Китай город
Конечно же, заголовок, который вы видите, никак не связан со страной имеющей одноименное название. Прочтя текст, размещенный ниже, вы узнаете о стихийно возникшем, еще во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева на территории Советского союза образовании, имевшем название Китай город. Знакомые с историей страны, конечно же помнят кто такой Хрущев, и наверняка слышали об одноименной оттепели во время его правления, когда жителям Советского союза немного приоткрыли железный занавес, дав возможность простым гражданам заглянуть за него и увидеть как живут люди на западе. Во время Хрущевской оттепели, впервые прошла очень крупная Американская выставка, посвященная достижениям этой страны, в технике и освоении космоса. В кинотеатрах страны, разрешили показывать западные фильмы, например такие, как Фантомас, или Великолепная семерка. Простые люди, прежде обсуждавшие политику страны сидя у себя на кухне из за боязни попасть в тюрьму, по статье антисоветская деятельность, получили возможность более открыто, не опасаясь преследования выражать свои мысли. Сам Никита Сергеевич, как наверное помнят все знакомые с тем временем люди, отличался неуемной очень деятельной натурой, ведь при нем, в стране началась бурная деятельность под лозунгом догоним и перегоним Америку, и было принято решение партии о том, что нынешнее поколение людей будет жить при Коммунизме. Бесправному сельскому населению, до этого жившему в колхозах, и не имевшему прежде документов начали выдавать паспорта, а сами небольшие сельские общины стали объединять в Совхозы, где предполагалось платить людям зарплату, как и рабочим занятым на городских предприятиях. Для достижения поставленной цели догнать и перегнать Америку, по всей стране стали строить заводы, домны, шахты, прокладывать железные дороги и оросительные каналы. Началось освоение целины, и грандиозное по всей стране строительство жилья, с целью переселить людей из подвалов, бараков, и коммунальных квартир на отдельную жилплощадь, во всем известные, еще сохранившиеся до настоящего времени так называемые Хрущевки. Планы у Советского правительства были большие, а вот рабочих рук, чтобы их осуществить явно не хватало, ведь большая часть мужского населения не вернулась с только что закончившейся второй мировой войны. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, руководство страны обратило свое внимание на большое количество женщин оставшихся без мужей, нигде не работающих, а живущих на пособия выплачиваемое им на малолетних детей. Чтобы привлечь эту не занятую на производстве группу людей к труду, правительством было принято решение, обязать каждое предприятие, построить, и содержать у себя на балансе детские ясли, детский сад, пионерский лагерь, профилакторий и базу отдыха. Кроме этого, для более быстрого достижения поставленных правительством целей, в стране стали практиковаться так называемые субботники, и воскресники, когда всех рабочих, в добровольно принудительном порядке заставляли выходить работать в выходные дни бесплатно. Кроме этого, обязанностью работяг было еженедельное посещение многочисленных партийных, профсоюзных, комсомольских, и цеховых собраний, естественно после того как человек отработает положенную ему смену. Обязанностью рабочих стало, и коллективное участие в демонстрациях первого и девятого мая, а так же регулярные, по графику выходы на дежурство в ДНД (добровольная народная дружина), где они нацепив на правый рукав красную повязку с надписью дружинник, должны были помогать милиции следить за порядком на улицах города. Естественно такие изменения в жизни людей многим не нравились, поэтому в стране стало нарастать сопротивление правительственным начинаниям, которое оформилось в два вида сопротивления. Рабочая молодежь, не желавшая за так участвовать в строительстве Коммунистического будущего, отдавая для этого все свои силы, стала все больше тяготеть к западному образу жизни, оформившемуся позднее в движение стиляг. Интеллигенция, имеются в виду преподаватели вузов, учителя школ, и инженерные работники на предприятиях, выбрали менее агрессивный способ сопротивления. Чтобы не участвовать, в строительстве не нужного им, нового Коммунистического будущего, интеллигенция организовалась в компании по интересам, и уложив рюкзаки, стала уходить на все выходные, и праздничные дни в леса, таким образом, впервые в стране появилось массовое самодеятельное туристическое движение. Рассмотрим эти два вида протеста по отдельности, и посмотрим, как это происходило применительно к городу Казани. Как переросло во время Хрущевской оттепели, объединение рабочей