о школьных тетрадях

Ученическая тетрадь… Словосочетание, до боли знакомое всем и каждому. У человека, далекого от педагогики, эта ассоциация напрямую уходит своими корнями в молочно-розовое детство, когда в любом школьном портфеле лежали эти тетрадки – разные, по многим предметам. У кого-то идеальные, исписанные кружевами каллиграфии, у кого-то вполне себе пригодные для записей, а чьи-то тетради и вовсе не похожи были на эталон ученического труда. Так или иначе, но ученики пишут в рабочих тетрадях. Это факт – и точка.

Что есть тетрадь ученика для учителя русского языка? Своего рода это инструмент контроля над текущей успеваемостью школьника. Все, что происходит на уроке – записано в тетрадь, все, над чем ученик тщательно поработал дома,  - опять же находится в тетради. В пятом классе проверяется каждая работа, независимо от того, где она выполнена, дома или на уроке – вот где раздолье для ученического самовыражения и катастрофа для учителя!

Скажу сразу – идеальные тетради существуют лишь в советских мультфильмах 60-х годов. Нынешние школьники в большинстве своем пишут в тетрадях весьма вольно. Нет, существует так называемый орфографический режим и правила оформления записей, но… Современная начальная школа с новыми стандартами не по своей вине помешана на проектной деятельности, «свежие» требования уже затронули пятиклассников, поэтому на классическое оформление записей в рабочих тетрадях обращают внимание лишь учителя, представляющие так называемую «старую школу» - это педагоги, которые еще помнят сниженные оценки за помарки и небрежность в работе, те, кому не чуждо понятие «прилежание», те, которые и которых обучали в свое время чистописанию на уроках.

К сожалению, все чаще встречается явление конспектной скорописи в тетрадях младших школьников, что неудивительно – информационный объем материала велик, а времени на отработку каллиграфического навыка катастрофически не хватает – вот и пишут наши ученики в началке как придется, а потом с этим сомнительным «багажом» приходят в среднее звено. И начинают там бедных детей учителя гонять!

Хорошо, если у ребенка родители тоже «олдскул» и понимают, что в тетради должен быть порядок, тогда намного проще добиться от пятиклассника правильного оформления работы, но зачастую сами родители не видят ничего предосудительного в том, что в записях школяра полная неразбериха – главное, чтобы ребенок всесторонне развивался и не испытывал психологических проблем и, не дай Бог, учебных перегрузок в школе. Ну да, конечно, пусть пишет не пойми как – учителю ведь деньги космические платят за разбор каракулей и адекватную оценку написанного! Мало того, еще можно и претензии предъявить – школа не научила.
 
А нынешняя школа и не научит! Если в советской системе образования упор ставился на отработку навыка, то современное образование можно считать учебной деятельностью с приставкой –само: само-обучением, само-деятельностью, само-образованием. На промежуточном этапе этого само-воспитания находится учитель, хоть как-то пытающийся вложить учебный материал в неокрепшие и совсем не само-стоятельные умы. А на вершине этого милого айсберга – министерство образования с инновациями, от которых голова идет кругом. И особняком стоят совершенно ничего не понимающие родители, которым внушили, что школа - да не может быть! - оказывает образовательную услугу населению, а в сфере услуг, как нам известно, клиент всегда прав.

Так что, друзья мои, какие там красиво оформленные тетради? Что вы? Написали дети – и молодцы, сдали тетради на проверку – и на следующий день с претензией к учителю – а где моя оценка, а что это Вы мне работу не проверили за прошлую неделю, я же принес? Выполнили родители с учеником «дэзэ» – и хотят видеть непременную оценку своего труда здесь и сейчас. И ведь хорошо, если проверяют родители успеваемость своего ребенка и болеют за него всей душой, правдами и неправдами пытаются помочь, но ведь некоторые и не переживают даже за процесс обучения!

