Памятник на Казанке
Это сооружение хорошо знакомо всем жителям города Казани, ведь проезжая по Кировской дамбе, невозможно не обратить внимания на этот памятник, возвышающийся над водой недалеко от берега реки Казанки. Правда о времени его постройки, и предназначении уже мало кто помнит, считая, что он возведен по приказу самого царя Ивана грозного, в память о Русских воинах, погибших в войне 1552 года. 1. Поэтому этот памятник очень негативно воспринимается Татарским населением города, ведь среди коренных жителей он считается символом победы Русских над Казанью. Вновь вернувшись к событиям тех далеких лет, попробуем проследить подлинную историю появления этого памятника. Для этого необходимо, обратившись к летописным источникам посмотреть, что же происходило вокруг Казани летом и осенью 1552 года. Вот как рассказывает об этих событиях Казанский летописец, (Казанцы же нисколько не смирились, но больше кровопролития желая, выходят из города и из лесов постоянно встречный бой устраивая. Но многие победы дал бог христианскому воинству у города, и в лесах многие Казанцы убиты были, также и живых много взято было). 2. Самый большой Татарский отряд, о котором рассказывает летописец, в десять тысяч конных воинов, снабжавшийся продовольствием, пополнением, и оружием из Арской крепости, каждый день выходил из за оврага на Арское поле, и нападал на стоявшее у стен Казани Русское войско. Судьба этого отряда оказалась очень трагичной. (Русские воеводы спрятали в лесу за оврагом несколько полков стрельцов вооруженных пищалями, и когда Татары после очередного нападения на войско у Казани попытались уйти обратно в лес, их с двух сторон окружили в овраге и всех перебили. Часть Татарских воинов, пыталась прорваться вдоль оврага, к реке Казанке чтобы переплыть на другой ее берег, но сделать это у них тоже не получилось). 3. Таким образом, в овраге на краю Арского поля осталось лежать десять тысяч не захороненных Татарских воинов. Еще сложнее было воевать с Русскими воинами, укрывшимися за щитами из жердей небольшим Татарским отрядам, ведь на каждую выпущенную ими стрелу, в ответ летели десятки, если не сотни стрел и пуль. Можно сказать, что Татарские воины видимо сознательно шли на самопожертвование, ведь они отлично понимали, что вероятнее всего будут убиты в бою, не нанеся противнику какого либо серьезного урона. Основная масса воинов с обеих сторон, наверное гибла в рукопашных схватках, когда после кратковременного боя, Татарский отряд начинал отступать, а Русские воины выходили из за своих укрытий для его преследования. Поле боя, на котором оставались лежать убитые, и раненые, всегда оставалось в руках Русских воинов. Своих раненых или убитых, они уносили в военный лагерь, где раненым оказывалась возможная помощь, а убитых временно хоронили тут же около защитных сооружений. К погибшим Татарам, видимо относились совсем по другому, забрав в качестве трофеев все более или менее ценное, их мертвые тела просто сбрасывали в ближайший к полю боя овраг или яму. Большое количество погибших Казанцев, оказалось в оврагах вокруг города сразу после окончательного штурма Татарской крепости. Вот что об этих событиях говорит автор рукописи. (И лежали тела их как сенные громады, по улицам же невозможно пройти было но по крышам домов ходили). 4. В этих строчках нет ничего необычного ведь известно, что основная часть жилых, и хозяйственных построек внутри Татарской крепости были полуземляночного типа. Сразу после взятия Казанской крепости, по словам летописца произошло следующее, (И велел царь большим дрябям пехотинцам чистить город, и царский двор, и улицы все, и площади, и всех убитых Казанцев трупы вон из города вытащить, и далеко от города побросать на пустом месте, псам и зверям на съедение и на раздробление воздушным птицам). 