Мистерия иллюзий. Братство чародеев. Глава 23

Лебединая песня

-Я говорю тебе,что можно повторить трюк с погребением заживо!-воскликнул Элиас в один из вечеров после очередного представления.-Я все продумал.Знаешь,почему Магистр погиб?Его погубил слишком непрочный гроб.Но если бы он был чересчур прочным,то дело бы тоже хорошо не кончилось.Я знаю,как сколотить ящик.
-Не надо,Элиас,мы уже открыли собственное кладбище три года назад и я не хочу,чтобы оно расширялось.-говорил Йоханнес,расслабляясь за бутылкой виски после вечера,насыщенного работой.
-Нет,мы обязаны повторить этот фокус!-упорствовал Элиас,нервно постукивая кончиками пальцев по крышке стола.-Даже известный иллюзионист Маскелайн говорил,что нам стоит усовершенстовать этот трюк и повторить его через некоторое время.Я усовершенстовал его.Например,чтобы защитить лицо от земли,стоит уже лежа в гробу натянуть на голову рубашку.И можно еще проделать в гробу отверстие,через которое может пролезть человек.Вот смотри:заколачивают в крышку последний гвоздь,а я в это время пролезаю в то отверстие и проваливаюсь в заранее выкопанную яму.Этого никто не видит и гроб,якобы со мной,погребают на глубине четырех ярдов.Я прохожу через подземный лаз и спокойно выхожу потом из кустов,живой и невредимый.
-Так никто не делает,Элиас.-заметил Ильмари,вмешавшийся в спор.-И лучше не эксперементировать.У нас уже умер один брат.Второго мы на тот свет не отпустим.
-Ничего не случится!-уверял Элиас.-А Юхани был с рождения болен.
-Ничего и не надо.-проговорил Йоханнес.
Элиас,не найдя поддержки у братьев,в сердцах воскликнул:»Ну и глупо с вашей стороны!Это великолепный и зрелищный трюк,а вы от него отказываетесь в пользу дешевых карточных фокусов!».Он,негодующе взглянув на Ильмари и Йоханнеса,развернулся и вышел прочь из комнаты гостиницы,где они проживали во время своего присутствия в Мэринг-Лайне.
-Обиделся. -проговорил Йоханнес,невозмутимо опрокинув в себя еще один фужер виски.
Глядя на воодушевленного Элиаса,он не замечал,что на Ильмари,который почти все время держался в стороне,нет лица.В последние несколько дней он был необычайно печален и,казалось,что от веселого Ильмари,напоминающего ласковый весенний лучик солнца,не осталось и следа.Йоханнес,только что обнаружив отчужденность брата,ненавязчиво спросил:»А ты почему сегодня такой…Отрешенный?Что-то случилось?»
-Да,случилось.-с горечью произнес Ильмари.-От меня ушла жена.Неделю назад Кертту забрала сыновей и покинула Лиственную пустошь.
-Как это,ушла?!-воскликнул Йоханнес,искренне сопереживая брату.-Почему?Ты знаешь,где она?
-Лето и сентябрь мы прожили в доме нашей с тобой мамы.Все было замечательно до тех пор,пока наши язычницы не попытались завербовать в свою глупую религию Эйно и Пертту…Я ничего об этом не знал,поскольку все это время был с вами в Глазго.Когда я вернулся домой пять дней тому назад,ни ее,ни моих сыновей в доме не было.Мама уверяла,что Кертту изменяла мне,пока я работал.Знаешь,мне в тот момент показалось,что я проклят.То Жанна,то теперь Кертту,которую я был готов впустить в свое сердце на ее место.Я снова хотел залезть в петлю,но в среду,среди ночи,ко мне тайком пробралась в спальню Тарья.Она лишь успела сказать,что Кертту оговорили и сообщив о попытке мамы заставить Эйно и Пертту поклоняться какому-то там Локи, сказала мне,в какую сторону уходила моя жена.Я нашел ее в съемном домике на Спринг-Стрит в Нью-Роуте,но она заявила,что не хочет больше ничего иметь со мной и моей «чокнутой семейкой».
