И командиры НЕ охрипли...
Вечные книги. Точнее, вечные темы. Или ещё неточнее, вечные таланты.
Явление привычное и знакомое – оценивать талант писателя, да и вообще, артиста (в смысле творца искусства) по долгожительству его произведений.
Мол, если написано с талантом, то сколько бы поколений не сменилось на этом шарике, всё равно Автор - Талант, остаётся «востребованным».
(Омерзительное слово, надо придумать что-то другое...
Его произведения, этого таланта, по-прежнему вызывают живейший интерес к себе и продолжают волновать умы и сердца многих людей. Так лучше? Но ужасно банально, деревянно!)
Вот Гомер, вот Петрарка, вот Данте, вот Шекспир, вот Пушкин... Ведь сколько лет прошло, а люди всё читают их произведения, переживают, возмущаются и восхищаются...
Тут, конечно, можно задать и вопросик циничный: А так уж прямо и читают, или, запомнив имя и прочитав в лучшем случае какую-нибудь КОРОТЕНЬКУЮ вещицу (чем короче, тем лучше, что не просто ЖЕЛАТЕЛЬНО, а прямо ОБЯЗАТЕЛЬНО) автора, затем с важным видом, полным фальшивой глубокомысленности, говорить, что, де, несомненно, – это великий поэт, писатель, художник, скульптор и бросать на ветер прочую словесную шелуху. И летит она тучами и забивает глаза, уши и МОЗГИ грядущим поколениям чтецов, но не декламаторов.
На днях, в разговоре с другом, вспомнили два романа Ильфа и Петрова. Оба написаны в Советской России, НЭП и Пост-НЭП. А читаются, как будто написаны не больше восьмидесяти лет тому назад, а вот сейчас. Так же смешно и талантливо всё описано, как было смешно и талантливо для людей, живших ТОГДА! Почти сто лет тому назад и место действия тоже ВЕСЬМА «СПЕЦИФИЧНО»!!!
Когда «Золотого телёнка» перевели на английский, издательство в Америке напечатало на титульном листе свой комментарий: «The book, that's too funny to be published in Russia!» ,«Это книга, которая СЛИШКОМ СМЕШНА, чтобы быть опубликованной в России!» Фактически – неправда, она была издана и разошлась мгновенно! А по смыслу, по подтексту - прогнозу – верно! Годы и десятилетия официальная критика, кроме ругательной, двух романов Ильфа и Петрова вообще «не замечала». В 1948 году на заседании ЦК ВКП(б) было сурово осуждено новое издание этих вредных книжек, редактор и прочие, допустившие эту «грубую политическую ошибку», уволены, а может быть даже посажены. Фадеев бил челом в кровь, осуждая себя за потерю «бдительности», а книга до Хрущёвской Оттепели не издавалась и была изъята из всех советских библиотек!
В чём тайна, в чём секрет???
Итак, по длительности АКТИВНОГО существования некого произведения искусства мы судим о таланте автора.
А если перевернуть причину и следствие, переставить их местами и спросить, в чём секрет этой «вечности» по-иному. О чём это говорит?
Да о том, что ПОТОМКИ КАННИБАЛОВ практически НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ за сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч лет! Ведь, если одни и те же темы «волнуют» людей сегодня так же, как они волновали, скажем, две тысячи и, весьма возможно, два миллиона лет тому назад, значит повадки и ужимки этих хищных приматов НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ! Те же приоритеты животных инстинктов: Любовь и Детишки, Коварство и Любовь, Любовь и Верность, Ненависть и Агрессия, Физическое или Фигуральное пожирание друг друг друга (ведь по сей день слышим, что «того-то СЪЕЛИ на службе»), Зависть и Злобность... В общем, «ничто человеческое НАМ (как и ИМ!!! Предкам-каннибалам) не чуждо»!
Значит вечность произведений искусства отражает не столь талант того или иного автора, сколь чисто биологическую, генетически записанную обязательность для нас некого запрограммированного поведения и, ГЛАВНОЕ, основы этого поведения – образа мышления и чувствования! Образ мысли, его приоритеты и эмоции нисколько не изменились, потому и остаются столь же «актуальными» для нас, как они были актуальны для НИХ, пра-людей — пост-обезьян?
Вечные командиры наших чувств и мыслей!
