Мистерия иллюзий. Братство чародеев. Глава 25

Загадки семьи Фармер

-Ты уверен,что это были именно они,Антуан?-спросила его супруга во время чаепития наедине.
-Да,Маргарет,это точно братья О`Нейл со своей сестрой.В последний раз мы виделись одиннадцать лет назад,спустя девять лет после того,о чем мы не говорим.И я думаю,что их появление в нашем городе не сулит мне ничего хорошего.-ответил Антуан,вспомнив события двадцатилетней давности.-Тогда я забрал тебя и Элен в деревню Нью-Ланарк,где мы отсиживались год,скрывшись от них.Но что сейчас делать,когда у меня нет ни пенни в кармане,я не знаю.
-Почему ты думаешь,что они жаждут мести?-скептически произнесла Маргарет.-В тот день,когда я узнала о твоей интрижке с их матерью,я,вообще-то,тоже хотела тебя убить,но,слава Всевышнему,удержалась.
-Я убил их отца,Маргарет!-воскликнул он.-Помнишь,что мне тогда сказал Арнольд?Он сказал,что однажды вонзит мне в шею кинжал.А Брайан пообещал не обращаться в полицию и свершить надо мной суд самостоятельно.Им тогда было по пятнадцать.Сейчас им тридцать пять-боюсь,что с мальчишками я бы справился,но два здоровых парня против одного меня…Маргарет,я  напишу завещание на имя Элен.Мне,правда,кроме разоренной лавки ростовщика и дома с худой крышей нечего ей оставить…Но это лучше,чем если бы она осталась жить на улице.
В это время Элен,услышав разговоры на повышенных тонах,подошла к закрытой двери своей спальни и прислушалась к голосам родителей.Она,вникнув в разговор,поняла,что не все знает о них.Так что это значит?Отец говорит,что кого-то убил,а мама произносит слово «месть».Все это так похоже на один из ее романов  о придворных интригах свиты короля с отравлениями и заговорами.Сгорая от любопытства,она решила выйти из-за двери.Родители добры к ней и не нарекут ее подслушницей.
-Я что-то пропустила?-проговорила девушка,пройдя на кухню.-Вы так горячо говорили о чем-то…
-Нет,Элен,ничего интересного.-сказала Маргарет.-Как дела на работе?
-Как обычно.-ответила девушка,садясь за стол.-Отвратительный запах типографской краски,скучные статьи в местной газете о том,как опозорился наш мэр,выйдя на пляж в пьяном виде.Зачем я пошла в филологический колледж?Надо было ехать в Нью-Роут проходить курсы гувернанток.
-Ничего,вот выйдешь замуж за Джека и он поможет тебе опубликовать твои романы о войнах Тора,про Карла Великого и прочая.-говорил отец,нервно делая глоток чая из кружки.Он действительно что-то скрывал от нее вместе с матерью.
-Джек старый,как войны Алой и Белой розы.-тяжело вздохнув,сказала Элен.-В сентябре ему стукнет сорок,а мне всего-лишь двадцать один год.Но чего не сделаешь,чтобы наконец зажить по-человечески.А так хочется настоящей любви…
-Как пошло,Элен!-воскликнула Маргарет,грациозно прикрыв лицо ладонью в знак стыда.-И как ты можешь так говорить об этом человеке?Ты должна  расценивать как щедрый дар расположение этого господина.Рано или поздно ты полюбишь Джека,девочка.Или хотя бы детей,которых он даст тебе.
-Ничего я никому не должна.-фыркнула она и вышла из-за стола,так и не выпив чашечку чая за компанию с родителями.
-Дерзкая девчонка!-восхищенно,но в то же время,удивленно проговорил отец,глядя на то,как она,зашелестев юбками платья,направилась к главной двери.
-Куда ты,Элен?!-крикнула ей вслед Маргарет вопросительным тоном.
-К Йоханнесу.-ответила девушка,надевая свои замшевые туфельки черного цвета.
-А тебя не смущает,что он вдовец и что у него есть ребенок?-спросила тоном порицания мать.
-Нет,я ведь не собираюсь быть его любовницей.Дружба-это гораздо приятнее и интереснее.-с вызывающей простотой ответила девушка и ушла.
