Мистерия иллюзий. И грянут битвы. Глава 39

Явление Аапо

С приходом осени положение в окрестностях Нью-Роута улучшилось.Уже не палили из пулеметов близ деревушки Плейг,сражаясь за шахты.Деревню Литтон,что расположилась близ Грин-Хилла,все-таки удалось отбить у противников.Немецкие цеппелины продолжали летать,но,благо,далеко от Лиственной пустоши.А недавно пришла весть от Ильмари.Он писал,что был переведен в пехоту еще в прошлом году и участвовал в операции по захвату Константинополя через Дарданеллы,правда это было еще тогда,когда Ильмари служил во флоте.Сейчас он воюет где-то на берегу реки Соммы,это во Франции.Ильмари рассказывал о достижениях военной техники,проявляющихся во введении в войну танков.То,что они,англичане,впервые в истории применили в бою танки,звучало очень гордо.На какой-то момент,Ярвинены,забыв о том,что они не англичане,возгордились Британской империей. «Да прибудет сила с Антантой!»-воскликнула Кертту после прочтения письма.-«Да рухнет Тройственный союз!»
Ответ воину писала вся его семья.Кроме Йоханнеса и Артура.То ли им было все равно,то ли они предпочли молча переживать за своего родственника.К тому же у них было не мало и своих забот,ведь в сентябре Артур пошел в школу.Мальчик умолял отца отдать его в Дом Изяществ города Нью-Роута.Йоханнес и не собирался ему отказывать.Сначала он хотел,чтобы его сын учился игре на фортепиано,но оказалось,что преподаватель был убит год назад осколками снаряда,упавшего на Грин-Хилл,где он тогда был.Артур,увидев в углу концертного зала одиноко стоящую виолончель,воскликнул:»Отец!Я хочу играть на этой большой скрипке!» И Йоханнесу ничего не оставалось,как добыть для сына виолончель и устроить  его в Дом Изяществ в класс струнно-смычковых инструментов.Вот уже два месяца Артур прилежно посещает школу города Нью-Роута и Дом Изяществ.
Элиас и Йоханнес работали в театре.Пользуясь расположением мистера Роппера к своим персонам,братья устроили туда и своих племянников.Малютки Эйно и Пертту,едва прибежав из школы и выучив уроки,шли в театр,чтобы в очередной раз выйти на сцену.Нет,братья вовсе не хотели,чтобы их малолетние племянники приносили в дом деньги.Они желали сделать из них настоящих артистов,ведь Эйно и Пертту,как оказалось,не проявляли особых способностей в учении.Если Йоханнес и Элиас не приложат все свои усилия,чтобы укрепить положение своих племянников на сцене,то они рискуют вырастить никчемных людей.Пертту,например,не сможет после школы поступить в педагогический колледж,ведь он совсем ничего не понимает в философии и арифметике.И вряд ли станет разбираться в них через девять лет.Эйно тоже не силен в естественных и точных науках,да к тому же он слаб физически-его не возьмут работать даже на железную дорогу.Поэтому единственный выход для них-это театр.Кертту долго не разрешала им эксплуатировать своих детей,но Йоханнес убедил ее,что если они с ранних лет не приучатся к труду,то Эйно и Пертту к семнадцати годам просто сядут им с Ильмари  на шеи.
-А почему же тогда твой сын не идет работать?!-возмущалась Кертту.-Бережешь своего Артура,да?А с моими,значит,как угодно можно?!
-А мой Артур и не плачет,когда решает арифметику.-защищал своего сына Йоханнес.-К тому же он учится в Доме Изяществ.Ему некогда работать.
В перерывах между учебой и игрой в театре,сыновья Ильмари учились у Йоханнеса и Элиаса фокусам.Это им особенно нравилось и они даже делали определенные успехи.Йоханнес был доволен тем,что ему и его братьям,возможно,будет кому передать свое ремесло.После того,как Пертту изобрел свой собственный трюк,а потом продемонстрировал его своему младшему дяде,Йоханнес изумленно проговорил:»Да,хоть ты и не силен в учебе,в тебе определенно что-то есть…Если ты захочешь,то из тебя вырастет отличный иллюзионист,который еще даст фору самому Гудини.»
В октябре Роппер отправил Йоханнеса в Литлфорд.»Извини,мой друг,но тебе придется отучиться в театральном колледже.Видишь ли,у нас слишком мало профессиональных актеров.Талантливых я отправляю учиться,а посредственностям даю эпизодические роли.Всего-лишь три года ты будешь ездить туда раз в неделю,а потом ты станешь обреченным на главные роли.»-сказал тогда руководитель театра.Йоханнесу,взрослому человеку,ничего не оставалось,как снова стать чьим-то учеником.Однако,преподавательский состав приглянулся ему с самого начала и учеба Йоханнеса в театральном колледже задалась с самого сентября.Единственное,что огорчало его-это тот факт,что он учится,а Элиас-нет.Значит,Роппер посчитал его брата посредственностью?