Начал Эспри «за здравицу», а кончил «за упокой»...
Но, что поделаешь, против Природы не попрёшь.
23 II 2017
Свидетельство о публикации №217022400254
Мне показалось, что понятие «каннибалы» искусственно притянуто к Вашим рассуждениям о разных проявлениях этики, порядочности в человеческих отношениях и о том, как писатели умеют показывать эти отношения, высвечивая пороки и достоинства людей.
Даже в образной форме это понятие тут не уместно. Ибо видно, что вы пытаетесь склонить нас, читателей, к тождественности законов человеческого бытия и законов земной фауны. В человеческой среде, как утверждаете вы словом «каннибализм»- тоже, как и в дикой фауне все поедают друг друга. А в реальности это,все-таки,не так. Законы существования человеческого общества и законы выживания разных видов животных – не одно и то же. Согласитесь, человечеству свойственны нравственность, мораль, которых нет в отношениям между волками и зайцами.
Этика людей имеет очень давнюю историю. В своей статье « Взгляд на появление христианства» (http://www.proza.ru/2016/02/07/1487 ) я, помнится, привел пример этой давности, затронув тему истории буддизма:
«Сам буддизм тоже появился не на пустом месте. Нравственные заповеди древних общин "Не убей.", "Не возжелай жены ближнего своего." и другие, по утверждениям историков, до появления Трипитаки давно уже передавались из уст в уста.
В этом плане весьма интересна 125 глава древнеегипетской книги - «Книги Мертвых» или «Книги воскрешения», содержащей заклинания для умершего в загробном мире. Эта книга начала формироваться примерно в период правления фараонов V династии, к которому относят первые упоминания об антропоморфном боге Осирисе. Это примерно между 2494 и 2345 годами до нашей эры. В полном объеме «Книга воскрешения» появляется во времена XVIII династии, то есть в XV в. до н. э.
В упомянутый период древние египтяне стали исполнять ритуал Суда Осириса, в ходе которого, в зависимости от содеянного умершим во время жизни, определялось его место в загробном мире.
В пользу совестливого человека в полном объёме перечислялись поступки в так называемых оправдательных речах:
Первая оправдательная речь умершего:
1 Я не чинил зла людям.
2 Я не нанес ущерба скоту.
3 Я не совершил греха в месте Истины.
4 Я не [...]
5 Я не творил дурного.
6 [.........]
7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
8 Я не кощунствовал.
9 Я не поднимал руку на слабого,
10 Я не делал мерзкого пред богами,
11 Я не угнетал раба пред лицом его господина.
12 Я не был причиною недуга.
13 Я не был причиною слез.
14 Я не убивал.
15 Я не приказывал убивать.
16 Я никому не причинял страданий.
17 Я не истощал припасы в храмах.
18 Я не портил хлебы богов.
19 Я не присваивал хлебы умерших.
20 Я не совершал прелюбодеяния.
21 Я не сквернословил.
22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
23 Я не убавлял от аруры.
24 Я не обманывал и на пол-аруры.
25 Я не давил на гирю.
26 Я не плутовал с отвесом.
27 Я не отнимал молока от уст детей.
28 Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
29 Я не ловил в силки птицу богов.
30 Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
31 Я не останавливал воду в пору ее.
32 Я не преграждал путь бегущей воде.
33 Я не гасил жертвенного огня в час его.
34 Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
35 Я не распугивал стада в имениях бога.
36 Я не чинил препятствий богу в его выходе.
37 Я чист, я чист, я чист, я чист!
Чистота моя - чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе - во второй месяц зимы, в день последний - в присутствии Владыки этой земли.
Да, я зрел полноту ока Хора в Гелиополе!
Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих на нем, сопутников великого бога.
Вторая оправдательная речь умершего:
1 О Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!
2 О Хепет-седожет, являющийся в Хер-аха, я не крал!
3 О Денджи, являющийся в Гермополе, я не завидовал!
4 О Акшут, являющийся в Керерт, я не грабил!
5 О Нехехау, являющийся в Ра-Сетау, я не убивал!
6 О Рути, являющийся на небе, я не убавлял от меры веса!
7 О Ирти-ем-дес, являющийся в Летополе, я не лицемерил!
8 О Неби, являющийся задом, я не святотатствовал!