-А еще ее,судя по всему,не смущает и тот факт,что она помолвлена с одним,а дружит с другим.-возмущенно проговорила Маргарет.-О,времена!Вот я разве могла так разговаривать со своими родителями в ее возрасте?!Этот новый двадцатый век видимо,решил вырастить потерянные поколения.
-Странный этот Йоханнес…-проговорил недоверчиво Антуан.-Работает непонятно кем-ни лавочник,ни шахтер,ни трактирщик.Фокусник.Никогда не видел настоящего иллюзиониста,но говорят,что они обманывают людей и получают за это деньги.Насколько глупы люди-покупают билеты на их представления,давая добро на то,чтобы быть обманутыми.
Элен между тем спешила в скверик напротив театра Драмы,рядом с фонтаном в виде раскрытого цветка лотоса.Там она договорилась встретиться с Йоханнесом сегодня,в девятом часу вечера.За те три месяца,которые промчались со дня их первой встречи,они хорошо сдружились.Элен чувствовала приятный трепет в груди,когда шла на встречу с ним-раньше она уже испытывала подобное чувство и это натолкнуло ее на мысль о том,что все это очень походит на ее ощущения в годы влюбленной юности...Поначалу она не придала этому значения думая,что это обычное впечатление от приятного человека.Но мысли о Йоханнесе становились все навязчивее и вскоре Элен поняла,что все не так просто.Она была влюблена в него,но боялась признаться и очутиться в плену его очарования.Йоханнес,должно быть,уже осведомлен о покорении женских сердец,если был женат.Он научен жизненным опытом и может просто влюбить ее в себя,создать иллюзию взаимности и бросить,оставив ни с чем.Увы,таких случаев миллионы и редко бывает так,чтобы раз и навсегда.Хоть она и знала многое о нем,общаясь с Йоханнесом со времен ранней юности,но кто знает,какие демоны порой сидят в душах людей.Да и судя по всему,он слишком любил свою жену,чтобы впустить в свое сердце кого-то еще.Не стоит даже говорить о любви хотя бы для того,чтобы сохранить дружбу.
-Добрый вечер,Элен.-приветствовал Йоханнес,едва увидев ее.
-Здравствуй,Йоханнес.-девушка сделала реверанс,следуя этикету.
Ему стоило больших усилий,чтобы вырваться к ней в этот вечер.Он был слишком занят на работе.Отныне Йоханнес не был фокусником.Ему даже не пришлось вновь стать актером.После ссоры с Ильмари,Йоханнес,решив,что братья и в самом деле в нем не нуждаются,просто скрылся.Он переехал в домик на окраине Блади-Тауна,решив остаться здесь с Лилией и Артуром.Братья,пытаясь помириться с ним,однажды пришли на место его предыдущего пристанища и обнаружили,что в том доме живут совсем другие люди.Они,так и не сумев связаться с ним,уехали в Эдинбург,чтобы показать народу шоу уже без него,хоть и будет сложно это сделать.Йоханнес,в запале обиды,решил,что вполне может обойтись без них.Родство-это такая формальность,что можно назвать братом кого угодно,хоть даже своего лучшего друга.Отныне им не по пути и Йоханнес принял решение о сжигании всех мостов.У него есть сын,служанка,которая поможет ему заботиться о нем,подруга,что даст совет в сложной ситуации и память о любимой женщине,которая согреет сердце,укрыв его теплой пеленой печали…Элен советовала ему воссоединить союз с братьями,но Йоханнес не прислушался к ее советам.»Ни от кого не зависеть.»-его девиз по жизни.
