Философия Тютчева. Проблема человека. 4

               
Философия в поэзии Ф.И. Тютчева

 4

Проблема человека в триединстве мира

С 1830 года Тютчева интересуют проблемы человека в этом мире и близком и далеком, и дружественном и враждебном.
Человек в противоречивом мире, сам, являясь целым миром, блажен или несчастлив?
Для исследования этого необходимы экстремальные ситуации.
И поэт вводит в свое творчество понятия рок, роковые минуты, последний катаклизм. Одно из стихотворений он так и называет «Последний катаклизм».

Когда пробьет последний час природы,
 Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
 И божий лик изобразится в них!

Движение к Богу, к первооснове человека имеющего в своей ипостаси смертное и бессмертное одновременно, видится, прежде всего, через роковые минуты, в которых и смертное и бессмертное проявляются с необходимостью.
Океан, вода - становятся символами первоосновы, на которую ложится Божий лик. В Библии, к воде относили и небесный океан.
Не забудем, что одним из первых вопросов, над которым билась философская мысль с древних времен, был вопрос о производящем начале вещей. Древняя Греция и Европа эпохи Возрождения пытались сформулировать различные первоначала. Фалес Милетский признавал производящим началом всего воду. Вода все произвела, в воду при катаклизме все превратится. У Тютчева конечно вода - это не вода Фалеса Милетского. Это сложный, абстрактный образ некоего беспредельного одухотворенного божеством явления. Это ближе к определению ионийского философа Анаксимандра об апейроне,  как неопределенном  и беспредельном.
Единою первоначальною и конечною природой всего, что происходило, происходит или произойдет, является общая неопределенная основа всех стихий, катаклизмов, судеб, роковых минут.
Тютчев раскрывает свое отношение ухода в другой мир через роковые минуты в стихотворении «Цицерон».

Счастлив, кто посетил сей мир
 В его минуты роковые –
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир;
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил.

В чаше - вода, вино, апейрон..., во всяком случае, бессмертное первоначало к которому все придет. Рок - есть только смерть человеческого тела (роковые минуты), но - это и движение в бессмертие бытия и души, к слиянию с миром, а значит - к счастью!
Человек - существо бесконечное. Он создан по образу и подобию Божьему. В нем отражен целый мир, и поэтому, он постоянно взаимодействует с этим миром, в самых отчаянных его проявлениях. А поэтому у него всегда возникают проблемы: проблема преодоления смертности своего тела («Так грустно тлится жизнь моя \ И с каждым днем уходит дымом; \Так постепенно гасну я \ В однообразье нестерпимом!..»). Другая проблема - проблема субъективного, неповторимого Я, которое не может быть познано никем, ведь невозможно охватить кому бы то ни было разумом, чувством, верой весь мир, заключенный в человеческом Я.
Мечты, чувства, проявляемые Я есть бесконечные образования, такие же как звезды в ночи. И все, что ты выносишь за пределы собственного Я, отчуждаясь, становится новым качеством, а следовательно ложью по отношению к первоначальному замыслу, сохраняемому в Я. Такая проблема разрешается в стихотворении «SILENTIUM!» (Молчание!)

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
 Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь;
 Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..

Подчеркнем фразу: «Мысль изреченная есть ложь...». Кант исходил из самостоятельности нашего разума и априорного характера его истин.
Идеальное начало, к которому все сводится, существует в нашем уме и есть наша мысль, которой, может быть, ничего и не соответствует во внешнем бытии.
Вл. Соловьев, характеризуя критический рационализм в работе Критика отвлеченных начал» пишет: «...Согласно этому (учению)... познание слагается из двух факторов: из данных чувственного восприятия, составляющих реальное содержание познания и имеющих лишь эмпирическое значение (как факты сознания), и из априорных форм и законов нашего ума ( то есть, во-первых, из способов созерцания - пространства и времени, 2) категорий рассудка и 3) идей разума), не имеющих никакого собственного содержания, не представляющих собою никакого истинного бытия, а только придающих характер всеобщности и необходимости тому эмпирическому материалу ощущений, который дается в нашем чувственном восприятии».
Итак, вопросы бытия в мире и вопросы познания мира чрезвычайно волнуют поэта.
Если существует мысль, ум, значит должны существовать и не - мысль, безумие, как противоположность разуму.
Категории, вырабатываемые умом, опытом - двойственны.
Безумие существует там, где мир двойственен. Не может существовать только Предел (Природа) и Инобытие (смерть, тени). Двойничество, как философский институт - безумие. Но, двойственность в мире бывает при определенном взгляде и определенных обстоятельствах. Приведем два стихотворения написанные на эту тему поэтом: «Безумие», и «Через ливонские я проезжал поля...».

Там, где с землею обгорелой
 Слился, как дым, небесный свод ,-
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
 Припав к растреснутой земле,
Чему -то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
 И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!..
(«Безумие»)

Через ливонские я проезжал поля...
...............................
Но твой, природа, мир о днях былых молчит
 С улыбкою двусмысленной и тайной...

Горизонт закрывает небеса со звездами, сводит бесконечное пространство к черте, когда Природа, окружающая человека - вырождается, а мир бесконечности не открывается - наступает безумие.
Двойничество - есть безумие. Вода - бессмертная душа, земля -смертное тело. Двойственность восприятия мира состоит из: восприятия беспросветного мира облаков, закрывающих бесконечность, и восприятия земли (смертности) из под которой бесконечность рвется в виде воды. Двойственность мира - в его «двусмысленной и тайной улыбке». Сиюминутность постоянно приводит свое дополнение - былое. Одномоментное - не существует, а всеединое найти трудно.
По чьей же воле происходят события в Природе? Почему, человек, окруженный Природой, так же как и она находится в движении? Движется прошлое и будущее. Не стоит на месте сиюминутное, тело стареет, осень увядает.... Камень, падающий с вершины, падает «....сам собой, \ Или низвергнут мыслящей рукой?» Человеку трудно дать ответы на эти вопросы.
Человеком управляет судьба, но судьба - время к смерти (Рок), движущееся только вперед.

Из края в край, из града в град
 Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!
............................
Туман, безвестность впереди!..

Итак, мы подошли к некоей целостной системе устройства бытия и человека в бытии, а так же к теории познания, которую следует изложить, чтобы понять, появившееся в 1836 году у Тютчева стихотворение «Все во мне и я во всем...».


Рецензии