Ян Вермеер. Офицер и смеющаяся девушка

Ян Вермеер.Офицер и смеющаяся девушка. ок. 1657.Холст, масло. 50.48 ; 46.04 см
Коллекция Фрика, Нью-Йорк, США

         Небольшие интимные картины из жизни горожан в творчестве Вермеера второй половины 50-х годов 17 века («Девушка с письмом», «Бокал вина», «Офицер и веселая девушка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха. Картина также известна под названием «Смеющаяся девушка в компании офицера».
         
       Для двадцатилетнего Вермеера тема «мужчина, женщина и вино» стала излюбленной. Картина «Офицер и смеющаяся девушка» - один из лучших подобных примеров.
        Главным персонажем картины является девушка, чьё лицо освещено прямым мягким светом. Она имеет сходство с женой Вермеера, Катариной Болнес, которая, как считается, позировала для многих его картин. Рентгеновские снимки показали, что Вермеер планировал изобразить женщину с большим белым воротничком, который скрывал бы большую часть платья, а чепчик, закрывающий голову целиком, был увеличен, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на выражении её лица.

       Платье с тесьмой, которое можно увидеть и на других картинах Вермеера, называлось «скорт» и служило обычной повседневной одеждой. Синий передник, надетый поверх платья и частично скрытый в тени стола, также был широко распространён. По одежде искусствоведы делают вывод, что визит офицера оказался неожиданным для девушки, занимавшейся до его прихода домашними делами. Девушка держит бокал, обычно предназначавшийся для белого вина, более дорогого, чем пиво, что должно подчёркивать её достаток.

      Слева на переднем плане спиной к зрителю сидит офицер в широкополой шляпе. Его профиль едва намечен. Он беседует с  девушкой .Красноречивый жест ее открытой левой руки проясняет характер разговора.

  В сцене доминирует фигура мужчины, различие в масштабах фигур довольно значительно. В фотографии такой эффект мог быть получен при съемке с близкого расстояния широкоугольным объективом. Черная шляпа и красный камзол выделяются на фоне светло-зеленой скатерти и белой стены. Контраст света и тени мог также подчеркнуть их психологическую противоположность. Освещенная солнечными лучами девушка скорее воплощает собой чистоту, чем порок, но она одновременно и жертва сомнительной авантюры офицера.

     Обстановка комнаты лаконична, но эти предметы – полуоткрытое окно, стулья с головами льва – уже появлялись в работах Вермеера. Как и желто-черное платье из картины «Девушка с письмом у открытого окна». Несмотря на подобную схожесть, настроение этой работы совершенно иное. Художник мог вдохновится работами Питера де Хоха, в этот же период создавшего несколько жанровых сцен, в которых солдаты беседуют с молодыми женщинами. Взгляд как бы из-за спины одного из персонажей придает неформальность композиции. Зритель как бы случайно подглядывает за происходящим.
 
        Вермеер впервые изображает географическую карту на стене. Как и картины в картине, карта наделена особым скрытым смыслом. Она была составлена в 1620 году Балтасаром Флорисом ван Беркенроде и вскоре затем издана Виллемом Янсом Блау. Латинская надпись позволяет установить, что речь в данном случае идет об изображении Голландии и Западной Фрисляндии, которые, в противоположность современной картографии, помещены не на оси север-юг, а по оси запад-восток. Географические карты были в середине XVII века роскошью, но еще в большей степени они полагались знаком гуманистической образованности.

     Данное изображение карты и офицера может содержать намек на англо-голландскую войну 1652-1654 гг., в которой адмирал Республики Соединенных провинций Михаил Адриансон де Рейтер одержал блистательную победу.http://www.irinaepifan.narod.ru/officer.html


Рецензии