Раз уж я начала разговор о родителях, которые помогают своим детям в нелегком деле получения школьного образования, то не могу умолчать очень проблемный пунктик, когда такая родительская «помощь» полноценно вредит ученикам. Каждая мама и каждый папа хотят, как лучше, и многие родители выполняют домашние работы вместе с ребенком и, что очень часто, вместо него – оно понятно, программа школьная сейчас ого-го какая, пусть лапушка отдохнет, а мы посидим до полпервого ночи, поломаем голову. Что характерно, детки к такому решению вопроса привыкают настолько быстро, что «всепонимающие» родители «а» сказать не успевают – и уже они становятся заложниками ситуации – оценки знаний детей (не совсем детей, как выясняется, а собственных знаний), подрыва элементарного самолюбия и своего авторитета и понимания того самого момента, пропустив который поздно плакать о волосах на отрубленной голове.

Выражаясь фигурально, смею утверждать, что дети на самом деле намного большие психологи, чем их умудренные опытом родственники – именно дети быстрее приспосабливаются к окружающей действительности и намного проще принимают решения, но если за них эти решения уже приняты вездесущими родственниками в стиле «папа может», то и напрягаться детки не будут – а зачем? Папа может! И экзамены потом со слезами и трагедиями, потому что не умеем, и дальнейшее  решение, кем быть и что делать – оставлено на откуп родителям. А ведь как хорошо все начиналось – всего-то помогали ребенку учиться. Помогали. Учиться. Ага! Абсурд. Нельзя помогать учиться – нужно создавать условия.

Всегда удивляет странная ситуация, что многие ученики из внешне благополучных семей приносят на уроки такие тетради, которые в руки не просто брать страшно – это опасно для жизни! В ученических тетрадях за свою почти 20-летнюю педагогическую практику я находила волосы, ногти, кровь, тараканов (живых и мертвых), следы помады, биологические пятна непонятного происхождения, крошки от еды, фантики от конфет (что не так противно) и даже элементы средств женской гигиены (что противно) – и вот у меня всегда возникал вопрос – как такое возможно? Почему зачастую благополучные родители, много требующие от школы, преподавания предметов и обучения вообще позволяют себе и своим детям так пренебрежительно относиться к процессу не столько обучения – к элементарной гигиене? Неужели так трудно проверить тетрадь ребенка, посмотреть, как и что он записывает, в каком состоянии учебные принадлежности – или тоже это школа виновата – не научила? Неужели среднестатический ученик максимально готов к учебе только 1 сентября, когда на школьных базарах родители покупают своему чаду «все самое необходимое на целый учебный год»? Как ни печально, но это тоже факт, и он непреложен.

Обложки на тетрадях. Пусть в меня бросит камень тот человек, который скажет, что обложка не важна, как, впрочем, и сама тетрадь, главное – знания. Конечно же, обложка не нужна, пусть будет ободранная, замызганная тетрадь, с потенциальным потоком переваренных в буквальном смысле знаний, изъятая из глубин такого же обросшего знаниями портфеля. Пусть! Но почему-то редкая «миль-пардон-вся-из-себя» мама идет на работу ненакрашенная, почему-то редкий сильно занятой папа выходит из дома поутру без брюк и рубашки, но почему-то детям позволяется приносить в школу «голые» тетради, суперзнания и суперумения, не прикрытые ничем… Странно! Парадокс еще и в том, что ребятки, не приученные к элементарным этическим и эстетическим нормам, пытаются еще и протестовать, почему учитель не берет на проверку их грязную замшелую тетрадь – я же выполнил домашнее задание! И вот тут, честно говоря, неподдельный педагогический ужас – пора ремень брать и не нынешнее поколение учеников пороть, а их родителей - да простят меня люди, не позволяющие своим детям такого неприкрытого хамства. Гонять и воспитывать гламурных мам, считающих, что школа им что-то должна, кошелькообразных пап, считающих, что образование можно купить и школа не дает ничего ровным счетом – гонять и триста раз гонять и при всем пафосном статусе воспитывать, чтобы неповадно было! А при попытке сопротивления и происках пожаловаться куда-нибудь в вышестоящие инстанции – коленями на горох и премии лишать! Шутка, конечно, грустная шутка, но в каждой шутке, как говорится…

 Какая же это жалость – наблюдать за моральной дискредитацией «интеллигенции», заблудившейся между настоящими жизненными принципами и четко характеризующим их деятельность префиксом «псевдо»!

