26 - Мы к Берлину подошли

   Весело и торжественно отмечал в мае 1945 года Великую Победу весь советский народ. Елена Васильевна Волкова выступала в День Победы в Москве на Красной площади и на других улицах и площадях столицы, среди ликующих толп народа. Тогда впервые прозвучала ее знаменитая "Величальная", напечатанная позднее во многих изданиях и вошедшая в Хрестоматии: 

                "Величаем небес высоту,
                Величаем земли красоту,
                Величаем дальние горы,
                Величаем России просторы,
                Величаем свод голубой,
                Величаем народ трудовой..."

   Текст "Величальной" в различных книгах, журналах и газетах напечатан по-разному, изменен порядок строк или слова. Это и не удивительно: часто корреспонденты, журналисты записывали сказы  бабушки Олены прямо с ее слов во время выступлений на сцене или на улице. А Елена Васильевна легко могла изменить и слова и строки - она же автор, ей разрешается! Все зависело от настроения, от волнения, пожилая женщина могла и забыть что-то, но никогда не терялась и на ходу вставляла новые слова.
   Знаменитая сказительница прославляла народ-победитель, народ-спаситель от фашистского ига! Советский народ!
   Радостные и задорные сказы сочиняла в майские дни 1945 года бабушка Олена.
   Вот один из них - "Мы к Берлину подошли":

                "Ой, Берлин, Берлин, столица,
                Красовался сотни лет,
                Но на деле убедился,
                Что сильнее русских нет.
                Мы к Берлину подошли,
                Постучали в двери:
                - Принимайте вы гостей,
                Двуногие звери!
                Встречайте вы гостей
                От советских областей.
                Мы пришли к вам в гости
                Поразмять вам кости.
                Вы к Москве к нам подходили,
                Мы вас плохо встретили,
                Да неласково приветили.
                Мы встречали вас, бандиты,
                Не закуской да винцом,
                А встречали, провожали
                Раскаленным свинцом.
                От Москвы мы вас прогнали,
                В Сталинграде трепку дали,
                Мы везде вас окружали,
                Без пощады уничтожали.
                Что, хотели, гады, вы
                С нами поравняться?
                Мы пришли теперь в Берлин
                С вами посчитаться.
                Как про нашу про победу
                Во всем мире слышно.
                Как наш Сталин говорил,
                Так оно и вышло."

   Возвращались домой с войны мужья, отцы, сыновья... Каждый день ходили женщины и дети на станцию Петушки встречать родных и близких. Приехали и сыновья Елены Васильевны Волковой - Николай и Сергей. Не вернулся Павел, пропал без вести, и нет могилы, где ему поклониться... Бабушка Олена пишет стихотворение "Встреча героев".

                "Вот поезд примчался Москва - Петушки,
                Давай, выходите, сынки и дружки.
                Смотрите, под вами желанна земля,
                А вас ожидают родные поля.
                Выходит из вагона герой молодой,
                На груди медали с Красной Звездой.
                Встречает знакомых герой на пути,
                Скорее, скорее до дому дойти.
                Вот к дому подходит, стучится в окно,
                Родные выходят, встречают его.
                Жена мужа встречала с улыбкой на устах.
                Родная мать встречала со слезами на глазах.
                Пала родная на шею к сынку
                И, тихо рыдая, сказала ему:
                - Здорово, сыночек, здорово, родной,
                А где же девался твой брат дорогой?
                Герой отвернулся, слеза на глазах:
                - Брат мой остался в Карпатских горах.
                Он верой и правдой Отчизне служил,
                За правое дело он жизнь положил.
                Лежит он нетленно в землице сырой.
                Твой сын - настоящий советский герой.
                ...Вот поезд промчался Москва- Петушки.
                Встречают героев сынки и дружки!"

  Такой вариант этого стихотворения я прочитала в книге "Славься, Родина!", выпущенной в 1947 году во Владимире. В газете "Призыв" от 25.11.1945 года оно напечатано по-другому. Там же опубликована интересная фотография: петушинская сказительница Елена Васильевна Волкова во время своего пребывания на фронте читает  свои сказы в полевом госпитале раненым бойцам.

