Мистерия иллюзий. И грянут битвы. Глава 36

Тепло семьи

Йоханнес и Элиас проживали в особняке господина Уиттакера уже три с половиной недели.В десятых числах мая они покинули свой дом,оставив племянников и сына на попечение слуг и Кертту.Это так нелепо:в их распоряжении четыре  человека слуг,но в то же время они сами прислужничают!Однако,какое бы ты не занимал место в обществе и кем бы не был,во времена нужды приходится забывать о своем положении.Странно,что во время войны и голода этот лорд живет в роскоши.Наверное он успел нажиться за годы на женской обуви,которую производили на его заводе,что достался ему в наследство от отца.Но это не сильно волновало братьев.Они просто выполняли свою работу и получали за нее деньги.В один из дней Йоханнес,угрюмо выходя из своей спальни и вспоминая события прошлой ночи,когда ему вновь явилась во сне Жанна,встретился на лестнице со старым лордом.Господин Уиттакер шел из ванны в свои покои,одетый в шелковый халат и источающий приятный запах мятного мыла.
-Добрый день,мой господин.-приветствовал его Йоханнес,чувствующий себя униженным.Он привык,что так обращались к нему и Йоханнесу было больно душить свою гордость во имя средств к существованию.
-Привет,Йоханн.-добродушно улыбнулся ему старый лорд.-Нет ничего восхитительнее,чем понежиться среди дня в горячей ванне с травами.Глядя на вас с Элиасом,я немного завидую вам,ведь мне никогда не доводилось париться в настоящей сауне.
-То,что мы финны не обязывает нас посещать сауну.Скажу даже больше-я смутно представляю себе ее строение.-холодно,но не отступая от этикета,проговорил он.
-Йоханнес,пройдем в мой кабинет.-позвал Уиттакер.-Мне нужно поговорить с тобой.
-Да,мой господин.-Йоханнес,повинуясь,пошел за ним.
Кабинет лорда представлял собой богато обставленную комнату с шелковыми портьерами синего цвета и гобеленом с диковинным узором на стенах.Уиттакер располагал большой библиотекой и коллекцией антиквариата.Усевшись в кожаное кресло,старик предложил присесть и Йоханнесу,но тот любезно отказался.
-Йоханн,я вижу,что ты носишь обручальное кольцо.-заметил лорд.-Ты женат и мне как-то неудобно говорить с тобой об этом…
-Вас смущает то,что я женат?-уточнил Йоханнес.-Что ж,не стесняйтесь,говорите.Быть может,если я скажу вам,что я вдовец,вы перестанете смущаться?
Его тон был дерзким,но это ничуть не оскорбило Уиттакера.
-Тогда я еще больше смущен.-проговорил лорд,заерзав в кресле.-Но моя дочь совсем плоха.Расставание с мужем убило ее морально и в отчаянии она решила утешиться влюбленностью…Я думаю,ты понимаешь,к кому она неровно дышит.
-Да,чувства девушки голубых кровей к простому фокуснику-это так романтично.Мне очень приятно,но чем,собственно,я могу быть полезен?-в недоумении спросил Йоханнес.
-Ты не мог бы сделать вид,что тоже неравнодушен к ней?-попросил лорд,шокировав своего слугу.-Поухаживать,проявить внимание и сочувствие.Даже если этот фарс зайдет слишком далеко-я,узнав об этом,не покараю тебя.Только прошу,Йоханнес,облегчи страдания моей Фионы!Я заплачу тебе любые деньги.
Йоханнес,едва представив себя с ней,пришел в замешательство.Нет,никакая сумма денег не сможет окупить его вечной боли.Он не предаст ту,которую любил…Йоханнес не омрачит ее светлой памяти и не нарушит клятву верности,данную у алтаря.
-Тот факт,что я ваш подчиненный,не дает вам права просить меня о невозможном.-проговорил Йоханнес с тенью злобы в глазах.-Еще одно такое предложение,мистер Уиттакер,и эпоха иллюзий в вашем доме закончится.Во всяком случае,в нашем с Элиасом лице.
Йоханнес понимал,что дерзость не доведет его до хорошего,но ему уже было все равно.В порыве негодования,он забыл о том,что у него есть Артур,детство которого не должно закончится,едва начавшись.Йоханнес думал,что его ультиматум станет предтечей увольнения,но,к его удивлению,старый лорд заговорил с ним доброжелательно.
-Твоя гордость вызывает уважение.-проговорил Уиттакер.-Я слышал,что все скандинавы горды,как ястребы,но мне казалось,что это лишь сложившийся стереотип.Извини,я не должен был даже заводить этот разговор.Прими мои соболезнования,ведь я тоже однажды потерял жену…
Откланявшись,Йоханнес ушел.Сейчас его ждет очередная встреча с Фионой,ведь он обещал вчера вечером показать ей трюк с превращением воды в вино.Уже все готово,оставалось лишь красиво это обыграть…Но видеть ту,которая посредством своего отца могла занять место Жанны в его душе,вернее,в его материальном пространстве,Йоханнесу теперь было откровенно противно.Благо,послезавтра заканчивается срок его службы в имении Уиттакера и они с Элиасом возвращаются домой,в Лиственную пустошь.
