Башня Суюмбике
Чтобы понять предназначение старинной постройки, необходимо ответить на два вопроса? Кто построил сооружение и когда? Только тогда станет возможно предположить, для каких целей оно построено. Если в дальнейшем, все конструктивные особенности сооружения, заложенные в него древними строителями подтвердят вашу догадку, тогда можно считать, что сделанное вами предположение правдиво. Построенную внутри стен Казанской крепости башню Суюмбике, хорошо знают практически все жители города Казани. Сделанная из красного кирпича, высокая, изящная башня стоящая внутри крепости сразу обращает на себя внимание, как только в поле зрения человека появляется крепостной комплекс, стоящий на берегу речки Казанки. Все строения находящиеся в крепости, древние или построенные не так давно имеют достаточно точную датировку, и о них известно, кем, когда и для каких целей они построены. Единственным исключением является таинственная красная башня, возвышающаяся над всеми остальными строениями крепости. О ней вообще нет никаких исторических сведений, что привело к возникновению множества легенд и слухов, как о времени ее постройки, так и о истинном предназначении. По одной из легенд, башня была построена еще во времена существования Казанского ханства, и Татарская царица Суюмбике, которую судя по историческим сведениям правильнее называть(Сююн бека) после взятия Казани Русским войском еще некоторое время пряталась в этой башне, пытаясь избежать плена. По другой легенде, когда Казань находилась в осаде, и вокруг города стояло большое Русское войско, Московский царь Иван Васильевич, узнал о молодости, и красоте правившей городом царицы и предложил ей стать его женой. Не имея возможности противостоять Русскому войску окружавшему город, царица была вынуждена согласиться стать его женой, но с одним условием, что царь за семь дней построит в крепости башню, высотой выше всех других строений в городе. Далее в легенде говорится, что Московский царь выполнил желание Казанской правительницы и в течении недели построил требуемую башню. В разгар свадебного пира, Казанская царица объявила о своем желании, подняться на построенную для нее башню, чтобы с ее высоты осмотреть город, но забравшись на самую верхнюю площадку, она бросилась оттуда на землю. В последнее время, появилось дополнение к этой истории, и рассказывая ее добавляют, что царица падая с башни не разбилась, а превратилась в белого лебедя, который улетел прочь. Тем самым царица якобы смогла избежать ненавистного ей Русского плена. Именно эту красивую легенду рассказывают экскурсоводы, посещающим Казанскую крепость туристам, а преподаватели ученикам Казанских школ. Судя по историческим сведениям известно, что Казанская царица Суюмбике, еще за год до взятия города Русскими, была увезена в Москву как пленница, а Казанским ханом был провозглашен Касимовский царь Шиг Алей (Шейх Алий), в связи с этими исторически достоверными событиями появилась еще одна легенда. В ней говорится, что когда Казанская знать передала свою царицу Русским воеводам, и те увезли ее в Свияжскую крепость, Татары передумали отдавать власть хану Шиг Алею, который всегда был верным союзником Московского царя, заперли ворота города и стали готовиться к длительной осаде. Якобы в это время и было принято решение спешно построить внутри крепости высокую башню, защищавшую сердце крепости ханский дворец. Одновременно с нее было удобно наблюдать за вражеским войском, окружавшим город. Видевшие Суюмбике наверняка обратили внимание на то, что она имеет заметный для глаза наклон в сторону восхода солнца, и относится к категории падающих строений, типа Пизанской башни. Даже этот факт породил своеобразное поверье о том, что башня не хочет стоять на завоеванной врагом земле и со временем должна упасть. По мнению же некоторых историков, она построена вскоре после завоевания ханства как сторожевая башня, и использовалась не только для контроля за окрестностями города, но и для отслеживания передвижения судов по реке Волга, чем и объясняется ее большая высота. Вот вкратце наверное и все сведения которые известны на данный момент о этой таинственной постройке на территории Казанской крепости. Оставив в покое бесполезные для понимания сути проблемы легенды, попытаемся все же выяснить, почему именно здесь, кому и для чего понадобилось строить эту башню? Для этого необходимо определить время, когда