   Читая номера "Литературной газеты" за 1945 год, я узнала, что еще в октябре 1944 года Всесоюзный дом народного творчества имени Н.К.Крупской объявил конкурс собирателей, сказителей и певцов патриотического фольклора Великой Отечественной войны. Жюри конкурсы в составе П.Богатырева, председателя, И.Родикова, Г.Солжеева, В.Чичерова, Э.Гофман, Н.Рождественской и А.Мореевой обсудило около 3500 произведений различных жанров (песен, плачей, сказов), свыше 3500 частушек и 1700 пословиц и поговорок. Особенно интересны были материалы, отражающие творчество воинов Красной Армии. Большую работу в этом направлении проделал фронтовик Н.Голубев. Он собрал пословицы, поговорки, частушки, загадки и сатирические рассказы, которые употребляли бойцы Действующей армии. Десять легенд о генерале Ковпаке, записанные  фронтовиком В.Штанделем, являлись "образцом фольклорного творчества партизан".
   Повесть "Война народная" написана псковской сказительницей М.Голубковой в содружестве с Н.Леонтьевым. Это оригинальное художественное произведение, созданное на основе фольклорных традиций севера, органически  включило в себя различные жанры.
   Памяти генерала Ватутина посвящена объемная лирико-эпическая поэма "Большая отвага" Ф.Беззубовой.
   Жюри конкурса отметило 2-томное рукописное собрание украинского фольклора Великой Отественной войны, присланное Домом народного творчества Украины: 600 произведений!
   Успешной была признана работа львовского, латвийского, бурят-монгольского, калининского, калужского и других домов народного творчества, а также запись плачей в Заонежье (Карелия), проведенная фольклористом В.Власовым.
   6 августа 1945 года состоялось заключительное заседание жюри конкурса.
Решением жюри премии присудили за индивидуальной творчество:

 - М.Голубковой и Н.Леонтьеву - первая премия,
 - П.Носачу и Ф.Беззубовой - вторая премия.

За собрание фольклора во время Великой Отечественной войны премии присудили:

 - В.Голубеву и Г.Савиной - первая премия,
 -  А.Беляевой и В.Штанделю - вторая премия.

Поощрительные премии были выданы также В.Анисимовой, Е.Волковой и А.Суховерховой.
   Наша бабушка Олена получила премию на конкурсе в Москве! Как же радовались за нее все родные и знакомые в Петушках и во всем Советском Союзе! Про Елену Васильевну Волкову тогда знала вся страна, она получала очень много писем от благодарных слушателей, от фронтовиков, матерей, потерявших сыновей и дочерей на войне, от школьников, читающих ее произведения в книгах и газетах.
   К сожалению, в этом номере "Литературной газеты" от 8 ноября 1945 года не очень четко пропечатан шрифт, поэтому я не смогла правильно разобрать фамилии некоторых членов жюри, могла исказить какие-то фамилии участников и лауреатов. Надо заметить, что наиболее ветхие газетные издания в Российской государственной библиотеке не выдаются в бумажном варианте, они отцифрованы, и мы можем читать газетные строки на специальном аппарате! Вот такие чудеса техники.