В пятницу вечером,в последний раз порадовав дочку лорда своими чудесами,братья двинулись на север королевства.Йоханнес умолчал о разговоре с лордом,решив избежать откровений даже с братом.Вскоре неприятное впечатление о лорде забылось,а осадок,оставшийся в его душе после той беседы,растворился в бесконечности бесплотного.Ему некогда было накручивать себя мрачными думами и самоистязательством,ведь в их доме намечается череда праздников.Завтра Артур вступает в отрочество,а сегодня он встретит очередную годовщину со дня своего прихода в этот мир.Йоханнес по поводу предстоящего дня рождения сына решил подарить ему то,о чем мальчик так грезил.Артуру очень нравилось творчество норвежского композитора Эдварда Грига и он мечтал разучить на фортепиано что-нибудь из «Пер Гюнта».Но в Лиственной пустоши были лишь ноты Шопена,горячо любимого Йоханнесом.Было очень сложно разжиться нотами,но он умудрился выкупить у одного нью-роутского старьевщика потрепанный сборник нот.Чего не сделаешь,чтобы порадовать того,ради которого живешь.К тому же Артур этого и в самом деле заслужил-он,в отличии от непоседы-Пертту,прилежно учился и отлично себя вел.
-Сегодня и у Ильмари праздник…-проговорил Элиас,вспомнив о брате-воине.-Он,наверное,и забыл,что такое веселье…
-Как-будто мы помним.-равнодушно сказал Йоханнес.-Бегаем,как крысы,от постоянной угрозы.Сегодня мне исполняется двадцать семь,а я сомневаюсь,доживу ли я до следующих своих именин.Вернуться бы на десять лет назад,во времена,когда мы еще не знали бед и смертей…
-Скоро все закончится,Йоханнес.Я чувствую сердцем,что однажды в наш дом придет покой и благополучие и все вернется на свои круги.
-Конечно скоро в наш дом придет покой,ведь в июне восемнадцатого года к нам вернется живой и почти здоровый Ильмари.-проговорил Йоханнес.-А в конце августа следующего года у тебя родится дочь.Я знаю,кто станет твоей женой,но,боюсь,что мое заявление ошарашит тебя.
-И кто же?-в его разум закрадывалась догадка.
-Лилия.-совершенно спокойно сказал Йоханнес.-Она давно любит тебя,а ты еще в смятениях.Но будь уверен,в конце июля тебе все станет ясно и случится то,что должно было случиться.
-Но откуда ты все знаешь?-удивленно произнес Элиас.-Я начинаю бояться тебя.Такое ощущение,что ты-не от мира сего.
-Я и сам не понимаю,что заставляет меня говорить этот абсурд.-равнодушно проговорил Йоханнес.-Все началось еще тогда,когда была жива наша мама.Я угадываю и оказываюсь прав.Интуиция и ничего более.
В середине дня братья достигли моста через Литл.Уже по истечению двадцати минут они оставили в стойле Викинга и Штиля,направившись в сторону дома.Там уставших путников ожидал богато накрытый стол.Да,хоть и унизительно было работать на лорда,приятно теперь пожинать труды своего предыдущего пребывания в его доме.На первое блюдо было подано калаккейто не с дешевой путасу,а с жирным лососем.Финский суп был заправлен не жидким молоком,а настоящими сливками!Экреоря с жареным картофелем и селедочный салат заняли место на старом дубовом столе,который давно забыл те времена,когда Ярвинены сыто жили.Калалаатикко подали перед холодным блюдом в виде селедочного салата.Здесь было слишком много рыбы,почитающейся в этом доме и ее обилие было разбавлено десертом,представляющем собой кровяные блинчики.
-Боже мой,наверное я сплю…-проговорил Йоханнес,когда перед ним предстал стол,который изобиловал вкусной пищей.-Где вы добыли лосося и сливки?И кого зарезали,чтобы напечь блинов?
-Мы полгода откладывали деньги на то,чтобы накрыть стол в честь ваших с Ильмари и Артуром именин.-призналась Кертту.-В июле исполнится семь лет Эйно и Пертту.Я решила,что сегодня можно поздравить всех вас,а заодно и Элиаса,которому в апреле исполнилось тридцать два года.
-Тогда я поздравляю и тебя,Кертту,ведь у тебя День Рождения будет в августе.-смеясь,проговорил Элиас.
Женщина так и не сказала им,где сумела достать редкие в эти годы продукты.С брусничным вареньем и куриной кровью для кровяных блинчиков было все просто-она выкупила это у одного фермера из Плейг ровно так же,как картофель,яйца,молоко и другое.А вот за сельдью и лососем пришлось ехать в приморский Мэринг-Лайн…Как бы то ни было,даже во время войны душа требовала праздника.
