Баловень богатого дома гл. 13

От переводчика: в этой книге много мест, напрямую не относящихся к сюжету. Я буду их опускать, оставляя сделанное автором краткое (в виде тезисов) содержание каждой главы.

Баловень богатого дома. Пьяричанд Митра
Глава одиннадцатая
Поэма, описывающая свадьбу Матилала и  - научные беседы ученых мужей Агарападара.
………
……….
……….
Глава двенадцатая
Бени бабу посещает Бечарама бабу, они приходят к выводу, что Рамалал, младший брат Матилала, сможет стать достойным человеком только под руководством Бародапрасада бабы – средство очистить ум
…….
……..
………
Глава тринадцатая
Решение принять Бародапрасада бабу учителем Рамалала – описание его учености, честности и благочестия – Рамалал начинает учиться под руководством этого достойного человека и, как следствие, Тхакочача в доме отца мальчика пытается воспрепятствовать  этому.
……..
……..
……..
Рамалал по своей огромной удачливости стал учеником Бародапрасада бабы. Поэтому все его умственные способности и скрытые силы начали выкристаллизовываться в прекрасную форму. А ведь под воздействием достойного человека характер может образоваться гораздо лучше, чем просто от интенсивного учения! Подобно тому, как к стволу дерева розового яблока можно привить манго – и тогда на материнском стволе будут расти уже другие листья – точно также благодаря тесному общению ум человека может измениться. Таково величие возвышенного ума: под его сенью ум низменный начинает облагораживаться, постепенно избавляясь от своей низменной природы и приближаясь к образцу для подражания. 