5. Конечно же, Русские воины, которым было поручено заниматься этой очисткой, предварительно забрав все ценное, просто сбрасывали мертвые тела Татар в ближайшую яму, или овраг, и вновь спешили в крепость, где можно было дополнительно поживиться. Через два дня после взятия Казани войсками царя Ивана Васильевича, то есть 4 октября 1552 года он приказал игумену Иоакиму с почестями похоронить погибших Русских воинов в общей могиле на берегу реки Казанки. Учитывая количество защищавших Казанскую крепость Татар, которых было примерно тридцать тысяч, Русских воинов 2 октября должно было погибнуть много, ведь известно, что идущая на приступ укреплений сторона всегда несет больше потерь, чем обороняющаяся. По словам профессора Казанского университета, господина Фукса К. Ф. при взятии Казани погибли, и были похоронены в братской могиле на реке Казанке, рядом с рядовыми воинами 4 воеводы и 198 детей боярских. Вокруг братской могилы, по приказу Московского правителя, высадили саженцы вязов, обозначив ими границы захоронения, а на горе, царь повелел основать монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого было приказано вечно молиться за убитых воинов. Монастырь был построен, в одной версте от кремля на берегу реки Казанки. Это место было известно тем, что там во время Казанских походов Русского войска, всегда располагалась ставка и походная церковь царя Ивана Васильевича. Поскольку монастырь был построен на низком берегу Казанки, то вскоре он начал подмываться водой во время весенних разливов реки. По просьбе настоятеля монастыря игумена Иоакима, в 1560 году, царь разрешил перенести монашескую обитель на новое место, на одну версту ниже по течению реки, на гору, называемую Змеиной. После того как Русское войско сняло осаду и ушло от стен Казани, вокруг города, вблизи от него, осталось множество временных наспех устроенных захоронений, в которых лежали убитые Русские воины, погибшие летом и осенью 1552 года. Вокруг же города, во всех низинах, ямах, и оврагах, осталось лежать множество мертвых тел Татарских воинов. Казань как уже упоминалось ранее, была завоевана 2 октября, поэтому спустя уже небольшое время наступила зима, покрыв все поле, где происходили стычки между Русскими и Татарами снегом. Когда следующей весной снег растаял, Казанские Татары, даже если и имели бы возможность похоронить своих погибших родственников, не могли этого сделать, ведь опознать среди попорченных зверями и уже разложившихся трупов своих близких, было просто невозможно. Со временем во всех оврагах вокруг города осталось лежать множество забытых человеческих костей, на которые уже никто не обращал внимания. Постепенно Казань стала расширяться, уже не умещаясь в прежних своих границах, окрестности города, такие как ханские луга, примыкающие к реке Волга, и Арское поле стали застраиваться особняками богатых купцов и дворян. Мешавшие расширяющемуся городу остатки воинов, из могил вокруг него, стали постепенно переносить либо в братскую могилу на реке Казанке, или на вновь образованное городское кладбище, на Арском поле, и у Зилантова монастыря. Такое положение сохранялось до 1812 года, когда Россия выиграла войну, победив Наполеона. Так совпало, что на волне победной эйфории, местные городские власти, наконец обратили внимание на то, что вокруг города, в оврагах, и низинах, уже сотни лет лежит много не захороненных человеческих останков. Поэтому ими было принято решение, собрать все человеческие кости в одном месте, и установить над ними памятный знак с надписью, всем воинам, павшим в войне 1552 года. С выбором места для установки такого памятника проблем видимо не возникло, ведь на реке Казанке около Зилантовой горы, уже с давних времен имелось большое воинское захоронение, где в братской могиле лежали Русские воины, погибшие в той войне. Непосредственно на месте захоронения воинов, называемом в то время Русским кладбищем, еще в шестнадцатом веке была поставлена небольшая часовня. Саму же могилу, горожане называли убогим домом, по простонародному божедомкой, или просто вязком, ведь вокруг братского захоронения во множестве росли старые столетние деревья. Впервые задумался о постройке мемориала павшим воинам архимандрит Зилантова монастыря Амвросий Сретенский решив на свои средства поставить памятник, в виде столба, у братской могилы Русских воинов. Для этого, 12 июня 1811 года он обратился к Казанскому архиепископу Павлу, и к городской думе, с просьбой оказать ему в этом деле возможное содействие. Поскольку земля, к тому времени уже отошла от монастыря в городскую собственность, то 2 сентября 1811 года городская дума дала свое