молодежи, в массовое движение, названное ими ЧЧТ, то есть(Чуваки, Чувихи, Тунеядцы), сказать сложно. Это были еще не стиляги, так как они носили самую обычную одежду и никак не выделяясь из общей массы молодежи. Первое время, у них считалось модным ходить в обычных сапогах и телогрейках. Единственное, что отличало их от обычных молодых людей того времени, это принципы по которым они стремились жить. В этом обществе существовал даже свой устав, который обязан был соблюдать каждый вступивший в организацию член ЧЧТ. Главным правилом было, не участвовать в строительстве Коммунизма, а значит не вступать в члены ВЛКСМ (проще говоря, не быть комсомольцем). Следующее правило гласило, молодой человек или девушка, пока еще молодость их не прошла, должны отдыхать и веселиться, а не горбатиться на государство, которое молодежи ничего не дает, а только обещает светлое будущее. Эта молодежь считала, что работать на производстве допустимо только зимой, а лето существует для отдыха, в компании своих сверстников. Чтобы обойти применявшуюся в стране уголовную статью об ответственности за тунеядство, молодые люди уже получившие паспорт, устраивались на работу, но проработав два или три дня переставали на нее ходить. Естественно, через какое то время их увольняли, с формулировкой за систематические прогулы, и у парня или девушки было впереди целых два месяца, в течении которых можно было отдыхать не опасаясь преследования по статье тунеядство. Например, запомнился такой случай, когда молодой человек устроился грузчиком в магазин. В первый же день его послали в подвал, поднимать с помощью подъемника товар в торговый зал. После подъема наверх нескольких ящиков, подача товара прекратилась. Спустившиеся вниз работники магазина обнаружили, что молодой человек уже успел выпить бутылку вина, которого в подвале было много. Естественно, его в тот же день уволили с работы, на что молодой человек и рассчитывал. Во главе молодежного движения стояли избираемые общим голосованием король, и королева, которых все называли королями девятки. Такое название было не случайным, ведь современная улица, идущая от дома культуры Ленина, в сторону Казанского кремля, называлась в то время Девятая союзная и считалась центральной улицей города. По названию этой улицы, лидер молодежи и именовался королем девятки. Как помнится, лидером почти все время существования общества ЧЧТ, был Васильев Геннадий, которого все больше знали под кличкой Генка Василек. Этот симпатичный молодой парнишка, какое то время учившийся в ФЗУ (фабрично заводском училище), и от природы обладавший огромным обаянием, стоял у истоков этой молодежной организации, а возможно сам ее и создал. От природы он обладал красноречием, способным убедить каждого, с кем начинал общаться, разбирался в технике и особенно хорошо рисовал. Каждый молодой человек, или девушка, вступавшие в организацию, оплачивали вступительный взнос, в размере пяти рублей, и получали небольшой нарукавный знак, с идущим по его краю ободком и вписанными внутри на круглом красном поле выпуклыми черными буквами ЧЧТ. Носить такой значок было необходимо сбоку, на правом рукаве в районе плеча. Изготовлялся он из целлулоида разных цветов, который можно было достать у рабочих сорокового завода, расположенного в Кировском районе, где из него делались детские игрушки и другая мелочевка. К задней стороне значка приклеивалась маленькая булавка, необходимая для его крепления к одежде. Членство в ЧЧТ давало молодежи много разных преимуществ, так как подразумевало коллективную защиту всех вступивших в организацию не только от уличных хулиганов, но и от БКД (боевой комсомольской дружины), и даже от милиции, которая очень часто просто опасалась связываться, с многочисленной и хорошо организованной молодежной группировкой. Через какое то время, состоявшие в обществе ЧЧТ молодые люди выработали свой разговорный язык, который позже активно использовали появившиеся в стране стиляги. Такие выражения как, чувак и чувиха, или хилять по броду (то есть гулять по главной улице), придумали именно члены этого общества. Такие слова как клеевая чувиха (хорошая девченка), перетереть мочалочки (то есть поговорить), или подбить клинья (то есть познакомиться) тоже их изобретение. Имелся у этой организации даже свой гимн, текст которого, несмотря на прошедшее время, я до сих пор отлично помню, так как молодые люди его часто пели.
Первый куплет звучал так. Большая страна Казань, лягавые там и тут, и куда ни глянь, глянь, глянь, козлы из БКД идут.
Второй куплет. Плохо в Казани жить, всюду кругом обман, нам остается пить, пить, пить, и путь наш лежит в ресторан.