Слава о благочестивом характере и достойном поведении Рамалала постепенно распространилась по всем окрестностям. Он ничем – даже в самом малом – не обидел соседей. Одно только беспокоило отца в поведении младшего сына: его безразличие к строгому соблюдению внешних обрядов индуизма. Он не наносил на свое тело знаки Тилака, не очищал ритуальные предметы, окропляя их водой из небольшого сосуда во время поклонения, не повторял на четках имена Верховного Бога, он поклонялся Всевышнему по каким-то своим, известным одному ему, принципам, хотя никогда не совершал греховных поступков. «Мы иногда можем немного приврать, но этот ребенок ничего не говорит, кроме правды! А с какой преданностью он относится к своим родителям! Да и по отношению ко мне он никогда не сделал ничего предосудительного. Итак, в нашем доме теперь пребывают как истина, так и ложь. В нашем доме совершается так много религиозных обрядов, кто будет соблюдать все эти правила? Матилал навряд ли, а вот этот ребенок со временем станет настоящим хинду! Он-то сможет отличить греховность от благочестия. Ему надо только подрасти, и тогда всё будет в порядке!» - так сестра Рамалала полдня говорила с их матерью. Как наступивший после глухой ночи рассвет приносит несказанную радость, такая же радость посетила сердца этих женщин; до этого они были погружены в темноту неблагочестивых поступков Матилала, и их сердца не знали, что такое счастье – от стыда они даже не могли смотреть в глаза другим людям, теперь же, благодаря благочестивым качествам Рамалала, их сердца посетила радость, и их лица озарились светом. Раньше слуги и служанки только с криками убегали от ругани и побоев Матилала, теперь же, благодаря вежливым словам и милостивому обращению Рамалала они обрели удовлетворение.  А Матилал, Халадхар и Гададхар, глядя на поведение Рамалала, так переговаривались между собой: «Эй, да парень совсем свихнулся, кажется, у него что-то не в порядке с головой! Пойдем, скажем хозяину, пусть он его отправит в сумасшедший дом! Вроде еще ребенок, но день и ночь только и говорит, что о благочестии, а ведь устам младенца не подходят речи пожилого человека!» На что другие три друга: Манаговинда, Рамаговинда и Долаговинда говорили: «Эй, Матилал! Тебе несказанно повезло! С Рамалалом творится что-то неладное! Он очень скоро совсем свихнется от своей религии, и тогда ты просто заграбастаешь все бабки и будешь непринужденно наслаждаться жизнью! А если твой брат каким-то чудом уцелеет, то будет не лучше неискушенного в житейских делах человека! Только посмотрите: каков учитель – таков и ученик! Такого учителя еще поискать! Ходит и говорит всем о религии!  Неплохо было бы выгнать этого учителя вместе с его учеником! А теперь и наш отец подпал под влияние этого святоши! Бародабабу – ученый горшок! Благочестивый дуралей! Матилал, даже не вздумай учиться у этого человека! Да и чему он может нас научить? Наш отец хочет, чтобы он обучал и нас своей галиматье! А ведь нам нужно совсем другое: мы хотим наслаждений, роскоши и разгульной жизни!»
Тхакочача, постоянно слыша прославления возвышенных качеств Рамалала, сел и крепко задумался. Конечно, если бы ему представилась возможность отхватить пару кусочков от благосостояния Бабурама бабу, он бы не преминул ею воспользоваться. Он уже смог запрещенными способами выиграть несколько судебных дел, но урвать хотя бы кусочек у него не получилось. Пока он только разбрасывал  подкормку, но забросить удочку возможность еще не представлялась. Но Рамалал… похоже, он станет таким человеком, который не позволит ловить ему рыбку в мутной воде. Сеть-то он забросил, но от этой сети младший сын убережет своего отца. Поэтому, столкнувшись с такой проблемой, Тхакочача решил, что луна его надежд закатилась за облако безнадежности, и оттуда она уже не выйдет. Поразмыслив над этим довольно долгое время, однажды Тхакочача обратился к Бабураму бабу с такими словами: «Эй, достопочтенный Бабурам! Меня сильно беспокоит, что происходит с твоим младшим сыном. Мне кажется, он может свихнуться! Он почему-то на меня очень сердится. Я решил обратиться к тебе, сопоставив мнения не менее десяти человек… Конечно, тебе будет неприятно об этом слушать, но, достопочтенный Бабурам, сейчас во мне говорит только преданность твоему дому! Конечно, у мальчика много достоинств: он добр, скромен… но насколько хороши все эти качества? Помогут ли  они ему стать настоящим землевладельцем? Трудно сказать»… 
Если у человека мозгов немного, его легко могут поколебать слова ближнего. Как у неопытного кормчего лодку будет бросать в разные стороны, без малейшей возможности достичь берега, точно также для такого человека всё вокруг погружено в темноту, он не может понять, что хорошо и что плохо. Поскольку у Бабурама Бабу в каких-то жизненных вопросах не хватает понимания, слова Тхакочачи для него – как голос Вед. Бабурам бабу застыл в замешательстве и через несколько мгновений произнес: «Что же тут делать?» - «Сам мальчик не так уж и плох, вся проблема в Бародапрасаде бабе! Если ты его прогонишь, с мальчиком всё снова будет хорошо. О достопочтенный Бабурам! Конечно, мальчик из индуистской семьи должен строго соблюдать все религиозные обряды, но в жизни нужно еще кое-что другое, окружающий мир недобр, что ему даст одно благочестие?»
Если у кого-то на душе лежит сокровенная дума, услышав подтверждение своих мыслей, такой человек безусловно принимает высказанное ему предложение. Тхакочача прекрасно знал, как добиться поставленной цели: надо только говорить о приверженности ребенка к обрядам индуизма и об опасности потерять всё состояние – и дело в шляпе! Выслушав негодные слова Тхакочачи, Бабурам бабу немедленно согласился, сказав: «Если ты так считаешь – тогда быстро приводи в действие свой план. Деньги и всё необходимое я дам, а вот действовать будешь ты!»
Вот так все стали перемывать косточки Рамалалу, а, как известно, сколько мудрецов, столько и мнений, поэтому один говорил: «Вот в этом ребенок явно преуспел!» Другой говорил: «Зато в этом ему еще многого недостает!» Еще один заявлял: «Вот в этой, самой главной сфере ему явно чего-то не хватает, как если в горшок с молоком попадет кусочек навоза…» Еще один человек утверждал: «Да нет, этот ребенок обладает самыми благоприятными качествами!» Так прошло какое-то время, как вдруг, по воле рока, старшая дочь Бабурама слегла от смертельной болезни. Отец и мать присылали к дочери великое множество врачей и сами не отходили от ее постели, а вот Матилал даже ни разу не зашел ее проведать, и, более того, стал повсюду говорить, что лучше поскорей умереть, чем оставаться вдовой в богатом доме. Так же в это время он ударился в еще больший разгул. Но Рамалал действовал совсем по-другому: отказавшись от сна и еды, он просто без устали начал ухаживать за  своей сестрой, сильно беспокоясь о ее здоровье и самочувствии. Но сестру уберечь не удалось: когда пришла смерть, она положила руку на голову младшего брата и произнесла: «Рамалал! Если мне будет суждено снова родиться в теле женщины, я бы хотела, чтобы у меня был такой же брат… ты столько для меня сделал, что невозможно передать, так пусть же сохранит тебя Господь…» - с этими словами сестра Рамалала рассталась с жизнью.


Рецензии