Загадка Цесаревича или тайны Кренгольма

На одной из карт Кренгольма есть интересное обозначение – Дерево (на карте обозначено красным кружком).

Казалось бы, что тут такого. Но дело в том, что именно в этом месте на более поздних картах появилось обозначение часовни. Только вот информации о ней в литературе нет – вообще никакой. Эта часовня как призрак – вроде бы была, а станешь искать её, так она сразу и тает в искрящихся брызгах кренгольмских водопадов.

Но кое-что осталось – как лёгкое дуновение чего-то мистического или загадочного – кому как нравится.

После долгих поисков возникли даже неожиданные аналогии с известным фильмом «Джентльмены удачи». Как-то забавно, как в анекдоте и как в фильме в одном из его эпизодов: «Вот оно – дерево!». И тут же появляется мужик, которого нельзя посадить – ведь он памятник. В нашем случае в роли такого мужика-памятника обозначился Л. Г. Кноп (один из основателей Кренгольмской мануфактуры), бронзовая фигура которого стояла (правда в более позднее время) невдалеке от этого самого дерева.

Однако жизнь – она получше любого анекдота. В книге, к которой была приложена карта, есть очень редкая информация:
   
   «На оконечности острова (Кренгольмского), ниже водопада, разбитъ небольшой паркъ, съ каскадами и фонтаномъ; среди этого парка растетъ деревцо, посаженное въ Бозъ почившимъ Государемъ Наслъдникомъ Цесаревичемъ Николаемъ Александровичемъ, посътившимъ Мануфактуру 3 Iюля 1858 г.» [1]

Это место выделено на карте красным квадратом. Всего таких небольших мини-парков, как видно по той же карте, было три – на острове Кренгольм, на Георгиевском острове (чуть выше) и на месте бывшего древнего кладбища. Все эти три мини-парка или сквера были соединены между собой мостами. И вполне возможно, что Дерево, которое нас заинтересовало, тоже имеет какое то отношение к данному визиту царственной особы.


Есть и другая информация, которая неожиданным образом всплыла из небытия и связала тонкой серебряной нитью настоящее и прошлое, погрузив нас в глубину веков.
Оказалось, что есть предположение о том, что на Кренгольмском острове ещё во времена крестоносцев был небольшой каменный замок. Именно замок, некоего графа Эслингена (Эйслингена). [2]
Доказать это археологичесими раскопками, по понятным причинам, сейчас невозможно. Но опять же, есть один факт, подтверждающий это предположение - многие замки средневековья строились именно у водопадов.
Кроме того известно, что на древнем кладбище у Кренгольмского водопада, рядом с которым и находилось то самое Дерево, были ливонские кресты. [2]

Далее.

Известно также, что Кренгольмский остров принадлежал в XVIII веке купцу К. Сутгофу. На острове была его дача, которую посещала в 1780 году Екатерина II. Об этой даче упоминает в своём письме и англичанин Врексолля, бывший там в 1774 году. [3] «Фабрики же, приводимые в действие силою водопадов, возникли первоначально не на острове, но по внешним сторонам, окружающих его водопадов.» [3] Потомком купца К. Сутгофа был Герман Сутгоф, которому принадлежал парк на северной окраине Нарвы. Он более известен как – Сутгофский парк. Также его называли – Графским парком. Сейчас на этом месте находится немецкое мемориальное кладбище.

Г.А. Попов в своей книге пишет, что на этом месте был парк «Ротенган». [2]
Т.е. Сутгофский парк и парк «Ротенган» – это одно и тоже. Ган (Hahn) в переводе с немецкого означает - «Петух». В книге О.В. Коченовского находим: «Севернее Нарвы по дороге в Усть-Нарову была расположена тоже деревянная церковь, посвящённая Святому Николаю. Эта, принадлежавшая Ярославскому полку, церковь граничила с участком под названием «Красный петух», и при ней имелся погост.» [4]

Все эти факты удивительным образом объединяются в следующем:

Издавна в Нарве жили потомки старинного рода графов мекленбургских Ган фон Ротенган из Померании (в Германии). Графский фамильный титул переводится как - «Петух с красной звездой». Это были потомственные рыцари, которые вместе с Ливонским орденом завоёвывали Прибалтику. [5] Из Мекленбурга был и много сделавший для Нарвы А. Ф. Ган, который два раза был главой города. [6]

Дальше – больше.