-Ильмари,солнце мое,мне очень жаль,что так произошло,но я не собираюсь тебя жалеть,поскольку знаю,что в таком случае ты лишь опустишь руки,найдя утешение в сочувствии окружающих.-сказал Йоханнес.-Не будь податливой глиной,из которой можно лепить все,что заблагорассудится.Будь конкистадором-завоевателем.Обрети ее вновь,отбив в безоружной схватке сердце и душу Кертту.На кону,в конце-концов,стоят не только ваши чувства.Подумай хотя бы о том,что для счастливого детства любому ребенку нужна полная семья,с матерью и отцом.Сделай это для своих сыновей,Ильмари.
-Я бы рад,но она не пускает меня даже на порог…-печально произнес Ильмари,с горя приложившись к бутылке виски и разделив ее с братом.
-Поговори с Элиасом-он же наверняка первым узнал о вашей размолвке,ведь домой вы вернулись вместе.Отправь его к Кертту-пусть он побеседует с ней-может,Элиас сумеет убедить ее вернуться в семью.
-Попробую пока справиться сам,а там посмотрим.
Но на этом беды,рухнувшие на братьев,не закончились.Пока они были в Мэринг-Лайне,Йоханнесу пришла телеграмма из  Дрим-Тауна,в которой Лилия умоляла его срочно приехать.Она сообщала,что тяжело заболела Жанна.Йоханнес,отказавшись ехать на следующий день в Литлфорд,бросился на вокзал,откуда уехал домой.Когда он покидал Дрим-Таун неделю назад,там зарождалась эпидемия дифтерии,которая уже на тот момент поразила многих.Йоханнес тогда в шутку сказал жене:»Если я вернусь,а ты болеешь-будем спать в разных комнатах.» На что Жанна,засмеявшись,ответила:»Тогда у меня есть особый резон беречь себя,дорогой.» На такой позитивной ноте они и расстались.Жанна заразила его своим хорошим настроением и тревога в его душе умерила свой пыл.Йоханнес,возвращаясь в Дрим-Таун,пораженный страшной эпидемией,до последнего надеялся,что болезнь обошла их дом стороной и Лилия преувеличивает,что Жанна болеет так тяжело.Он,несмотря на призрачную веру в благополучие,всей душой переживал за Артура,ведь дифтерия заразна.Оказавшись дома,Йоханнес,к своему горю,застал Жанну,болезненно-бледную и ослабевшую в постели,что устроила ей Лилия в зале.Сейчас она спала и Йоханнес тихо утроился в кресле рядом с ней,переживая ее болезнь,как свою собственную.
-Леди Жанна заболела на следующий день после вашего отъезда,мой господин.-сообщила Лилия.-Мы приглашали доктора и он прописал лечение.Учитывая то,что господин Блэйк едва закончил свое обучение и не имеет опыта,лечение,увы,не помогло…
-А Хоскинс?Почему вы не обратились к нему?!-чуть не плача,произнес Йоханнес.
-Мы не знаем его адреса.
-Быстро беги на телеграф и отправь ему сообщение!-потребовал он.-Я напишу тебе его адрес.
Он остался наедине с женой.Она,приоткрыв глаза,прошептала губами,потерявшими свой былой румянец:»Ты приехал!»Это прозвучало так по-детски радостно и наивно, так трагично-надрывно,что сердце Йоханнеса сжалось.
-Да,моя любовь,я здесь.-проговорил он.-Ну что ты лежишь и хандришь?Вставай,болеть-это скучно.-Йоханнес старался скрасить угнетающую обстановку внесением пусть и фальшивого,но веселья.К сожалению,у него это выходило проделать лишь сквозь слезы.