впервые появились достоверные сведения о ее существовании. Известно, что сразу после завоевания Казани, по приказу Московского царя был составлен план занятого Русским войском города. На территории Казанской крепости был указан построенный из камня ханский дворец, и четыре мечети, а все остальные постройки были деревянные. Отсутствие на этом плане интересующей нас башни может свидетельствовать только о том, что ее в то время еще не существовало. Через пять лет после взятия Казани, в момент начала строительства на территории крепости, взамен временного деревянного, нового каменного Благовещенского собора тоже составлялся чертеж крепости, на котором башни Суюмбике снова нет. Значит, башня строилась уже в период Русского правления, через несколько лет после завоевания ханства. Зададим себе вопрос, почему ее поставили именно здесь? Ответ вроде бы очевиден, с этой стороны к городу подходили все транспортные пути соединяющие Казань с внешним миром, поэтому постройка здесь сторожевой башни вполне уместна. Да действительно, сразу за речкой Казанкой начиналась Галицкая дорога, а сама река служила водным транспортным путем, соединявшим Казань со всем остальным миром. Со всех других направлений город был надежно окружен водой, оврагами, непроходимым лесом и судя по отзывам людей того времени считался почти неприступным. Во все времена мост находился на этом месте, так как немного правее него Казанка соединялась с речкой Булак, которая служила оборонительным рвом прикрывающим город от нападения со стороны реки Волга. 2. Естественно, те кто задумывал строительство, учитывали использование постройки и в качестве сторожевой башни, но это не главная причина по которой ее поставили именно здесь. Вспомним, что башню построили позже начала строительства Благовещенского собора, а что представлял из себя сам собор и почему его поставили именно здесь? Обратившись снова к истории мы увидим, что место где находится и башня, и собор, это одно из двух мест, где была взорвана стена Татарской крепости. Причем взрыв был такой силы, что обрушилась часть холма, на котором стояли крепостные стены. О мощности заряда говорит и такой факт, от взрыва ханский дворец, расположенный на противоположной стороне холма, получил такие сильные повреждения, что стал непригоден для жилья. Естественно любая башня, а тем более такая высокая как Суюмбике, стоящая на этом месте, просто развалилась бы, ведь следы обрушения холма видны в двадцати, двадцати пяти метрах от нее. Например, стоящая в настоящее время рядом с башней, вплотную к ней Введенская церковь, бывшая в ханский период мечетью, утратила свой минарет и была сильно разрушена. Ее минарет попросту рухнул, не выдержав ударной волны взрыва, от заложенных в подкоп под Муралёвой башней сорока бочек пороха. После взятия крепости по приказу Московского царя, все мечети на ее территории были разрушены, а на месте где стояла главная мечеть Кул Шариф, он приказал построить Благовещенский собор как символ победы над Казанским ханством. Место постройки было выбрано не случайно, ведь все приезжающие по дороге, или приплывающие в город по воде, уже издалека должны были видеть символ победы, величественный собор увенчанный крестами стоящими на поверженном полумесяце. Почему в таком случае, не стали сносить остатки развалившейся мечети на краю обрушившегося холма? Произошло это видимо потому, что около нее находились захоронения Казанских ханов, и глубоко почитаемых Татарами трех Мусульманских святых, о которых упоминается в летописях. Для людей того времени, разрушение даже чужих могил, считалось недопустимым святотатством. Возможно, свою роль сыграло то, что Московский царь не хотел обидеть своих союзников, ведь известно, что вместе с Русскими против Казани воевало двадцать семь тысяч Касимовских Татар, возглавляемых ханом Шиг Алеем, причем он сам неоднократно правил Казанью, и у его воинов в городе было много знакомых и даже родственников. Как бы там ни было, но когда позже на планах крепости стала указываться появившаяся башня Суюмбике, то еще очень долго, около нее рисовали развалины Мусульманской мечети. Видимо, еще не укрепившаяся на этой территории новая власть, опасалась сносом почитаемых Татарами могил вызвать недовольство не только местного населения, а возможно и своих Касимовских союзников. Пробный раскоп, проведенный археологами около башни Суюмбике, выявил целую