Третий куплет. Мы в ресторане пьем, виски ликер коньяк, мы в ресторане пьем кубинский ром, пей молодой чувак.
Четвертый куплет. Пей молодой чувак, пей пропивай весь свет, все равно когда нибудь умрем, счастья нам в жизни нет.
Не желая работать на обещанное им светлое будущее, молодые люди регулярно ходили на танцы, устраивали пикники на природе, а иногда даже снимали полностью ресторан Маяк, который находился на перекрестке улиц Восстания и Декабристов. Популярностью пользовались открытые танцевальные веранды, в парке около дома культуры имени Ленина, и ДК. Урицкого, а в ресторане Маяк, молодежь сама могла диктовать, под какую музыку хочет танцевать. Модным в то время считался танец рок энд ролл, причем на пленочных пластинках встречались варианты этой музыки с русскими текстами. Так помнится, приходилось слышать такую танцевальную музыку, в сопровождении шикарного оркестра, но с текстом романса Очи черные. Песня начиналась с медленного вступления, как обычный романс, но после вступительной барабанной дроби, ритм ее становился быстрым, сравнимым например, с творчеством Элвиса Пресли. В памяти сохранились например мелодии, в которых были такие слова, (молодежный кабачок, чуваки кидают рок, а чувихи все кирные уже забились в уголок), или другая песня со словами, (на столе стоит бутылка кока кола, под столом лежит чувиха жопа гола, я ее бараю чучу напеваю), и так далее. Так откуда же молодежь брала деньги на все эти мероприятия? Во времена Хрущевской оттепели, в страну стало приезжать много иностранных туристов, и многие члены ЧЧТ честно говоря, занимались обыкновенной спекуляцией, покупая или выменивая у иностранцев все, что те могут предложить, начиная с игральных карт, сигарет, спиртного, шариковых авторучек, жевательной резинки, парфюмерии, полиэтиленовых пакетов с рисунками, которых в нашей стране просто не было и кончая одеждой. Кроме этого, они разработали, и наладили производство большого количества одноламповых радиостанций работавших в диапазоне средних волн. Эта одноламповая приставка (названная бородавкой), впаивалась в схему обычного радиоприемника, после чего появлялась возможность пользоваться им как передатчиком. Такая приставка как помнится, продавалась по цене двадцать пять рублей, а пользовалось ими такое большое количество народа, что на средних волнах, иногда не было слышно даже радиостанции Маяк, так как весь эфир был забит самодельными радиостанциями. Зона охвата такой приставки была довольно значительной, так достаточно свободно можно было принять сигнал даже из соседнего города Зеленодольска. С помощью радио молодежь знакомилась, парни назначали своим подружкам свидание, договаривались, кто на какую танцевальную площадку пойдет вечером, проигрывали друг другу новые, только что появившиеся музыкальные записи, которые удалось достать. Занимались члены ЧЧТ и продажей пластинок на рентгеновской пленке, правда изготовляли они их сами или просто перепродавали не совсем понятно. Вероятнее всего музыка на пленочных пластинках, и лентах магнитофонов была привозной, ведь поверить в то, что в Казани мог существовать такой профессиональный оркестр, который исполнял эти музыкальные новинки, было сложно. Популярной была так же торговля фотографиями, переснятыми из иностранных мужских журналов, которые печатались в фотолабораториях фабрики кинопленки (современная Тасма), на качественной авиационной пленке, которая там производилась. Стоила такая порнография достаточно дорого, если мне не изменяет память, от двадцати, до сорока копеек за одну фотографию. Постепенно внешний вид молодежи стал меняться, вошли в моду узкие брюки дудочки, широкие в плечах пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой подошве, и многие члены ЧЧТ постепенно превратились в обыкновенных стиляг. Например, сам король девятки, носил шикарный галстук, с полуобнаженной женщиной в купальнике, но стоило провести по галстуку рукой снизу вверх, как она оказывалась голой. Боевая комсомольская дружина периодически устраивала рейды, по танцевальным площадкам