Винить некого

               
                "Не с кого спрашивать, коли сам виноват» (русск. пог.)

           Сегодня у меня запланировано навестить двух  знакомых – Зою и Любу. Долго иду от автобуса пешком к Зое, сочиняя фразу: мол, визит затеяла пораньше с утра, чтобы застать её дома, и представляя, как мы вместе невесело посмеёмся.
Зоя уж много лет наполовину парализована, и едва ходит, костыляя с палочкой.
            Я иду и думаю о её неудачной судьбе: родилась в Германии в концлагере вместе с сестрой, которая теперь живёт в Москве. Вышла замуж за пьяницу. Такими же выросли два её сына. Всех их она уже похоронила, и продолжает жить в жалком бараке,  борясь за жалкое существование.  В чём была её ошибка и где она, человек с сильным характером,  дала слабину?
             Короче – кто виноват в её несчастной судьбе?
             Но вот и Зоин «особняк». Старинная дореволюционная постройка. Я подозреваю, что здесь в своё время находилась станция для перекладных на почтовом тракте. Взбираюсь на второй этаж по крутой деревянной лестнице – наверное, Зоя не каждый день по ней спускается. В коридоре ряд дверей. Стучусь в Зоину. Нет ответа. Но не могла же она, в самом деле, так рано куда-то податься! Узнаю от соседки – ушла в магазин, который не близко, и вернётся к обеду, не раньше. А недавно и вообще… Зоя ездила в Москву, к сестре… Одна…  Говорит соседка - сестра чуть не упала, когда увидела Зою у себя на пороге…
           Ну Зоя Камашевна даёт!.. Я передаю соседке несколько фотографий для Зои – сфоткала её несколько месяцев назад, и, выйдя на улицу, фиксирую на плёнку старинное здание для истории – раритет! Мне ничего не остаётся, как продолжить путь – к Любе. Отсюда это уже совсем близко.
            Любе сильно за семьдесят, и ещё недавно она жила в своём стареньком домике, который с мужем построили давным-давно. Только внезапный пожар заставил её перебраться в шикарный особняк по соседству, построенный зятем. Как ни ценила она свою независимость, как ни сопротивлялась переселению, обстоятельства оказались выше, и я стучу в окно её нового дома.
          У Любы со здоровьем тоже не ахти – шесть инсультов! Но с виду ничего не заметно, видны даже остатки былой красоты. Дивной красоты! Люба рада мне. Она большая любительница чтения, и хоть у неё множество внуков и обязанностей по дому, умудряется иногда почитывать. Я принесла ей новые книжки и хочу забрать свои, тем более, что они библиотечные.
          В большом доме современной планировки стены шатаются от детских криков и возни, и кажется, что маленьких мальчиков не два, а двадцать. Зять Любы Виктор на этот раз оказался дома – обычно он в отъезде. Виктор одел внуков и увёл на улицу, чтобы дать нам поговорить, чему мы с энтузиазмом и предались.
           - Люба, я ходила к Зое, но не застала её дома. Шла и думала о её несчастной судьбе. Как ты думаешь, кто виноват в её бедах?
           - Сами мы и виноваты. Вот посуди на моём примере. Я вышла замуж за парня, которого сильно любила, Василия. Мы прожили с ним четыре месяца. Тут пришёл из армии его друг, и Вася позвал меня сходить к нему, поздравить – там собиралось застолье. Я отказалась – завтра на работу. День, два, три Вася приходил поздно – гулянка затянулась. На четвёртый день я собрала вещи – много ли их тогда было, и ушла назад на свою квартиру.
           Мы в то время с подружкой Зухрой жили у одной бабушки около вокзала. Через несколько дней пошли с ней на танцы в парк. Зухра замуж хотела выйти только за русского, и когда её приглашали татары или казахи, отказывала. Мне и вообще было ни до кого, и мы танцевали друг с другом. Я сильно скучала за Васей.
          На танцах на меня положил глаз красивый парень, но… с фиксой. Тогда с фиксой ходили, считалось, только уголовники. И так он был настойчив, что решили мы с Зухрой убежать домой. До самого вокзала от парка бежали, а парень – за нами. Ему хотелось не столько догнать нас, сколько узнать, где я живу, поняли мы. Но в последний момент мы смогли его обмануть, и он потерял наш след. А мы были сильно напуганы.
           - Ах вы щучки, щучки! – ворчала добрая бабушка, из-за отсутствия зубов вместо буквы «с» произнося «щ», - а тут к вам приходили ваши ухажёры!
           Это были два паренька, которых мы в грош не ставили. Но это известие нас оставило равнодушными – подумаешь – Петька и Сёмка!.. Себя мы ценили выше.
            Скоро я поехала в свою деревню, где давно нравилась Егору, он даже свататься приходил, но я отказала. А тут деревенская подруга Валя стала меня сбивать выйти замуж  за её брата Николая. И родителям их я нравилась, тоже стали уговаривать. Парень только пришёл из армии, некрасивый,  не очень старательный и выпить не дурак. Но мне понравилась мысль стать с Валей не только подругами, но роднёй. И Ваське отомстить! Расписались мы с ним в сельсовете, и поехали в город жить – с Василием-то мы ещё расписаны не были.
             К тому времени месяц всего прошёл, как от Васи я ушла. Бабушка только руками всплеснула – Васька без меня все пороги оббил, зарёкся пить, страдает, просит вернуться!
             - Щучки вы, щучки, что творите!
             Делать нечего. Стали жить с Николаем. Каково это – жить с нелюбимым?
             Однажды на какой-то праздник к нам в гости пришёл… тот парень с фиксой, что бежал за мной. Оказалось что мы с ним…  двоюродные брат и сестра. И никакой он не уголовник, а достойный человек. Пётр с Семёном стали хорошими водителями, построили дома, создали крепкие семьи. Подруга Валя со временем тоже переехала в город – она живёт в своём доме на Крепостной
             А однажды в её соседе напротив я узнала… Василия. Он тоже хороший муж, отец, а теперь и прадед. И всю жизнь жалеет, как и я, что у нас с ним не сложилось. Зухра  вышла за русского парня, и тоже создала хорошую семью. Теперь она живёт в двадцатом микрорайоне в большой квартире. Дочь зовёт их жить в Москву.
            А мой Николай, которому я прощала и лень, и пьянки, потому что никогда не любила, давно умер. Жили мы с ним в жалкой халупе, которую кое-как слепили вдвоём. Две наших дочери выросли, создали семьи, но вот одна из внучек унаследовала тягу к спиртному, хоть и родила троих детей. Видишь – какие разбойники?
            Люба постучала в окно и помахала рукой правнукам, которые возились с дедом у большого сугроба.
            - Так что винить в своей судьбе нам некого, кроме себя! – заключила она.
                22. 02. 2017г.

            Да, писала я это почти четыре года назад... Любы на стало два года как (80 лет), а Зоя Кольцова жива. Девочка, родившаяся в немецком концлагере с вытатуированным на руке порядковым номером, похоронившая мужа и двух сыновей, перенёсшая инсульт, одинокая, сопротивляется всем жизненным обстоятельствам и продолжает жить!.. Разве её жизненный пример - не образец для подражания нам, нытикам, у которых почти всё в порядке?..

           На фото - Любовь Прокопьева.


Рецензии