Рассказ. Уся

    В детстве я живу у бабушки - часто и подолгу. «Усютаню» приводят в гости. Они для меня нераздельны. Они старше меня на ужас сколько - один и три года.  Выхожу в проулок с бабушкой, мимо проводят группу из детского сада. Удивляюсь и восклицаю: « Ой, сколько Усевтанев идет!». Эту фразу потом мне цитируют   много лет.
     «Усятаня» разделились. Я дружу с Люсей. Таня старше, у нее свои подружки, мы для нее – «малявки».
     Жутко завидую Люське. У нее - очки! Жалуюсь бабушке на зрение. Она везет меня на поезде в больницу в ближайший город. На нос водружают оправу, вставляют стеклышки. В этих - мутно, в этих -  лучше, а вот в этих - отлично вижу. Доктор смеется, бабушка сердится. Стекла простые. Фокус не удался.

     Я – «городская». Теперь я приезжаю к бабушке только на летние каникулы. Готовлю нехитрые подарки вместе с мамой. Поезд приходит в поселок ранним утром. Меня обычно пытаются положить  поспать, но уже нет никакого терпения.
 - Я пойду к Люське с Таней.
- На время посмотри! Они еще спят.
         Ох уж это время! То летит, когда не надо, то тянется, как капля меда с ложки.
-Да иди уже, иди! Дырку провертишь в стуле!»
     Проулок в пять домов справа, слева длинная стена детского сада. Поворот, еще три дома.
     Они и, правда,  спят! Засони!

    С Люськой почти не расстаемся.  Родни много, ходим по гостям. Играем в бабушкином саду в нехитрые игры : в магазин, в прятки; едим малину в саду Люськиной бабушки- Раи. Иногда она посылает  нас в магазин за хлебом. На сдачу с рубля берем конфеток - немного – грамм двести. Люська - ужасная сладкоежка. Иногда покупаем газировку. Если сразу отдать бутылку - получается всего десять копеек, поэтому пьем прямо в магазине возле большого окна, давимся, пузырьки стреляют в нос. Уже не лезет, но не оставлять же?
 
    …Каждое прекрасное лето детства похоже одно на другое, как  маленькие сестры – близнецы нашей тети. Иногда ходим к ней в гости - поводиться. Рисуем с  ними картинки в альбоме. « Здорово у тебя получается. Срисуй мне в дневник вот эту»,- просит Люся. Срисовываю. Ничего особенного - мальчик с девочкой держат цветочек. «Талант»,- восхищается Люська. Так будет всегда. Я - сомневаться, а она - верить.

…Уже закончен шестой класс. Приезжаю в поселок с модной стрижкой «гаврош». В это лето Таня берет нас в компанию. Иногда. Её «однокашник» обращает на меня внимание. Чувствую себя совсем взрослой. Компанией ходим на танцы в поселковый парк. Плохо  освещенная аллея. Деревянная танцплощадка. «Скоро- скоро стану я седым и старым, и на пенсии писать буду мемуары…» Не верится, что это пора настанет. Вихляемся под громкую музыку. Перед танцами пьем бражку , отлитую Таней в ковшик из огромной бутыли, втихаря от бабы Раи.

 … Новое увлечение лета- грампластинки. Таня  ходит в привокзальный киоск за номерами какого-то журнала. В нем - мягкие небольшие пластинки с новыми песнями. Иногда удается купить большие  - виниловые. Выпрашиваю денег у бабушки, покупаю себе. У бабушки только старый патефон. Смело ставлю пластинку. Скрежет, глубокие царапины на черном глянце. Рыдаю час.

 …Таня приезжает в город – яркая и оживленная, с роскошной гривой распущенных черных волос. Поступать. Живет у нас. Я рада, отец почему-то сердит. Болтаем обо всем, читаю её тетрадку с переписанными странными стихами .Подражаю. Верю  безоговорочно. Всего месяц в городе, уже несколько поклонников караулят у подъезда. Я ею горжусь. В институт она не поступает. Мой отец  читает письмо, пришедшее Тане от деревенской подруги- видимо, там написано что-то неприличное…следует дикий «концерт»… «дурное влияние, ты кого поселила в наш дом…». Мама устраивает Таню  в научный институт - лаборанткой и в комнату строительной "общаги" недалеко от нашего дома. Я в восторге от её кожаных брюк свитера с американским флагом на груди. Дает пройтись в кожаных. Неудобно и пот ручьем. Разочаровали.  Хожу к ней часто - застаю редко. Если застаю - быстро ретируюсь. Вечные гости. Не поговорить. Иногда заходит к нам. Сушеная куриная лапка, покрашенная красным лаком для ногтей, висит на груди. Уверяет, что модно. Уже сомневаюсь в её словах.

