Философия Тютчева. Любовь. 8
Глава 8
Любовь
Любовь у Тютчева есть определенная форма бытия, произведенная силою абсолюта.
В любви человек самоутверждается. Он существует сам как некое абсолютное и это существование для него - благодеяние, с другой стороны - он отрицает свое Я ради любви, т.е. несет в себе свое отрицание.
Но для меня сей взор благодеянье;
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье.
(1824 г.« КН.»)
Дойти до чувства любви - войти в мир зарождающихся солнц, звезд, в мир абсолюта все в себя вмещающего. Видится только любовь, отрицается все, что связано с другими переживаниями, видится новый мир.
И вдруг как солнце молодое,
Любви признанье золотое
Исторглось из груди ея...
И новый мир увидел я !..
(1830 г. «Сей день, я помню для меня...»)
Для двух любящих душ - любовь - плен, ибо каждая отдает свое Я другому. Уходя от своего Я, и попадая под Я другое, попадает человек в плен волшебной власти.
Ах! этот взор, пылая страстью,
Любовь на легких крыльях шлет
И некою волшебной властью
Сердца в чудесный плен влечет.
(1833г . «К***»)
Любовь - состояние, в котором беспечная, счастливая и даже быстротечная жизнь кажется сладкой.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладкой жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
(1834 г.«Я помню время золотое...»)
Любовь - преизбыток жизни.
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток,
В жилах млеет и горит !
(1836 г.« В душном воздухе молчанье...»)
Пора любви дана земному человеку как эквивалент бессмертного, эквивалентно бесплотному сладострастью, утехе рая. Любовь - светлая мечта, а точнее, осуществленная мечта.
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать - Земля !
Духов бесплотных сладострастья,
Твой верный сын, не жажду я,
Пора любви, пора весны...
(1836 г. «Нет, моего к тебе пристрастья...»)
Следует отметить, что бесконечность, первоначало любви как единого со своим полюсом множественности чувств, у Тютчева параллельно абсолютному или эквивалентно абсолютному.
Наш дух есть единое, проявляемое в себе бесконечную множественность.
Таким образом природа - любовь - дух. Природа одухотворена.
Не то, что мните вы природа :
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
( 1836 г.«Не то, что мните вы, природа...»)
Любовь просыпается и душа просыпается. Душа - любовь - женственное начало. Природа просыпается от зимы к весне.
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует...
........................
Или весенняя то нега ?
Или то женская любовь?
(1836 г.«Еще земли печален вид...»)
Лишь ты, волшебный призрак мой,
Лишь ты не покидай меня !..
..............................
Кто ты? Откуда? Как решить,
Небесный ты или земной?
Воздушный житель, может быть ,-
Но с страстной женскою душой.
(1851 г.«День вечереет, ночь близка...»)
Следует отметить, что любовь поэта есть проявление абсолюта. Он сам по себе в своей жизни, чувстве и одновременно он отрицает свое Я перед чувством любви. Всесилен, но не властен над собой. Не властен, потому что полностью в любви отчуждается от себя, от своей жизни.
Поэт всесилен, как стихия,
Не властен лишь в себе самом...
(1839 г.«Не верь, не верь поэту, дева...»)
Любовь - неизменное чувство, непостижимое разумом, полностью по своему философскому определению эквивалентна природе.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Непостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
(1848 г. «Еще томлюсь тоской желаний...»)
Поэзия и любовь - это одно и тоже абсолютное начало.
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
(1850 г. «Поэзия»)
Может ли человек испытывать постоянное чувство любви, пребывать в любви как в некоем бытии?
Поскольку различные формы бытия могут быть связаны различными переходами, то чувство, как элемент множественного, может перетекать через бытийные переходы.
Для Тютчева, как мы знаем , один из таких переходов - сон.
В своем письме к жене Тютчев подчеркивает, что разлука ставит человека перед состоянием, когда он не может покинуть свое Я , будучи разлученным, «...единственно маломальское сильное чувство, которое я испытываю, это чувство глухого возмущения тем, что я не могу покинуть самого себя, будучи покинутым тобою...»
В разлуке есть высокое значенье –
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен, наконец, проснуться человек...
(1851 г.)
Наиболее близкое определение любви, как абсолютного, несущего в себе свое отрицание, звучит в стихотворении «Предопределение», написанное в 1852 году. Соединение души с душой и поединок роковой. Отрицание своего Я для Я другого.
Любовь, любовь - гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И... поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец.
(Предопределение)
Вл. Соловьев в «Критике отвлеченных начал » пишет : «... единое для того, чтобы быть всем, требует многого; абсолютный дух для своей действительности требует материи; сверхприродное существо Божие требует природы для проявления божества своего».
«Итак, многое частное или не все (категория, природа), не имея возможности существовать ни само по себе, ни в Боге, как таком, существует по необходимости в том существе, которое причастно божеству, но не есть сущий Бог, а только становится Богом в том существе, которое есть вместе и абсолютное и относительное. В нем совмещаются многое и единое, частное и все; но так как эти противоположные определения не могут совмещаться в нем в одном и том же отношении, то если частное, неистинное имеет в нем реальность (а оно должно иметь реальность в нем, так как не может иметь ее само по себе), то следовательно, другое, истинное, всеединое, может существовать в нем действительно как идеальное, постепенно реализуемое. Существо это, имеющее реальную множественность или материю, как свою природу, имеет в себе божественное начало как идею в сознании. Как существо, т.е. в своем безусловном существовании, находясь в единстве божественного акта, в котором все есть безусловно одно, это существо в относительном бытии своем представляет два элемента: божественную идею, выражающуюся в самосознании разума (бытии для себя), как форме всеединства, и элемент материальный, ощутительную множественность природного бытия. Если это двойственное существо представляется загадочным и таинственным, то, по счастью, разрешение этой загадки, объяснение этой тайны мы находим в себе самих, ибо человек, каждый действительный человек, будучи безусловно - сущим, как настоящий субъект и последнее основание всех своих деятельностей ( ибо человек не есть ощущение, а ощущающий, не есть мысль, а мыслящий, не есть воля, а волящий, не есть, одним словом бытие, а сущий), сверх того имеет в сознании своем божественную идею, как безусловную норму, которою он оценивает все свои деятельности, а вместе с тем подлежит и природным, эмпирическим состояниям. В которых он получает соответствующий материал для окончательного осуществления своего безусловного существа, для последней реализации своей идеи через сведение внешней множественности к внутреннему единству и случайных частностей к всеобъемлющему целому».
Свидетельство о публикации №217022500831