Школа будущего

Однозначно утверждать, что школа на данный момент меняется медленно, я не могу. Все мы сталкивались с знаменитыми ФГОС и образовательными программами, рекомендации которых обновляются с неимоверной скоростью, с учебниками, новые варианты которых издаются каждый год, с государственными экзаменами, требования которых нередко до последнего остаются не ясны самим учителям. Так что изменений мы не избежали, причем весьма стремительных. Другое дело, что существенных сдвигов они не принесли, а только усложнили вынужденной адаптацией жизнь учителей, преподавателей и школьников. В то же время проблемы неподготовленности выпускников школ к взрослой жизни остаются неизменными, и это наводит на мысль, что необходима масштабная модернизация, о которой мы так много слышим, но до сих пор не наблюдаем в действительности.

Именно на эту неподготовленность, как главную проблему современного образования,  делают упор составители манифеста. Безусловно, они правы, но гуманистический подход, который они предлагают уже далеко не новость в российском обществе. Значительная часть нынешнего поколения уже в высшей степени уверена в своей исключительности и индивидуальности. И, мне кажется, недалеко до того момента, когда проблемой станет именно это обстоятельство. Уважение к личности, личностно-ориентированное образование, реализация внутреннего потенциала. Все это красивые и, безусловно, важные слова, но они влекут за собой не только радужные последствия. Одна из проблем современного общества, это обособление человека, его устремление внутрь себя, отказ от взаимодействия и сотрудничества. Вспомните, как часто сейчас уступают места в общественном транспорте и помогают донести тяжелые сумки с продуктами.

Причиной подобного поведения, на мой взгляд, как раз и стало чрезмерное внимание к отдельной личности и отсутствие должного внимания к общности людей.  Ни в коем случае, не хочу сказать, что развитие личности ненужное действие. Суть моей мысли в том, что внимание должно уделяться в равной мере, как развитию каждого человека в отдельности, так и стимуляции взаимодействия между людьми. Многие недавние выпускники ещё помнят фразу «не списывайте, работаете каждый на себя». Несомненно, в этом есть логика, и, конечно же, я не стану призывать к списыванию, но одна эта фраза, многократно повторяемая учителем, въедается в сознание ребенка и становится в дальнейшем одним из жизненных принципов. Проблемы адаптации в Вузах тоже нередко кроются именно в неумении новоиспеченных студентов общаться и решать проблемы коллективным трудом, многих приходится учить этому с нуля, что затрудняет работу преподавателей. И именно неумение взаимодействовать с людьми, на мой взгляд, причина неподготовленности к жизни, а далеко не отсутствие внимания к индивидуальным особенностям личности. Почему? Да потому, что на данный момент, внимания хоть отбавляй, а необходимость подойти к незнакомому человеку, чтобы спросить дорогу до остановки, нередко становится проблемой.

Я не предлагаю отказаться от гуманистического подхода совсем, я предлагаю из всех подходов извлекать лучшее. Вся наша история неоднократно доказывала нам, что коллектив может куда эффективней решить задачи, непосильные одному человеку. И создание коллектива, где будет важна каждая личность, где каждый будет развиваться, развивать других и тем самым двигать общество вперед и является, на мой взгляд, единственной дорогой к прогрессу. Именно принципы взаимодействия и единства на ряду с вниманием к каждой личности я бы сделала ведущим в современном образовании.

И уж извините меня, не могу поддержать идею об индивидуальном онлайн-образовании. Просто индивидуальности уже недостаточно, индивидуальность эффективна, когда она на своем месте и взаимодействует с другими индивидуальностями. Наши дети и так уже пропадают в виртуальной реальности чаще, чем в настоящем мире, чтобы привносить её ещё и в учебный процесс, боюсь, что это может привести к окончательному обособлению личности от социума, а как следствие ступору всей общественной системы. И опять же, я не выступаю против технической модернизации, просто все должно быть в меру, и, ни в коем случае, интернет не должен окончательно заменить реальное общение.