Теперь он работал обычным гувернером в доме одного мелкого лорда.У него была больная дочь,страдающая шизофренией.Каждый раз Йоханнес шел в дом лорда Гарпауиса с тяжелыми мыслями о несправедливости жизни.Почему он рано овдовел и его сын остался без матери?Отчего у этого доброго лорда родилась дочь с предрасположенностью к душевной болезни? Йоханнес про себя думал о том,зачем ей нужен гувернер,ведь она не сможет применить знания.Но он,конечно же,молчал-пока лорд платит,Йоханнес будет учить ее финскому языку и музыке.Необходимость выжить и не дать умереть от голода Артуру,была гораздо сильнее сострадания и здравого смысла.Общение с сумасшедшей плохо влияло на него-вскоре Йоханнес впал в еще большую депрессию,чем была у него до знакомства с Азалией.Ее общество сильно давило на него,угнетало и медленно сводило с ума-Йоханнес знал,каково это,общаться и взаимодействовать с сумасшедшими,ведь он раньше жил под одной крышей с юродивым братом,но Юхани таким был от рождения…А несчастная девушка теряла рассудок на протяжении лет.Это было ужасно и Йоханнес,неприятно впечатленный и угнетенный,возвращаясь домой,часто срывался на Лилию-его в последнее время стало все раздражать.Он все понимал и старался загладить свою вину перед ней сотнями извинений.Йоханнес горстями глотал снотворное,чтобы заснуть и дать отпор бессоннице.Ну,и конечно же,чтобы реже видеть Артура-он боялся,что однажды не удержит себя в руках и сорвется на него.Работа в доме лорда давалась ему очень тяжело и Йоханнес,чтобы хоть как-то разрядить напряженность в душе,встречался с Элен,беседуя с ней о приятном.
Они бродили по площади Савонаролы-это было самое красивое место из всех,что находились в городе.Здесь была сосредоточена культурная жизнь Блади-Тауна:восхитительное здание оперного театра в стиле венецианского барокко,роскошный готический костёл,по-английки выражаясь-католический храм,галерея,выстроенная еще во времена,когда был популярен классицизм и краеведческий музей.Около галереи был расположен фонтан в виде цветка лилии-Йоханнес заметил,что Блади-Таун богат фонтанами;то фонтан в виде лотоса в сквере,то бьющий искусственный источник,походящий на лилию здесь,на площади.Любопытно,что в городе с пугающим названием главная площадь названа в честь праведного священника,фанатичного христианина родом из Средневековья.Но в Дрим-Тауне,диком и прекрасном городке на берегу лагуны,рядом с поясом гор,ему было лучше…
-И вот,я ему говорю:»Джек,я устала,мне пора домой»,а он продолжает мне рассказывать о нелегкой участи коммивояжёра!-говорила Элен негодующе.-Ты еще сомневаешься в том,что он- эгоист?
-Да,я был о нем лучшего мнения.-заметил Йоханнес,подозревая,что она приувеличивает.-Куда бы не шло,если бы он просто докучал тебе своими проблемами,но оставить тебя одну в чужом городе и умчаться за девяносто миль,чтобы отыскать хорошего портного и починить свое любимое пальто…
-Это я тебе еще только о недавних событиях рассказала.Знал бы ты,как он утомил меня за те полтора года,которые мы знакомы.-сказала Элен.-Но самое страшное-это то,что мы еще только помолвлены,а он-не сочти меня вульгарной девушкой,ужасно домогается до меня.Я бы давно рассталась с ним,но родители не позволят мне сделать этого-мой отец еще лелеет надежду на то,что Джек поможет ему восстановить его разорившуюся лавку,а мне он обещал помочь в издательстве романа…Что мне делать?
-Полагаю,что в таком случае лучше расстаться.-сказал Йоханнес.-На издательство романа можно накопить денег,а родители не должны получать выгоды от твоего несчастья-мы не застали те ужасные времена,когда женились по расчету и богатые,и бедные.Поступай так,как велит сердце-однажды я тоже послушал его и был счастлив.
-Как хорошо иметь старшего друга.-заметила Элен,кокетливо подняв на него свои глаза цвета незабудок.-Можно обратиться с любым вопросом и получить ответ.
-Я ненамного старше тебя,Элен.
Они,обойдя вокруг большой площади,вернулись в сквер.Молча созерцая наступление вечера,Элен думала о том,как ей приятно его присутствие,а у Йоханнеса,в силу его положения,в голове крутилось:»Уже половина десятого,Артур,верно,готовится ко сну.Чем его кормила Лилия?Неужели опять умудрилась угостить его отвратительной кашей из чечевицы?Если это так,то я заставлю ее саму есть эту дрянь.Уже восемь месяцев его мучают кошмары…Бедняжка,боится каждого шороха.Надо к полуночи вернуться домой-когда я ложусь рядом с ним,ему,наверное,спокойнее.»
