Первый суд 18 апреля 2006г

Анатолий взялся за составление иска в суд. Он интуитивно чувствовал, что первый суд необходимо выиграть. Он обошёл около десяти юридических фирм, проконсультировался у двадцати юристов. Все советовали по - разному: предлагали сразу нанести сокрушительный удар.  Но, Анатолию на этот раз, правильно подсказывало седьмое чувство - нужно потребовать самую малость, которую положено по договору. Поэтому он отказался от тех юристов. Сам составил исковое заявление, форму списал с брошюры. В своём исковом заявлении он попросил Суд - Обязать Шилманбетову (у неё тогда ещё была фамилия по мужу) Нургайшу выполнять условия договора. Анатолий все же взял в помощь, для ведения процесса, профессионального юриста. Это была русская девушка, лет тридцати пяти, она единственная, внушила ему доверие, как потом он узнал, её отец раньше работал судьёй. Она ознакомилась с его иском и согласилась.

Иск подал Анатолий в Бостандыкский суд №1 города Алматы. Судья был молодым, лет сорок и на вид порядочным, он недавно работал в этом суде. Юрист сказала, что Анатолию повезло с судьёй: все говорят, что он честно ведёт дела. Но судья долго тянул с рассмотрением дела, юрист сказала, что такие дела судьям мало знакомы, поэтому он долго дело изучает. Наконец судья решил рассматривать дело. Согласился вызвать свидетелей Анатолия. Это были официантки, которые работали у него в кафе «Адам» и в самом начале в кафе «Алтын». Они рассказали, как Нургайша забирала у них деньги из кассы, без разрешения Анатолия, как она потом их всех сразу уволила, и приняла своих людей.  Договор о совместной деятельности между Анатолием и Нургайшой был составлен добровольно и пункте 1.3 гласил, стороны подтверждают своё полное взаимопонимание по вопросам, затронутым в настоящем договоре. Договор был составлен сроком на двадцать лет. Несмотря на то, что это строительство является долевым, а значит вклады сторон - являются долевой собственностью, согласно законов ГК РК, Нургайша заявила, что теперь это её собственность, а деньги, полученные ею от Анатолия на строительство кафе - она возвратит.

На суде Нургайша унижала Анатолия относилась к нему как к нищему, просящему подаяние, как к классовому врагу. Она неоднократно его оскорбляла, разбирала на заседании суда его личную жизнь. Заявляя, что у него жена в два раза младше его. Говорила, что он крутит романы с официантками. За шесть месяцев Анатолий похудел на шестнадцать килограмм. Все свои сбережения ему пришлось истратить на оплату за аренду квартиры, питание и другие нужды. Он начал распродавать остатки своей недвижимости, он продал два гаража и второй автомобиль, которые остались у него от бывшей роскоши. К концу четвёртого года хождения по судам, ему даже приходилось заниматься частным извозом на своём автомобиле, чтобы заработать деньги. Не знал он, что судебная тяжба с Нургайшой продлиться четыре с лишним года и будут рассмотрены в трёх судах города Алматы его двадцать семь судебных дел. Эти процессы стали судебным прецедентом в истории судебной практики страны. А Анатолий за это время постигал на практике азы юриспруденции и в последствии стал известным общественным правозащитником-так его называли в прессе.


Некоторые юристы, узнав его судебную историю говорили, ты умный и предприимчивый человек, открыл бы новый бизнес и давно бы заработал ещё больше. Но, данное судебное разбирательство было дело принципа, жизненной позицией и он должен был пройти этот путь и разобраться в причине, порождающей этот беспредел, этот судебный марафон стал для него юридическим институтом. Анатолий впервые лично судился в суде, он не знал, как вести судебный процесс, как готовить материалы, и помощь юриста была уместной. После каждого заседания он спрашивал её, правильно ли он действовал. Она успокаивала его и отвечала, что судья видит, что Анатолий не профессионал, и поэтому поймёт его неправильные шаги.  Историю строительства кафе, Анатолий напечатал и зачитывал на заседаниях почти без изменения.


На заседаниях Нургайша отказывалась от иска, по причине, что Анатолий не работает в кафе, а просит 50% от прибыли. Но, согласно договора о совместной деятельности п.1.1 «Партнер №1» и «Партнер» №2 обязуются соединить свои вклады по строительству и дальнейшей эксплуатации кафе, а прибыль от кафе партнёры должны делить пополам, по 50 %. Вклады были произведены, договор вступил в силу. В договоре не сказано, что партнёры обязаны работать кем-то и как-то, а сказано - стороны Договора осуществляют сотрудничество на возмездной, коммерческой основе по всем видам деятельности. Ведь, Анатолий и не требовал дополнительной оплаты выполняя работу бухгалтера, снабженца, либо администратора. Согласно договора, Нургайша не имеет оснований требовать от своего партнёра выполнять какую - либо работу, а также утверждать, что он не работает. Кроме того, она сама отстранила его от работы в кафе.