Но Элиасу было и не до учения.Ведь в феврале семнадцатого года Лилия обрадовала его тем,что у нее скоро родится сын или дочь.Йоханнес в тот день сдавал экзамен по вокалу,а вечером,приехав домой,он услышал от брата с порога:»Ты не актер,Ландыш…Ты колдун.»
-Ты это сейчас к чему сказал вообще-то?-недоуменно спросил Йоханнес,отряхивая с волос снег.
-Как ты и говорил много лет назад…-светясь улыбкой,говорил Элиас.-Моему одиночеству пришел конец.Скоро ты снова станешь дядей!
-Так я знаю.-спокойно сказал Йоханнес.-Я в этом и не сомневался ни дня.
-Но как к тебе приходят твои видения?-спрашивал Элиас.-Откуда ты знал о том,что будет, за четыре года до этого?
-Я не могу объяснить.-Йоханнес был искренним.-Но скажу лишь то,что у вас родится дочь и ты навсегда останешься с Лилией,хоть и обвенчаешься с ней не скоро.
Посмотревшись в зеркало,Йоханнес спросил:»Артурри в Доме Изяществ?»
-Да,Николь скоро пойдет в Нью-Роут за ним.-сообщил Элиас.
-Сегодня есть спектакли с Эйно и Пертту?-спрашивал Йоханнес,причесываясь.
-Нет,завтра будут.-ответил Элиас и собрался идти к Лилии.
Йоханнес был голоден и он,решив не задерживаться с братом,направился прямиком на кухню.У него был бесшумный шаг и поэтому Эллиоты,сплетничавшие на кухне о нем,не услышали,как он приближается.Адели стояла спиной к дверной арке,рассказывая своим родственникам небылицы.Йоханнес,поняв,что речь идет о нем,притаился за углом.
-Да я готова поклясться на Библии,что эта Лилия каждую ночь выходит из своей комнаты и шагает в сторону его спальни.А бывает и так,что его тяжелый шаг раздается на пути в ее спальню.-говорила Адели.-У меня чуткий сон,я все слышу.
-Через стену с Йоханнесом спит его брат.-прошептала Николь.-Я бы не стала на твоем месте говорить о нем то,в чем ты,возможно,не уверена.
-Но я уверена!-утверждала Адели.-А вы не думали,почему этому Элиасу тридцать два года,а он до сих пор не женат?Скорее всего у него не может быть детей и все его подруги,узнав об этом,бросают его,так и не дойдя до венца.А вот Йоханнесу нет еще и тридцати,а у него сын уже ходит в школу.Он,в отличии от Элиаса,здоров и скорее всего ребенок Лилии-его работа.
-Тебя это сильно волнует?-спросил ее Алвар.-Кем бы ни приходился Йоханнес ее ребенку-дядей или отцом,нас это не касается.
-Эта девчонка жила с ним еще до того времени,как мы стали работать на него.-говорила Адели.-А пришли мы в эту семью довольно давно.Как думаешь,будет ли молодой вдовец молча созерцать красоту своей служанки?Вот,наверное,как все было:умерла у него жена,он нашел молоденькую девчонку,вскружил ей голову,а потом использовал.Вот вам и результат.Этому Йоханнесу,наверное,и одного сына много.Он от нее отрекся и навязал Лилию своему одинокому брату,отчаявшемуся иметь своих детей.
В этот момент Йоханнес,решив залить сплетницу красной краской,бесшумно показался в дверях.Николь и Алвар,увидев его,ужасно смутились,а их жена и мать,стоявшая спиной к двери и не видевшая его,продолжала:»Ты,Николь,будь осторожна.»-напутствовала Адели.-«Этот Йоханнес не такой безобидный,каким кажется…»
-Ну,а что дальше было с тем парнем,который воспользовался своей служанкой?-Йоханнес,войдя в кураж,решил устроить госпоже Эллиот пафосные разборки с ноткой креатива.-Его брат потом женился на ней и они были счастливы?
-О,мистер Ярвинен…Это я не о вас…-побагровев от стыда,начала выкручиваться леди Эллиот.-У меня есть знакомый,он тоже из Норвегии…Ой,из Финляндии.Его зовут Йоханнес,что по-нашему значит Джон.
-Николь,принеси мне кружку пива и вяленого леща!-воодушевленно просил Йоханнес,вальяжно устроившись в кресле.-Сейчас меня ждет захватывающий рассказ о моем земляке и тезке,который во многом копировал мою судьбу.Прошу вас,миссис Эллиот,расскажите же эту историю на «бис» персонально для меня!