-Тревожно мне,Йоханнес.-заговорила Элен,положив голову на его плечо.Йоханнес был равнодушен к ее проявлениям нежности,ведь отныне его сердце,разбитое величайшим горем,стало каменным.
-Что у тебя опять произошло?-Йоханнес,надо признаться,был немного утомлен ее вечными проблемами.Было бы гораздо приятнее находиться рядом с ней,если бы она просто молчала.
-Сегодня подслушала разговор родителей.Они явно что-то скрывают от меня…-произнесла она.-Что-то ужасное.Я думала,что тайны и загадки в обыденной жизни не имеют места быть,но это все так похоже на сюжеты Диккенса…Похоже,отец чего-то боится.Или кого-то…
-Я понимаю тебя.-искренне признался Йоханнес.-Это ужасно,когда знаешь,что близким тебе людям грозит опасность,а ты не можешь им помочь.По себе знаю.Я всегда беспокоюсь за здоровье и жизнь своих сестер и матери.
-А что с ними?
-Религиозные фанатички.-он посвятил ее в свою тайну.-Поклоняются языческим богам.Вроде бы,ничего особенного,но меня пугают их ритуалы.-при этом он утаил то,насколько далеко зашел их фанатизм.
-Быть может,боги защитят здоровье и жизни своих жриц.-совершенно серьезно проговорила Элен.-Не думаю,что это опасно.А вот мой отец внушает мне серьезные опасения…
Йоханнес как мог утешил Элен уверив,что она,быть может,неправильно поняла его откровения наедине с ее матерью.Элен,найдя успокоение в его речах,ощутила временное облегчение на душе-стало так светло,что мысли о дурном просто вылетели из головы.Однако,Элен понимала,что расставшись с Йоханнесом,она вновь угодит в сети тревоги,гложащей нити нервов и серую дымку души.
В одиннадцатом часу она собралась домой,ведь родители неодобрительно относились к ее запоздалым возвращениям.Йоханнес,как подобает благородному человеку,конечно же,проводил ее до дома и передал в руки матери.Маргарет,как любая воспитанная англичанка,пригласила гостя на чай.Йоханнес,чтобы не показаться невоспитанным,с благодарностью принял ее приглашение.
Они вчетвером находились на кухне,угощаясь пустым чаем-эти англичане были настолько бедны,что в их запасах не водилось даже варенье,как подумал Йоханнес.Он привык к богатым финским чаепитиям с травами,засушенными с медом,в дополнении печенья с корицей и конфет из брусники,приготовленных из меда и перетертых ягод.А здесь,в семье нищего ростовщика,слава Всевышнему,есть хотя бы листья чая-это уже неплохо.
-Наша дочь много рассказывала нам о вас.-призналась Маргарет,не отводя глаз от угрюмого молодого человека,который,по своему обыкновению,избегал смотреть в глаза собеседникам.-История вашего знакомства так же сказочна,как и ваша профессия…
-Что же сказочного в моей профессии?-удивленно спросил Йоханнес.-Люди работают строителями,сапожниками,поварами -они полезны обществу,поскольку созидают материальное.А мы на страже духовного,ведь актеры,музыканты,иллюзионисты,несут в скучный серый мир яркие краски шоу,позволяя зрителю окунуться в мир представлений.Ваша дочь,в конце-концов,пишет романы и стихи,чтобы унести читателя в прекрасную страну,далекую от тяжелой повседневности.В этом ведь,согласитесь,нет ничего сказочного.
-Но как вы оказались в Англии?С нами соседствуют шотландцы,ирландцы,но чтобы финны…-проговорил Антуан.
-Мои родители переехали сюда еще до моего рождения и я мало знаю о том,что ими тогда движило.Но я имею связь с землями своих предков и могу сказать,что Финляндия-это страна озер и лугов.Там очень красиво. -все это очень походило на допрос и Йоханнесу это ужасно не нравилось.Такое ощущение,что господа Фармеры уже сватают свою дочь за него и это-не просто дружеское чаепитие,а помолвка.Он делал вид,что получает удовольствие от общения с ними,а сам мечтал уже поскорее очутиться дома,рядом с Артуром.
