Мистерия иллюзий. Братство чародеев. Глава 21

Пир во время чумы

-Держись крепче за седло,Артурри!-говорил Йоханнес сыну,обучая его верховой езде.Артур уже три года жил на этом свете и,очевидно,ему пора впервые почувствовать,каково это,быть всадником.
-Он скинет меня,па!-капризничал мальчик,боясь,что Викинг взбунтуется.
-Этот конь не сбросит тебя,сын.-обещал Йоханнес,зная Викинга.-Он ведь понимает,кого держит на себе.
Викинг,судя по всему,и правда понимал,что в седле ребенок и осознавал,что его нужно везти бережно.Он медленно брел по цветущему лугу,утопающему в красках лета и едва слышно посапывал.
-Вот научишься быть настоящим всадником и этот конь будет твоим,Артур.-сказал Йоханнес,придерживая Викинга за поводья.
-Не нужен мне Викинг,па.-сказал вдруг Артур.
-Почему же?-удивился Йоханнес.
-Мне нужен ты.-заявил мальчик.-Опять ведь скоро уедешь.
От слов сына Йоханнес пришел в растерянность и не знал,что ответить.Да,он и в самом деле редко видит его.Позавчера Йоханнес вернулся из Хэмпшира,где в последний раз был три года тому назад.Вот уже три года он работает вместе с Элиасом.От Ильмари не было никаких известий и члены семьи Ярвиненов даже не знали,жив ли он.Но Йоханнес почему-то чувствовал,что с ним все в порядке.В Хэмпшире братья жили четыре месяца,почти каждый день давая представления.Когда Йоханнес впервые за несколько месяцев оказался дома,Артур,конечно же,не бросился к нему с порога.Мальчик недоверчиво встречал его в своей комнате.»Он,наверное,забыл,как ты выглядишь.»-с доброй улыбкой на губах посетовала Жанна.
-Я буду с вами целых две недели,Артурри.-пообещал Йоханнес.-Это довольно много,мой сын.
Артур протянул к нему свои ручки, и Йоханнес снял его с коня.Получаса медленной езды вполне хватит для начала.Мальчик так и ждал момента,чтобы поцеловать любимого,но такого далекого отца.Йоханнес,в силу своей занятости,которую он проклинал,просто не мог быть рядом с ним постоянно и поэтому его присутствие дома было для Артура большим событием.
-Весь в своего младшего дядю.-засмеялся Йоханнес,поцеловав его в щечку,ответив на ласку Артура.-Ильмари в детстве часто целовал меня.
-Я хочу увидеть его.-сказал Артурри.
-Он далеко,мой сын.
Когда они вернулись домой,их,вернее,Йоханнеса,ожидало потрясение.Жанна,нервно теребя юбку платья,произнесла:»Сядь,пожалуйста.»
-Что случилось,Жанна?-недоумевающе спросил Йоханнес,повинуясь ей.
Она подала ему конверт с оранжевой пометкой.Это не сулило ничего хорошего,ведь в посланиях,отправляемых в таких конвертах,как правило,сообщалось о чьей-то смерти.
-Из Лиственной Пустоши…-испуганно проговорил Йоханнес.-Не иначе,как мама доигралась до беды со своим язычеством…
-Или Ильмари…Он ведь уже три года,как уехал куда-то и пропал.-с ужасом предположила Жанна.
Йоханнес дрожащими руками вскрыл конверт и прочел:
«Ландыш!Это Тарья. Мне некогда писать, поскольку я боюсь, что за написанием вести тебе меня застанет мама и накажет. Я очень прошу тебя, приезжай к нам как можно скорее. У нас ведь Юхани умер. Послезавтра ночью его тело сожгут. Только никому не говори,что это я писала. Нам запрещено общаться с тобой. Приезжай.
Твоя младшая сестра.»
-Нет,Жанна.К счастью,мы оба не правы…Или к несчастью…-опечаленно проговорил Йоханнес,отложив послание.-Я должен уехать,дорогая. У меня умер Юхани.
-Бедный мальчик…-склонила голову Жанна.-Какое горе…Передай мои соболезнования миссис Ярвинен.
-Не думаю, что мне придется поговорить с ней.
В тот же день он прибыл в Нью-Роут, откуда пешком добрался до Лиственной пустоши. Оказавшись в доме матери, он, к своему ужасу,обнаружил,что по жилищу витает отвратительный запах разложения,смешанный с не менее зловонными запахами трав.На втором этаже,в большом зале,прямо на полу лежало разбухшее тело Юхани.Его рот был зашит грубыми нитями,он был обнажен и связан по рукам и ногам.Йоханнес,не обладающий крепкими нервами,при виде этих кошмаров ощутил,как перед его глазами все,окружающее его,поплыло.На некоторое время он лишился чувств,упав в дверях зала,в котором раньше собирались семейные посиделки после ужина.