города. Особенно их раздражали, почему то узкие модные брюки, которые они резали ножницами прямо на человеке, и модные прически парней и девушек, которые они тоже обстригали. Страдала от комсомольской дружины, в основном обычная молодежь пытавшаяся одеваться модно, но как только на танцевальной площадке появлялись члены ЧЧТ, комсомольцы сразу исчезали, ведь бывали случаи, когда их сильно били за подобные действия. В течении нескольких лет, Казань была под полным контролем созданной молодежью организации. Короля ЧЧТ первый раз арестовали в городе Москве, где он пытался наладить отношения с появившимися там к тому времени стилягами. Помнится в центральной газете Правда, тогда вышла огромная занявшая целый разворот статья посвященная Казанской ЧЧТ. Конечно, на молодежь газетчики попытались повесить всех собак, утверждая, что по ночам она занималась грабежами, нападая на прохожих, после чего добытые таким способом деньги пропивались. В газетной статье было опубликовано, и покаянное письмо королевы ЧЧТ, обыкновенной работницы хим. Завода имени Куйбышева (современная Тасма), которая клялась, что не хотела противопоставлять себя Советской власти, а ей просто нравилось, с каким почетом, и уважением относилась к ней Казанская молодежь. После ареста лидера государство серьезно занялось борьбой с подпольными радиостанциями, которая продолжалась больше года, для чего привлекались значительные силы, с переносными пеленгаторами. Попавшимся радио хулиганам, как их тогда называло государство, грозил не только очень большой штраф, но и конфискация всего найденного в доме при обыске радиооборудования, куда входил не только сам приемник, но и проигрыватель и магнитофон. Сам я членом ЧЧТ, в силу своего возраста еще не состоял, хотя многое знал об этой молодежной организации, и даже участвовал в изготовлении членских значков, ведь король девятки, жил в одном со мной доме. Помнится за изготовление одного такого значка, Василек платил по двадцать копеек, так что за день можно было заработать несколько рублей, а это по тем временам для подростка очень большие деньги. Однажды, он даже подарил мне такой значок, сказав при этом, хотя по возрасту, ты еще мал, чтобы быть членом ЧЧТ, но в сложных жизненных ситуациях он может помочь тебе. Взрослые члены общества тебя всегда защитят от хулиганов, а БКД и даже милиция побояться тебя трогать. Помнится, однажды в начале лета, Василек подошел, к нашей компании пацанов, с которыми я стоял, и поинтересовался, куда мы ходим купаться. Узнав, что мы в основном купаемся, в озере около дома культуры Урицкого, он спросил, не хотели бы мы иметь автомобильные камеры, на которых можно плавать. Мы естественно ответили, что с удовольствием заимели бы их, но где такую ценность можно взять. Тогда Василек предложил, завтра с утра встретиться и он покажет нам место, где их можно раздобыть. На следующее утро он действительно пришел, как обещал, но одет был уже в простую одежду, а не тот шикарный заграничный наряд, который был на нем вчера. Всей компанией, человек семь или восемь, мы отправились к силикатному заводу, который расположен около вокзала Казань 2, в районе улицы Воровского. Вскоре мы подошли к озеру (существующему и в настоящее время), куда сливаются промышленные стоки с кирпичного завода. Озеро это мы знали, но ходили на него редко, так как вода там была не совсем чистой, хотя местные мальчишки любили там купаться, прыгая в воду с высокого обрывистого берега. Вдоль края озера шел высокий деревянный забор, к которому и подошла вся наша компания. Здесь Василек нам сказал, видите за забором крышу склада, в нем есть необходимые вам камеры, нужно только сделать подкопы под забор и стенку склада. Дыру под забор мы прокопали очень быстро, для этого даже не потребовалось особых усилий, ведь грунт оказался песчаным. Когда мы все пролезли в дыру, то оказались, в узком проходе между забором и стеной длинного склада. Сделать дыру под стеной склада удалось так же просто. Помещение куда мы попали, оказалось огромным, но пустым. С правой стороны