Философия Тютчева. 1-е и 2-е абсолютные начала. 9

Философия в поэзии Ф.И.Тютчева               

Глава 9

Первое и второе абсолютные начала.


Итак, мы подошли к абсолютному началу..
Человек - это второе абсолютное начало.
Если первое абсолютное - есть сущее, то человек - абсолютное становящееся.
Вследствие своего становления человек имеет тройственную природу бытия: во-первых, он есть безусловно сущий, во-вторых - он имеет идею, как форму абсолютного содержания, в третьих - имеет природное, материальное начало своего бытия, которое может только постепенно становиться единым и всем.
Вера, воображение и творчество являются основными элементами всякого предметного знания для человека.
Итак, Первое абсолютное сущее, Всеединое, Бог - охватывает «Инобытие», «Предел» и «Космос». Человек в «Пределе» существует как безусловно сущее  в Боге,  в своем Я и  в Вере. Он – Второе  абсолютное становящееся в материальном начале и творчестве. Человек связан с «Инобытием» и «Космосом» (бесконечным бытием) идеей и формой абсолютного и воображением.
У Тютчева парадигма нахождения человека в «Пределе» в ряде стихотворений имеет две формы бытия: «Инобытие» и «Космос»  (бесконечное бытие) сливает в одну форму, как бы противопоставляя ее форме бытия в «Пределе», включающим смертное тело человека и природу, окружающую человека. Хотя понятие «смертное тело» -  форма перехода материи из одного состояния в другое.
Таким образом, 1-е абсолютное начало – Бог, вера, бесконечное бытие и инобытие, идея, воображение. 2-е абсолютное начало – становящееся, человек в пределе, материя, творчество, двойное бытие.
Программное стихотворение , написано Тютчевым в 1855 году «О вещая душа моя», полностью завершает философскую картину мира поэта. Из той картины следуют все нравственные и художественные построения и вера в Христа.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия !..

Так, ты жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный,
Твой сон - пророчески - неясный,
Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые,-
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Взаимодействие 1-го и 2-го абсолютного начал, свободы и необходимости, воли того или иного бытия изложено в стихотворении с символическим названием «Близнецы» (1852 г.)
Что есть воля Бога, что - человека? Двойственность перехода: через смерть - воля Бога, через самоубийство - воля человека.
Тоже самое, - двойственность существования: любовь - воля Бога, сон - воля человека заснуть.
Значит, в человеке есть абсолютное начало (второе начало), и есть воля человека. « То bе or not to bе...», ударом кинжала разрешить вопрос соединения с любовью и бессмертием.
Человек двойственен и находится в двойном бытии. С точки зрения природы и материи он с неизбежностью должен спать, а потом умереть. С точки рения абсолютного, души - человек может проникнуться любовью и существовать в бесконечности и Боге.

Есть близнецы - для земнородных
Два божества - то Смерть и Сон,
 Как брат с сестрою дивно сходных –
Она угрюмей, кротче он...

Но есть других два близнеца –
И в мире нет четы прекрасней,
И  обаянья нет ужасней –
Ей  предающего сердца

Союз их кровный, не случайный,
И  только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений –
Самоубийство и Любовь.
(«Близнецы»)


Рецензии