Женщина в мужском монастыре

Как вести себя женщине в мужском монастыре, кто такие трудники и почему здесь можно пропасть


Всему миру известен Бермудский треугольник (район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов). Но немногие знают, что в Самаре есть свой мистический треугольник, угодив в который, тоже можно зачароваться и пропасть. Правда, не навсегда. А например, на выходные или на все лето. Расположен он на правом берегу Волги на территории Национального парка Самарская Лука между селами Винновка – Осиновка – Ермаково. 

«Самарский треугольник» богат достопримечательностями: современный монастырский комплекс в Винновке, древнейший каменный храм в честь святого Николая Чудотворца в Осиновке и часовня с крестом в Ермаково, где захоронен герой обороны Порт-Артура и талантливый изобретатель Алексей Николаевич Люпов. Думаю, эти памятники интересны не только паломникам, но и светским туристам. Не говоря уже о том, какое удовольствие получаешь, соприкоснувшись с природой Самарской Луки. Пейзажи навевают воспоминания о творчестве Есенина. Кажется, вокруг лишь два цвета – зеленый и голубой. А еще – расплавленное золото, щедро льющееся с небес.

«Благодатные места», – так говорят даже те, кто весьма далек от церковной жизни. 



Женщина в мужском монастыре

Свято-Богородичный мужской монастырь Казанской иконы Божьей Матери в селе Винновка построен несколько лет назад. Ранее на этом месте был только центральный Казанский храм. Сейчас комплекс включает в себя три храма, корпус братьев, гостиницу, колокольню, причал и многое другое. Наместник монастыря – игумен Аристарх. Ему 41 год. «Только борода – а глаза молодые», – так с почтительной любовью описывает его паства. Наместник ведет активный образ жизни, сам управляет техникой, садится на самосвал.

В церковной лавке знакомлюсь с Евгенией, которая представляется как «педагог тире продавец». Приятная женщина в белом платочке. Добрые и грустные глаза. Евгения живет в Самаре, а сюда второй год приезжает помогать. Про причины говорит скупо: «Так получилось...»

– Многие здесь с переломанными судьбами. Вообще как к вере приходят? Или с рождения  воспитываешься, или уже в зрелом возрасте – через свои тернии.

Накануне был такой случай.

– Пришел мужчина. Грязный, побитый, пахнущий... Спрашивает батюшку Аристарха. А я же из мира, педагогическое образование – мне надо всех учить. Говорю: «Как же вы в таком виде к наместнику?» На службе стою, и тут озарение: «Кто ты такая, чтобы судить? Человек пришел, значит, Господь его прислал. А ты – нос воротишь. Легко любить чистеньких да аккуратненьких...» Я выбежала из храма – нет его. Как я переживала! Еле службу достояла. Иду по дорожке за забором, и он навстречу. Уже чистый и хорошо одетый. Наместник, конечно, его принял. Мне так стыдно было.  Говорю: «Простите меня».

В женском монастыре Евгения не прижилась: тяжелый труд и не очень хорошее отношение. А здесь, по ее словам, «ждут, радуются, встречают как дорогих гостей». Женские руки всегда нужны.

Есть нехитрые правила, как вести себя женщине в мужском монастыре.

– Очень скромно, – учит Евгения. – В глаза не смотреть. Не улыбаться, не заигрывать, даже намека такого не подавать. Все с благословения настоятеля. Не надо их смущать, особенно трудников...

Трудник – от слова «труд». Им может стать любой мирянин, попросивший в монастыре приюта. Следующая ступень – послушник, а потом уже в монахи стригут. Монахов сейчас девять человек. Старшему – 54 года, младшему – лет 40. Послушников и трудников – около тридцати, и они самых разных возрастов. Их Евгения и просит особенно беречь от искушения.

– Не поддаваться такому: «Девчонки, а пошли...» Отвечаешь: «Батюшка благословит – пойду». Инициативы никакой. Конечно, тем, кто в советское время воспитывался, трудно перестроиться.

По словам Евгении, паломники бывают периодами. Летом больше – добраться легче. На выходные и праздники тоже много.

– От Самары есть два пути: на машине через Тольятти и Жигулевск (до села ведет асфальтированная дорога) или по Волге, без пробок и пыли (ходит специальный паром). Если кто-то хочет отдохнуть от суеты, то лучше места не найти. Ягоды, травы лечебные, рыбалка для мужчин. Воздух, красота природы, душевный покой – что еще надо человеку? 



Хронический трудник

Идем мимо огорода. Евгения спрашивает у копающегося в земле мужчины: «Володь, не знаешь, где батюшка Аристарх?» – «Отдыхает», – отвечает тот, опершись на черенок лопаты и со спокойным любопытством разглядывая нас. Вокруг – ни одного лица в монашеском облачении. Может, тоже отдыхают?

Вместо отца Аристарха выходит иеромонах Мисаил. На вид лет тридцать. Приветливый и совершенно естественный в общении человек. Если бы не черная шапочка и ряса, ни за что не догадаешься, что перед тобой – священнослужитель. Но это пока не заглянешь в глаза. Про таких говорят: «Лучистый взгляд». 