9 О Сед-кесу, являющийся в Гераклеополе! Я не лгал!
10 О Уди-Несер, являющийся в Мемфисе, я не крал съестного!
11 О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
12 О Хеджи-ибеху, являющийся в Фаюме, я ничего не нарушил!
13 О Унем-сенф, являющийся у жертвенного алтаря, я не резал коров и быков, принадлежащих богам!
14 О Унем-бесеку, являющийся в подворье 30-ти, я не захватывал хлеб в колосьях!
15 О Владыка Истины, являющийся в Маати, я не отбирал печеный хлеб!
16 О Тенми, являющийся в Бубасте, я не подслушивал!
17 О Аади, являющийся в Гелиополе! Я не пустословил!
18 О Джуджу, являющийся в Анеджи! Я не ссорился из-за имущества!
19 О Уамти, являющийся в месте суда, я не совершал прелюбодеяния!
20 О Манигеф, являющийся в храме Мина, я не совершал непристойного!
21 О Хериуру, являющийся в Имад, я не угрожал!
22 О Хеми, являющийся в Туи, я ничего не нарушил!
23 О Шед-Херу, являющийся в Урит, я не гневался!
24 О Нехен, являющийся в Хеха-Джи, я не был глух к правой речи!
25 О Сер-Херу, являющийся в Унси, я не был несносен!
26 О Басти, являющийся в Шетит, я не подавал знаков в суде!
27 О Херефхаеф, являющийся в Тепхет-Джат, я не мужеложествовал!
28 О Та-Ред, являющийся на заре! Не скрывает ничего мое сердце!
29 О Кенемтче, являющийся во мраке, я не оскорблял другого!
30 О Инхетенеф, являющийся в Саисе, я не был груб с другим!
31 О Неб-Херу, являющийся в Неджефет, я не был тороплив в сердце моем!
32 О Серехи, появляющийся в Удженет, я не нарушил [...]
33 О Неб-Ацп, появляющийся в Сиуте, я не был болтлив!
34 О Нефертум, являющийся в Мемфисе, нет на мне пятна, я не делал худого!
35 О Тем-Сен, являющийся в Бусирксе, я не оскорблял царя!
36 О Иремибеф, являющийся в Чебу, я не плавал в воде!
37 О Хен, являющийся в Куне, я не шумел!
38 О Уджи-рехпт, являющийся в подворье, я не кощунствовал!
39 О Нехеб-Неферт, являющийся в Нефер, я не надменничал!
40 О Нехеб-Хау, являющийся в городе, я не отличал себя от другого!
41 О Джесер-теп, являющийся в пещере, [.........]
42 О Инаеф, появляющийся в Югерт, я не оклеветал бога в городе своем!
( Источник: http://skazanie.info/egipetskaja-kniga-mjortvyh )
Иначе говоря, уже в те годы,в годы исполнения Суда Осириса, как видим, задолго до появления и буддизма, и иудаизма, из которого вышло христианство, существовали письменные каноны или нравственные заповеди, определявшие поведение древнего египтянина. А поскольку рыночные отношения в мире уже существовали, вполне можно предположить, что эти заповеди в устном виде были распространены тогда и по всему цивилизованному миру.»
Исходя из этого, сегодня вполне можно сказать, что те религиозные конфессии, которые ограничиваются воспитанием людей в пределах только 10 известных заповедей, элементарно ленятся работать по-настоящему. Воспитывать надо так, как воспитывал суд Осириса, оценивая поведение и душу человека на 40 с лишним позиций!
Ленятся и писатели, которые либо фокусируют наше внимание не на всех, перечисленных ещё древними египтянами, пороках, достоинствах, идеалах, либо высвечивают их неумело.
И поэтому, как Вы пишете, всегда востребованы те авторы, которые талантливо высвечивают актуальные для современности проблемы этики.
Ну, а что касается величия писателей и поэтов – это уже тема рекламы и продвижения. Если бы произведения Заболоцкого, к примеру, так же обильно и восторженно включали в школьные и университетские программы, как Пушкина и Шекспира, уверяю Вас, и его имя передавалось бы из поколения в поколение. Но программы, понятно, не резиновые и поэтому кого-то обязательно отсеивают. Причем, немалую роль тут играют потомки "великих" авторов, получающие от этого свои выгоды.