Перед тем,как сесть вместе с семьей за стол,Йоханнес поднялся наверх и прошел в спальню Артура.Он застал сына как всегда опрятно одетого:недавно Кертту,перекроив с разрешения Йоханнеса три его рубашки,нашила одежды для своего племянника.Артур носил белую шелковую рубашку с кружевным жабо от старой блузки Николь,разбавляя ее ослепительно белый цвет черной жилеткой.Его классические черные брюки были в тон жилетке,а белоснежные мягкие волосы Артура спадали ему на спину.Артур носил на шее серебряный кулон с кельтским рисунком,который Жанна перед смертью завещала ему.Йоханнес замечал,что год от года мальчик все больше и больше становится похожим на него.»Боже,ну за что ему такое наказание?»-думал Йоханнес,глядя на сына.-«Неужели все мужчины моего рода будут настолько женоподобными?»Артур в это время любовался собой у зеркала,расчесывая деревянным гребешком свои восхитительные волосы.Заметив стоящего в дверях отца,который по своему обыкновению любил появляться так же внезапно,как и исчезать,Артур оставил все свои дела и бросился к нему.
-Отец!-воскликнул он,сжав Йоханнеса в своих слабых детских объятиях.-Я так скучал по тебе и даже не надеялся увидеть тебя в день своего рождения…
-Что бы ни случилось,я бы все равно был бы с тобой в этот день,Артурри.-проговорил Йоханнес,по привычке поцеловав ему ладонь.-Ты видишь,что я не с пустыми руками?
-Ой,а что это?-с детским восторгом от предвкушения чего-то приятного,воскликнул Артур.-Эд-вард Григ.Пье-ссы для…-он пытался прочесть по слогам.
-Не утруждайся,это пьесы для фортепиано.-Йоханнес с улыбкой вручил сыну сборник нот.-Здесь же ты найдешь некоторые вещи из горячо любимого тобой «Пер Гюнта».Учи это,Артур,и наслаждайся прелестью музыки.
-Я об этом так давно мечтал,отец!-мальчик ликовал.-Ты осуществил мою мечту и я счастлив!Спасибо тебе огромное!Я люблю тебя!
Артур еще долго не разжимал своих объятий и осыпал отца поцелуями,после чего произнес:»А у меня тоже для тебя кое-что есть…»
И Артур надел ему на шею маленькую,но очень аккуратную подвеску в виде паука,сплетенного из черного бисера.Йоханнес знал о страсти сына к различного рода рукоделиям,но он и представить себе не мог,насколько красиво это получается у Артура.При этом ему никто помочь не мог,ведь,насколько было известно Йоханнесу,ни одна женщина из его дома никогда не имела дело с бисероплетением.
-И тебя с Днем Рождения,отец!-проговорил Артур,снова прижавшись к нему.
-Спасибо,мой мальчик.Ты очень красиво плетешь…Я бы не поверил,что это ты,если бы сам не видел.-проговорил Йоханнес.-Мне очень приятно.
Вскоре они прошли к столу.На кухне уже собралась вся семья.Кертту разливала по кубкам сваренный сегодня глёг.
-Именинники пришли позже всех.-с доброй улыбкой заметила она.-Но вам сегодня можно все,мои дорогие.
Едва пригубив глёга,все члены семьи накинулись на еду.Когда они на славу наелись,снова заплескалось вино в кубках.У братьев сложилось такое впечатление,что им довелось вернуться в далекий 1908 год,когда еще их не коснулись беды,пошатнувшие их счастливое существование.Тогда каждый вечер был праздником…В этот день Йоханнес впервые за все время не грустил.Ему некогда было грустить в этом теплом семейном кругу.Когда взрослые,подняв кубки за здоровье именинников и счастье клана Ярвиненов,осушили их,маленькие Пертту и Эйно с разрешения матери вышли из-за стола и подошли к Артуру.Дальше случилось то,чего не ожидал никто.Тихий и равнодушный к своему кузену Эйно обнял его,после чего примеру брата последовал и Пертту,который до сегодняшнего дня игнорировал Артура.
-С Днем Рождения тебя,Артур.-искренне улыбнулся ему Пертту,поздравив брата заранее.-А давай с сегодняшнего дня дружить?
-А разве мы не дружили раньше?-удивился Артур.
-Я всегда чувствовал тебя только другом,но я хочу быть твоим братом.-сказал Пертту.-Так мы будем дружить как братья?
-Еще спрашиваешь?Конечно же будем!-воскликнул Артур и снова обнял его.
Это было так трогательно,что некоторые присутствующие за столом взрослые прослезились.Кертту,вытерев слезы,произнесла:»Так пусть же братья дружат,их отцы будут живы,здоровы и так же молоды,а война пусть изживет себя…»


Рецензии