цепочку достаточно хорошо сохранившихся мавзолеев вблизи лицевой стороны башни, на расстоянии около двух метров от ее стены. Один из таких мавзолеев, закрытый стеклянным колпаком сегодня открыт для осмотра, хотя могилы расположенные дальше вдоль внешней стены башни сохранились лучше, у них оказался почти целым овальный свод из известняка и винтовая лестница, уходящая вниз внутрь склепа. Все это говорит, о стремлении древних строителей, в момент возведения башни максимально сохранить находившиеся рядом могилы, несмотря на то, что им пришлось рыть котлован, вбивать сваи, класть фундамент и стены, вероятнее всего с использованием внешних строительных лесов. Теперь попробуем предположить, почему возникла необходимость построить здесь башню? Как упоминалось выше, в начале строительства собора, башни на этом месте еще не было, и разрушенная мечеть с могилами около нее, стоящая на краю обрушившегося холма мало кого беспокоила. Местное население, в первые годы Русского правления, в крепость вероятнее всего не пускали, поэтому конфликтных ситуаций и не возникало. Касимовские союзники, никому не мешая, могли свободно, без помех молиться на священном для Мусульман месте. Новые власти отлично понимали, что после завершения строительства Благовещенского собора, будет открыт свободный доступ в крепость, а это даст возможность и Казанским Татарам, приходить молиться на свое священное место, из за чего между верующими в будущем могут возникать конфликтные ситуации. Можно предположить, что в городе даже ходили разговоры, о возможности в будущем восстановить Мечеть в крепости. Так у местных властей, а в особенности у церковной, появилась проблема, которую необходимо было, срочно решать. Новые власти понимая, что в будущем на этом месте, между верующими может возникнуть спорная ситуация, решили заранее решить ее, перегородив сторожевой башней вход в бывшую Мечеть. Несмотря на прошедшие с того времени столетия, эхо тех событий докатилось и до наших дней, так во времена перестройки, когда в Благовещенском соборе опять возобновились церковные службы, местные националы неоднократно выражали недовольство, близостью Христианского храма к башне Суюмбике, и даже залезали на его крышу размахивая там национальным флагом. В конце концов, они добились того, что с собора были сняты кресты с полумесяцем, которые их особенно сильно раздражали и заменены обычными Христианскими крестами. Какие же цели преследовали авторы задумавшие строительство башни? Естественно рассматривалось много разных вариантов в попытке решить возникшую проблему, но в итоге было принято решение, для недопущения возрождения на этом месте очага Мусульманской веры, и восстановления здесь в дальнейшем мечети, перегородить ее лестницу, установив на ней башню. Само собой разумеется, жителям строительство объясняли необходимостью иметь на этой стороне крепости дозорную башню, с которой можно отслеживать приближение к городу врага. После окончания постройки башни, цель поставленная авторами проекта была достигнута. Религиозный Мусульманский центр в этом месте, так и не возродился, а со временем Казанские Татары вообще, стали считать эту башню своей святыней и в недалеком прошлом даже установили на ее шпиле полумесяц. Местному населению наверняка внушали, что постройка этой Башни была вызвана острой необходимостью отслеживать приближение к городу врага. Но глядя на снимок становится понятно, какой смысл заложен в это сооружение. Словно башня своей глухой, боковой стеной перегораживает лестницу бывшей мечети, стоя прямо на ней, и одновременно прикрывает собой стоящий напротив нее Благовещенский собор, как будто охраняя его. 3. Если же заглянуть внутрь закрытого стеклянным колпаком раскопа около башни то можно увидеть, что находящееся там захоронение находится на значительной глубине, соответствующей уровню земли в то далекое время. Сложив вместе высоту, на которой лестница мечети упирается в стену башни сегодня, и толщину наросшего за столетия культурного слоя земли внутри раскопа можно подсчитать, что изначально лестница мечети упиралась в стену башни, на высоте около двух метров и забраться на нее без приставной лестницы было очень сложно. Внешний вид Суюмбике, почти идентичен проездной Боровицкой башне Московского кремля и возможно, что она даже строилась по ее проекту. Красный цвет башни, на фоне белокаменной крепости, дополнительно подчеркивает ее