Все мы родом из детства

За последнее время я обратила внимание, что специалистов по детской психологии становится все больше: модные журналы, статьи в сети, книги и лекции известных и не очень детских психологов. Количество форумов и блогов на детскую тему просто зашкаливает. Каждый пишет свое: обязательно спите вместе с ребенком, иначе станете чужими друг другу; ни в коем случае не берите его на руки – станет истериком, кормите морковкой – никогда не заболеет, не давайте ему не единой конфетки – покроется сыпью на всю жизнь. Что делать? Я теряюсь. И стараюсь вливать в себя поменьше окружающей меня информации. Наверное, тоже неверно – могу многое упустить. Впрочем, своего ребенка я уже успешно избаловала. Мне кажется, в далеком будущем на уроке физики, у нее случится стресс, когда учитель объяснит, вокруг чего вертится Земля на самом деле.

Еще я обнаружила, что сейчас предлагается очень много разнообразных систем воспитания и подходов. Причем, чем более экзотично и труднопроизносимо название методики, тем больше гордости это вызывает у родителей. Часто в разговоре с родителями возникает ощущение, что мы делаем это не для детей, а для того, чтобы самим оставаться в тренде: «Я – модная мама!» В этих случаях вспоминается старое кино «Трудный ребенок». Там жена хочет «завести» ребенка, чтобы войти в популярный женский кружок в их маленьком городке и тоже посещать детские праздники. Мы соревнуемся друг с другом, у кого ребенок раньше научился пользоваться горшком, читать – писать и пр. Если ребенок к пяти годам еще не читает и не знает ни одного иностранного языка, - это пропащий человечек, ему уже нет места в нашем обществе.

О школах слышу очень много и заранее дрожу от ужаса. Судя по всему, туда принимают уже с дипломом из Оксфорда. Кстати, вспоминаю свою школу и ужасно рада, что получила хорошее образование. До сих пор им пользуюсь. Возможно, многие одноклассники согласятся со мной. Но не буду обсуждать школу, у меня пока нет этого опыта, а голословной быть не хочется.

Меня родители в детстве ни к чему не принуждали. С одной стороны, плохо: я ленива и ни одной секции не довела до победного конца. С другой стороны, у меня с ними вполне себе доверительные отношения. Я не затаила обиды за то, что у меня была своя кушетка, как и за то, что мы спали в разных комнатах. Читать меня никто не заставлял, все выстроилось органично. Меня не гнали в разнообразные кружки с криками и угрозами, подстегивая хлыстом.

Я стараюсь также лояльно относится к Элине. Мы ходим в основном туда, где ей нравится. Хотя и она иногда устает и не хочет уже никуда. Даже спросила меня как-то, нельзя ли ей выйти на пенсию, как бабушка, чтобы тоже никуда не ходить. С другой стороны, в периоды бездействия начинает скучать по своим занятиям и проситься обратно. Я совсем не специалист по детям и не так уж много знаю о них. Мне главное, понимать, к чему стремится мой ребенок. Я вожу ее в абсолютно разные детские коллективы и вижу, насколько индивидуален каждый ребенок и что невозможно воспитывать их только по книжке.

Сейчас еще принято ругать «старую» школу и предлагать современное образование. Даже не знаю, чью сторону принять.

Конечно, не надо топтаться на месте и пользоваться исключительно «бабушкиными» методами и рецептами. Мы все за прогресс, и если изобрели пылесос, зачем соскребать пыль с ковра вручную? Но ведь и у старых педагогов много хорошего и полезного. Несмотря на нынешнюю политику «импортозамещения» Россия, по-прежнему, страна, преклоняющаяся перед заграницей: французская система, английский детский сад, японское воспитание, няня-филиппинка… Как сделать правильный выбор? Чему учить в первую очередь? На что опираться? Кто прав? И, самый главный вопрос, как не навредить ребенку, чтобы после всех внедренных теорий и практик не пришлось вести его к психологу и логопеду?

Вот, тут прекрасно вписалась бы фраза «Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в…» Черт возьми, я не знаю, где их искать!
А прислушайтесь к ребенку. Любит ли он свою няню? Комфортно ли ему учить в три года чужой язык, когда он еще не совсем понимает, как это может быть столько разных стран и языков, когда и на родном языке еще столько непонятного, что страшно становится.

Все-таки, мне кажется, что делать надо так, как ему удобно. Конструктор так конструктор, скрипка так скрипка, футбол и плавание – прекрасно. И тут, главное, забыть о своих амбициях и водить его в тот кружок, где ему нравится, а не куда лично вы не попали или, наоборот, отходили в детстве. Радуйтесь его личным успехам, не шпыняя за то, что он не делает вас мамой или папой медалиста; и на детский праздник одевайте его так, чтобы он чувствовал себя удобно и имел возможность веселиться, а не стоять в сторонке позируя фотографу вам на радость и боясь посадить пятно на дорогущий костюм.

Перечитала свой текст и захотелось обратно в детство. Вспомнила, когда мне сообщили, что у меня будет девочка, я сразу представила, как куплю домик для Барби и наиграюсь, наконец. Купили в результате радиоуправляемую BMW и домик Silvian Family.

#детство #дети #раннееразвитие #образование #детскиецентры #школа #детскийсад


Рецензии