Грубый черновик романа...

Я думаю, что первый вариант книги любого объёма должен занимать не более трёх месяцев, протяжённость времени года. Если превысить, то вещь приобретает странное ощущение чуждости. Стивен Кинг. // После разработки плана Лев Толстой обычно писал черновой эскиз произведения без деталей и оттенков, как бы торопясь закрепить «изюминку» вещи. Потом следовала многократная отделка чернового эскиза, не прекращавшаяся даже во время печатания произведения, как это было, например, с публикацией «Войны и мира» в «Русском вестнике». // Повесть вышла, как я и предполагал, чуть побольше четырёх листов. При доделке вытянет на пять, у меня все вещи потом дописываются, ибо черновики я пишу быстро, строю каркас, а потом уж дорубаю, доделываю и дописываю. Виктор Астафьев. // Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, исправляя неправильности выражений. Лев Толстой. // Большинство авторов сначала пишут грубый черновик романа, а потом долго над ним работают, добиваясь качественных улучшений. Не стремись сразу превращать рукопись в шедевр. Педантом станешь, когда дойдёт до редактуры. Тогда будешь сидеть над каждым словом, раздумывая, что с ним делать: оставить, заменить или вычеркнуть. Попытка писать и править одновременно приводит к неоправданному затягиванию работы, а порой и к творческому кризису. Джеймс Фрэй. // Странно покажется, что в месяц мог быть написан почти весь роман. Даже невозможно, но надо вспомнить, что он созрел у меня в голове в течение многих лет. Мне оставалось почти только записать его. Во-вторых, он ещё не весь, и требует значительной выработки. Наконец, может быть, я написал кучу вздору, который только годится бросить в огонь. Иван Гончаров. // Есть нижний предел даже у заведомого черновика. Михаил Веллер. // Одни стремятся изложить весь материал, не занимаясь отделкой каждой фразы. Другие, напротив, ничего не оставляют на потом, переделывают написанное, пока не будут им удовлетворены. Хотя правят нередко и окончательный вариант. Характер работы над черновиком бывает разный. В частности, первым способом работал Фёдор Достоевский, вторым – Максим Горький. Первый способ кажется более разумным. // Важно вовремя набрать скорость, тогда легче подниматься в гору. Мой совет – прерывайся на полуслове. Пусть строфа или глава останется недописанной. Назавтра охотнее берёшься за продолжение работы, сильнее тянет к бумаге. Начинать труднее, чем дописывать уже найденное. Усядусь, допишу строфу, и легче пишется новая. Александр Твардовский. // Всегда останавливайся, пока ещё пишется, и потом не думай о работе и не тревожься, пока снова не начнёшь писать на следующий день. Думай о чём-нибудь другом. Этому непременно надо научиться. Эрнест Хемингуэй.


Рецензии