согласие на установку памятника, при двух условиях, что он займет не более двух квадратных саженей площади, и монастырь не станет создавать препятствий для судоходства на реке Казанке, запрещая например торговым судам приставать к этому берегу. Когда архимандрит Амвросий сумел собрать 1500 рублей (всего по его расчетам требовалась гораздо большая сумма, в 5000 рублей), проект памятника был отправлен на утверждение Русскому императору. Александру первому проект не понравился, и он поручил переделать его столичному архитектору Николаю Федоровичу Алферову. Царь Александр первый, 12 февраля 1812 года утвердил обновленный план памятника, а уже 29 июня 1813 года, он был торжественно заложен, в присутствии членов Правительствующего сената, и Опекунского совета, из за войны временно эвакуированных в город Казань. Сам царь, из своих средств выделил на постройку памятника 5000 рублей, императрица Елизавета Алексеевна 2000, мать императора Мария Федоровна 1000, внесли свои вклады, и великие князья с княгинями, а всего от царской семьи, в фонд постройки памятника поступило 10000 рублей. В 1820 году Александр первый передал на строительство этого монумента еще 5000 рублей. По всенародной подписке стали поступать пожертвования и из других источников, от частных лиц, купеческих обществ, дворянских собраний, духовенства и губернаторов почти всех губерний Российской империи. Всего же к концу строительства было собрано 106399 рублей (по другим же сведениям 100135 рублей). Пока собирались деньги необходимые для строительства, по распоряжению местных властей со всех окраин города, к месту, где уже начались работы, стали свозить собранные из оврагов и низин вокруг Казани человеческие кости. Утвержденный проект предполагал постройку всего комплекса в три этапа. Сперва предполагалось построить большой заглубленный в землю круглый склеп, внутри которого, должны были лежать перенесенные туда из братской могилы останки Русских воинов. На втором этапе планировалось засыпать снаружи погребальную камеру землей, с захоронением в ней собранных вокруг города человеческих костей, до образования своего рода холма скрывающего склеп. И в конце работ, установить на его вершине, над склепом сам памятник, в виде четырехгранной усеченной пирамиды. Хотя везде говорится об усеченной пирамиде, но можно предположить, что авторы проекта представляли его себе, в виде царского шатра стоящего на высоком холме, или походной церкви самого Ивана Васильевича, в которой он ежедневно молился, когда Казань еще находилась в осаде. На первом этапе строительства, когда стены склепа, и перекрытие были уже готовы оказалось, что Русских костей значительно больше, чем может поместиться внутрь могилы. Поэтому на этом этапе, пока работы по засыпке холма еще не началась, проект немного изменили, построив вокруг склепа дополнительное помещение, в виде охватывающего его кольцом подземного хода, с нишами, в которых предполагалось так же разместить человеческие останки. Видимо для этих же целей соорудили отходящий в сторону Казанской крепости, имеющий символическое значение участок склепа, в виде подземного хода. Затем все эти не запланированные прежде помещения соединили проходом с основной погребальной камерой. Непосредственным воплотителем проекта Алферова считается казанский архитектор Александр Кириллович Шмидт, окончивший Академию художеств в 1806 году. С 21 октября 1818 года строительство памятника шло уже под его непосредственным руководством. Именно Шмидт решил заменить, предложенную в проекте кирпичную облицовку фасада храма, на облицовку из белого опочного камня. Возведение памятника было закончено в 1821 году, а внутреннее обустройство храма закончили к лету 1823 года. Памятник был освящен 30 августа (или 12 сентября по новому стилю) 1823 года архиепископом Казанским и Симбирским Амвросием с крестным ходом, военным парадом, а также ружейной и пушечной пальбой. В 1830 году Казанское купеческое собрание взяло этот памятник на свое содержание, собрав для этого до 5000 рублей. С этого времени, по решению купеческого собрания, учреждается должность смотрителя памятника, жившего в построенном рядом с ним деревянном доме. Смотрители всегда назначались из отставных