Запоздалый поклон
Запоздалый поклон
Пока «жизнь хороша и жить хорошо», мы зачастую не ценим и не дорожим общением с близкими людьми, находящимися рядом с нами. И как нам их не хватает после того, когда они покидают мир сей. Мы сожалеем, что не смогли вовремя сказать им что-то важное, просим прощения, скорбим и сожалеем.
К сожалению, человеческий век не долог и мы уже не увидим людей с датой рождения конца 19 века. На их долю выпали большие испытания: многочисленные войны, батрачество, голод и тиф, коллективизация и НЭП, раскулачивание и выселки, депрессии и повседневный тяжелый труд.
А что в благодарность? Помню, как бабушка, Анастасия Самойловна, получая пенсию за многолетний труд в колхозе размером 12 руб. 60 коп., хвалила власти за заботу м внимание. Простые русские женщины – «жемчужины» России «неумытой». Какая долюшка выпала на их век, какой тяжелый груз вынесли они на своих плечах?! И после всего пережитого они не потеряли щедрость и доброту души, энергию сердец и неудержимое трудолюбие.
Мы не увидим больше эти выплаканные до последней капли глаза: высушенные непосильной работой, но все же добрые, теплые руки, изрезанные морщинами переживаний и невзгод их лица. Да, тяжелая доля им выпала. Но после всего пережитого они не озлобились на окружающий мир и людей, не проклинали судьбу-судьбинушку.
Бабушка, на восьмом десятке жизни, не могла точно вспомнить, сколько ее детей умерло в младенчестве (шестеро или семеро), но наизусть смогла прочесть зубримый мною по школьной программе стих Некрасова « … только не сжата полоска одна. грустную думу наводит она …» Может это рассказ и о ее трудной крестьянской жизни и батрачестве с 10 лет, после 2 лет обучения в школе (писать и читать «Еванглию» бабушка могла и гордилась этим). воспитала шестерых детей, она до конца дней своих надеялась и ждала пропавшего на войне старшего сына. Ей некогда было болеть, всегда была в движении, в работе и заботе о внуках.
Мне сейчас очень не хватает этой худенькой, хрупкой и сильной духом жен-щины, бабушки Насти. Она для меня – эталон щедрости, мудрости, любви, стойкости и доброты. И многое из этого я у нее перенял, надеюсь.
Хочу хоть и с опозданием низко поклониться моей, ныне покойной, бабушке Анастасии Самойловне и всем русским женщинам, которым выпала тяжелая доля, помянуть их тихим добрым словом. Ведь не зря говорят, что у поколения, которое не знает прошлого, не может быть будущего.
Иванченко А.С. посвящается
Судьбинушка
Её судьба с судьбой России
Сплелась в единую косу.
Воспоминанья оросили
В глазницах горькую росу.
Судьбинушка тебе досталась,
Батрачить с детства довелось.
Краюхой хлеба поделялась
По едокам, как повелось.
Снопами-куклами «игралась»,
Над гибким станом цеп «стонал»;
С «Милость Куракина» рассталась –
Любимый суженной назвал.
«Лихое племя», в тоже время,
Подняло на пупах колхоз:
Волов хвосты, да клячи стремя –
Рожала под стогом … Обоз.
Война! Фронт, рядом батарея.
- Огонь!! – охрипший капитан.
- Соколик, выживи! – жалея
И немец: - Матка-партизан!?
Сын старший с фронта не вернулся,
Усилив седину волос;
Рок ожиданья потянулся –
Надежда с капом горьких слёз.
Манто, нарядов не носила –
Всё время ватник да подол.
Откуда бралась только сила –
Молебен был, что валидол.
Преклонный возраст – жизни веха,
Задела, «шаркая» порог;
Хоть и устала, не помеха –
На ужин яблочный пирог.
Анастасию люди знали,
Стереотипов не круша,
Лишь добрым словом поминали:
- Простая русская душа!
25.09.04 г.
Газета «РОДНИК», 2005 г.
Свидетельство о публикации №217022501139