оказалась глухая торцовая стена, а слева перегородка, заканчивавшаяся на уровне начала двускатной крыши, так что перелезть через нее было можно. Василек посетовал, что мы немного промахнулись с подкопом, и сказал, что придется теперь перелезать через стенку. Забравшись на перегородку, мы увидели, точно такое же большое помещение заставленное стеллажами, на которых лежало, множество каких то деталей. На полу около них, друг на друге лежали стопки новых покрышек с автомобильными камерами внутри. Самое неприятное было то, что вдоль всей перегородки, до самого ее верха, стояли штабеля пустых ящиков. Эта куча пустой тары, была настолько хлипкой, и неустойчивой, что грозила, с грохотом рухнуть от одного прикосновения к ней. Соблюдая предосторожность, мы все же смогли осторожно спуститься по ящикам вниз. Внизу Василек сказал мне, ты встанешь у двери, и скажешь, если кто то подойдет близко к ней. На мои слова, что мне тоже нужна камера он сказал, не бойся тебе тоже камеру достанут. В щель между створок дверей, был виден большой открытый двор, по краям которого стояло несколько грузовых машин, около которых копошились, видимо шофера. Мои сверстники, стали вытаскивать из покрышек новенькие камеры, а сам Василек ходить вдоль стеллажей, и складывать, в принесенную, с собой холщевую сумку, какие то детали. Когда через десять, или пятнадцать минут все было сделано, мы снова, с большими предосторожностями проделали обратный путь. Снова оказавшись около озера, Василек посоветовал нам, здесь же надуть камеры, поплавать на них в озере, и уже испачканные землей нести их домой. Сам он, не дожидаясь нас, сразу ушел с озера. Еще очень долго, в течении двух сезонов, я плавал с этой камерой, пока какой то шофер, ехавший на грузовой машине со стороны поселка Левченко, в районе разъезда Восстания, не отнял ее у меня. Значка я лишился, когда в городе, уже во всю, шла борьба с молодежной организацией. Помнится, у билетных касс дома культуры Куйбышева, ко мне подошел одетый в гражданское милиционер, и предложил, пройти с ним, в имевшееся тут же в здании, помещение участкового уполномоченного. Сидевшие там трое милиционеров, в штатском, стали выпытывать у меня, почему я ношу на рукаве такой значок, ведь это символика незаконной антисоветской организации. На это я ответил, насчет законно или нет, я не знаю, но сейчас многие их носят, так как это модно, почему же я не могу этого делать. Значок, у меня все равно отобрали, но зато быстро отпустили без особых дальнейших расспросов. Дальнейшая судьба короля девятки оказалась трагической. Королева же как оказалось, осталась беременной от него и позже родила ребенка. Пока король отбывал первый срок в тюрьме, государство сумело ликвидировать незаконную молодежную организацию. Не смотря на это, когда Василек освободился, отпраздновать это событие собралась огромная толпа молодежи со всего города. Гуляние молодежи продолжалось в течении нескольких дней, пока местная власть не придумала как предотвратить возрождение в городе прежней молодежной группы. Вскоре, властями был придуман новый закон, который в народе прозвали, больше трех не собираться. Милиция принялась очень рьяно исполнять его, задерживая все подозрительные на их взгляд группы молодежи, в которых оказывалось больше трех человек, и затем проводила дознание, для чего они собрались вместе в таком большом количестве. Естественно стали происходить стычки между отстаивающей свои права молодежью и милицией. В одной из подобных потасовок, защищаясь, Василек стукнул милиционера оторванной от забора рейкой, за что снова оказался в тюрьме. После второй отсидки, бывший король девятки жил какое то время в другом городе, где в третий раз попал в тюрьму, за драку устроенную им на свадьбе. После третьей ходки он снова оказался в Казани, и последнее время жил на проспекте Ибрагимова, пока однажды, не вышел из дома в домашних тапочках, чтобы купить в ближайшем киоске сигарет. Здесь около своего дома, прямо на тротуаре его сбила легковая машина, которой управляли малолетние угонщики.
