, не нарушал общественный порядок необоснованными криками. Это - программа удовлетворения здоровых потребностей ребенка. Лишь спустя два-три месяца после его появления на свет начинаются первые попытки развития интеллекта, включающие в себя элементы взаимного общения - «агушеньки», различные звуковые сигналы и цветные предметы, привлекающие внимание и вырабатывающие ответные реакции. Это – примеры примитивного развития интеллекта, соответствующие возрастной характеристике подрастающего индивида. А теперь, давайте пофантазируем. Если бы у кроватки каждого растущего младенца находился прибор двадцать первого века, еще пока не изобретенный, фиксирующий изменения сознания младенца, то я бы «зарядил» в программу прибора следующую формулу: i1+i2+i3 = I, где i1 – инстинкт (подсознание), i2 - интеллект (сознание), i3 – интуиция (надсознание). В ожидании появления изобретения рассуждаем логически. В английском языке буква I означает местоимение «Я», в данной формуле - ЛИЧНОСТЬ! Все три слагаемых у только что родившегося человека априори равны между собой. У них нет численного значения, как обычно в алгебраических формулах, у них нет размерности, как в формулах физических. Это формула сознания едва зародившейся жизни. Предполагается, что все три слагаемых равны между собой, ведь внешние факторы только появившегося на свет человека еще не успели качественно их изменить. Она (формула) приобретает визуальный образ, если алгебраическое выражение перевести в геометрическую фигуру – равносторонний треугольник. Назовем его на латыни - Homo Trigonum,. Рисунок является визуализацией взаимосвязи слагаемых человеческого сознания, которые неизбежно проявят себя во внешней деятельности индивидуума. Все части этой символической фигуры находятся в динамической взаимосвязи. Изменение длины любой стороны автоматически приводит к изменениям величин двух других. Стрессы от внешних воздействий и внутренних переживаний постоянно искажают форму сознания взрослого человека, как ветер изменяет форму кроны деревьев. Но, чем сильней характер человека, тем быстрее он восстанавливает свою первоначальную ипостась. Слабые личности устают сопротивляться, и рисунок приобретает устойчивую искаженную форму. Говорят, что глаза – зеркало души, следовательно, Хомо Тригонум – зеркало сознания.
Ученые утверждают, что интеллектуальное развитие будущего младенца происходит еще в утробе матери как следствие эмоционального воздействия на плод с помощью тактильного, звукового и других видов контакта. Значит, величина слагаемого, иллюстрирующего интеллект, развивается быстрее двух других показателей. Опустим этот факт как несущественный в практической жизни новорожденного, но его иллюстрирует рис. 2, который уже отличается от первородного образа. Никто из родителей с равным усердием не занимается наравне с развитием интеллекта и удовлетворением инстинктов ребенка развитием его интуиции. Следовательно, величина уровня интуиции неизбежно уменьшается, например, становится равной 0,9 или даже 0,8 от своего первоначального значения. По логике развития событий величина уровней инстинкта и интеллекта прирастает на ту часть единицы интуиции, которая в результате дефицита внимания со стороны внешнего мира (родители, нянечки, воспитатели и т.д.) уменьшается ввиду отсутствия развивающих интуицию упражнений. Дальнейшее усовершенствование формулы произведем следующим образом. Из алгебраической структуры переведем выражение в геометрическую плоскость. Величины уровней трех составляющих сознания станем выражать величинами углов треугольника. Обозначим углы следующими английскими буквами: S-инстинкт, L-интеллект, U- интуиция. Познакомьтесь, рис.3
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Свидетельство о публикации №217022402265