Заключённый договор о совместной деятельности был на строительство кафе и его дальнейшей эксплуатации, а не договор об аренде кафе, поэтому стороны являются полноправными партнёрами по эксплуатации кафе согласно п.1.1. и владельцы совместной собственности, согласно договора.  В этом и заключается смысл договора. Судья долго не мог вникнуть в суть договора, как сказала юрист, у него впервые было на рассмотрении такое дело. Судью больше всего интересовал вопрос, почему договор был заключён на двадцать лет, ведь вы оба уже не молодые? Анатолий отвечал, что он собирается прожить ещё не менее двадцати лет. К тому же, это вновь построенное кафе по закону теперь является совместной собственностью. Когда судья спросил о сроке договора Нургайшу, она ответила, что на этом настоял Анатолий. Этот первый суд длился два с половиной месяца.


Анатолий составил очень простой иск - чтобы он был понятен судье и вытекал из смысла договора. Требования были совсем маленькие, а именно: обязать Шилманбетову Нургайшу Кырыкбаевну выполнять   условия договора. Нугайша и её юристы не понимали смысл искового требования, а тем более, его главного значения. Они считали это требование таким незначительным и главное возможность его неисполнения, как теоретически, так и практически.  Они пришли к выводу, что такое требование ответчик, а им являлась Нургайша, может эти требования не исполнять на практике. Это была их стратегическая ошибка. Поэтому она не предприняла соответствующих мер для выигрыша первого суда. На данный момент, при сложившейся практике, она была права в своих предположениях.

Но жизнь внесла коррективы и это сделал Анатолий за четыре года судебного процесса.  Для этого он провёл двадцать семь судебных процессов, затем организовал Общественное движение «Пострадавшие от судебных исполнителей», в рамках которого организовывал пикеты, акции протеста. Результатом стал перевод Администратора судов по городу Алматы в Астану, но уже заместителем. А главное, правительство решило ускоренно принять закон о частных исполнителях, тогда как раньше, исполнением судебных дел занимались только государственные судебные исполнители.  Но это было потом. Анатолий и раньше защищал свои гражданские права, которые можно назвать его социальными проектами. Он не отделял свою жизнь от жизни общества, в котором жил, старался разобраться в общественных явлениях. Вот и в этот раз, Анатолий не нарушал договор, как огульно заявляла в суде, его партнёр по бизнесу - Нургайша. Его суд был похож на десятки тысяч, которые велись в стране. Он это доказал. Но до победы было ещё далеко.
   

В итоге суд удовлетворил иск Анатолия,обязал ответчицу - Нургайшу, выполнять условия договора. Юрист поддерживала его морально весь период судебного процесса. Когда судья зачитал Решение суда, и они остались одни, у неё вырвалась фраза, что она не верила в победу и не думала, что суд вынесет решение в пользу Анатолия. Оля, так её звали, даже смутилась от своих слов и видимо поэтому отказалась вести второй процесс, когда он попросил её об этом. Тогда Анатолий ещё больше уверился, что юристам нельзя полностью доверять, необходимо их проверять.


Анатолий взял в суде исполнительный лист и отнёс его Администратору судов по городу Алматы для исполнения. Но и здесь интересы судебных исполнителей и Иургайши - совпали. У судебных исполнителей были очень маленькие оклады, поэтому не желали честно исполнять свою работу. И как гласила народная молва, за умеренную плату они могли закрывать глаза и не заставлять ответчиков исполнять решение суда. Анатолий знал об этом, но на требования и претензии к судебным исполнителям, они находили массу отговорок. Кроме того, Администратор судов по городу Алматы оказался старым знакомым Анатолия. Ещё будучи председателем кооператива собственников квартир, Анатолий сражался с ним в Жетысуйском Акимате города Алматы за права кооперативов собственников квартир.

Второй судебный процесс Анатолий вел без юриста и проиграл его. Но этот проигрыш, как оказалось в последствии, принёс ему победу в его сражении. Всего Анатолий проиграл Нургайше восемь судов, каждый из которых составил отдельный и весомый судебный процесс, а выиграл девятнадцать. Из этого можно сделать вывод, что тактические битвы он проигрывал, но выстроил правильную стратегию и выиграл сражение. Эти четыре с лишним года были настолько насыщены и напряжёнными для Анатолия, что действия, которые он предпринимал, составили весомую часть его жизненных дел. Жизнь состоит из историй, которые делает сам человек, а эти истории делают человека. Истории, произошедшие с Анатолием, являются прецедентом, и он хотел, чтобы его потомки знали эти истории – они могут помочь им в жизни.

Анатолий не смог добиться от Нургайши выполнения решения первого суда. И чтобы не зайти в тупик – он ходил по кругу, точнее по судам. Это был классический приём, затянуть ответчика в суд и судиться с ним до потери пульса. Но, как говорят в народе, суд разденет до гола и истца и ответчика. Так оно и случилось… Но у него не было другого выбора.


Рецензии