Если обратиться к финансовой стороне вопроса и выяснить, сколько реальных денег учитель получает за проверку тетрадей, то у любого нормального человека сразу возникнет вопрос – а зачем учителю это надо? Навскидку, при средней занятости учителя русского языка часов эдак в 25, что выше его педагогической ставки на 7 часов, но не зашкаливает за 36 (чтобы немного заработать на банку красной икры, учителя изощряются и пашут на две ставки), при стандартной квалификационной категории (не первой и не высшей, а базовой) в обычной школе в регионе доплата за проверку тетрадей составляет порядка 1000 рублей в месяц.

Люди, вы меня слышите? Одна тысяча рублей в месяц за ежедневную проверку примерно 150 тетрадей, в среднем. Сюда накинем ОГЭ, ЕГЭ, литературу и сигнальную пятиминутную проверку работ на листочках на уроке. Опять же, в среднем, на проверку (нормальную, тщательную) одной тетради пятиклассника, в которой две работы – классная и домашняя, написанную читаемым почерком, – уходит порядка 9 минут, каракули перечерканные разбираются минут 15. На качественную проверку одной (!) тетради ученика 9-11 класса – 15-25 минут, в зависимости от почерка и оформления. В классе норма 25 человек, но при условиях нынешней оптимизации 30-33. Умножаем время проверки на количество тетрадей в одном классе. Обычно у учителя при нынешней нагрузке сейчас таких классов 3-4. Что получается?

А получается, что педагог, ежедневно отгребающий в школе от начальства, родителей, детей и новых стандартов массу позитива, приходит домой и вместо приготовления вкусного ужина своей (!) семье проверяет дома шесть-восемь (!!!) часов  тетради других (!) детей, из которых, дай Бог, половина написаны нормальным понятным русским языком, в остальных – черт знает что, волосы, кровь, ногти…

Возникает разумный вопрос родителей – а что Вы жалуетесь, Вы же сами выбрали такую профессию, никто не обещал, что будет легко. А я, если честно, не жалуюсь – я это все понимаю, у меня атрофировалось чувство профессиональной брезгливости, поэтому я спокойно отношусь ко всем «прелестям» своей работы, так как понимаю, что передо мной живой материал – это дети, и они всего лишь дети, которых надо учить, они еще до конца не понимают, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, и моя задача как учителя им это в юные головы вложить.
 
Другой вопрос, что не всегда понимают важность учительского труда родители, готовые при малейшем подозрении на нарушение педагогической «услуги» бежать в разные инстанции, писать в местные «Подслушано» и обвинять школу во всех смертных грехах, вместо того чтобы задуматься о том, что дети-то растут и видят все своими глазами, и школа не так страшна, как пытаются ее выставить сегодня в неприглядном свете, а учителя на самом деле не монстры, а всего лишь люди с педагогическим образованием, намного больше понимающие, как из сорной травы подрастающего поколения вырастить что-то похожее на приличное растение. И до тех пор, пока мне, учителю русского языка высшей квалификационной категории, ученики будут приносить грязные тетради, написанные непонятными кривыми завитушками, я буду бороться с явлением, которое называется просто и понятно – повсеместное невежество и отсутствие желания трудиться.


Рецензии
Здравствуйте, Марина! Почитайте мои статьи об управлении временем и будете затрачивать меньше усилий на свою работу. С уважением, Владимир.

Владимир Добровольский   01.03.2017 22:47     Заявить о нарушении
ок! прочитаю.

Марина Мирная   11.03.2017 01:30   Заявить о нарушении