офицеров, имевших ранения, боевые награды и другие поощрения. Городская дума по предложению купеческого собрания стала назначать попечителя памятника, это был как правило состоятельный купец, взявший на себя добровольно основные расходы по содержанию постройки. Так первыми попечителями были назначены, купец первой гильдии Крупеников Л. Ф. и купец Котелов П. И. Поскольку самому Зилантову монастырю стало трудно заботиться о масштабном сооружении, мемориальный комплекс передали в ведение военного ведомства. В 1834 году вокруг памятника соорудили железную ограду, закрепленную на каменных столбах. В 1837 году стены памятника покрыли листовым железом и окрасили в черный цвет, колонны и портики в белый, а сам крест был вызолочен. Вокруг памятника, в ограде находились старинные каменные ядра и чугунные пушки свидетели давних событий 1552 года. Около памятника, под навесом висели колокола, один большой и несколько меньших по размеру. В результате городской реформы 1870 года памятник перешел в ведение Казанской городской управы, и о нем теперь заботились уже не купцы, а городские органы самоуправления. Но должности попечителя, и смотрителя памятника сохранились и просуществовали до 1917 года. Сразу после революции, в сентябре 1918 года службы в храме памятнике прекратились, а сам он в дальнейшем подвергся разграблению и полному разорению. Известен например такой факт, что в советское время кости павших воинов мальчишки мешками сдавали в утиль, а похищенные из храма иконы один из местных жителей использовал в качестве досок при ремонте дворовых построек. В 1947 году памятник павшим воинам, был включен в список памятников архитектуры РСФСР, подлежащих строгой государственной охране. В 1956 году после заполнения Куйбышевского водохранилища, русло реки Казанки было изменено, и храм памятник оказался полностью окруженным водой. В 2004 году остров, на котором стоит памятник, был соединен мостиком, и насыпью с Кировской дамбой и стал доступен для посещений. В марте 2005 года храм был передан в ведение Русской Православной Церкви. Начались работы по восстановлению здания, ремонту и реставрации внешней и внутренней отделки. По словам назначенного смотрителя храма, при первых попытках разобрать завалы в подземной усыпальнице, было найдено много костей воинов вымытых водами водохранилища из под кургана, на котором стоит сам памятник. От завалов мусора были очищены лестницы, ведущие в склеп. Впоследствии, внутри гробницы был устроен бетонный саркофаг, в котором разместили все найденные кости. Поднятие уровня воды во время весеннего половодья, приводит к постоянному затоплению склепа, и всего основания памятника, смыванию грунта с холма на котором он стоит и обнажению останков захороненных в нем воинов. 21 июля 2005 года, во время празднования 450 летия Казанской епархии, памятник на реке Казанка посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй. 23 января 2006 года, Управляющий Казанской епархии, архиепископ Анастасий издал распоряжение № 1, об открытии в склепе под храмом памятником на реке Казанке церкви усыпальницы, в честь преподобного Илии Муромца, по образцу усыпальницы в Киево Печерской лавре, где хранятся мощи былинного богатыря. В 2011 году памятник был передан Свято Введенскому (Кизическому) монастырю города Казани. Настоятелем храма памятника, был назначен игумен Свято Введенского (Кизического) мужского монастыря Мефодий Зайцев. В заключении хотелось бы сказать, здесь захоронены не только Русские воины, погибшие в 1552 году, но и Татары, мужественно защищавшие свою родину от врага, поэтому это место могло бы стать общим для поклонения своим далеким предкам. Вопрос этот как мне кажется, могли бы решить представители двух основных религиозных конфессий города Казани, собравшись вместе и обсудив между собою, как правильнее использовать это сооружение совместно, для блага Русского и Татарского народов.
Список использованной литературы.
1. Фото автора.
2. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
3. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
4. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
5. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
Свидетельство о публикации №217022400692