Очнулся Йоханнес в своей комнате.Рядом с ним,на его кровати,сидел Элиас.
-Вот и я позавчера едва не упал в обморок.-тяжело вздохнув,проговорил он.
-Что эти чокнутые бабы сделали с ним?!-вскричал Йоханнес,вскочив с ложа.
-Говорят,что он умер во сне еще в прошлую пятницу.-сказал Элиас.-Судороги…Я знал,что они однажды погубят его.
-Какого же черта он тут лежит уже седьмой день?!
-Я пытался уговорить их похоронить его по-человечески,но мама сказала,что либо я молчу, и она не прогонит меня,позволив проститься с братом,либо я пытаюсь похоронить его,как христианина, и она отрекается от меня.
-То есть,тебе о его смерти никто не сообщал-ты сам обнаружил это,вернувшись из Хэмпшира?
-Да.-ответил Элиас.-Я в курсе,что ты узнал от Тарьи.Если что,говори,что это я написал письмо.
-Хорошо.
-Сегодня в полночь его сожгут.-сообщил Элиас.-В лесу.Мне не разрешили присутствовать.И тебе,скорее всего,тоже не позволят,ведь мы не язычники.
-Да,у нас,в отличии от них,с головой все в порядке.-мрачно согласился Йоханнес.
Из зала послышались странные слова,мешающиеся с рыданиями.Это Аннели и Тарья оплакивали брата,соблюдая обычаи.Маритта восклицала:»Лару хара,аму лизит.Хава лэса,рап Юхани,хава лэса рап Юхани!»
-Они не знают,что ты здесь.-тихо произнес Элиас.-Когда ты приехал,мама с нашими сестрами была в лесу-они готовили священный костер,который разведут ночью.Видимо,только что пришли.
-И почему мы не настояли,чтобы его окрестили в христианстве?-задумчиво проговорил Йоханнес,машинально сжимая в ладони золотое распятие,что украшало его шею.От происходящего ему было не по себе и он ощущал страх,закрадывающийся в сердце.
В семь часов вечера Маритта положила полуразложившееся тело Юхани на повозку,в которую запрягла Ночку.Со скорбными ритуальными песнями она с дочерьми провезла Юхани по окресностям и осталась с сыном на берегу реки Литл.Тарья и Аннели вернулись в дом и встретились с Йоханнесом,которого не видели больше трех лет.Они с Элиасом нашли в доме мощное чистящее средство с щелочью и вымыли  уже половину дома,задыхаясь от резкого трупного запаха.
-Вы что делаете,глупцы!-воскликнула Аннели.-Разве можно мыть дом,когда оттуда только что вынесли тело умершего?!
-Да пошла ты,дура!-прикрикнул на нее Йоханнес,натирая пол.-От такого запаха мы сами отойдем к Всевышнему.
-Это ведь надо,держать мертвеца в доме целую неделю,да еще когда на улице жара!-негодовал Элиас.-Глупые женщины!
Уже через час весь дом был начищен до блеска и ничто не напоминало о недельном присутствии здесь умершего Юхани.Покрывало,на котором он лежал,шторы в зале,пропахшие смертью и пучки трав,что были положены ему к ногам,Йоханнес благополучно сжег во дворе,не обращая внимания на запреты Аннели.
-Тебя проклянет великий и коварный Локи,сын ётуна Фарбаути!-билась в истерике Аннели.-Ты умрешь в муках,Йоханнес!
-Плевал я на твоего Локи!-злобно бросил ей брат.-Мой бог-Иисус Христос!И он такого кощунственного отношения к умершим не поощряет!
Ночью Йоханнес и Элиас наблюдали из окна комнаты последнего,как полыхает пламя вблизи леса,которое было видно за милю.
-Чего творят…-проговорил с горечью в голосе Йоханнес.-Моя бы воля,я бы давно пригласил священника и насильно бы окрестил их в католицизм.
-Они и в католицизме придумали бы что-то свое и неприменно бы все извратили.
Утром Йоханнес встретился с матерью.Они пересеклись в узком коридоре на втором этаже.Маритта была в белых одеяниях.
-А почему ты не в черном?-удивился Йоханнес,который,едва узнав о смерти Юхани,надел траур.