-Не получилось у меня сберечь себя,Йоханнес…-опечаленно проговорила Жанна,протянув к нему свои истончавшие руки.-Так тяжело я еще никогда не болела…Уже столько дней едва могу подняться с постели,трудно даже сделать глоток воды…Давали какую-то сыворотку,а она,как подслащенная вода-никакой совершенно пользы…
-Я велел Лилии отослать телеграмму доктору Хоскинсу-скоро он приедет и вылечит тебя,ведь Хоскинс-хороший врач.-Йоханнес ни на минуту не переставал верить в благополучный исход этих печальных обстоятельств.
-Артурри,слава Богу,еще держится-мы его не выпускаем из детской.-сказала Жанна.-Но я так боюсь,что он заболеет…Сегодня обещала приехать моя мама-она заберет его в Нью-Роут.
-Все будет хорошо,Жанна.-Йоханнес взял ее руку в свою.Она была горяча,ведь Жанну лихорадило.-Вот выздоровеешь и мы начнем готовиться к Рождеству,ведь уже через две недели Святки.Мы,как и в прошлом году поставим в этом зале большую ель,украсим ее стеклянными игрушками,которые станут переливаться пурпурным цветом в свете разноцветных свечей.И к нам,как и в прошлом году,заявится старина Аэрн.Помнишь,как на прошлое Рождество к нам в дом забежала моя крыса,о которой я забыл тебе сказать.Надо было видеть тебя со стороны-ты была такой трогательно-робкой,что в моем сердце вспыхнуло пламя чувственной нежности к тебе,которую я до этого,наверное,не испытывал никогда.
-Во времена твоего отсутствия Аэрн часто прибегает к нам.Я уже привыкла к нему и кормлю его с рук.Никогда не думала,что подружусь с крысой.-Жанне было все тяжелей говорить,но она пыталась умолчать о своих ощущениях,чтобы не огорчить Йоханнеса.Ей было больно видеть,как ее любимый супруг,сидя над ее почти что немощным телом,тщетно пытается скрыть слезы отчаяния.
-И мы обязательно пригласим погостить у нас твою маму и моих братьев.-продолжал мечтать вслух Йоханнес,желая отвлечь Жанну от боли.-Ильмари недавно признался мне,что хотел бы увидеть своего племянника.Он велел мне передать тебе,что давно простил нас с тобой.В канун Рождества мы отменяем все свои представления и в этом году не изменим традиции встречать праздник в кругу семьи.Представляешь,как будет счастлив Артур,когда обретет еще одного родного дядю?
-Жаль,что я не увижу этого.-слова Жанны были тяжелым ударом для него.-Йоханнес,я ведь все знаю.Я слышала разговор Лилии и того молодого доктора.Он сказал,что в моем случае дифтерия смертельна.Мы все слишком сильно запустили и возбудители моей болезни каждый день травят меня.Сегодня утром я едва не задохнулась,но,видимо,Всевышний пожалел меня и дал возможность проститься с тобой.Возьми это кольцо и не расставайся с ним,пока не поймешь,что тебе уже незачем хранить память обо мне.
Жанна сняла со своего указательного пальца изящное золотое колечко с маленьким кроваво-красным рубином и надела его на безымянный палец правой руки Йоханнеса.Он сам по себе был человеком миниатюрным и его руки были ненамного крупнее изящных рук женщины,поэтому маленькое колечко Жанны было ему впору.
-Носи его и пусть это кольцо принесет тебе счастье,Йоханнес.-ее слова походили на прощание и он,уже не в силах держать в себе боль,не прятал слез.-А нашему сыну отдай вот этот кулон-он передается у нас по женской линии как талисман.Моя мама подарила мне его в день нашей свадьбы,надеясь,что у нас будет дочь.Быть может,Артур однажды осуществит ее мечты в своих детях и отдаст этот кулон своей дочери.