Другая интеллектуальная часть общества, предпочла ненасильственное, сопротивление Советской власти. Преподаватели Казанских вузов и школ, и инженерные работники городских предприятий, объединились в группы, которые стали практиковать, в выходные, и праздничные дни выезды с рюкзаками на природу. До Хрущевской оттепели, самодеятельного туризма в стране практически не существовало. Каждое такое объединение людей, ходившее в совместные походы, имело свое собственное название. Самой знакомой мне группой туристов, можно считать компанию, под названием (Куркули). Входили в эту группу, в основном преподаватели Казанских вузов, поэтому как, в нее смог затесаться мой старший брат Геннадий не совсем понятно, ведь он был обычным работягой. Зато благодаря ему, я кое что знаю об этой группе и даже могу немного рассказать о ней. Так все члены этой компании, как мне известно, имели псевдонимы, а моего брата там знали под кличкой (Красный китаец). Все Куркули, отличались трепетным отношением к природе, и если где то в лесу появлялась протоптанная людьми тропинка, они старались ее уничтожить, посадив на ней саженцы деревьев. Сам я, тоже регулярно ездил в лес со сверстниками, правда одной определенной компании туристов у нас не было. Попытки Матери, предложить брату брать меня с собой в лес он отклонял, заявляя, что таких как я, вообще туда пускать нельзя, ведь после нас там ничего не растет. Конечно, он имел в виду, что возвращаясь из леса, я обычно привозил домой собранные там ягоды, грибы, или орехи, чего сам он никогда не делал. Видимо такое отношение к лесу было распространено среди всех остальных членов туристической группы Куркули, поэтому я со своими взглядами на природу, просто не смог бы вписаться в их компанию. Оснащенность таких элитных туристических групп в то время была очень высокой. Если мы простые туристы, пользовались обычными схемами местности, нарисованными от руки, то элитные группы типа Куркулей, имели очень качественные на наш взгляд карты Марийских лесов, отпечатанные на оборудовании, предназначенном для копирования чертежей. Имелись у них так же, отпечатанные инструкции со схемами, по правильной постройке из бревен плотов, с рулевыми веслами, на которых они каждую весну сплавлялись по лесным рекам. Других, современных средств сплава, в то время еще не существовало, поэтому от качественной постройки плота зависело все плавание. В этих же туристических группах, делались шаги, по созданию первых разборных байдарок, и катамаранов, испытания которых я сам неоднократно видел. К заслугам туристов интеллектуалов, можно отнести и обнаруженный ими целебный источник, в районе железнодорожной станции Илеть. Конечно же, имеется в виду Родоновый ключ, где ныне построен санаторий Кленовая гора, и который в простонародье называют Родонка. Да, его впервые обнаружила, и сделала анализы воды, одна из многочисленных, в то время туристических групп, состоящая из преподавателей Казанских вузов. Походами в Марийскую тайгу только летом дело не ограничивалось, так многие туристы даже новый год отмечали в лесу у костра. Для этого, одному из членов группы поручалось, принести в лес заряженную автомобильную батарею, которая обеспечивала работу гирлянды, на наряженной прямо в лесу живой новогодней елке. Первым толчком, к появлению Китай города, послужило обнаружение на берегу реки Илеть целебного источника, о котором говорилось выше. Если прежде, туристы забирались в самые разные уголки Марийской тайги, то после обнаружения лечебного источника все кардинально изменилось. Теперь все большее число самодеятельных туристов стремилось побывать на бесплатных целебных водах, тем более, что и местность вокруг была очень привлекательной. Имеется в виду, целая цепочка озер под общим названием Мушиньер, питающаяся вытекающими из берегов родниками, и озеро Конаньер, где тоже имеется свой родник, а еще вблизи него растет, как считается дуб Пугачева, с которого якобы он рассматривал Казань, на которую шел с войском. Если раньше, туристам ходившим каждый раз на новое место обязательно была нужна палатка, то теперь, постоянно посещая Родонку, можно было обойтись и без нее, если конечно построить предварительно долговременное жилище типа землянки. Помнится, идея строительства землянок оказалась настолько заразительной среди туристов, что вскоре вокруг целебного ключа, появилось множество вкопанных в землю строений, самой разной конструкции, которые в дальнейшем, из за своей многочисленности и получили наименование Китай город. В целях сохранения дикой природы, сплавлявшаяся на плоту по реке Юшут туристическая группа, приплывала к Родоновому источнику на реке Илеть, где плот разбирался, а его бревна шли на постройку землянок и частично на дрова для печек буржуек. Рост популярности целебного источника, в дальнейшем привел к исчезновению стихийно возникшего Китай