-Меня интересует две вещи.-сказала ледяным тоном мать.-Первое-почему ты здесь и второе-с какой стати в черном ты.Испокон веков белый цвет был траурным!
-Я здесь потому,что Юхани-мой брат.Я должен был проститься с ним,мама!А черный цвет носят в знак траура все нормальные,верующие люди.
-Я тебе не мать и ты мне не сын.-сухо произнесла Маритта.-После того,что ты совершил,я отреклась от тебя.
-А что я совершил?!-воскликнул Йоханнес.
-Неужели ты не помнишь?!-выпучила в гневе глаза Маритта.-Обесчестил несчастную Жанну,лишив ее счастья быть с Ильмари,которому,надо сказать,ты тоже плюнул в душу.Видит великий Вейнямейнен,что уехал он,вероятно,чтобы не видеть тебя.Если с ним что-то случилось на стороне-это твоя вина.Мне так жаль несчастную девушку!Ты ведь ей всю жизнь сломал,подлец!Ильмари,конечно,еще хуже пришлось-нож в спину от невесты и брата…А как ты опозорил нас перед Агнес!И еще спрашиваешь,что совершил.
-Не так уж и несчастна Жанна,как ты думаешь.-слабо улыбнулся Йоханнес.-Мы растим в любви нашего сына,у Жанны есть все,о чем она могла мечтать.Я не виноват,что Ильмари постоянно изменял ей и она нашла утешение со мной.Ты тоже хороша.Несмотря ни на что,хорошая мать не отреклась бы от своего сына.Ты хоть знаешь,как зовут твоего внука?
-Знаю,твое отродье зовут Артуром.-злобно прорычала она.-Глупый Элиас не перестает восхищаться мальчишкой,рожденным в блуде.Мог бы дать ему нормальное финское имя,а ты,как подкаблучник,пошел на поводу у женщины и дал ему английское имя.
-Мне так жаль тебя,мама.-тоном искреннего сочувствия произнес Йоханнес.-Нет ничего хуже,чем не познать за всю жизнь настоящую любовь.
Он оставил мать,прежде чем она успела что-то возразить.Ее мозг отравлен глупыми верованиями,которые вытеснили из сердца Маритты родного сына и,по сути,дочерей,которые стали ее рабынями,заложницами язычества,с ужасом верящих в то,что их сопротивление,которое в их положении было бы разумно,непременно окончится вечным проклятием,наложенным на них.Вдруг Йоханнес ощутил жжение,что быстро пронеслось по его позвоночнику.На секунду он представил Аннели и маму горящими в пламени огня.»С чего бы это?»-тревожно подумал Йоханнес.В последние несколько лет его часто посещали какие-то странные видения,но Йоханнес все списывал на усталость и постоянное переутомление от недосыпания.»Я скоро,наверное,совсем сойду с ума.»-подумал про себя он и горько усмехнулся.
Когда Йоханнес шел мимо летней комнаты, где раньше жила Жанна, неслышно приоткрылась дверь чулана и кто-то схватил его за руку. От неожиданности Йоханнес даже вздрогнул.
-Не бойся, это я.-прошептала Тарья и увлекла его за собой в темный чулан, заперев дверь.
-Что произошло, Тарья? –тихо произнес Йоханнес.
-Ландыш, миленький, спаси меня. –расплакалась девушка, уткнувшись лицом в его рубашку.-Мама и Аннели совсем спятили. Они вовсе не язычницы. Аннели с мамой исповедуют сомнительную религию. Они считают своей священной книгой «Калевалу» и молятся на нее, как ты на Библию.Поклоняются главному герою «Калевалы», который является не богом, а литературным персонажем. И похоронили Юхани на седьмой день, хотя настоящие язычники сжигают тела умерших сразу после их смерти в течение суток. Язычники уже давно не приносят человеческих жертв, заменяя их ягнятами и курицами. А они убили немало людей…
-Что ты такое говоришь?!-воскликнул Йоханнес, но быстро перешел на шепот.-Быть такого не может.
-Думаешь, что отец Жанны просто так пропал?-произнесла Тарья, прижавшись к нему еще сильнее. –Нет, его убила Аннели. Они подмешали ему в чай кровелистник и по дороге на работу он, как и рассчитывала Аннели, захотел спать. Они с мамой догнали его и повели закоулками якобы домой, а на самом деле, на капище. Там его и убили.
-Где же он похоронен?-Йоханнесу казалось, что это все сон и он скоро проснется.
-Я не видела.-призналась Тарья.-Меня не пустили на капище, поскольку я еще не достигла возраста богини смерти и не допускаюсь к присутствию на жертвоприношении. Зато я видела, как мама и Аннели тащили его в сторону леса. Через год я вступлю в возраст Аурии и меня заставят принести в жертву человека. Я не хочу лишать никого жизни, Йоханнес!