   Владимирская газета "Призыв" от 24 ноября 1945 года назвала свою передовицу "Шире дорогу народным талантам". В статье подчеркивалось, что в годы войны, как никогда, выросло и расцвело наше искусство. За последнее время прошли многочисленные смотры самодеятельного творчества нашего талантливого народа. Поэты и сказители, актеры и музыканты, певцы и танцоры показывали свое искусство. На одном из последних смотров из 70 тысяч участников было отобрано 3000 лучших исполнителей. "Людей способных, людей талантливых у нас десятки тысяч. Надо только их знать и вовремя выдвигать... Ищите да обрящете", - сказал на Пленуме ЦК ВКП(б) в марте 1937 года Иосиф Сталин.
   В газете писалось, что самодеятельные коллективы являются неистощимым источником кадров для профессионального искусства. "Из народных глубин  вышли великие акыны и ашуги Джамбул Джамбаев и Сулейман Стальский, одаренная всем богатством русской речи сказительница Марфа Крюкова, замечательная танцовщица Тамара Ханум, ленинградский актер Скоробогатов, создавший блестящий сценический образ Ленина, и многие другие. В нашей области, в Петушках, живет и трудится престарелая сказительница Елена Васильевна Волкова, чудесные сказы которой известны всей стране. В гусевском колхозе работает талантливый старик - сказочник Василий Егорович Емельянов. Владимирский Дом пионеров воспитал чрезвычайно одаренного 14-летнего художника Толю Кунина, юных танцовщиц Веру Зинину и Лену Савари, которые несмотря на свой ранний возраст, проявили незаурядные способности к балетному искусству. Балетмейстер Ковровского театра музыкальной комедии Т.Е.Куржнямская создала кордебалет из молодых работников ковровских предприятий. Способные девушки постепенно превращаются в профессиональных танцовщиц."
   Владимирская область в свое время была сосредоточением русской культуры. Владимиро-Суздальское княжество - один из древнейших уголков нашей необъятной страны - являлось родиной подлинного национального искусства и мастерства. Отсюда пошли по всей Руси гусляры, домрачи, рожечники. Здесь творили изумительные мастера зодчества и живописи.
   Газета вспоминает слова Алексея Максимовича Горького: "В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий, прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок".
   "Животворный воздух революции вдохнул новые силы в художников слова, звука, резца и кисти, - писала газета "Призыв". - Великая Оиечественная война сделала современное ей искусство предельно ярким, твердим, мужественным и выразительным."
   Послевоенный период обещал быть более пышным рассветом народного творчества. Но сам по себе он не мог произойти. Он требовал ото всех большого труда, умения, благородного творческого горения.
   Владимирский Дом народного творчества призывал руководить художественной самодеятельностью, оказывать ей повсеместную творческую и методическую помощь, но сам был в то время в самом жалком положении. Это был совсем не Дом и не комната,  а всего-навсего один стол в отделе по делам искусств. Ни библиотеки, ни музыкальных инструментов, ни методических кабинетов, ни квалифицированных кадров методистов это учреждение тогда не имело.
   Газета подчеркивала, что подготовка руководителей для районных и сельских очагов художественной самодеятельности проходила слабо. Проведенный недавно 10-дневный семинар дал всего лишь 25 руководителей драматических и хоровых кружков.
Директор Дома народного творчества Шпиллер собиралась провести второй такой же семинар, но это необходимое мероприятие сорвалось из-за невозможности обеспечить питанием слушателей семинара. Заместитель заведующего областном торговым отделом Никитин наложил курьезную резолюцию: "Фондов для этой цели нет".
   Крупнейшие предприятия города Владимира: Тракторный завод, "Автоприбор", Химзавод, Грамзавод - не имели никакой художественной самодеятельности и не выказывали никакого желания ее создавать. Единственное предприятие ОЗПО имело драматический, хоровой и концертно-эстрадный коллективы, которыми толково и деятельно руководил товарищ Чушкин.
   Значительно лучше было поставлено дело самодеятельного искусства в учебных заведениях. Драматический коллектив Владимирского учительского института готовил такие сложные спектакли, как "Немая жена" Анатолия Франса и "Счастье" Константина Паустовского. Руководил этим коллективом артист Уздемир. Конечно, будущие учителя всегда были в первых рядах самодеятельного творчества!
   Драмкружок машинно-трактирного техникума под руководством артистки Муравской поставил комедию "Не все коту масленица" Островского.
   Наиболее мощный расцвет народного творчества наблюдался в Муроме, особенно на заводе имени Дзержинского и на фабрике имени Войкова, где действовали множество самодеятельных коллективов. Они охватывали почти все художественные жанры.
   Фабрика "Красный луч" имела интересный танцевальный ансамбль. Ремесленное училище N 10 создало сильный акробатически-физкультурный кружок. Значительную работу проводил Муромский Дом культуры.
   На предприятиях города Коврова выделялась ткацко-прядильная фабрика имени Абельмана, где организовали хор текстильщиков. Драматический кружок поставил такие крупные вещи, как "Платон Кречет" Корнейчука и "Где-то в Москве" Масса и Червинского.
   В Гусевском районе положение было довольно своеобразное. Если в самом городе нет ни единого следа народного творчества и не предпринималось никаких попыток его возродить, то в селах художественная самодеятельность работала достаточно оживленно.
   Толковая и энергичная инспектор товарищ Гриневецкая сумела организовать ряд полезных и интересных мероприятий. Бригады художественной самодеятельности Уршельского и Анопенского заводов с успехом обслужили уборочную кампанию. Они дали 15 выступлений в 11 сельсоветах, выпустили попутно 13 боевых листков с фельетонами, стихами, частушками. В этих бригадах выступали одаренные певицы Ямщикова и Янцева.
   Хуже всего обстояли дела в Суздальском, Курловском и Небыловском районах. Председатель Суздальского райисполкома Серегин "разбазарил керосин, предназначавшийся для изб-читален. Коринская изба-читальня Струнинского района занята под жилье. В Курлове нет заведующего отделом культпросветработы. Почти во всех сельских клубах и избах-читальнях нет топлива и не хватает керосина".
   Из шести имеющихся в области Домов культуры функционировали только два - Муромский и Фоминский. Совершенно бездействовали и разрушались - Суздальский, Небыловский, Селивановский. Кое-как теплилась жизнь в Ляховском Доме культуры. И неудивительно, что пропаганда агротехнических и зоотехнических знаний населения проводилась чрезвычайно слабо и носила случайный кампанейскмй характер, считала газета "Призыв".
   В передовице говорилось, что во Владимирской области "непочатый край сложной, интересной и благодарной работы по изучению народного творчества, по выискиванию талантливых представителей. Отмахиваться от этой работы нельзя. Она является нашим прямым, кровным, непосредственным долгом.
   Самодеятельное искусство нашего талантливого народа должно явиться мощным фактором в мирном строительстве великого и могучего Советского государства".
Так считали умные люди в далеком 1945 году. Так считала и народная сказительница из Петушков Елена Васильевна Волкова. Так считаю и я сегодня, когда экраны наших кинотеатров заполонили низкопробные "нехудожественные" фильмы западного, американского производства, когда молодежь не читает классическую русскую и советскую литературу, а предпочитает глупые комиксы и не владеет "Великим и могучим русским языком"!
   
   

 
               
      

 

   


Рецензии