7. По ущелью Барскаун Остатки крепости VIII века

В устье ущелья по его склонам мы увидели довольно бедную растительность: редкие поросли степного кустарника, низкий ковыль.

Я узнаю кусты облепихи по облепляющим ветки ягодам характерного оранжевого цвета. Она растёт и у нас в Сибири, но только в совхозах, где её специально выращивают. А недалеко от нас, на Алтае, ее очень много. В городе Бийск даже есть завод по производству облепихового масла. Впоследствии мы выращивали облепиху в своих садах. И у меня в саду было два роскошных куста, ежегодно приносивших обильный урожай.

– Здесь много лекарственной эфедры, – говорит мне Владислав.

Нам знакомо лекарство от астмы – эфедрин. Но я знаю это растение от мамы, она училась в Лесотехнической академии в Ленинграде и знала многие лекарственные растения. Она называла эфедру «кузьмичёвой травой».

Едем по ущелью еще километров 5-6 и видим, на первый взгляд, ничем не примечательные холмы, поросшие травой. Мне показывают на них, призывают посмотреть повнимательнее, и я замечаю, что контуры холмов и их расположение относительно друг-друга как будто искусственны.

– Это остатки крепости. Говорят, VIII-XII век. Крепость контролировала вход и выход из ущелья. Мы сейчас на Великом Шёлковом пути. Дальше вверх через перевал – попадешь в Китай.

– Тоже время усуней, – мысленно отмечаю я.

Еще через два-три километра по дороге вверх, и мы в зоне елового леса. Ели густо растут по обоим склонам ущелья. Это знаменитые тянь-шаньские ели, которые я уже видел год назад в одном из ущелий на северном берегу.

Местами мы видим разноцветные кустарники. Здесь растут: барбарис, рябина, облепиха, смородина, малина, шиповник, жимолость. Все это многоцветье создает совершенно необыкновенную картину, особенно в сочетании с синим небосводом и снежными вершинами.

Мы вышли из машины, чтобы полюбоваться этой красотой.

– Взгляни назад!

За нашими спинами стояло яркое солнце, а перед нами было озеро, как драгоценный камень лазурит, и был этот камень как бы в оправе изумрудных горных склонов ущелья.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/25/640


Рецензии