-Господи, помилуй! –Йоханнес перекрестился и устремил взгляд на потолок,будто на небо.
-Забери меня к себе, в Дрим-Таун! –умоляла Тарья.-Я приму христианство и буду любить Артура, даря ему свое тепло, только спаси меня! Мне так страшно, Йоханнес!
-Если я сейчас увезу тебя, то будет страшный скандал –гнев мамы может обрушиться и на нас с тобой, и на Элиаса, лишь потому, что он попадет под горячую руку. –сказал Йоханнес, погладив ее по голове и поцеловав сестру в ее белый лобик. –Поэтому давай дождемся, когда Элиаса здесь не будет. Я знаю, что Аннели с мамой часто уходят в лес на несколько суток и не берут тебя с собой. Как только это случится, быстро бросай дом и садись на поезд. Я оставлю тебе денег на билет. Когда доедешь до Дрим-Тауна –туда ходит поезд из Нью-Роута, отправь мне телеграмму и я тебя встречу, если буду дома. А если нет, то тебя встретит Жанна.
-Я люблю тебя, мой родной!-воскликнула Тарья в порыве внезапной радости, но Йоханнес прикрыл своей ладонью ей рот.
-Тише, тебя услышит мама и накажет за встречу со мной. –прошептал он. –Ты все поняла, да? Пока ты здесь, старайся подчиняться маме и Аннели. Иначе они могут что-то заподозрить, и у нас с тобой ничего не получится.
-Хорошо.
***
Вечером их ожидало еще одно яркое событие.С тех пор,как тело Юхани было предано огню,прошло двадцать часов.В девятом часу вечера Элиас,Маритта,Аннели и Тарья собрались за столом.Йоханнеса с ними не было, поскольку он был в этом доме изгоем. Мама подала к столу простые финские блюда из молока и мяса.В церемониальные кубки был налит глёг-обычно в Финляндии пили это красное вино с пряностями в период Рождества,но язычники готовили его для тризны по усопшему на седьмой день после его смерти, правда, Маритта немного припозднилась.
-Мне,конечно,больно осознавать,что вы с братьями ослушались меня и приняли христианство…-произнесла Маритта,налив сыну горячего глёга.-Но все же я позволю тебе, Элиас, выпить за упокой души нашего Юхани в царстве Хель.Ведь он,слава Велунду,был язычником.Боги позаботятся о нашем юродивом.
В этот момент открылась входная дверь и все замерли в суеверном ужасе,не видя пришедшего.Все,кроме разумного Элиаса.
-Неужели наши путы оказались не крепкими и Юхани,восстав из пепла,пришел,чтобы покарать нас за неправильные похороны?!-едва не заплакала Аннели.
-Быть может,кто-то пришел из Плейг по делу?-предположил Элиас и встал с места,чтобы встретить гостя.
Однако на пороге стоял тот,кого не ожидали встретить.Ильмари с двумя маленькими мальчиками и какой-то незнакомой Элиасу женщиной.
-Да,здесь и в самом деле наш брат.-крикнул из прихожей Элиас,еще сильнее напугав язычниц.
Йоханнес, услышав голос Элиаса, вышел из своей спальни и спустился на первый этаж.
-Ильмари,боже мой!-воскликнул Элиас,бросившись к нему с объятиями.-Где же ты был все это время?!
Йоханнес же,предпочтя держать себя в руках,лишь слабо улыбнулся Ильмари.Из всей семьи только он знал,где пропадал эти три года его брат.
-Кто эти мальчики?-удивленно произнес Элиас.-Неужели…
-Да,Элиас,это мои сыновья.-ответил Ильмари.-Эйно и Пертту-они двойняшки.А эта красивая женщина-моя супруга,ее зовут Кертту.
-О,подумать только…-восторженно произнес Элиас,а потом,вспомнив о трауре,умерил свою радость и проговорил:»Это похоже на пир во время чумы…»
-О чем ты?-удивился Ильмари.
-Не прошло и суток с тех пор,как мы похоронили Юхани.-рассказал Элиас.-Бедняжка умер во сне из-за своей черной немочи.
-Мои соболезнования.-проговорила Кертту.-Мы не вовремя…
-Вам отныне будут всегда рады в этом доме.-проговорила появившаяся в прихожей Маритта.-Ильмари,мой мальчик,я так счастлива за тебя.Это так неожиданно,но так прекрасно.


Рецензии