Поняв,что хозяин откровенно издевается над ней,Адели,опустив глаза,произнесла:»Извините…Грешна.Клянусь,что впредь буду держать язык за зубами.Только не увольняйте ради бога мою Николь…Она не виновата-Николь молчала…»
-Не благородно,леди Эллиот,распространять сплетни о человеке за его спиной.-сказал Йоханнес,умерив свой пафос,приобретенный за годы работы в театре.-Мне ли,простолюдину,напоминать об этом супруге лорда.
-Вы ведь не уволите меня?-с надеждой в глазах смотрела она на него.
-Разумеется нет,ведь кто же,как не вы,станет работать на меня лишь только за проживание в моем доме.Но учтите-я потерял к вам доверие навсегда.-холодно проговорил Йоханнес.-Да,и если уж это так беспокоит вас…Увы,Артуру не суждено иметь родных братьев и сестер.Зато скоро мой брат ощутит сладкий вкус отцовства.У них с Лилией все серьезно-Элиас много мне говорил о своих отношениях с ней.Надеюсь,я утолил ваше любопытство.
И он ушел,оставив слуг,сгорающих со стыда,на кухне.Совсем перехотев есть,Йоханнес решил лечь спать.Сегодня был бешеный день;рано утром,в половине седьмого,он,устроившись в поезде,отправился в Литлфорд,куда прибыл в десять утра.В двенадцать он уже разогревал связки на пении арий из известных мюзиклов,находясь в театральном колледже.Лишь в половине третьего до него дошла очередь к сдаче экзамена.Йоханнес,никогда не учащийся в школе,плохо адаптировался в колледже среди студентов,которые были моложе него лет на десять.Как показал его опыт,домашнее обучение вредит процессу социализации.Йоханнес с облегчением подумал о том,что не зря он отдал своего сына в школу.Однако,он быстро сдружился со своими юными коллегами,которые однажды насмешили его тем,что с чего-то взяли,что ему двадцать лет.Узнав,что Йоханнес приближается к порогу тридцати,юные актеры смутились и даже отстранились,но он утешил их тем,что их возраст для него непринципиален.Так он и обрел новых приятелей в лице совсем еще молодых парней,можно даже сказать,мальчиков.Им нравилось общаться с ним,ведь Йоханнес уже набрался жизненного опыта и мог многому научить их.Едва сдав экзамен по вокалу,Йоханнес двинулся на вокзал,откуда уехал в Нью-Роут.
Едва ли не с разбегу запрыгнув в кровать,он,зарывшись в подушках,собрался уже уснуть.Только вот не тут-то было.Дар,то ли от Дьявола,то ли от Бога,снова нарушил его покой.Йоханнес,не открывая глаз,услышал чей-то голос.
-Вот еще бы чуть-чуть и ударился бы затылком о спинку кровати!-с ним говорил какой-то мужчина.-Ох уж эти юноши,до чего нетерпеливые!Не мог,что ли,спокойно лечь?
«Второй раз за день меня принимают за мальчика…Как приятно!»-подумал про себя Йоханнес,не открывая глаз.Он уже догадывался,что к нему снова явился кто-то сверхъестественный.Да что же это за наваждение?Ему слышатся голоса и видятся несуществующие люди.»По-моему,я болен…»-снова подумал Йоханнес.
-Ну здравствуй,очередной визитер с того света.-раздраженно проговорил Йоханнес,взглянув на него.-Что,в феврале под землей холодно и вы все решили до лета прописаться в нашем доме,да?Или,подожди,дай  я угадаю…Ты одна из жертв моей мамы и ищешь выход из этого дома?Я вставать сейчас не буду,чтобы тебя проводить-мне лень.Скажу только,что дверь прямо по коридору и направо.
-Сынок,ты меня не узнаешь?-опечаленно проговорил Некто.-Ах,да,ты же был совсем малюткой,когда я ушел с Мариттой и Аннели…Откуда тебе помнить меня…
Йоханнес после его слов ошарашено стал оглядывать пришедшего.Перед ним стоял Аапо Ярвинен,его отец.На вид ему было не более сорока лет и он был красив.Густые светлые волосы спадали на его плечи,а в ухе он носил золотую серьгу-почти такая же была у Йоханнеса.Но Аапо вовсе не был женоподобным-напротив,в нем было слишком много мужского и брутального.Видимо,в него угодили Ильмари и его сыновья,а Йоханнес,скорее всего,пошел в мать.Его отец был одет совершенно не по моде двадцатого века-этот бархатный жилет поверх белоснежной рубашки в дополнении узких брюк выглядел сейчас совершенно нелепо.Трость и устаревшая шляпа из фетра-тем более.Йоханнес так одевался лишь при выходе на сцену,когда играл каких-нибудь денди.Выйдя из ступора,он произнес:»Извини,но я и вправду плохо тебя помню.»-проговорил Йоханнес.-«Скажи лучше,зачем пожаловал ко мне?»