Московское происхождение. Об истинном предназначении постройки, знали наверное очень немногие, поэтому непосредственно строительством могли заниматься специально привезенные из Москвы мастера, которые были хорошо знакомы с устройством Московской крепости. Использование для строительства башни значительного количества дефицитного строительного материала, в то время когда деревянные стены крепости спешно заменялись каменными, говорит об особой важности возводимой постройки. Появившаяся башня сильно изменила внешний вид этого места, так Благовещенский собор, изначально задуманный как памятник в честь победы над Казанью стал играть второстепенную роль, а главной в комплексе из трех стоящих рядом зданий стала башня Суюмбике, как бы охраняющая пришедшую на эту землю новую Христианскую религию от прежней Мусульманской. При строительстве любого здания, архитекторы обычно закладывают в его облик идеи выражающие суть постройки, поэтому зададим себе вопрос, о чем нам может рассказать внешний вид башни? Башня Суюмбике составлена из стоящих друг на друге отдельных ярусов, которых по мнению ученых насчитывается шесть или семь. Возможно, в количестве ярусов может быть заложен определенный символический смысл. Из исторических источников известно о том, что царь Иван Васильевич вел войну с Казанским царством в течении семи лет и количество ярусов башни может отражать этот факт. Пять нижних ярусов башни, имеющих между собой четкие разграничения, могут обозначать те походы, когда Русское войско только летом вело военные действия и осенью уходило домой. Два верхних яруса, почти слиты между собой, и могут отражать то время, когда Русскими на реке Волга была поставлена Свияжская крепость и они присутствовали на этой территории уже постоянно. Выше места слияния двух верхних ярусов размещены четыре круглые орудийные бойницы, ориентированные по сторонам света, которые могут говорить о победе над врагом, одержанной именно в этот период и о намерении заявить, об этом всем окрестным странам. Декоративные окна в виде круглых орудийных бойниц, освещающие лестницы, соединяющие между собой отдельные этажи башни, расположены и на двух боковых сторонах нижних ярусов. С одной стороны башни, бойницы как будто угрожают стоящей примерно в десяти метрах от нее бывшей мечети, а с другой стороны, они смотрят на площадь перед Благовещенским собором, как бы предупреждая, о возможных последствиях для тех, кто захочет посягнуть на него. Передняя, лицевая сторона башни, обращенная в сторону крепостных стен, то есть в сторону потенциального противника, никакого вооружения не несет. Внутри нижнего, самого большого яруса, устроен широкий, и высокий проезд, заканчивающийся в верхней части овальным сводом. В верхней части свода, вмурована ажурная металлическая решетка, явно выполненная в типично азиатском стиле, со множеством многолучевых звезд. Пазы в боковых стенках проезда, по которым решетка должна была подниматься, или опускаться отсутствуют, из чего можно сделать вывод, что она несет чисто декоративную функцию и изначально не предназначалась для блокирования прохода сквозь башню. У правого края проезда, решетка не доходит до боковой стены на двадцать пять или даже тридцать сантиметров,
и сразу видно, что она не изготовлялась специально для этой башни. Возможно, строители использовали для установки в башне первое что нашли, например, одну из секций от забора окружавшего ханский дворец, перевернув ее вверх ногами и наглухо замуровав в стены. 4. Само наличие проезда внутри башни на первый взгляд тоже кажется странным, ведь известно, что стен примыкающих к ней никогда не было, так зачем тогда, спрашивается устроен проход? Если же предположить, что в устройство прохода внутри башни тоже заложен символический смысл, то тогда все становится понятно. Башня как будто говорит людям, пройти внутри меня вы можете, Мусульманская решетка поднята, и больше никогда не опустится, но вот войти в стоящее рядом здание я вам не дам. Теперь попробуем предположить, каким образом построенная русскими мастерами башня получила имя Татарской царицы? Согласно историческим источникам, стоящая рядом с башней Суюмбике Введенская церковь, бывшая прежде мечетью, тесно связана в памяти Казанских жителей с именем Татарской царицы, ведь они видели ее здесь стоящей на ступенях лестницы в последний раз. Вот, что говорится в представленном здесь фрагменте летописи.