города. Государство, решило получать прибыль от популярного места, построив там и ныне существующий санаторий Кленовая гора. Убедить самодеятельных туристов оставить свои землянки, и очистить территорию у властей не получилось, и они были вынуждены использовать для уничтожения земляночного Китай города военных. После многолетнего существования на территории Родонки стихийно возникшего поселения, присланные на реку Илеть саперы, начали планомерное уничтожение землянок, взрывая их с помощью динамита. Если же внутри обнаруживали людей, то их выгоняли наружу, после чего в трубу печки буржуйки обычно бросали взрывчатку. История Китай города так бы и забылась со временем, если бы мне, в руки спустя много времени не попали дневниковые записи моего старшего брата. Где то в 1985- 86 годах, он попал в психиатрическую лечебницу. Наша Мать, делая у брата дома уборку, обнаружила его дневниковые записи, которые дала мне просмотреть. При этом, она обратила мое внимание на один эпизод касающийся последнего времени существования Китай города, который мог повлиять на то, что брат угодил в психушку. Попробую по возможности дословно пересказать прочитанное, ведя рассказ от первого лица, как он был записан в тетради. Вся наша компания решила уехать в Казань дневным поездом, так как, вечерний приходил в город поздно ночью и многим было сложно добираться до дома. Поэтому вся группа еще до полудня ушла на станцию Илеть, а я остался в землянке один, так как был в отпуске и делать в городе мне было нечего. Решив попить чая, я разжег буржуйку и поставил на нее греться чайник. Прошло немного времени, и я услышал, как по крыше землянки прошел человек. На лежавшую на столе газету, с шорохом просыпалась струйка песка. Помнится я подумал, что это кто то из наших вернулся назад, видимо забыв взять свои вещи. Но в дверь землянки постучали, и незнакомый голос попросил разрешения войти. Вошедший оказался представительным мужчиной, одетым в строгий черный костюм, с серым галстуком на шее, и блестящих черных полуботинках, без признаков на них дорожной пыли, как это должно было быть, если бы он пришел сюда со станции. Поздоровавшись, мужчина заметил стоящий на плите чайник и попросил угостить его чаем, заметив, что давно хотел попить чая на лесных травах. Я предложил ему пока закипит чайник присесть к столу, сам усиленно соображая кем он может быть. Единственное, что приходило мне на ум, это зашел в гости прораб, с уже начавшейся около Родонового ключа стройки, а значит целью его посещения, видимо будет предложение нашей компании бросить построенную нами землянку. Мое подозрение еще больше усилилось, когда во время чаепития разговор в основном шел о строительстве землянки, в которой мы сидели. Его интересовало все, сколько человек участвовало в ее постройке, сколько дней мы копали котлован и мешали нам или нет корни деревьев. Разговор заходил так же о том, чем я занимаюсь в жизни, где живу в городе, и почему в настоящий момент сижу один в землянке. Затем, видимо удовлетворив свое любопытство, он решил объяснить цель своего появления здесь. Он спросил меня, как бы я поступил если бы мне было нужно, что то надежно спрятать в лесу. Убежденный в том, что имею дело с прорабом, я не мог понять какие ценности он хочет спрятать, ведь на строительстве санатория ничего кроме камней фундамента еще нет. Но все же я удовлетворил его любопытство, сказав, что в лесу копать землю очень сложно из за большого количества корней, а вот на просеках, это сделать возможно. А как же быть со следами от выкопанной ямы спросил мужчина, их же будет видно, и могут заинтересоваться, для чего здесь кто то рыл землю. На это я сказал, что поверх ямы можно будет поставить реперный знак, то есть соорудить пирамидку из жердей. Такие знаки ставят многие, и лесники, и геодезисты, и геологи и военные, поэтому появление нового знака не вызовет ни у кого подозрения. Тогда мужчина предложил мне за достаточно солидное вознаграждение помочь ему подобрать такое укромное место упирая на то, что мне знакомы окрестные леса а ему нет. И еще он добавил, что груз который нужно спрятать, лежит у него в машине, которая стоит на дороге идущей к Родоновому источнику. Не подозревая особого подвоха, я согласился ему помочь, заработав попутно денег. Действительно, недалеко от оврага на дороге стояла черная волга, в которой было еще двое мужчин и молодая симпатичная женщина. Незнакомец, видимо старший из всей компании, сел рядом с водителем, а я оказался на заднем сиденье, рядом с молодой женщиной, и мужчиной, сидящим у противоположной дверцы машины. По моему совету, машина поехала по лесной дороге в сторону озера Глухое. Мужчины, находившиеся со мной в машине, были одеты в хорошие костюмы с галстуками, явно не предназначенными для леса. На женщине тоже было одето красивое, видимо дорогое платье, правда она была