-Я должен попросить тебя о том же,о чем тебя просил господин Бредберри.-сказал Аапо,присев на край его кровати.-Помоги нам обрести покой,сынок.Я уже много лет здесь.Этот дом опостылел мне,но я не могу выйти отсюда,ведь меня все равно не пустят за Ворота.
-Они убили тебя…-опечаленно проговорил Йоханнес.-Удивительно,как жив еще мой сын-мама тоже покушалась на него…
-Да,умереть от рук собственной дочери-это самое ужасное,что могло постичь меня…Они ведь опоили меня и завели в лес.Дальше я помню лишь то,как увидел себя со стороны и все понял…-рассказал ему отец.-Я думал лишь о том,чтобы ничего не случилось с вами.Пока вы росли,я ходил за вами,но не дальше Лиственной пустоши.Я закреплен за этим местом до тех пор,пока не уйду на свет и не обрету покой…Здесь,кроме меня,еще твоя мать,сестра и Жанна-твоя супруга.Хорошая девчонка,кстати.Но я завидую ей-она может ходить куда угодно,ведь ее пускают за Ворота.А ее отца,господина Бредберри,не пускают… А с остальными ребятами я не общаюсь-они молоденькие,с ними скучно.
-И сколько вас здесь?-спросил Йоханнес,подозревающий себя в сумасшествии.
-Не считая тех,кого я перечислил,человек тридцать.-сообщил Аапо,протянув к нему руки,чтобы обнять.Но Йоханнес,словно обожженный ужасом,резко отстранился.-Не бойся меня,Йоханн.Я ведь не холодный труп,а бестелестное существо…Позволь,я коснусь тебя…Ты же разрешаешь сделать это Жанне,когда она приходит.
Йоханнес,слабо веря в то,что происходит,все же поддался.Аапо нежно прикоснулся к нему и Йоханнес,как ни странно,ощутил тепло.Внезапно голос Аапо задрожал и Йоханнес ощутил,как ему на шею упала слеза отца.
-Мне было так больно осознавать,что я больше не смогу обнять вас перед сном…-говорил Аапо.-Но по-настоящему я страдал,когда вы надолго уехали из дома учиться,будучи подростками.Все,что я видел в те годы-это опостылевшие пейзажи Лиственной пустоши и место,где я встретил смерть…А когда от скуки я заходил в дом,мне приходилось видеть Аннели,которая,подобно императору Нерону,убившиму мать,лишила жизни родного отца…
В этот момент сердце Йоханнеса замерло и он сам ощутил,как глаза его налились слезами.В последний раз он был так сентиментален в тот день,когда его покинула Жанна.Слова Аапо не были давлением на его жалость.Нет,отнюдь.Это была реальная трагедия  из жизни одного,ныне не существующего в этом мире человека. То,что случилось с ним-чудовищно.Действие сумасшедшей Аннели не поддается оправданию и,тем более,прощению.Какие же ужасные тайны хранит его семья…
-Я очень хотел бы вам всем помочь и особенно тебе,папа…-уже не скрывая слез,говорил Йоханнес.-Но я не знаю,что я должен сделать для того,чтобы вы смогли обрести вечный покой…
-Пойдем со мной в лес.Я покажу тебе свою могилу.-с надеждой на его доброту,звал Аапо.-Я прошу тебя лишь о немногом-похорони меня по-человечески,по-христиански…
-Но сейчас зима,лед сковал землю…Я не смогу добраться до нее через слой снега.-говорил Йоханнес.-Ты сможешь подождать до весны?Или тебе совсем плохо здесь?
-Я подожду сынок,я подожду…-послушно ответил отец.-Если ты не будешь против…Я стану оберегать твою служанку,ведь она носит дочь моего старшего сына.
-Нет,папа,я не против.-попытался улыбнуться Йоханнес.-И я обязательно помогу тебе и всем,кто здесь…Только весной.
Аапо еще немного побыл с ним,после чего ушел,решив не докучать своему взрослому сыну.А Йоханнес,оставшись один,конечно же не смог уже заснуть.Он думал о том,что явление его отца в это время и в этом месте-не случайно.А что если это была вовсе не проказа его помутившегося от горя рассудка?Кто знает…Но в Мэринг-Лайн к психиатру Мартину Берроузу,что живет на Лорд-Стрит,съездить надо.И желательно бы еще побеседовать об этом со священником.Скептик Йоханнеса до сих пор не мог покинуть его душу.Но,похоже,в его случае ни доктор,ни священник не помогут.Помочь себе может только он сам…


Рецензии