О Померании Д. Власов в своей статье [5] пишет следующее: «До XIII века то была земля Венедской Руси, точнее славянского племени ободритов, иначе бодричей, сам Мекленбург носил иное имя - Микулин Бор, а в более давние времена именовался Рарог, Рериг - то есть город Сокола, откуда, кстати, прибыл в Новгородскую Русь князь Рюрик. Иными словами, графский род Ган фон Ротенган имеет славянские корни».

Но и это ещё не всё.
 
Как пишет тот же Д. Власов, один из потомков этого рода – Пётр Алексеевич Ган, родившийся в 1789 году, был отцом Елены Ган, ставшей впоследствии известной как – Елена Блаватская.


Если посмотреть историю Мекленбурга, то перед нами всплывает Мекленбургский дом – германская династия со славянскими корнями, тесно связанная с представителями Российского императорского дома.
Так - Анна Леопольдовна, которая была правительницей России (в 1740-1741 гг.) после смерти Анны Иоанновны, являлась дочерью царевны Екатерины Иоанновны и герцога Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского (к слову говоря, уже ближе к нашему времени, был такой - Адольф Фридрих Мекленбург-Шверинский, который в 1918 году на короткое время стал правителем Балтийского герцогства, в котором в это время находилась и Нарва).
 
Гербом герцогов Мекленбургских является - чёрная голова быка с короной (первоначально это могла быть и голова дикого зубра - тура из славянского фольклора [7]).
В этом смысле появляется интересная ниточка возможной связи с Братством черноголовых:
   «К. Родде в своих заметках упоминает о существовании в Нарве братства Св. Антония. Члены этого братства или гильдии собирались в замке, и называли они себя «конюшенными братьями» («шталлбрюдер»). Историк К. Руссвурм предполагал, что они посвятили себя уходу за больными. Братству принадлежала часовня Св. Антония, расположенная перед Вирускими воротами и при ней имелся госпиталь, получавший ежегодно субсидию от магистрата Таллина. По мнению К. Руссвурма, братству Св. Антония принадлежал в 1531 г. сад гильдии, упомянутый нами выше. Он отождествляет «конюшенных братьев» с черноголовыми.». [4, стр.23]

В отношении Дерева (в начале статьи) теперь можно высказать следующее - в древности существовал культ дерева, поклонение дереву. Вот один из примеров такого поклонения:
   «... епископ из Оксера Аматор пытался препятствовать почитанию большого грушевого дерева, стоявшего в центре города, на котором его полухристианизированные жители очень грубо вешали головы животных. Наконец святой Герман уничтожил его, но с риском для жизни. Святому Мартину из Тура позволили разрушить храм, но не дали уничтожить стоявшую возле него высокопочитаемую сосну. Это – превосходный пример того, как большая часть официального язычества пала перед христианством, в то время как более древняя религия земли, из которой она выросла, полностью не могла быть уничтожена.» [8].

В древности считалось, что деревья служат пристанищем для душ предков.
И сейчас, в современное время, в Пюхтицах (Святом месте), также почитают одно из таких деревьев. [9]
 


Источники:
1. «Кренгольмская мануфактура близ Нарвы. Описание фабрики и жилых помещений для рабочих», С-Петербург, 1876 год.
2. Г. А. Попов, «Государево село Венкуль во времени и пространстве», Санкт-Петербург [и др.], Реноме, 2015 г., ISBN 978-5-91918-543-7
3. «Кренгольмская манфактура. Историческое описание, составленное по случаю 50-летия ея существования, исполнившегося 30 апреля 1907 года.», С-Петербург, Типография П. П, Сойкина, Стремянная ул., Дом 12, 1907 г.
4. О.В. Коченовский, «Нарва. Градостроительное развитие и архитектура», Таллин, изд. «Валгус», 1991 г.
5. Д. Власов. Статья «Нарвский след Елены Блаватской» в газете «Восточный берег» № 33 (1164) от 10-16 августа 2016 г.
6. «Нарва. Культурно-исторический справочник», Нарвский музей, 2001 г., (стр. 187)
7. Михаил Серяков, «Загадки римской генеалогии Рюриковичей», изд. Вече, Серия «Неведомая Русь», 2014 г., ISBN 978-5-4444-2297-7
8. Джон Арнотт Маккалох, «Религия древних кельтов», изд. Центрполиграф, 2004 г., ISBN 5-9524-1303-X
9. «Пюхтицкий Успенский женский монастырь», М., Изд. «Новости», 1991 г., ISBN 5-7020-0405-1


Рецензии