-Интересный вы человек,Йоханнес.-сказал мистер Фармер,глядя на него,как на диковинную вещицу.-Мы с Маргарет знаем,что вы промышляете со своими братьями фокусами,хоть и не бывали на ваших представлениях.Быть может,удивите нас чем-нибудь?Я впервые вижу живого фокусника.
-А до этого видели только мертвого?-проговорил Йоханнес,гораздый на афоризмы.Элен и Маргарет засмеялись,а Антуан смутился.-Вообще-то,я покончил со своей карьерой иллюзиониста,став недавно гувернером…Но кое-что еще могу продемонстрировать.У вас не найдется денежной купюры,достоинством,скажем,в пять фунтов?
Антуан молча протянул Йоханнесу  купюру и скептически уставился на его ловкие руки,которые,верно,сейчас покажут ему зрелищный обман.
-Вы верите в то,что я смогу увеличить достоинство этой купюры в два раза?-спросил Йоханнес,незаметно доставший из кармана брюк свои десять фунтов и сложивший купюру в крошечный квадратик,умудрившись при этом скрыть от глаз зрителей свое действо.Он спрятал бумажные десять фунтов у себя в ладони,а сам держал в руках,демонстрируя сидящим рядом,купюру в пять фунтов.
Он сложил купюру Антуана пять раз,а когда расправил,на ней уже красовалась десятка.Изумленные Фармеры смотрели на него,как на бога.Антуан невольно потянул руки к своей увеличенной в достоинстве купюре,но Йоханнес отстранился от него.
-Нет,мистер Фармер,фокус-это не способ обогащения.Иначе я давно бы уже дал фору Рокфеллерам.
И Йоханнес вновь сложил свои десять фунтов в маленький квадратик,раскрыв который,продемонтрировал Антуану его пять фунтов.
-А давайте я вам дам монету в два фунта,а вы мне сделаете из нее купюру,скажем,в двадцать фунтов?-доверчиво проговорила Маргарет,веря,что этот чародей и правда поможет им разбогатеть.
-Боюсь,что в этом моя магия бессильна.-улыбнулся Йоханнес.-Ведь я простой фокусник,а не волшебник или колдун.
-Это действительно зрелищно.-сказала поощряюще Маргарет.-Теперь мне ясно,почему ваши представления имеют успех.
Вскоре Йоханнес,поблагодарив супругов Фармеров за приятное общество,откланялся и,пообещав Элен составить ей компанию на прогулку завтра,ушел.Вернулся домой он в половине двенадцатого ночи.Лилия еще не спала-она,уложив спать Артура, преданно ожидала своего хозяина.Йоханнес,лишь поужинав и обмолвившись парой фраз со служанкой,умылся и пришел в комнату Артура.Там еще горела белая свеча,плачущая своим воском.Мальчик боялся засыпать в темноте и поэтому ему оставляли тусклый огонек свечи,стоящей на подоконнике.Артур спал у стены,прижавшись щекой к теплому ковру из овечьей шерсти,что украсил стену в детской.На нем была голубая сорочка с длинными кружевными рукавами,а его белоснежные волосы,распускавшиеся на ночь,были разбросаны по его подушке с шелковой наволочкой.Мальчик спал,обняв вязаного из шерстяных нитей щенка,который был подарен ему матерью на вторую годовщину его рождения.Его белую шею украшал серебряный кулон-тот самый,что дала Йоханнесу Жанна перед смертью,завещав передать его их сыну.Йоханнес коснулся его маленькой ручки своей рукой и нежно прижал ее к своим губам.»Да хранит тебя Господь,мой прекрасный мальчик…»-прошептал он,соблюдая ежевечернюю традицию.Погасив свечу,он лег на край его кровати и,обняв Артура,ощутил его тепло-мальчик,видимо,уже согрелся под одеялом.Артур,почувствовав,что к нему пришел его отец,повернулся лицом к нему,и,обняв Йоханнеса,пролепетал что-то невнятное,и снова заснул.Йоханнес подумал о том,что несмотря на все козни судьбы,он был счастлив.Как это прекрасно знать,что в мире есть продолжение тебя,твое отражение…И возможно,единственная оставшаяся родственная душа.


Рецензии