-Нет,Жанна,ты не можешь…-Йоханнес,не боясь заразиться от нее,припал лицом к ее горячей груди.-Тебе всего-лишь двадцать три года,любовь моя…Останься,прошу тебя!Помнишь,я просил у тебя дочь?Ты сказала,что у нас все впереди…
-У тебя все впереди,дорогой.-по ее щекам текли огненные слезы.-А я обречена.Спасибо тебе за эти годы,Йоханнес.Если бы не ты,я не познала бы любви и счастья.Береги Артура.У него,в отличии от тебя,нет ни братьев,ни сестер.
Жанна,не в силах больше говорить,замолчала.Она делала знаки,прося его уйти-Жанна,зная о том,насколько заразна ее болезнь,боялась,что она погубит и его.Но оставить Жанну,возможно,умирать одной,было свыше его сил.Он,стоя на коленях у изголовья дивана,на котором она лежала,вспоминал яркие события их недолгого счастья.В сознании Йоханнеса проносились события далекого 1908 года,когда она вошла в их семью,будучи невестой его брата.Он вспоминал,как однажды им пришлось ехать в одном седле через весь лес к озеру Теней,куда держали путь его братья,Йоханнес видел,будто в наяву,путь в Ювяскюля,когда он застал ее в слезах от похождений Ильмари.В его памяти проплывали картинки их первого поцелуя в доме Князевых,когда Йоханнес,не в силах скрывать свои чувства,признался ей в своей тайной влюбленности.Он вспоминал прелесть их первой ночи,позорное разоблачение и счастливый его исход в храме у алтаря…Та,которую он любил,лежит сейчас при смерти,прикрыв прекрасные очи в ожидании своего несчастного финала.
Тьма уже давно опустилась на Дрим-Таун,ожидающий наступления ночи.Сегодня был промозглый день,так похожий на многие дни в декабре.На улице страшно завывал ветер,обламывая ветви деревьев и старая вишня,что росла у окна зала,била в стекла своими тонкими,но жетскими ветками.И дождь,не прекращающийся весь день,стучал по карнизам,отдаваясь своими ударами в разбитых сердцах двух.По воде на мокрых дорогах плыли тени приближающейся смерти и несчастной любви.В половине девятого вечера из Нью-Роута приехала Агнес.Жанна молча приветствовала ее,слегка приоткрыв глаза.
-Ах,Жанна!-мать бросилась к ней.-Я до конца не верила,что все так серьезно…
-Я тоже…-угрюмо произнес Йоханнес,не отходя от нее.-Еще неделю назад уезжал из дома-она была здорова,а теперь умирает…-на последнем слове его сердце вновь рассекла острая боль скорби.
-Где Артур?-спросила миссис Бредберри,поглядывая на дверь зала.
-Он с Лилией в своей комнате.-сказал Йоханнес.-Пока еще здоров,слава богу.
В этот момент Жанна почувствовала себя особенно плохо.Она ощутила,что уже не может повернуть голову и даже что-то сказать-казалось,ее мягкое нёбо было парализовано.Жанна лишь вытаращила глаза и Йоханнес понял,что конец ее близок.Он,чувствуя,чего она хочет,быстро принес из детской сонного Артура, прикрыв ему рот и нос шейным платком Жанны,который нашелся в шкафу.Мальчик судя по всему мало что понимал и поэтому произнес:»Что,мама?»
Жанна лишь прикоснулась немеющей рукой к его шелковистым белым волосам и закрыла глаза.Навсегда.Йоханнес,не в силах пережить час беды,крепко сжал ее тело в своих объятиях и разразился горькими слезами,молвя лишь одно:»Жанна!Жа-нна!»Агнес,решив,что она явно здесь лишняя,ушла в детскую,уведя с собой внука.Этот вечер был кодой счастливой жизни с любимой женщиной для Йоханнеса.И кульминацией его любви к Жанне,пленившей навека его сердце.


Рецензии