Более того, нам известны имена современных талантливейших мастеров слова , но увы, по-прежнему, на слуху в основном только Вознесенские и Евтушенко. Несправедливо и непорядочно это.
Так что, тут не столько каннибализм, сколько этика и продвижение.
А что касается настоящего каннибализма, то вот- рекомендую об этом почитать:
http://proza.ru/2016/12/27/1225
Владимир Щеблыкин 24.02.2017 07:34 Заявить о нарушении
В первую очередь, моя искренняя благодарность за труд, не столь по прочтению моей короткой заметочки, сколь по написанию интересного и подробного комментария к ней. Который, впрочем, вполне залуживает наименования «Критической статьи» и мог бы быть опубликован Вами на Вашей персональной странице.
Моя дополнительная благодарность к Вам за интересные цитаты в Вашей статье. Много лет тому назад моя Мама купила книжку «Мифология Древнего Египта», в которую я, к стыду своему, но сих пор не удосужился заглянуть, несмотря на мой интерес к этой древней цивилизации и даже некоторые представления о её своеобразном укладе.
Мне представляютс необходимыми некоторые пояснения к моей заметочке.
Вы правы в оценке «рекламы», хотя эта «реклама» вовсе не лишает истинно талантливых творцов, коими считаю и Евтушенко и Вознесенского, их таланта.
Идея о нашем генетическом каннибализме -- не моя. Я лишь разделяю её целиком и полностью, наблюдая жизнь человеческого стада, его историю и сегодняшнее поведение. Идея эта принадлежит южноафриканскому антропологу австралийского происхождения Раймону Артуру Дарту «The Predatory Transition from Ape to Man» , (International Anthropological and Linguistic Review, 1:201-208) («Хищнический переход от обезьяны к человеку»), в которой он доказывает, что «человечество» появилось в результате каннибализма, продолжавшегося около двух миллионов лет. Множественные археологические находки «человеческих» костей со следами «человеческих» же зубов в разных странах, подкрепляют весьма убедительно эту теорию. Людоедство было в Германии всего тысячу лет тому назад, в районе, где теперь находится Берлин! И оно успешно существует по сей день в Африке и в Папуа - Новой Гвинее.
Второй аспект Вашей статьи посвящён так называемой этике и морали «человеческого общества».
Мне кажется, что Вы излишне серьёзно принимаете обычные в среде каннибалов и их достойных потомков ложь и лицемерие. Полагаю, что много-много лет тому назад юные каннибалы не били папочку и мамочку дубинкой по голове сразу, не говоря дурного слова. Думаю, они предварительно обращались к ним со словами, исполненными глубокого философского содержания, как то:
«Папаша и мамаша, пришло, думаем, время подумать и вам о цветах жизни, ваших детишках. Ведь дети – это наше БУДУЩЕЕ!!! Неужто вы хотите, чтобы они умерли от голода, не дав потомства. Ведь забота о будущих поколениях – главнейшая в нашей морали и этике каннибалов. Так что, пожалуйте в пещеру «по заготовке пищевых ресурсов» и тем вы поддержите жизнь и благосостояние всего нашего племени, наше дальнейшее во веки веков светлое будущее!»
То есть демагогия, как характернейший вид лицемерия, не родилась сегодня или сто и даже тысячу лет тому назад. Всё человеческое стадное поведение только на этой лжи и держится. Так что думать всерьёз, что некто вполне искренне писал и произносил приведенные Вами цитаты, мне кажется наивным и свидетельствует о неосознанном часто желании принять иллюзию за действительность.
В человеческом стаде, реальном, а не воображаемом «обществе», есть только одна мораль:
МОЯ жизнь священна!
МОЯ, и никого другого!
МОИ брюхогениттельные интересы преобладают над всем прочим! Они – превыше всего!
Вот, по этой «этике и морали» и существует стадо потомков каннибалов. И Ваша ссылка на Вашу же статью о массовых убийствах, лишь подтверждает это!
Микро-нано-пико-фемто подтверждение зауряднейшего явления у человекоподобных.
Клоака есть клоака и никакие венки и букеты благоухающих цветов, возлагаемых на неё идеалистами -- иллюзионистами, не забьют её смердения!
С благодарностью и уважением Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 24.02.2017 21:01 Заявить о нарушении