   …Странное лето. «Уся» закончила школу. Июль проводим в разговорах и планах. Иногда ходим на танцы. Я влюбляюсь в блондина Пашу. Неожиданно и страстно. Он на меня- ноль внимания. Август. Люся уезжает в мой город - поступать. А я, мучаясь от скуки, неразделенной влюбленности и одиночества - тащу однажды на танцы младшую сестру по    спящим улицам поселка. Чудо! Паша приглашает меня на танец! Провожает нас домой. Сестра вредничает, ревнует, не оставляет ни на минуту. Чувствую себя победительницей, но почему-то проходит влюбленность.

  … Люся поступает! Ура!  Вновь хожу к ним  в общагу часто. Секретничаем. Она берет меня в студенческие компании. «Своей» себя не чувствую, но хожу не без удовольствия. Слушаем «Иисус-Христос- суперзвезда», попивая сваренный из болгарского винца «грог». Не особенно понимаем смысл, но музыка остается в памяти навсегда. Таня тоже поступила на «заочное».  У неё – Любовь. С изумлением узнаю в «любови» - первого хулигана и «бабника» своей школы, еврейского мальчика Гришу. Сердимся с Люськой на «дурацкую»  манеру Тани «прислуживать». Она готовит ему ужины, покупает рубашки, заглядывает в глаза. У Гришы  «любовь» быстро заканчивается. В комнате общежития – «дым коромыслом». Меняются лица, не выводится «вермут». Люся уходит в студенческое общежитие.

     …Таню отчисляют за «проваленную» сессию.  Лишают места в общежитии. Провожаем её на поезд. «Городская жизнь» закончилась.   «Юбку новую порвали и подбили правый глаз…»,-  ехидно поёт пьяненький мужик на вокзале. Она машет  нам с Люськой рукой из вагона, у нее  - отцветающий синяк на растерянном  лице, короткая стрижка. Надломленный цветок, не сумевший прижиться на жестоко- асфальтной почве города. Больше я её  не увижу! Никогда!

   …«Усю» «распределяют» в небольшой соседний город на завод. Иногда езжу к ней на выходные, иногда она вытягивает меня куда-то. Любительница выставок, театральных премьер, книжек, путешествий по стране. «Нарисуй вот это!» - просит она. Дает книгу о Японии. Рисую гуашью на белой стене комнаты общаги черного кота, сидящего на ветке. Ничего особенного, но она в восторге.

  …Через год  осенью Уся появляется  у нас - в новой родительской квартире на окраине города. Больная и черная от горя. Тани не стало – алкоголь, сердце!   Рыдаем весь вечер. Показывает письмо. Она вернулась с похорон, а оно пришло на другой день. В письме: « У меня всё отлично…» В каждой строчке - оптимизм. От этого жутко!   …    Нас телеграмма  нашла спустя неделю.
 
  … Через три года везу своего жениха к Люсе - знакомиться. Она уже замужем и родила сына. Славный бутуз прыгает и прыгает, как заведенный в своей кроватке. А потом муж увозит их на свою родину- в заводской поселок на Урале.

  …У неё всегда -  всё хорошо!  Завидую этой черте характера. Мы виделись всего два раза, когда её неугомонное семейство путешествовало на машине в наши края.  Переписываемся в интернете. Посылаю ей свои опусы.Сомневаюсь, разочаровываюсь- она хвалит, поддерживает. Я не сомневаюсь только в одном. Она  абсолютно искренна, и это греет душу.
        У Люськи, моей «родственной души», «подруги дней моих… « - разных дней- юбилей . Нормально?  Думаю о быстротечности жизни, грущу. Песенка из детства  кружиться в голове, как старая пластинка из прошлого на   «уситанином» проигрывателе.  Пора писать мемуары?
 
            
         


Рецензии