Что же касается ещё одной причины многих проблем, это отсутствие должного взаимодействия между такими организациями, как школы, колледжи, университеты и непосредственно работодатели. Ещё сильна в нашем сознании такая мысль, что в институте скажут — забудьте школу, а на работе — забудьте институт. И сильна не случайно. Как бы мы не старались преодолеть данное нелепое обстоятельство, полностью избежать его нам так и не удалось. Например, та же школьная фраза «работайте каждый сам на себя» напрямую противоречит стремлению того же Омского государственного педагогического университета максимально объединить своих студентов.

В связи с этим, думаю, будет очевидным уделить максимальное внимание сближению этих областей. На практике это может выражаться в трудоустройстве школьников старших классов и студентов, предпочтительно в области, к которым человек проявляет большие способности и интерес; параллельном обучении старшеклассников в школах и ссузах; консультациях проводимых работодателями для учеников, студентов и преподавателей, упоре на практическую деятельность не только в ссузах, но и в вузах; постоянной и тщательной работе служб профориентации. Данные мероприятия окажутся полезными в равной мере и для учеников, и для преподавателей, и для работодателей. Первые будут иметь точное представление не только о дальнейшей учебе, но и о самой работе непосредственно, вторые смогут тщательнее продумать методики преподавания и образовательные программы, ну а третьи получат действительно квалифицированных работников.

Решением проблем с взаимодействием в стенах школ может стать метод коллективной работы, применительно к детям начиная с младших классов. Есть предположение, что каждый человек талантлив в чём-то своём, а выявление и развитие этого таланта является главным методом решения такой общественно важной задачи как развитие личности и общества в целом. В то же время важной частью этой гипотезы остается слово «каждый», предполагающее равенство всех членов общества. А учитывая мои предыдущие рассуждения, неудивительно, что воплощать в жизнь эту задачу я предложу путем коллективной работы, в ходе которой каждому согласно индивидуальным способностям и склонностям будет отведена определённая роль. Таким образом, подобная постановка работы будет сплачивать коллектив, развивать способности каждого ребёнка и постоянно напоминать о значимости каждого человека, а, следовательно, и о равенстве всех людей.

Все мы уже убедились, ещё за школьной партой, что есть люди, которым ну просто не дается алгебра с геометрией, или история, или литература. У всех свои интересы и чем дальше мы учимся, тем яснее это становиться. Но при этом, очевидном даже для меня обстоятельстве, всем не зависимо от способностей писать как допуск к экзамену сочинение по литературе, и не важно дан человеку такой великий дар или нет.  С русским и математикой легче, абсолютно согласна, что без них никуда, и науки эти более менее точные, можно хотя бы зубрить. Ещё один животрепещущий вопрос, желание министерства образования сделать в дальнейшем обязательными английский язык и физику. В данном случае, кто-то скажет, что язык это важная вещь, а физика дана и нужна не каждому, кто-то скажет прямо противоположное. Я же вновь скажу о том, что кому-то просто в силу возможностей не даются языки, а кому-то точные науки.

Можно подумать, что веду я к развитию отдельной личности, и особенностям восприятия и мышления каждого человека. Нет, я предлагаю ещё в начальной школе выявить эти склонности и особенности детей, и организовать своеобразные группы. И нет, я не предлагаю обучать их по отдельности. Я бы предложила им помогать учителю в обучении оставшегося класса.

Кстати (только, вы не подумайте, это не лесть, это здравый смысл), очень интересной мне показалась идея нашего преподавателя по педагогике, согласно которой группы, на которые делятся дети, по истечении определенного периода будут перетасовываться, что поможет им научиться работать с совершенно разными людьми. 

Что же касается необходимости подготовить школьников к переменчивой и непредсказуемой жизни, тут смею предложить один спорный, но возможно эффективный вариант — отказ от постоянного расписания, как в плане предметов, так и в плане времени. Я не могу точно спрогнозировать последствия данного нововведения, их можно будет выявить только опытным путем, могу лишь предположить, что оно научит детей справляться с непредсказуемыми обстоятельствами в будущем. Необходимость постоянно следить за изменениями приучит к ответственности, неопределенность в конечном итоге научит выполнять задания в тот же день, когда прошел урок, что будет способствовать лучшему усвоению материала. Так же подобное устройство в чем-то упростит жизнь учителей — проще будет скорректировать расписание  в случае возникновения непредвиденных ситуаций в их жизни. 