(Влезши же царица в мечеть, где лежал царь ее умерший, сбросила золотое облачение с головы своей, и упав у гроба царева волосы свои терзая, и ногтями лицо свое деря, и в груди ударяя, воздвигла умильный голос свой и говорила. О милый мой господин царь Сафа Гирей! Видь ныне царицу свою любимую, ее же любил ведь больше всех своих жен, сейчас ведома в плен иноязычными воинами на Русь, и с любимым твоим сыном Маммыш Киреем). 5. Согласно историческим источникам, еще за год до окончательного завоевания Казани, по решению хана Шиг-Алея, признанного Казанскими Татарами своим ханом, царица Суюмбике была отправлена им в Москву, за попытку отравить его во время пира. По пути следования, из дворца на берег реки Казанки, она попросила сопровождавшего ее Московского воеводу князя Михаила Серебряного, чтобы он разрешил ей помолиться и проститься с могилой недавно трагически погибшего мужа Сафа-Гирея, которая располагалась около интересующей нас мечети. Именно об этом событии говорит приведенная выше выдержка из старинной летописи. Проведя в мечети более двух часов, в рыданиях и молитвах, она была насильно выведена оттуда приставленными к ней слугами, вся растрепанная, с расцарапанным окровавленным лицом, и это было в последний раз, когда жители города видели свою царицу, стоящую на ступенях лестницы. Далее, обессиленную от рыданий царицу, уже в коляске довезли до берега Казанки, на руках подняли на корабль и жители города ее больше не видели. Когда через несколько лет на ступенях мечети, где все население города последний раз видело свою любимую царицу, выросла, безымянная стройная башня, люди присвоили ей имя Суюмбике. Глядя на высокую, изящную башню с остроконечной крышей, похожей на женский головной убор царицы, люди наверное говорили друг другу, посмотрите, она как наша царица красавица стоит на ступенях лестницы. Но вероятнее всего, башня получила свое название не случайно, а в результате умышленного обмана местного населения новыми властями. Еще в начале строительства Благовещенского собора, власть видимо отлично понимала, что после начала богослужений в храме, могут произойти трения, между Русскими и Татарами из за спорного места, и поэтому решила одновременно с религиозной постройкой возвести и башню. Когда позже в крепость стали пускать верующих, то пришедшим на свое святое место Казанским Мусульманам наверное говорили, что сторожевая башня здесь очень нужна для защиты от врагов, а поставлена она прямо на ступенях лестницы, в память о их царице красавице, которую горожане здесь видели в последний раз. Не зря же строители так старались, посмотрите какая она высокая, стройная и изящная, настоящая царица Суюмбике, в своей остроконечной ханской шапке. А вот и ваши священные могилы, все целые и невредимые, несмотря на то, что так близко от них работные люди построили высокую башню. Правда недавно, Казанские археологи раскопали около северо западного угла башни Суюмбике остатки древней кладки, которую и объявили фундаментом той исторической мечети. Может быть это и так, а Введенская церковь является новым строением, возведенным в одно время с башней Суюмбике, но это ничего не меняет, ведь в соседнее здание заложен именно тот смысл, который описан мной выше.
В заключении хотелось бы сказать следующее, развитие человечества это эволюционный процесс, поэтому историю нельзя искажать, подстраивая под свои интересы, ведь создать качественное будущее без знания древней истории практически невозможно. Казанский кремль является памятником истории мирового значения находящегося под охраной ЮНЕСКО, и не мешало бы символическим постройкам на его территории придать первоначальный исторический вид. С Введенской церкви снять венчающий ее купол с крестом, придав зданию первоначальный полуразрушенный вид. С башни Суюмбике, убрать полумесяц, поставив на ее шпиль герб России, как это было в течении первых столетий судя по старинным сведениям. А на купола Благовещенского собора вновь вернуть кресты, стоящие на лежащем полумесяце. Такие изменения позволили бы, придать символическому комплексу на территории Казанской крепости, тот исторический вид, который был заложен в него древними строителями.
Список использованной литературы.
1. Фото автора.
2. Фото автора.
3. Фото автора.
4. Фото автора.
5. Авторский перевод фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
Свидетельство о публикации №217022400981