пьяна, так как спала, откинув голову на спинку сиденья, и от нее сильно пахло спиртным. Первая просека, на которую мы свернули с дороги, оказалась заросшей кустами, поэтому нам пришлось ехать дальше. Миновав несколько таких неудобных просек, мы наконец нашли нужную, проехав по ней как можно дальше от лесной дороги. Открыв багажник, шофер достал из него лопату и топор. Взяв топор, он отправился в лес рубить жерди для будущего знака, а мужчина, приходивший в землянку, предложил мне взять лопату, и начать копать яму, раз уж они намеревались заплатить мне за это деньги. Какой величины нужна яма поинтересовался я, на что он ответил, копай в длину метра на полтора, не ошибешься, а в ширину как получится. Начав копать песок, я пытался сообразить, что они задумали спрятать в этой длинной яме, ведь у них в машине, не могло лежать такого длинного предмета. Когда же нанимавший меня мужчина сказал, что копать нужно как можно глубже, в человеческий рост или даже больше, я честно говоря, сильно испугался, решив что копаю себе могилу, в которой они меня и похоронят. Грунт оказался очень легким, и через несколько часов яма нужной глубины была уже готова. Старший сказал, чтобы я пока не вылезал из ямы, так как они сейчас принесут то, что необходимо спрятать, а я должен принять у них груз, и уложить его в яме. Сидя в вырытой мной яме, я не мог видеть того, что происходит наверху, но вскоре мужчины принесли видимо тяжелую ношу, в куске брезента удерживая его за края. Когда груз оказался на дне ямы я остолбенел, ведь они опустили на брезенте, ту молодую особу, с которой я сидел рядом в машине. Причем женщина была жива, тихо посапывая во сне. Старший из мужчин потребовал, чтобы я укутал спящую, краями брезента на котором она лежала. Выполняя приказ, я ежесекундно ждал удара лопатой, или топором по голове, понимая, что как живой свидетель преступления я им не нужен. Укутав женщину брезентом, я остался сидеть, с ней рядом на корточках не зная, что делать дальше. Прошло какое то время, и я услышал голос мужчины нанимавшего меня, ты что думаешь вылезать, или хочешь чтобы мы и тебя здесь за компанию закопали. Подав мне черен лопаты они вытащили меня из ямы. Дальше все происходило как в тумане, под их наблюдением я засыпал яму, после чего, из приготовленных жердей, на месте раскопа сколотил и с их помощью установил реперный знак. Всю обратную дорогу, старший из троицы сидя рядом со мной в машине, пытался успокоить меня, объясняя что исчезновение этой дамы пойдет на пользу многим хорошим людям. А за доставленный мне стресс, он заплатит в два раза больше чем договаривались. Само собой разумеется, бежать заявлять о произошедшем в милицию мне не стоит, ведь сидя со мной в землянке, он успел узнать, как меня зовут, где я живу, и работаю, поэтому если пойдет что то не так как задумано он меня всегда достанет. К месту, где они посадили меня в машину, мы доехали уже в сумерках. Старший мужчина, вышел вместе со мной из автомобиля, еще раз напомнил мне, чтобы я забыл о том, что произошло сегодня, после этого он достал обещанную плату и передал мне. Вместо трехсот рублей как договаривались первоначально, я получил две запечатанные пачки трехрублевых купюр, очень большую по тем временам сумму. Естественно, всю ночь я не мог уснуть, переживая произошедшее, а рано утром первым поездом уехал в Казань. После этого случая, я очень долго не ходил в Марийские леса, хотя знакомые туристы постоянно звали меня с собой, не понимая, что я просто не могу туда ехать, так как боюсь оживить свои воспоминания. Судя по записям в дневнике брата, он после произошедшего больше уже не приезжал в Китай город. После исчезновения земляночного поселения, некоторые туристы отказались от странствий с рюкзаком, возможно отвыкли проведя несколько лет в Китай городе, поэтому в окрестных селах, и на ближайших железнодорожных станциях стали скупать дома, благо они тогда стоили недорого. Спустя много лет, брат мне тоже предлагал, на пару с ним купить дом, с участком земли в селе Алексеевское, для чего нужно было скинуться всего по двести рублей с человека, совсем небольшие по тем временам деньги. От предложения я отказался, так как меня не устраивала перспектива ездить в лес для того, чтобы сидеть потом целый день в деревенском доме, или копаться на огороде зарабатывая себе грыжу. Я отлично понимал, что перевезти выращенный урожай, из этой глухомани в город, без машины будет просто невозможно. Да и путешествовать по Марийским лесам с рюкзаком, мне в то время еще не надоело. Правда брат осуществил свое желание, и на пару с кем то, все же купил эту хибару в селе Алексеевское, до которого от станции Яльчик нужно было идти пешком полтора часа.
Свидетельство о публикации №217022400729
Татьяна Полякова Нея 02.03.2017 19:35 Заявить о нарушении
Николай.
Николай Наумкин 03.03.2017 15:05 Заявить о нарушении