В продолжение темы расписания, я бы окончательно перевела все наши школы на обучение парами, так называемыми блоками, которые уже взяли на вооружение некоторые СОШ. Пары вместо уроков, во-первых, помогут ученикам в дальнейшем быстрее адаптироваться в вузах, а во-вторых, сократят количество времени, затраченного на выполнение домашнего задания,  ну и как приятный бонус значительно сократят вес школьных сумок, на который так жалуются школьники и родители.

Формула «хочешь жить — умей учиться», воздвигнутая составителями манифеста, конечно же имеет место быть, эта истина стара как мир, и рано или поздно к ней приходит восемьдесят процентов человечества. Задача вложить эту истину в головы детей как можно раньше весьма значима. А вот методы её решения отнюдь неоднозначны. Предложенный авторами манифеста путь, основанный на личных мотивах, интересах и потребностях каждого человека, конечно заманчив, но вот применение его на практике вызывает существенные проблемы. Зачастую даже по истечению сроков обучения в школе многие выпускники так и не могут точно определиться в выборе своей будущей профессии, причина кроется в том, что для обоснованного выбора нужно то, из чего выбирать. А для этого необходимо попробовать как можно больше. Именно на разностороннее и разноплановое развитие ребёнка и должна быть ориентирована хотя бы средняя школа, старшие классы целесообразнее было бы потрать на подготовку к поступлению. Важное место в самоопределении занимают различные дополнительные занятия и элективные курсы, не говоря уже о развитии личности, они ещё и организовывают внеклассную деятельность ребенка. Разнообразие видов деятельности и максимальная занятость учеников позволит детям не только попробовать в жизни практически все, но и на практике объяснит им справедливость фразы об учении в течение всей жизни, привьет им своеобразную привычку все время учиться новому, постоянно находиться в движении к совершенству. 

Многообразие предметов, которое может стать следствием разностороннего образования, тоже весьма спорный вопрос, вызывающий недовольство многих учеников и родителей. В данном случае необходима сложная многоплановая система, начало которой уже было описано ранее. Создание нестрого обособленных подгрупп в начальной школе, может иметь место и при последующем обучении. При этом, дополнительная работа группы людей, отвечающих, например, за русский язык, будет заключаться вовсе не в том, чтобы выполнить за всех домашнее задание, а в том, чтобы подтянуть до среднего уровня отстающих, что сохранит тенденцию к взаимовыручке и сотрудничеству. В средней школе так же можно ввести ряд предметов по выбору, углубляющихся в изучение той или иной области (технической, гуманитарной, естественной и др.). На этих предметах ученики будут контактировать уже не в пространстве одного класса, а в пространстве всей параллели, что опять же ведет к расширению кругозора и знакомству с новыми людьми. Интересна так же идея кураторства, применяемая во многих вузах, суть которой в том, что у классов есть не только классный руководитель, но и кураторы из старшеклассников, которым нередко проще решить возникшую у подопечного проблему (взаимодействие переходит на уровень всей школы).  Но ещё пару слов об элективных курсах, ребенок вовсе не обязан выбирать их только из одной области, при желании и возможности он может посещать хоть все, что касается системы оценивания, думаю на дополнительных предметах можно обойтись и без неё, не будет у детей повода лишний раз расстраиваться из-за плохой оценки.

Повсеместное же введение профильных классов в старшей школе решило бы ряд проблем возникающих у выпускников. В десятом, одиннадцатом классах, обилие предметов становиться весьма отягчающим обстоятельством, успешная сдача экзаменов в формате ЕГЭ требует максимальной самоотдачи, а необходимость работать ещё и на аттестат нередко доводит выпускников до морального и физического истощения. Поэтому число предметов на этом этапе я бы сократила, сформировав классы определенной направленности, распределение в которые зависело бы в большей мере не от желания родителей или детей, а от склонностей и способностей (нам же советуют выбирать институты не по пошедшим туда друзьям, а по собственным интересам, так чем школа хуже?).

В общем и целом, самая главная и великая задача школы, формирование полноценных личностей, способных отвечать за свои поступки, взаимодействовать с обществом, самоотверженно дарить свои таланты миру, саморазвиваться и помогать в этом другим, совместными усилиями добиваться великой цели — развитие общества….


Рецензии