В монастыре отец Мисаил живет шестой год. Учится в семинарии – пятый курс, заключительный. Между прочим, он объясняет мне, что монахи трудятся в рабочей одежде, и я могла просто не обратить на них внимания. 

Иеромонах отпирает двери Казанского храма, и мы заходим внутрь. Голос отца Мисаила гулко раздается под расписными сводами. Храм построили в 19 веке по инициативе графини Анны Орловой. В советское время его передали в местный колхоз. Чего здесь только не было: мастерские, амбары... В 2001 году с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия начинается его восстановление. А несколько лет назад совместно с прежним губернатором было принято решение – основать здесь монастырь. Владыка Сергий не так часто здесь появляется, но у него есть своя келья. А для паломников и туристов – гостиница.

– А если человек придет к вам без денег?

– Половина из тех, кто здесь проживает, оказались именно в такой ситуации. Они работают во славу Божию и начинают ходить в Храм. Многие святые ведь не заканчивали никаких семинарий. А есть такие смешные мальчишки, которые говорят: «Ну, какой из меня монах? Я – хронический трудник» (улыбается). У кого есть права – сажают на машину, на трактор. У меня высшее авиационное образование – как оно здесь пригодится? Господь дал мне послушание – рыбалку. В монастырях мясо не едят, хотя в виде исключения дают тем, кто трудится на тяжелых работах. 

– Наверное, не в каждый монастырь могут попасть мирские. Получается, у вас изначально туристическая ориентация?

Этот вопрос задевает отца Мисаила.

– «Туристический монастырь»?.. – в его голосе ирония.

Иеромонах объясняет, что представления о замкнутости монастырей устарели. И в том, что женщины на территории, тоже ничего страшного нет.

– Конечно, существуют разумные ограничения. На братскую половину не то что женщин – даже мужчин посторонних не пустят. Кроме того, есть места, где монах может уединиться, если что-то вводит его в искушение. 

– А мирская может с ним заговорить? Например, если я обращусь, он не ответит, пройдет мимо?

Оказывается, такой вариант возможен.

– Не из-за того, что плохо к вам относится, а что-то личное в душе, – объясняет отец Мисаил.

Интересуюсь, знает ли он о монахе-отшельнике на Лысой горе.

– Я о нем не слышал, – отвечает отец Мисаил. – Но такие люди были и есть. Это подвиг, на который должен благословить старший.



Своя Дорога

Поднимаемся по крутой винтовой лестнице. Первый раз в жизни я на колокольне. Внизу – декорация к сказке. Плывет белый теплоход. Счастливой «подковой» изгибается речушка – приток Волги. Золотятся под солнцем купола храмов и купели. Колокола оживают и начинают петь. Стоя в центре гулкого звона, испытываешь удивительные ощущения. На мой вопрос: «Где вы научились?» отец Мисаил шутит: «Так и родился с этим уменьем».

Справа – братский корпус и башенка монастырской библиотеки. За оградой – хозяйственные постройки. Скот и живность используется для нужд монастыря. Волга щедро делится рыбой. Словом, есть все для питания тела и духа.

– Мне очень нравится осенью, – говорит отец Мисаил. – Деревья такие ярко-желтые, золотом горят, вода спокойная, гладкая... Есть такая поговорка: «С Богом и на каторге рай». Мы сами придумываем себе ценности, привязываемся к ним и начинаем от них зависеть. А если правильно расставить приоритеты, понимаешь, что хватает малого.

– А вы следите за мирскими новостями или стараетесь жить так, чтобы ничто не смущало?

Отец Мисаил отвечает, что обычно он в курсе событий.

– Братоубийственная война на Украине – опять-таки в силу ложных ценностей. Молодежь не знает истории. Ею очень легко управлять. Сильный вожак – и все. Погибают за какой-то красивый флажок или лозунг... А человеческая жизнь – она же бесценна. Как можно так легко ее отбирать? Совесть – это то, что осталось в нас от Бога. У каждого своя Дорога. У одних короче, у других – длиннее. Но ширину этой Дороги выбираем мы сами...


Опубликовано: Самарские известия от 30.05.2014

Окончание статьи здесь: http://www.proza.ru/2017/02/25/1125


"ИГРА В ПАЗЛЫ, или ДЕВОЧКА ИЗ ГРОЗНОГО" - первая книга автора.

Первая публикация состоялась в журнале "Русское эхо" (самарское отделение Союза писателей России).
В 2020 году повесть вышла отдельной книгой в издательстве "Аквилегия-М". В настоящее время весь печатный тираж продан.

!!! Приобрести электронную книгу  можно на ЛИТРЕС.
Там же новинка - "ИГРА В ПАЗЛЫ: НОВЫЕ ПРАВИЛА".
Там же - полностью и бесплатно - моя сказка для взрослых "МАСТЕР МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ"  с замечательными иллюстрациями.
Очень признательна всем за оценки и отзывы!


Рецензии