Дневник 2013 год

8 мая 2013

Так уж вышло, что Евсей Давыдович был единственным человеком в Израиле, кого я могла поздравить с Днем Победы по праву (отца к тому времени уже не было в живых, а с другими фронтовиками я здесь не была так хорошо знакома). Евсей Давыдович Красик ушел из жизни несколько лет назад, и для меня это невосполнимая потеря. Это был умнейшний человек, прекрасный собеседник, человек с изумительным чувством юмора и светлым мироощущением.
Евсей Давыдович - известный психиатр, и мне не раз приходилось брать у него интервью на профессиональные темы. А вот о войне мы говорили всего дважды. Однажды я спросила его:

— Где вы встретили 9 мая 1945года?

— В Восточной Пруссии. Накануне у нас был тяжелый бой с недобитками — наша задача была не допустить соединения их частей. Под утро меня разбудили выстрелы. Стреляли из всех видов оружия, кричали, матерились. Я выскочил наружу. Кто-то сказал: «Победа». Я выхватил у ординарца автомат, рванул из кобуры пистолет и начал палить в небо с обеих рук и орать вместе со всеми. Кто плакал, кто смеялся, кто матерился, кто пил — вот так это было...

— Как вы отмечаете этот день теперь?

— У меня две контузии — пить мне нельзя. Но этот день святой. Где бы я ни находился, 9 мая я всегда поднимаю рюмку за тех, кто был лучше, храбрее меня, кто не дожил до Победы.



8 июля 2013

Мне кажется, люди, замкнутые на себе и собственных достижениях и равнодушные к достижениям других людей, в конце жизни могут обнаружить, что их достижения никому, кроме них самих, не интересны.

P.S. Если обнаружат...

6 декабря 2013

...Утром позвонили десантники из 55-й бригады, сообщили, что ночью умер Дани Матт. В Сети пишут о том, что мир скорбит по поводу смерти Нельсона Манделлы. Ну а мы будем печалиться по поводу кончины генерала Дани Матта, участника всех израильских войн начиная с 1948-го года, одного из тех, кто делал историю страны, сражался за нее, изменив ход сражения на Синае осенью 1973-го(его десантники первыми форсировали Суэцкий канал). Писали о нем, в отличие от других, до обидного мало. Он не был из числа генералов, озабоченных политической карьерой и карьерой вообще. Я говорила с Дани совсем недавно, на встрече 55-й бригады, собиралась сделать большое интервью, не успела... (Мой снимок Дани, возможно, его последний прижизненный снимок, можете посмотреть в одном из моих предыдущих постов, он был опубликован в "Вестях" на обложке "Окон").

...Дани Матта похоронили 6 декабря, в полдень, не на горе Герцль, считающейся пантеоном национальной памяти, а на военном кладбище Кирьят-Шауль в Тель-Авиве, в чем, впрочем, была своя логика. Там лежат многие его боевые товарищи, с которыми он прошел не одну войну.

P.S. 11 декабря. Вернулась сейчас с шивы в доме Дани Матта. Сегодня там были десантники, с которыми Дани Матт прошел не одну войну, чуть позже подошли главнокомандующий и начальник генштаба. Вспоминали очень много интересных эпизодов из жизни Дани и прошлого Израиля. На войне Дани был жестким командиром, настоящим воином, а в жизни - добрым и скромным человеком (это видно даже на снимках из семейных альбомов). О его скромности упоминали многие из тех, кто пришел на шиву. Например, когда его спрашивали о блестящих операциях, которыми Дани командовал, он всегда подчеркивал: "МЫ провели операцию, я там был не один". А когда у него хотели взять интервью для книги, он согласился на условиях, что будет отвечать на вопросы не один, а со своими товарищами. Вчера ему должно было исполниться 86 лет. Кстати, его жена, с которой он прожил 61 год, в прошлом тоже боец, была ранена. О ее подвигах тоже упоминали. Старший сын - танкист, был ранен во время Войны Судного Дня там же, на Южном Фронте, где воевал его отец.


Рецензии